16+
Лайт-версия сайта

Клюевский женский монастырь в сельце Посошки Кромского уезда

Литература / Проза / Клюевский женский монастырь в сельце Посошки Кромского уезда
Просмотр работы:
07 июля ’2011   11:20
Просмотров: 25450

Клюевский женский монастырь в сельце Посошки Кромского уезда


Орловские Епархиальные Ведомости, 1 мая 1879 года, №9.

Распоряжения Правительства.
Указ Его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святейшего Правительствующего Синода, Преосвященному Ювеналию, Епископу Орловскому и Севскому, от 14 февраля 1879 года, за № 443,
ОБ УЧРЕЖДЕНИИ в Кромском уезде, в имении купца Торопова, женской общины.

По Указу Его Императорского Величества, Святейший Правительствующий Синод слушали предложение Г.Синодального Обер-Прокурора, от 4 января 1879 года о том, что Государь Император, по всеподданнейшему докладу определения Святейшего Синода, от 25 октября 1878 года в 30 день декабря того же года,
Высочайше соизволил на учреждение вь принадлежащемъ Кромскому купцу Афанасию Торопову имении, сельце Посошкахъ, Кромскаго уезда, женской общины съ богадельнею, преимущественно для вдовъ и сиротъ священно и церковнослужителей, и на укрепление за сею общиною жертвуемыхъ Тороповымъ недвижимыхъ имуществъ.



Справка.


Кромской купецъ Афанасий Тороповъ просилъ учредить въ принадлежащемъ ему имении сельце Посошкахъ. Кромскаго уезда, Орловской губернии, женскую общину съ богадельнею преимущественно для вдовъ и сиротъ духовнаго звания. На содержание этой общины и богадельни при ней купецъ Тороповъ жертвовалъ 470 десятинъ самой лучшей земли, находящейся при сельце Посошкахъ и селе Должонкахъ, Кромскаго уезда, водяную мукомольную мельницу на реке Кроме въ селе Кутафине, 5000 р., и обязывался построить на свой счеть, каменную церковь и все потребныя для общины и богадельни здания, изъ коихъ некоторыя въ настоящее время уже и окончены постройкою, по приблизительной стоимости по 20000 руб.


Кроме сего, Тороповъ жертвовалъ 5000 р- для обезпечения имеющаго быть при общинной церкви причта, изъ священника и псаломщика, которымъ должна быть выделяема и часть изъ доходовъ отъ земли и мукомольной мельницы, такъ чтобы въ общей сложности священникъ получалъ по 500 руб. въ годъ. а псаломщикъ по 200 р. 
Министерство Внутреннихъ Дел не встречало съ своей стороны препятствий къ испрошению Высочайшаго соизволения на учреждение въ сельце Посошкахъ, Орловской губернии. Кромскаго уезда, женской общины съ богадельнею на пожертвованныя купцомъ Тороповымъ средства, а Орловское Епархиальное Начальство признало устройство. означенной общины сь богадельнею весьма полезным и предлагаемыя купцомъ Тороповымъ для обезпечения сей общины средства вполне достаточными, представляя при семъ удостоверение о томъ, что на жертвуемомъ Тороповымъ въ пользу сказанной общины недвижимомъ имуществе исковъ, споровъ и запрещений не имеется.


Рассмотревъ изложенное, и, имея въ виду, что въ Орловской епархии нетъ доселе ни одной женской общины, Святейший Синодъ не встретилъ препятствий къ учреждению въ сельце Посошкахъ женской общины, но съ темъ, чтобы она никогда не производила книжныхъ сборовъ для усиления своихъ средствъ, и не испрашивала какихъ-либо пособий отъ казны, или отъ Святейшаго Синода. А посему Святейший Синодь, определениемъ 25 октября 1878 г. предоставилъ Г. Синодальному Оберъ-Прокурору испросить Высочайшее Его Императорскаго Величества соизволение какъ на учреждение въ сельце Посошкахъ Кромскаго уезда, Орловской губернии, женской общины съ богадельнею на изъясненныхъ выше основанияхъ. такъ и на yкреплeниe за сею общиною жертвуемыхъ купцомъ Тороповымъ водяной мукомольной мельницы и земли въ количестве 470 десятинъ. Приказали: обь изъясненномъ Высочайшемь соизволении дать знать Вашему Преосвященству указомъ, для зависящихъ къ исполнению распоряжений.
*
Интервью с директором Кутафинской средней школы А.Ф.Шевляковым:

- Александр Фёдорович, недалеко от села Кутафино существует городище. Что вы знаете об этом?
- Судя по воспоминаниям старожилов, это была укреплённая крепость, так как рядом проходил тракт Орёл-Севск. Холм являлся местом, где находились воины для отражения врага.
- В каком состоянии холм сейчас?
- В нормальном состоянии. Помню, что в детстве, когда я учился в первом или во втором классе, производились раскопки, которыми руководила известная учёная Никольская, если мне не изменяет память…
- Никольская Татьяна Николаевна.
- Совершенно верно!
- И что же она там нашла?
- В тот период времени я, конечно, мало этим интересовался. Раскопки велись долго: месяц или два. Мы прибегали к холму, смотрели на людей, производящих работы. Участники экспедиции жили в палатках, что для нас было в то время в диковинку. К сожалению, никого не осталось в живых и из жителей сельсовета, с кем беседовала Никольская по истории городища: а она очень долго ходила по домам, выспрашивая дотошно всё, что, так или иначе, касалось городища.
- Хорошо, Александр Фёдорович, а вот недалеко от деревни Красная Роща есть постройки каменные. Что вы скажете о них?
- Вы немножко перепутали: эти постройки находятся недалеко от городища, на западной оконечности посёлка Красная Заря. Здесь стоял монастырь, разрушенный в советское время. Но до сих пор остались кухня и конюшня от монастыря. К сожалению, сам монастырь был разрушен в конце 60-х годов. По истории монастыря существует несколько версий, кто построил и на какие средства? Более менее правдоподобная – такая.



Был некто Клюев, уроженец деревни Цвеленево Кромского уезда, ныне Сосковского района. Деревня находится недалеко от посёлка Красная Заря. Как человек, Клюев был озорной, азартный, в молодости занимался грабежом, с помощью которого скопил большой капитал. Когда он занемог, то решил перед Господом Богом искупить свои грехи. И на награбленные деньги Клюев построил монастырь. Я помню, что здание монастыря было величественное, поражало своей красотой. И хотя к 60-м годам ХХ века оно было частично разрушено, производило неизгладимое впечатление. Вокруг монастыря была красивая изгородь, также впоследствии растасканная. В простонародье монастырь назывался Клюевским, в честь того человека, который его построил на деньги, нажитые неправедным путём. 
- Я знаю, что данный Клюев – это Торопов! Он организовал монастырь в деревне Посошки, которой сейчас на карте Кромского района просто нет. Может быть, в данное время Посошками зовут у вас какую-то часть населённого пункта?!
- Деревня Посошки – это нынешнее название деревни Рыжково. Населённый пункт находился где-то в полутора километрах от монастыря. Что касается деревни Посошки, то я это название услышал от отца. Есть историческая справка о том, что когда-то деревня Посошки принадлежала неизвестному барину. Но землю у этого барина и, в том числе данный населённый пункт, купили три крестьянина из деревни Сухочево Кривчиковского сельсовета: Бабенков, Бочаров и, если не изменяет память, Грузинцев. Деревня была очень зажиточная. В период коллективизации многих людей раскулачили. Насколько мне известно, 6 семей: Лавровы, Бочаровы, Грузинцевы были сосланы на Соловки. Их дети сейчас проживают в Москве. Помнится, в детстве они приезжали на свою историческую. Родину. К сожалению, как и многие другие, эта деревня вымирает: в настоящее время там осталось только 2 хозяйства.
- Александр Фёдорович, мне удалось обнаружить в Орловских Епархиальных ведомостях за 19 век Указ царя Александра 2 от 14 февраля 1879 года об утверждении в Кромском уезде женской общины. И то, что вы сказали о Клюеве-Торопове, явится ценным добавлением. Всё это, с разрешения редактора, будет опубликовано в газете «Заря». А наших читателей мы просили бы присылать свои воспоминания, как по Торопову-Клюеву, так и по другим темам.

*

Наш комментарий.
А.Ф.Шевляков не совсем прав, когда сказал о том, что деревня Посошки – это нынешняя деревня Рыжково. Смотрим карту за 1789 год и видим: на правом берегу реки Лешенки, у самого устья, находятся друг за другом такие населённые пункты: деревня Лешня, деревня Посошки, деревня Рышкова(с буквой «ш»). Расстояние от Лешни до Посошков – менее одной версты. А от Посошков до Рышкова – верста. Не исключено, что деревня Посошки просто влилась или в Лешню, или в Рыжково. Скорее всё-таки в Рыжково, если следовать ответу А.Ф.Шевлякова.
В 1847 году землю у д.Рышкова купили такие крестьяне деревни Сухачёвой(с «а»): Лавров, Бочаров и Бабенков (см.мою книгу «Кромское Поочье», стр. 332).

В 1868 году стараниями крестьянина деревни Рыжкова Алексея Григорьевича Бабенкова и кромского купца Афанасия Петровича Торопова храм в селе Должонки был расширен.


Итак, мы можем предположить, что Торопова звали Афанасием Петровичем. Любопытно, что в 1899 году в селе Шахово было волнение крестьян, которые выступили против кромского купца Мирона Афанасьевича Торопова. Шаховское имение ему досталось от отца, купившего шаховские земли от помещика Мовчана.


