В нашей книге «Кромское Поочье» (Орёл, 1997г), мы отвели рассказу о поэте Анатолии Сидорове всего 13 строк. И не потому, что он этого не заслуживает, а из-за удивительной (но в данном случае, дружески заметим, не совсем нужной) скромности. И через 10 лет, в 2007 году, когда Анатолий Никитович на наши уговоры наконец-то согласился выпустить книгу стихов, он вновь не представил свою биографию. Поэтому приходится довольствоваться скудными сведениями…
Родился поэт в городе Орле 27 сентября 1938 года, «на улице Красноармейской». Через 3 года, перед самой оккупацией областного центра, семья переехала в деревню Моховое Кромского района. Отец погиб на фронте в 1943 году. Мать трудилась в колхозе рядовой колхозницей. Было трудно, голодно. Среднюю школу Анатолий закончил в селе Короськово, что находится на реке Оке, за 10 с лишним километров от Мохового. Затем он работал три года на стройках Сибири. Но родные места манили назад.
Вернулся в Орёл и устроился на завод «Дормаш». Однако и лесковская природа звала к себе. И поэт не мог не откликнуться на её зов – переехал в Моховое. Долгое время был директором местного Дома культуры. Сейчас находится на пенсии и живёт в гостомльских краях.
Стихи пишет со школьных лет. Печатается в областных и районных газетах. Его произведения представлены в Сборнике поэтов и прозаиков «Кромские перезвоны» (Орёл, 1997г, страницы 17-20) и «Книге памяти и славы Кромского района» (Орёл, 2005г, страницы 53, 113).
В 2003 году А.Н.Сидоров был награждён Почётной грамотой Кромского районного совета ветеранов войны и труда как победитель смотра-конкурса чтецов «Живое слово о подвиге», посвящённого 60-й годовщине разгрома немецко-фашистских войск в битве на Орловско-Курской дуге». Имеет он поощрения и от Отдела Культуры администрации района. Однако главная награда – это, конечно же, любовь читателей. Стихи моховчанина – мелодичны и легко запоминаются, потому что рассказывают о том, что близко сердцу каждого.
Композиторы Валерий Ильин, Леонид Симаков и Геннадий Роенко написали на слова Анатолия Никитовича несколько песен. Среди них – наиболее известная – «Кромской вальс» Г.И.Роенко. Мелодия этой песни звучит как заставка-позывные к радиопередачам «Кромские родники», которую мы редактируем и выпускаем. Конечно, можно предъявить претензии Орловской областной организации Союза писателей России, что оставили без своего внимания серьёзного поэта Анатолия Сидорова. Но и сам Анатолий Никитович маловато прилагал усилий к тому, чтобы его творчество звучало более широко. И мы рады, что, наконец, выходит первая книга стихов талантливого автора. И пусть тираж её пока небольшой, но это хорошее начало! А.Н.Сидоров умеет работать над словом. Некоторые его стихотворения можно смело включать в хрестоматии по литературе, и не только Орловщины, но и всей России. Среди удач – и сочинение «Баян».
Начало стихотворения сразу же вводит в душевный мир:
Когда меня терзают муки // И жжёт какой-нибудь изъян,
Как талисман, беру я в руки, // Забытый, старенький баян…
Мы представляем мятущегося лирического героя, волею судьбы оказавшегося без родственников, возможно, и по своей причине, в сельской избе. Не с кем поговорить по душам, излить наболевшее. И вдруг глаза человека натыкаются на «забытый, старенький баян», который также «одинок и несчастен». Лирический герой и баян необходимы друг другу, им есть что вспомнить, ведь когда-то вместе ходили на свадьбы, крестины, именины, новоселья. И им улыбалось счастье.
Но исчезли эти времена, а память осталась…
Пройдусь по кнопкам чёрно-белым, // Настрою хриплые басы.
И в мире шумном, оголтелом // Остановлю на них часы,
Чтоб время быстро не бежало, // А плыло музыкой, пленя,
Чтоб муза сердце обжигала, // А лира пела для меня.
Чёрно-белые кнопки – это как чёрные и белые полосы в жизни человека. «Хриплые басы» сравнимы с хрипловатым голосом пожилого человека. Но немного установки на молодость – вновь напряжены голосовые связки, вновь плывёт нежная музыка…
И утешенье, и награда, // Когда душа моя горит.
Он и поёт мне то, что надо, // И то, что надо говорит…
Замечательно: баян охотно выполняет любую просьбу своего хозяина, лишь бы он играл на нём, не забывал его в дальнем углу. Баян, как и верный пёс, всегда рядом! А та, которая когда-то жила с лирическим героем в этом доме, улетела в другой город. Она хотела, чтобы баянист всегда слушал только её, но не могла и не умела прислушиваться к мнению других, в том числе и любимого человека. Но любимого ли?!
А баян может утешить душу тем, что умеет понять своего собеседника: и споёт «то, что надо», «и то, что надо, говорит».
Я жажду сердца утоляю, // Когда берусь за нотный стан.
Благословляя, восхваляю // Надёжный, преданный баян.
Последнее четверостишие наиболее эмоциональное. Автор, видимо, долго подбирал слова. Судите сами: жажду утоляют из стакана. Казалось бы, что автор тоже напишет «стакан»:
«Я жажду сердца утоляю, // Когда берусь за…».
Однако неожиданно вместо этого слова он пишет «…нотный стан». Почти тёзки: стан-стакан! Но «снимает стресс» лирический герой не стаканом, а станом! Однако весь трагизм положения в том, что нет рядом «стана любимой женщины»! А посему герой стихотворения благословляет и восхваляет «надёжный, преданный баян»! Так стихотворение о музыкальном инструменте стало рассказом и о лирическом герое, его личной неустроенности, но умеющим быть благодарным тем людям и одушевлённым предметам, которые не предают и всегда – рядом!
Есть у автора и стихи о гармони:
Проникает до уголков души и стихотворение «Старые письма». Герой нашёл «два…письма», и сердце его «тронула прохлада»…
Какой рукою ты их мне писала? // Зачем так ждал и получал их я?
А всё потому, что:
Ушли с тобой притворные зигзаги,//И, словно, прошлогодняя трава,
Остались кляксой на листке бумаги//Фальшивые, ненужные слова.
Жизнь, известно, – это чистый лист бумаги. Один человек пишет на нём свою судьбу ровным каллиграфическим почерком, другой – неряшливым, а третий и вовсе ставит кляксы. И счастлив тот, кто не выделывает на жизненном пути «притворные зигзаги» и не превращает его в жидкую, грязную колею… Однако настоящий поэт не только ходит по земле, а и стремится в небо. Когда долго смотришь на звёзды, видишь, как они падают к земле, то можно написать такое прекрасное стихотворение, как «Комета», которое, опять же, не отделимо от судьбы самого лирического героя:
Влюбиться в чужую – плохая примета,// Я это теперь не таю!
Шальная комета, по имени Света,// Вошла в атмосферу мою…
И, если ранее поэт делал в таких случаях, как правило, пессимистический прогноз, то теперь он предлагает читателю и обнадёживающий вывод:
И всё же любовь – неплохая примета:
Нам горько и сладко вдвоём.
И если исчезнет комета, то Света,//Останется в сердце моём!.
.
Анатолий Никитович из тех людей, которые не привыкли жаловаться на свои многочисленные «болячки». Несмотря на одиночество, он стойко переносит «удары судьбы». Журналист В.П.Ахулков рассказал мне о том, что весною А.Н.Сидоров из-за «больных ног» попал в районную больницу. Вызвал Виктора Петровича к себе по телефону. Тот, как мог, готовился утешать своего друга, но вместо жалоб поэт подал ему листок с новым стихотворением для районной газеты «Заря». Четверостишия посвящались женщинам:
Женщина – земное украшенье,//Свет её лучится сквозь года.
Женщина – и боль, и утешенье,//Женщина – и радость, и беда.
Автор уверен в одном, что:
Некрасивых женщин не бывает//А бывает лишь самообман…
Последние строки вполне могут стать афоризмом, так как в них заложен глубокий смысл! А разве не зовут к размышлениям такие завораживающе-печальные строки поэта:
Горит рябина запоздалым цветом,
Слетает лист с прозрачных тополей…
Сколько сердечной любви, душевного тепла нужно иметь к окружающим, к творчеству, к женщинам, чтобы в одиночестве и физическом несовершенстве не ополчиться на «род людской», не обвинять его в неблагодарности и черствости! Только большой поэт мог так сказать:
«Нам не прожить без надежды и веры –
Солнце встаёт и сияет для нас!»
Но не только любви, а и родному краю посвящает строки А.Сидоров.
Особые признания деревне Моховое, реке Гостомль, окрестным лугам и перелескам:
Зеленями окаймлённая // В летнем кружеве лесов.
За приволье расхвалённая // Хором птичьих голосов.
Родниками серебристыми, // Что в жару хмельней вина,
Да своими гармонистами // Раньше славилась она…
Автор не замыкается на любимой и дорогой деревне Моховое славит и Кромы, и Орёл, и Москву!
Здравствуй, наш посёлок, древний и любимый!
Над тобой сегодня синь небес чиста…
…В завтра вливается город вчерашний,
Воин и труженик – город Орёл!
Анатолию Сидорову не было и 5 лет, когда его отец погиб на фронте. Поэтому так проникновенны стихи поэта о войне и Победе:
А май звенел, сверкал салютом, // Гремел за Сталина-отца.
И этим радостным минутам, // Казалось, не было конца…
Кабинет поэта – это природа, поле, лес, река. Темы стихов подсказывает сердце: защита Родины, служба в армии, родные места, любовь, разлука, времена года, земля и космос. А.Сидоров мастерски владеет ритмом и рифмой стиха. Он выстраивает слова в четверостишии так, чтобы они создавали полновесную, запоминающуюся, философски наполненную картину. Анатолий Никитович, как баянист, постиг и тайны музыкальности своих сочинений. Возьмём, например, стихотворение «Весенние грозы».
Да-вно от-звен-ели моро-зы, // На-до-лго ушли холо-да.
И только весенние грозы, // Как птицы, вернулись сюда.
«Отзвенели морозы» – повторяющийся звук «з» усиливает ощущение морозов. Вторая строчка «Надолго ушли холода» – за счёт звуков и слогов «лг, хл, до, да» создаёт впечатление надоедливости холодов и их медленный уход со сцены зимы. Предложение «Весенние грозы… вернулись сюда» насыщено звуками «с» – звуками солнца, света, радости.
Мало того, А.Н.Сидоров подбирает очень точные рифмы «морозы//грозы», «холода//сюда». И обратим внимание ещё на то, что первая строчка четверостишия начинается, а вторая – заканчивается одним и тем же слогом «да»! Это сделано с одной целью: с радостью подтвердить сказанное: Да, давно отзвенели морозы, // Надолго ушли холода, да!
Взаимно связаны первые слова строчек четверостишия: «Давно…», «Надолго…», «И только…», а также слова, стоящие по центру: «…отзвенели…», «…весенние…», «…вернулись…». А кто, кроме Анатолия Никитовича, мог сказать, что «Весенние грозы, как птицы, вернулись сюда».
Мы-то думаем, что птицы возвращаются к нам с юга, а грозы возникают сами собой в тёплую погоду в небе, где облака. Но теперь, после четверостишия А.Н.Сидорова, и я буду думать, что и грозы прилетают к нам на крыльях птиц.
Гостомльская всхолмленная земля обладает большими богатствами: железные руды, цветные глины, минеральные воды, чернозёмные почвы, островки лесов… Но главные залежи – в душах людей.
Из этих мест Николай Лесков черпал темы своих произведений, здесь он находил литературных героев. И это зримо ощущаешь, когда побываешь в его бывшей усадьбе – хуторе Панино, на которой и до сего времени остались лесковские груши и сирени, и даже земляника посылает вам свой привет из XIX века. В ХХ и начале ХХI веков этот край своими талантливыми стихотворениями прославляет Анатолий Сидоров:
Мне всё дано под необъятной синью:
Цветущий май и радость светлых дней.
Во всём прекрасном вижу я Россию –
Ничто на свете не сравнится с ней!
Мы бы хотели пожелать земляку, профессиональному поэту из д.Моховое, самому русскому «по роду-фамилии» – А.Н.Сидорову здоровья и новых творческих успехов! А наших читателей просим неторопливо прочитать и про «доцелованную юность», и про лето, которое «не догнать, не вернуть, не забыть»…