Руководитель клуба "Следопыты" Серафима Тимофеевна СТРОЕВА
Из альманаха "КромА" №4 за 2010г
Учредитель, редактор-составитель, издатель - В.И. Агошков.
Родилась 20 июля 1923г в дер. Малая Куликовка Орловского района. Работала воспитателем в школе-интернате. Возглавляла клуб «Следопыты».
ОНИ ОСВОБОЖДАЛИ КРОМЫ ОТ НЕМЕЦКО-ФАШИСТКИХ ЗАХВАТЧИКОВ.
В августе 1943г шли ожесточённые бои на Орловско-Курской дуге. В освобождении Кром принимали участие: 654 стрелковый полк и 507 стрелковый полк 148 стрелковой дивизии 13 Армии, 8 гвардейский Воздушно-Десантный стрелковый полк, три гвардейские Воздушно-Десантные стрелко-вые дивизии и другие воинские подразделения.
В боях за Кромы погибло более 100 человек. Списки с течением времени уточняются, дополняются. Одновременно с этим вычёркиваются из списков те, кто считался погибшим. Так, во время работы клуба «Следопыты» Кромской школы-интерната было найдено 5 человек, которые после тяжёлого ранения и лечения в госпиталях продолжали свой боевой путь до окончания войны: Бондаренко Н. И., Трикоза Ф.Н., Черкасов Е.Н., Вуколов А.В., Кидиашвили П.Г.
После обращения следопытов в газету «Советский патриот» с просьбой откликнуться бывшим воинам, освобождавшим Кромы, пришли письма от бывших офицеров, политработников, корреспондентов фронтовых газет. Многие прислали фотографии. Это был 1975 год.
Среди них: Радин Григорий Афанасьевич – бывший командир стрелковой роты 496. Проживает в г.Ельце. Он дал адреса нескольких освободителей Кром.
*Панфёров Ф. – секретарь комитета ветеранов 148 стрелковой дивизии. Он выслал брошюру профессора Венича Б.Л. «148 стрелковая дивизия саратовцев на фронтах Великой Отечественной войны». Город Энгельс.
*Шпак Алексей Викторович – корреспондент газеты, инструктор политотдела 74 стрелковой Краснознамённой Киевско-Дунайской ордена Богдана Хмельницкого дивизии.
*Ярошкевич Евгений Александрович – начальник штаба 654 с.п., майор. Во время освобождения Кром был командиром взвода. Имеет награды.
*Дзюба Иван Филиппович – 1918 г.р. После окончания фельдшерской школы был направлен в 654 с.п. 148 с.д. Прошёл здесь всю войну от г. Энгельса, освобождал города и сёла Орловской обл., Белоруссии, дошёл до Эльбы. Закончил войну в звании капитана. Имеет награды. После войны работал в г.Ельце в лаборатории научно- исследовательского института.
*Шадрин Илья Ильич – подполковник, начальник инженерной службы 507 с.п. 148 с.д. Во время освобождения Кром был командиром сапёрного батальона. Со своей ротой разминировал минное немецкое оборонительное кольцо вокруг Кром. Войну закончил в Германии, имел много наград. После войны работал учителем в школе в г.Бердянске (Украина).
*Шишов Клавдий Алексеевич – старший лейтенант отдела кадров 48 армии, работал в штабе 74 с.д. Прошёл боевой путь от Липецка до Кёнигсберга. Имеет награды. После войны работал главным бухгалтером треста совхозов.
*Чубаков Борис Митрофанович, майор. Воевал в составе 48 дивизии 13 Армии. Освобождал г.Орёл, Кромской район, Брянск, Минск, Брест.
*Сенников Иван Андреевич – гвардии подполковник, секретарь дивизионной газеты, служил в политотделе 13 Армии старшим инструктором. Он прислал нам фотокопию листовки, которые разбрасывались с самолётов. Листовки призывали солдат бороться за Кромы, совершать подвиги.
*Бондаренко Николай Иванович – сержант 654 с.п. 148 с.д. Считался до 1975 погибшим. Но следопыты нашли его живым в г.Бузулук Оренбургской обл. Он был в Кромах тяжело ранен. После госпиталя вновь пошёл воевать и служил до окончания войны.
О ЛЁТЧИКЕ, ЧУДОМ ОСТАВШЕМСЯ В ЖИВЫХ!
Экипажу самолёта, погибшему в бою за п.Кромы 1 августа 1943г, поставлен памятник на территории совхоза «Кромской». Их было четверо: Коновалов И.П. – пилот, Крещук Адам и Крупенчин Леонид – стрелки-радисты, Филов Иван – штурман.
Но Коновалову И.П. удалось чудом спастись. Он остался жив и продолжал воевать до окончания войны. Вот строки из его письма, которое он прислал следопытам: «Вылетели на задание 9 наших самолётов. Не дойдя ещё до цели, зенитным огнём противника был выведен из строя правый мотор нашего самолёта. Сбросив бомбы, самолёты стали возвращаться, а наш (подбитый) отставал от всех. Нас атаковали 4 истребителя противника. Было перебито рулевое управление. Самолёт стал неуправляемым. Пилот дал команду экипажу прыгать с парашютом, но ответа ни от кого не последовало: стрелки и штурман были убиты.
Коновалов выбросился из самолёта, когда он стремительно падал. Раскрылся парашют почти у земли. Лётчик получил сильное растяжение связок ног и был ранен в ногу. Сгоряча отбежал от загоревшегося упавшего метрах в 20 от него самолёта, а потом пополз. В овраге находились укрывшиеся от боя жители окружающих деревень. Они подбежали к лётчику. Он попросил спрятать парашют, т.к. немцы могли каждую минуту нагрянуть. До линии фронта было 5 – 7 км. Коновалов укрылся на картофельном поле. Всю ночь полз, а к утру приполз к своим.
Полтора месяца пролежал в госпитале. Потом воевал до окончания войны. Имел много боевых вылетов. Был дважды ещё сбит. После войны демобилизовался и летал в «Аэрофлоте» командиром корабля до 1975г, жил в Москве. С. Строева.
СПАСИБО ВАМ!
В.И.Агошкову.
Спасибо вам, Василий Иванович,
За Ваш большой,
неутомимый труд, –
Что журналистикой зовут.
Спасибо Вам за все поправки,
Уместные и нужные добавки, –
Те, что в историю войдут.
Дай Бог, Вам бодрости, здоровья
Вперёд, на долгие года.
И чтобы не был рок суровым!
Удачи в поиске – всегда.
Ищите умные таланты,
Людей сердечных и простых,
И очень добрых, и галантных,
И кто в работе – за двоих!
О них мы знать должны и помнить,
Гордиться ими, брать пример.
На Вас – надежда: в нашем Кроме
Вы главный краелюбомер!
*