Как видим, Торопов Афанасий Петрович был очень богатым человеком своего времени, если владел обширными землями в Кромском уезде и принимал деятельное участие в благотворительной деятельности.
Жаль, конечно, что разрушили храмы и монастыри на кромской земле. И дело здесь не в том, верующие мы или нет. Зачем ломать то, что не нами создано, что могло бы приносить пользу народу. А нельзя ли было приспособить тот же монастырь хотя бы под склад, а ещё лучше под музей?! Если варварство 30-е годов прошлого века ещё можно оправдать революционным угаром наших властей, далёких от народа, то в 60-е и 70-е годы ХХ века, когда было разрушено не менее, а может, более церквей, чем до войны, оно показало полную несостоятельность кремлёвской верхушки, не способной видеть крах своего правления.



Уже в 70-е годы ХХ века, во время работы в Кромском районе директором школы, я слышал байки о том, что, мол, монашки Клюевского монастыря только тем и занимались, что лишали втихую жизни родившихся у них младенцев. Причём, убивали они их так: брали за ноги и били головой о стены.


И было неважно, что монастырь, как видно из документа, предоставлялся для вдов и сирот. А нужно было во что бы ни стало подчеркнуть бесчеловечную царскую жестокость хотя бы в образе этих бедных монашек. 
Но если приглядеться, то можно сказать, что монастырь был первым на Орловщине Домом для ветеранов, Домом для престарелых и немощных людей. Безусловно, на фоне высылки в 30-50-е годы людей на Соловки и в Сибирь, Клюевский монастырь был у ретивых администраторов-демократов, как бельмо на глазу.


Однако и ныне новые капдемократы пытаются до основания разрушить всё (и хорошее, и плохое) наследие социализма, по делу и без дела романтизируют царский, в общем-то изживший себя, режим, стремятся кого-то куда-то вынести, заклеймить позором, дабы без груза прошлых, 70 с лишним лет, идти дальше по светлому, усыпанному денежными купюрами пути. Увы, всё это уже было в нашей истории.


Если бы дело было только в уничтожении храмов и монастырей, то Советы должны были существовать вечно. Но весь парадокс состоит в том, что, уничтожая прошлое, власть уничтожает себя, настоящую. Разрушенный монастырь развязал руки многим людям, особенно молодым, которые увидели, что нет на земле никакой святости, что можно крушить и рушить всё подряд, в том числе и власть Советов. 
Сейчас, видимо, грядёт эпоха замены социалистических символов демократическими. Запад диктует: нужно враз покончить с наследием социализма и уничтожить всё, что напоминает об этом, выбросить на помойку! Представим, что Москва вынесла тело вождя, а вслед за этим регионы, соревнуясь друг с другом, начнут тащить по улицам памятники соцлидерам. Ура, с прошлым покончено!

А как быть с человеком, его душою и верованиями?! Тоже на помойку?! Увы, всё это мы уже проходили, да видно, урок не пошёл впрок нашим младореформаторам и их последователям… .



Надо заметить, что советская идеология многое почерпнула из царских постулатов. В частности, настораживает то, что многие храмы и, в том числе монастыри, строились, якобы, на деньги людей, создавших свои капиталы грабежом и насилием. Так, в церковных книгах 19 века писали о том, что известный Оптин монастырь под городоми Карачевом основал некто Опта. Никто не знает, кто такой Опта, да и был ли он на самом деле, но точно, будто бы, было известно, что являлся он «разбойником», решивший под конец жизни уйти под лоно церкви. Такими легендами священнослужители привлекали на свою сторону всех людей, что было, в общем-то, похвально. А с другой стороны, они хотели показать свою силу, если и разбойники становились верующими.


Но почему-то не брался в расчёт один момент: а разве было место разбойнику и грабителю в церкви? В советское время подобные «истории с душком» ловко использовались в идеологической пропаганде: нажитое разбоем и грабежом должно быть уничтожено! И уничтожалось. И на фоне «разбойников» легче воспринималось то, что монашки не были святыми, занимались прелюбодеяниями, а по ночам в монастырях слышались детские предсмертные крики. Могла ли советская власть терпеть всё это?! Конечно же, нет! 



В настоящее время сочиняются новые байки, но уже о жестокости большевиков, чтобы оправдать свой строй и увести в сторону людей от насущных проблем. Хлеба и зрелищ просили древние римляне. Бесконечные боевики, с кровью и насилием, игровые автоматы, жевательные резинки, аллергические продуктозаменители в фольговых упаковках и многое другое окружают нас всюду.
Что делать, вновь спросят читатели. Взять всё самое лучшее от прошлых времён и наполнить (методом проб и ошибок, но постепенно) нашу жизнь новым содержанием.
А самое главное, власть должна быть истинно народная, а закон на стороне правды. Не нужно разрушать то, что создано руками наших предков. И только так мы сможем двигаться вперёд! 

Василий АГОШКОВ.
10.Х.2005г., пгт.Кромы.



*В 2007г на место бывшего Клюевского женского монастыря приезжали две монашки (см. альманах №2, сайт НГ), смотрели, можно ли возродить монастырь. Нет, сказали гости, почти всё уничтожено "до основания".

7.7.2011.






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 07 июля ’2011   12:30
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!!!

Оставлен: 07 июля ’2011   13:22
ОЧЕНЬ ПОЗНАВАТЕЛЬНО!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

170
Судьбу не обмануть…

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft