-- : --
Зарегистрировано — 123 443Зрителей: 66 525
Авторов: 56 918
On-line — 7 001Зрителей: 1345
Авторов: 5656
Загружено работ — 2 123 520
«Неизвестный Гений»
Александр Васильевич Агошков, член МГО СП России.
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
18 июня ’2011 11:18
Просмотров: 25115
Александр Васильевич Агошков,
член МГО СП России.
ЗАЧЕМ АЛМАЗУ ОГРАНКА…
Литературная критика.
Из альманаха "КромА" №3 за 2008г.
Учредитель, редактор-составитель, издатель - В.И. Агошков.
Обратил внимание на поэтический дебют Ирины К. в альманахе «Недна» /№1/8/2008г/. (Выпускают в пгт. Кромы Совет ветеранов войны и труда и общество инвалидов)
Не стоит забывать, что объективных критериев оценки творчества по определению быть не может, поскольку истинный творец – всегда первопроходец и, соответственно, сам себе и редактор, и корректор, и цензор, и критик, и судья. И чем талантливее, одарённее автор, тем беспощаднее он к своим творениям. И поэтому считаю едва ли не самым неблагодарным делом – писать на чужое творчество какие-либо рецензии; пытаться оценить, «взвесить» чей-то талант – это подразумевает очень большую ответственность, которая даже вкупе с «опытностью» и «маститостью» не даёт морального права браться за «разбор полётов» поэтической мысли.
Поэтому попробую подойти к творчеству Ирины максимально объективно и конструктивно. Итак, в стихотворении «Дождь» читаем:
«Прорвалось небо проливным дождём,//Промокло платье, волосы, ресницы…
Пора бы спать, но в эту ночь не спится,//Лежишь тихонько ты и слышишь дождь…
О чём поют тебе все эти капли,//Летящие всё с неба, с веток, с крыш?..
О чём поют тебе все эти капли,//Когда под синим небом ты лежишь?..»
Чувствуется романтическое настроение лирического героя, вернее, героини стихотворения? Светлой грустью проникнута её душа, а сердце сладко бьётся в предвкушении любви – кстати, неплохое название для этого стихотворения – «Предвкушение любви». Но… «промокло платье, волосы, ресницы ... Пора бы спать, но в эту ночь не спится…» Что бросается в глаза? Как же спать, когда «промокло платье, волосы, ресницы»? Героиня не спит в «ночь дождя», но откуда тогда взялось «синее небо» ночью?
Поэзия – это точная наука, где и метафоры, и гиперболы и другие художественные приёмы преследуют одну цель – попасть в десятку при описании человека, образа, природы, явления, предмета и т.д.
Ещё отрывок:
«Ночное свидание
Стрекот кузнечика... Капли росы…//По траве разметались две русых косы…
Омуты глаз поволокой блестят,//С чувственных губ сладкий струится яд…
Рифма «Косы» – «росы» из серии «розы» – «морозы». «Омуты глаз поволокой блестят…» – «глаза с поволокой»: довольно часто встречающийся литературный, поэтический штамп…
«Я стою у черты и не знаю,//Может, стоит перешагнуть?..
Сделать выбор должна, понимаю,//Но какой будет правильным путь?»
Есть своя прелесть: это чистая «девичья» поэзия – тем и «цепляет».
«Читая Проспера Мериме
Деревья безумно рыжие,
Прекрасен осенний наряд.
Гляжу я в глаза бесстыжие
И каждой секунде рад…
…Душа твоя – тьма кромешная,
Но сколь мне приятен плен!
Распутная, злая, грешная…
Цыганка моя, Кармен.»
Есть интересные рифмы: «сама» – «с ума», «мышью» – «лишним»; образ Кармен, не совсем понятно, почему с осенью ассоциирован? Цвет Кармен – красный. Да и строчки не самые лучшие: «безумно рыжие», «глаза бесстыжие».
«Не бойся смерти – её нет,
То лишь иллюзия, лишь сон,
Что видишь ты. То лунный свет,
Что льётся к сердцу из окон.
***
Мы в королевской свите лишь пажи,
Но можем мы заметить с полным правом,
Как, в сущности, глупа бывает жизнь,
Когда нельзя довольствоваться малым…»
Как говорится, зерно тут, бесспорно, есть, но алмаз не обработан, огранки требует явной, местами очень глубокой. И ещё одно: я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Творчество – сугубо субъективный процесс. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца!» Хвалить молодого автора – только портить, ругать «по чём зря» – руки можно отбить, а вот посоветовать, местами жёстко, помочь автору со стороны взглянуть на своё творчество – вот основная задача рецензента. Задача в том, чтобы критикуемый автор совершенствовался после вашей критики.
Кстати, о «великих». Например, Пастернак.
В общественное сознание внедрён как поэт первого ряда 20 столетия. Однако, даже в своём «программном», знаковом, «фасадном» стихотворении уязвим для критики.
«Гул затих – я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку…».
И где же поэт нашёл на подмостках «дверной косяк»?
Посредством «пиара» из рядового литератора (или артиста) делают величину мирового уровня, а из гения, наоборот, лепят образ заштатного, чудаковатого автора районной газеты.
К сожалению, мало настоящих, вдумчивых читателей, с развитым художественным вкусом, способных отличить талант от подделки. Главный совет начинающим авторам: если чувствуете потребность писать, желание донести свои мысли, чувства, переживания посредством печатного слова до читателя, то, безусловно, пишите и ни на кого не обращайте внимания, не отвлекайтесь, но к конструктивной критике прислушивайтесь.
Конструктив от деструктива ваше сердце легко отличит, даже если разум ещё к такому анализу не готов. Если же вы взяли в руки перо для денег, славы, удовлетворения каких-то амбиций, но само литературное ремесло при этом даётся вам с огромным трудом, и вы буквально вымучиваете из себя что-то окололитературное, то, поверьте, не надо себя насиловать, займитесь чем-нибудь более для себя подходящим, ищите себя. Писать надо легко, так, чтобы этот процесс приносил вам удовольствие.
А Владимир Маяковский, к примеру, который «изводил тысячи тонн словесной руды единого слова ради», получается, не своим делом занимался?! Или не был «подключён» к информационному полю земли – в противном случае, почти мгновенно находил бы и нужное слово, и точную метафору.
Почитайте Николая Рубцова – вот один из настоящих гениев русской поэзии ХХв. На него стоит равняться, но ни в коем случае не подражать, не копировать. Просто душу его живую в стихах почувствуйте и поймёте, какая величина перед вами.
*
член МГО СП России.
ЗАЧЕМ АЛМАЗУ ОГРАНКА…
Литературная критика.
Из альманаха "КромА" №3 за 2008г.
Учредитель, редактор-составитель, издатель - В.И. Агошков.
Обратил внимание на поэтический дебют Ирины К. в альманахе «Недна» /№1/8/2008г/. (Выпускают в пгт. Кромы Совет ветеранов войны и труда и общество инвалидов)
Не стоит забывать, что объективных критериев оценки творчества по определению быть не может, поскольку истинный творец – всегда первопроходец и, соответственно, сам себе и редактор, и корректор, и цензор, и критик, и судья. И чем талантливее, одарённее автор, тем беспощаднее он к своим творениям. И поэтому считаю едва ли не самым неблагодарным делом – писать на чужое творчество какие-либо рецензии; пытаться оценить, «взвесить» чей-то талант – это подразумевает очень большую ответственность, которая даже вкупе с «опытностью» и «маститостью» не даёт морального права браться за «разбор полётов» поэтической мысли.
Поэтому попробую подойти к творчеству Ирины максимально объективно и конструктивно. Итак, в стихотворении «Дождь» читаем:
«Прорвалось небо проливным дождём,//Промокло платье, волосы, ресницы…
Пора бы спать, но в эту ночь не спится,//Лежишь тихонько ты и слышишь дождь…
О чём поют тебе все эти капли,//Летящие всё с неба, с веток, с крыш?..
О чём поют тебе все эти капли,//Когда под синим небом ты лежишь?..»
Чувствуется романтическое настроение лирического героя, вернее, героини стихотворения? Светлой грустью проникнута её душа, а сердце сладко бьётся в предвкушении любви – кстати, неплохое название для этого стихотворения – «Предвкушение любви». Но… «промокло платье, волосы, ресницы ... Пора бы спать, но в эту ночь не спится…» Что бросается в глаза? Как же спать, когда «промокло платье, волосы, ресницы»? Героиня не спит в «ночь дождя», но откуда тогда взялось «синее небо» ночью?
Поэзия – это точная наука, где и метафоры, и гиперболы и другие художественные приёмы преследуют одну цель – попасть в десятку при описании человека, образа, природы, явления, предмета и т.д.
Ещё отрывок:
«Ночное свидание
Стрекот кузнечика... Капли росы…//По траве разметались две русых косы…
Омуты глаз поволокой блестят,//С чувственных губ сладкий струится яд…
Рифма «Косы» – «росы» из серии «розы» – «морозы». «Омуты глаз поволокой блестят…» – «глаза с поволокой»: довольно часто встречающийся литературный, поэтический штамп…
«Я стою у черты и не знаю,//Может, стоит перешагнуть?..
Сделать выбор должна, понимаю,//Но какой будет правильным путь?»
Есть своя прелесть: это чистая «девичья» поэзия – тем и «цепляет».
«Читая Проспера Мериме
Деревья безумно рыжие,
Прекрасен осенний наряд.
Гляжу я в глаза бесстыжие
И каждой секунде рад…
…Душа твоя – тьма кромешная,
Но сколь мне приятен плен!
Распутная, злая, грешная…
Цыганка моя, Кармен.»
Есть интересные рифмы: «сама» – «с ума», «мышью» – «лишним»; образ Кармен, не совсем понятно, почему с осенью ассоциирован? Цвет Кармен – красный. Да и строчки не самые лучшие: «безумно рыжие», «глаза бесстыжие».
«Не бойся смерти – её нет,
То лишь иллюзия, лишь сон,
Что видишь ты. То лунный свет,
Что льётся к сердцу из окон.
***
Мы в королевской свите лишь пажи,
Но можем мы заметить с полным правом,
Как, в сущности, глупа бывает жизнь,
Когда нельзя довольствоваться малым…»
Как говорится, зерно тут, бесспорно, есть, но алмаз не обработан, огранки требует явной, местами очень глубокой. И ещё одно: я ни в коем случае не претендую на истину в последней инстанции. Творчество – сугубо субъективный процесс. «Хвалу и клевету приемли равнодушно и не оспоривай глупца!» Хвалить молодого автора – только портить, ругать «по чём зря» – руки можно отбить, а вот посоветовать, местами жёстко, помочь автору со стороны взглянуть на своё творчество – вот основная задача рецензента. Задача в том, чтобы критикуемый автор совершенствовался после вашей критики.
Кстати, о «великих». Например, Пастернак.
В общественное сознание внедрён как поэт первого ряда 20 столетия. Однако, даже в своём «программном», знаковом, «фасадном» стихотворении уязвим для критики.
«Гул затих – я вышел на подмостки, прислонясь к дверному косяку…».
И где же поэт нашёл на подмостках «дверной косяк»?
Посредством «пиара» из рядового литератора (или артиста) делают величину мирового уровня, а из гения, наоборот, лепят образ заштатного, чудаковатого автора районной газеты.
К сожалению, мало настоящих, вдумчивых читателей, с развитым художественным вкусом, способных отличить талант от подделки. Главный совет начинающим авторам: если чувствуете потребность писать, желание донести свои мысли, чувства, переживания посредством печатного слова до читателя, то, безусловно, пишите и ни на кого не обращайте внимания, не отвлекайтесь, но к конструктивной критике прислушивайтесь.
Конструктив от деструктива ваше сердце легко отличит, даже если разум ещё к такому анализу не готов. Если же вы взяли в руки перо для денег, славы, удовлетворения каких-то амбиций, но само литературное ремесло при этом даётся вам с огромным трудом, и вы буквально вымучиваете из себя что-то окололитературное, то, поверьте, не надо себя насиловать, займитесь чем-нибудь более для себя подходящим, ищите себя. Писать надо легко, так, чтобы этот процесс приносил вам удовольствие.
А Владимир Маяковский, к примеру, который «изводил тысячи тонн словесной руды единого слова ради», получается, не своим делом занимался?! Или не был «подключён» к информационному полю земли – в противном случае, почти мгновенно находил бы и нужное слово, и точную метафору.
Почитайте Николая Рубцова – вот один из настоящих гениев русской поэзии ХХв. На него стоит равняться, но ни в коем случае не подражать, не копировать. Просто душу его живую в стихах почувствуйте и поймёте, какая величина перед вами.
*
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 18 июня ’2011 11:31
моя признательность... совершенно не умею судить чье-либо творчество...+!!!
|
VEK16
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор