-- : --
Зарегистрировано — 123 411Зрителей: 66 499
Авторов: 56 912
On-line — 15 511Зрителей: 3038
Авторов: 12473
Загружено работ — 2 122 830
«Неизвестный Гений»
В.И.Агошков. Замолвлю слово о жене!
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
30 мая ’2011 00:07
Просмотров: 24651
В.И.Агошков.
Людмила Васильевна АГОШКОВА
Директор Кромской СШ с 1995г. Род.4.Х.1948г. в Брянской обл. Закончила Орловский пединститут по специальности “Рус.яз.и литература”. Дважды награждена значком «Почётный учитель», «Отличник народного .просвещения». Её уроки – это образец высокого искусства, глубоко эмоциональны и продуманы. Депутат райсовета народных депутатов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» – В ДЕЙСТВИИ.
Закончился 2006/2007 учебный год. Подводятся итоги: что было задумано, что сделано и предстоит сделать в новом учебном году. Поделюсь с нашими кромчанами радостями, достижениями и чуть-чуть своими огорчениями. Кромская средняя школа имеет богатейшую историю. И сейчас здесь учится самое большое число учащихся района и работает самый большой педагогический коллектив.
Прошедший учебный год был одним из сложнейших за 12 лет моей директорской работы в данной школе. Нам выпало много испытаний: в 2006г школа вступила в «Ассоциацию «Орловский университетский комплекс», что дало возможность организовать «нулевой» курс при школе и проводить обучение и подготовку выпускников к поступлению в вузы; школа была присоединена к системе Интернет; был сформирован профильный 10 класс (в наступающем году дети продолжат обучение по профилю уже в 11 классе); работали элективные курсы, дающие возможность учащимся расширять свои способности.
Впервые мы прошли испытания при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), по результатам которого оказались среди первых в области, как подтверждение этому 16 выпускников получили медали: 3 золотых и 13 серебряных. Тринадцати выпускникам были вручены на выпускном вечере сертификаты от Орловского государственного университета по результатам учёбы и экзаменов на «нулевом» курсе. Наша школа стала призёром и вошла в число 17 школ области, получивших Президентский Грант в 1 миллион рублей.
С поздравлениями по этому поводу и пожеланием дальнейших удач коллективу на моё имя пришло Правительственное письмо от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова. В рамках национального проекта «Образование» школа получила оборудование для кабинета химии на сумму 431 тысячу рублей, компьютеры на сумму 239 т.р., интерактивную доску более чем на 100 т.р. и автобус для подвоза детей стоимостью 715 т.р. В этом заслуга начальника отдела образования администрации района Юрия Семёновича Филина.
Всё это способствует совершенствованию образовательного процесса, повышению качества знаний учащихся, что является одной из главных целей национального проекта «Образование». Свидетельством этому служат результаты предметных Олимпиад, конкурсов. Самое большое число призёров районных олимпиад составляют учащиеся нашей школы. Очень значимы для школы победы наших детей на областных олимпиадах и конкурсах. Стабильно работают в этом направлении учителя истории. Так, учащиеся 11 класссов (учитель Светлана Николаевна Терехова) уже дважды стали призёрами областной олимпиады по истории: Николай Сакулин занял 3 место в 2004г, а выпускница этого года Марина Савинкина – стала второй. Это позволило Марине без экзаменов поступить в ОрёлГТУ.
Учитель истории Татьяна Николаевна Годовникова получила Благодарственное письмо 22 мая 2007г от Департамента социальной политики Орловской области за подготовку победителя III-го областного конкурса школьников “Мир на ладони”. Дипломом 1 степени были награждены её учащиеся, представители данного конкурса, особо отмечен ученик 6 “г” класса Сергей Алёшин. Впервые в этом году стали победителями областной олимпиады среди девятиклассников учащиеся: Инна Якушина – 1 место по литературе (учитель Любовь Николаевна Костякова) и Дмитрий Булгаков – 3 место по географии (учитель Лариса Александровна Булгакова). Наш учительский коллектив заслуживает самой высокой награды за качественную работу по обучению и воспитанию учащихся. За последние годы таковым стал Президентский грант в сумме 100 т.р., который в 2005/2006 уч.г. получила учитель истории Нина Михайловна Рождественская. В этом году победительницей стала учитель иностранных языков Ирина Владимировна Илюхина. От Главы районной администрации получат награду учителя Л.Н.Костякова и С.Н.Терехова.
Всё это радует и вдохновляет, но чуть-чуть поделюсь и огорчениями. Что же нас огорчает? В первую очередь, это ремонт, необходимый школе, зданию которой 42 года. Да, мы не можем отрицать большую заботу администрации района и отдела образования. За последние годы капитально отремонтировано отопление, покрашены снаружи здание школы и рамы, сделана частично отмостка; в этом году, благодаря заботам Главы района Ивана Николаевича Митина, капитально отремонтировано одно крыло кровли. За это всё – спасибо! Сердечное спасибо родителям и спонсорам: Александру Васильевичу Егорцеву и Василию Афанасьевичу Пензеву за участие в делах школы и поддержку.
Однако из гранта на ремонт школы мы не имеем права потратить ни копейки. А у нас «отживают» последние год-два рамы, особенно в школьной столовой, гдё стёкла держатся на «честном слове». Требуют капитального ремонта электрическая, канализационная и водопроводная системы, оставшаяся часть крыши, полы. Нужно заменить светильники по школе, сделать подвесные потолки по коридорам и рекреациям. И тогда, в тепле и уюте, мы будем трудиться с удвоенной, утроенной энергией, обучая и воспитывая наших детей, граждан великой и могучей Родины – России! *(Из газеты «Заря», 2007).
ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ…
Наверное, у всех, родившихся и выросиших в деревне, но покинувших её по разным причинам, строчка «К тебе моё сердце по-прежнему просится…» из песни «Деревенька моя» вызывает светлую грустинку и много воспоминаний. Вспомнятся: домик со светлыми наличниками и маленьким крылечком, где так любили мы собираться в тёплые летние вечера, берёза у окна, запах сирени, заполняющий комнату по утрам, когда мама, встав раньше всех, открывала окна; пение соловья и белый туман, скрывающий пойму и речку; возвращающееся с пастбища стадо, несущее с собой запахи парного молока и цвентущих лугов; пиликанье гармошки и задорный девичий голос; поле с ромашками, на которое мы набрели однажды.
Впечатления детских и юношеских лет навсегда остаются с тобой, заставляя иногда улыбнуться, а иногда застилают глаза светлой слезой, которую не хочется побыстрее сморгнуть. Обострённо всё воспринимается в детстве… Помню в мартовский день я прибежала из начальной школы и ещё с порога закричала: «Дедушк, а я знаю теперь, отчего нашу деревню Неверью называют! Нам сегодня Тимофей Карпович рассказывал на уроке. Хочешь узнать?!»
Чуьб приподняв голову от дратвы с иглой (дед шил себе тапки к весне), сдвинув очски на лоб, он подозвал меня к себе, проговорив:
– «Ну, начинай, егоза! О чём вам учитель поведал?!»
– «Вот, слушай! Был когда-то на месте нашей деревни лес, а рядом строились посёлки и города, а в них – заводы и фабрики. Народу рабочего много нужно было. А ты знаешь, что вокруг городов всегда должны быть деревни, чтобы там крестьяне хлеб растили и всё другое, а потом бы в городах продавали. Помещики крестьян покупали и перевозили их туда, где они были нужны. На место нашей деревни привёз крестьян помещик Неверцов. Вот и получила деревня такое смешное название: по фамилии помещика стала называться Неверью!»
Выпалив всё на одном дыхании, я смолкла, ожидая похвалы. Потерев большой жилистой рукой жёсткую щетину на бороде, дедушка медленно начал свой рассказ.
– “Молодец, внучка, хорошо запомнила, о чём учитель на уроке рассказывал. Всё это правильно. Только вот добавить кое-что тебе хочу. Да, на месте нашей деревни лес – был: и сейчас ещё, когда картошку летом пропалываешь, небось, хвощ-то видела, выдёргивала – это всё, что он дремучего леса осталось. Солёным потом полита земелька наша. Сколько сил, здоровья положили первые переселенцы, чтоы раскорчевать, распахать под хлебушек клочок земли. Помещик-то, вывозя, сумил горы золотые, а на деле – выше слов не прыгнул! Ох, и трудненько первым было!.. Надрывались люди на раскорчевке. От неверия в барское слово и пошло название нашей деревни. А так ты всё хорошо запомнила! Сегодня вечером придёт дедушка Ваня, вот ты у него ещё повспрашивай… Часов в пять, почти каждый вечер, проведывать моего дедушку приходил его товарищ, или, как часто звали мы его между собой, «Дедушкин подруг». Так нарекла его моя двоюродная сестрёнка Валечка, будучи трёх лет отроду. Увидев его однажды в окно, она громко закричала: «Деда, твой подруг идёт!» Старики чинно усаживались за самоваром, пили чай, а потом мой дедушка громко читал газету вслух. После чтения велись долгие разговоры о старине, о прошедших годах. Чего только не услышишь, бывало!
Но чаще всего всё сводилось к тяжёлой прошлой жизни. Затаив дыхание, слушала я рассказы, а детское воображение живо рисовало картины одну мрачнее другой…
Милая моя деревня! Я видела тебя во мраке лучин, в надоедливом жужжании прялок, в монотонном женском голосе, певшем грустную колыбельную песню. Да и что могла спеть своему ребёнку измученная тяжёлым трудом мать?! На что было надеяться? Но шли годы, менялась жизнь. Она менялась на глазах моего дедушки, мамы, на глазах моих сверстников. Однажды, посмеиваясь в щетинистую бороду, дед вспомнил, как организовывался колхоз. Моя мама была в те годы секретарём комсомольской ячейки в деревне и вместе с молоденькой учительницей Александрой Васильевной Аристовой принмала в этом самое непосредственное участие. Случались и конфликты между детьми и отцами, когда последние не сразу решались вступать в колхоз, а молодёжь хотела жить по-новому.
Отец и сын Проконины дошли до раздела имущества, в результате которого в колхозе прибьавилась ещё одна лошадь и сбруя. А старик Проконин, обозлившись на сына, долго не хотел его признавать. Боялась этого и моя мать, понимая, что она должна быть примером для своих комсомольцев, подала заявление в колхоз, не сказав ничего отцу, ведь он считался зажиточным в деревне – была у деда лавка.
Два дня ходила сама не своя, не зная, с чего начат разговор с отцом. Пока сам он, заметив её состояние, не спросил. А узнав причину, снял тяжесть с сердца дочери, сказав, что уже давно всё обдумал и цепляться за старую, страшную жизнь не собирается. А назавтра отвёл в колхоз скотину, его примеру тогда последовали многие… Пользовался авторитетом на деревне Иван Прокофьевич Абраменков.
Трудно было на первых порах после коллективизации, но оптимизм не покидал неверцев. Входили в жизнь новые обряды. Как-то Александра Васильевна, приехав в гости к маме, вспомнила, как они устроили первую комсомольскую свадьбу. Любили друг друга парень с девушкой, оба комсомольца их ячейки, но родители её были против жениха. Приехали сваты из соседней деревни, сговор уже начался, да увели невесту прямо со смотрин. И в тот же вечер прямо в школе, сыграли весёлую свадьбу, в организацуии которой приняли участие все комсомольцы. Своим счастьем супруги Кучеровы обязаны А.В.Аристовой.
Не без улыбки мама и Александра Васильевна вспоминали ещё один случай. Праздновали 10-ю годовщину Великой Октябрьской социа-листической революции. Деревню украсили еловые арки, на самодельной трибуне выступали представители из района. Было всё очень торжественно. Захотела сказать несколько слов своим односель-чанам и одна из самых бойких женщин, по-уличному Паруха. Но перед тем, как подниматься на трибуну, она оробела и, подозвав к себу маму и Александру Васильевну, попросила их подсказать, если вдруг что-то забудет. Взойдя на трибуну и оказавшись в непривычной обстановке, оа очень громко крикнула: «Товарищи!», а затем замолчала растерянно, поворачивая голову из стороны в сторону, явно отыскивая кого-то в толпе, но так и не увидев, сказала: «Родимец их возьми, говорили подскажут – и как провалились!»
Махнула рукой и стала спускаться вниз. Хохот взвился над площадью и стоял несколько минут. «Но, наверное, больше других смеялись мы, – вспоминала Александра Васильевна, – потому что стояли рядом с трибуной и не были замечены «ораторшей».
Хорошо зажили неверцы перед войной. Да налетел, как чёрный смерч, июнь 1941 года. Ушли от плуга мои земляки защищать свой край, дорогую сердцу свою деревню, Родину, Многие не вернулись. А земля ждала, ждала сильные мужские руки, которые бы сменили обессилевшие, загрубевшие женские. Но не дали зарасти земле, когда-то отвоёванной прадедами у дремучего леса, эти женские руки. Слезами солдаток полита обильно земля наша. Уже на моей памяти – послевоенные годы, послевоенные вёсны. Не хватало кормов до первых проталин, пахать приходилось на коровах. Моя мама, Лидия Ивановна Шепырёва (Абраменкова) в это трудное время была председателем колхоза. Она не просто руководила, а не гнушалась никакой работы.
Помню, как гнали доярки своих истощённых бурёнок-кормилиц с фермы к озеру, чтобы напоить животных. Известно, как коровы на льду держатся, а тут ещё и горку нужно было преодолеть. Терпенье… Где только брали его женщины! Не загрубели их сердца от потерь, не зачерствели… А спасенье от дум, от душевных ран, оставленных войной, искали и находили солдатки в труде. Не щадили они красоты и здоровья: лишь бы детей на ноги поднять, видя в них надежду и радость. Пусть же будут для младшего поколения памятны и дороги эти имена: Татьяна Кузьминична Кучерова, Мария Ивановна Меркулова, Нина Ивановна Анишина, Прасковья Алексеевна Михальченко, Татьяна Ивановна Анишина. Благодаря их труду, светел и ясен нынешний день моей деревни – мечта дедов и прадедов. Радуют глаз кружево деревянных наличников, яркие праздничные дома. Богато живут неверцы. На взгорке по вечерам светятся радужным веером огни фермы, слышится гудение доильных установок. В домах – газ. И не верится моим юным землякам, что название моей деревни имеет столь мрачную историю*
(Дер.Неверь названа от слова «нива-ниварь», потом Неверь.-В.А. Сравни: Буква= Букварь, Нива=Ниварь.
Из альманаха "КромА" №2 за 2007г,
Учредитель, редактор-составитель и издатель - В.И.Агошков
Людмила Васильевна АГОШКОВА
Директор Кромской СШ с 1995г. Род.4.Х.1948г. в Брянской обл. Закончила Орловский пединститут по специальности “Рус.яз.и литература”. Дважды награждена значком «Почётный учитель», «Отличник народного .просвещения». Её уроки – это образец высокого искусства, глубоко эмоциональны и продуманы. Депутат райсовета народных депутатов.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ОБРАЗОВАНИЕ» – В ДЕЙСТВИИ.
Закончился 2006/2007 учебный год. Подводятся итоги: что было задумано, что сделано и предстоит сделать в новом учебном году. Поделюсь с нашими кромчанами радостями, достижениями и чуть-чуть своими огорчениями. Кромская средняя школа имеет богатейшую историю. И сейчас здесь учится самое большое число учащихся района и работает самый большой педагогический коллектив.
Прошедший учебный год был одним из сложнейших за 12 лет моей директорской работы в данной школе. Нам выпало много испытаний: в 2006г школа вступила в «Ассоциацию «Орловский университетский комплекс», что дало возможность организовать «нулевой» курс при школе и проводить обучение и подготовку выпускников к поступлению в вузы; школа была присоединена к системе Интернет; был сформирован профильный 10 класс (в наступающем году дети продолжат обучение по профилю уже в 11 классе); работали элективные курсы, дающие возможность учащимся расширять свои способности.
Впервые мы прошли испытания при сдаче единого государственного экзамена (ЕГЭ), по результатам которого оказались среди первых в области, как подтверждение этому 16 выпускников получили медали: 3 золотых и 13 серебряных. Тринадцати выпускникам были вручены на выпускном вечере сертификаты от Орловского государственного университета по результатам учёбы и экзаменов на «нулевом» курсе. Наша школа стала призёром и вошла в число 17 школ области, получивших Президентский Грант в 1 миллион рублей.
С поздравлениями по этому поводу и пожеланием дальнейших удач коллективу на моё имя пришло Правительственное письмо от Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации С.М.Миронова. В рамках национального проекта «Образование» школа получила оборудование для кабинета химии на сумму 431 тысячу рублей, компьютеры на сумму 239 т.р., интерактивную доску более чем на 100 т.р. и автобус для подвоза детей стоимостью 715 т.р. В этом заслуга начальника отдела образования администрации района Юрия Семёновича Филина.
Всё это способствует совершенствованию образовательного процесса, повышению качества знаний учащихся, что является одной из главных целей национального проекта «Образование». Свидетельством этому служат результаты предметных Олимпиад, конкурсов. Самое большое число призёров районных олимпиад составляют учащиеся нашей школы. Очень значимы для школы победы наших детей на областных олимпиадах и конкурсах. Стабильно работают в этом направлении учителя истории. Так, учащиеся 11 класссов (учитель Светлана Николаевна Терехова) уже дважды стали призёрами областной олимпиады по истории: Николай Сакулин занял 3 место в 2004г, а выпускница этого года Марина Савинкина – стала второй. Это позволило Марине без экзаменов поступить в ОрёлГТУ.
Учитель истории Татьяна Николаевна Годовникова получила Благодарственное письмо 22 мая 2007г от Департамента социальной политики Орловской области за подготовку победителя III-го областного конкурса школьников “Мир на ладони”. Дипломом 1 степени были награждены её учащиеся, представители данного конкурса, особо отмечен ученик 6 “г” класса Сергей Алёшин. Впервые в этом году стали победителями областной олимпиады среди девятиклассников учащиеся: Инна Якушина – 1 место по литературе (учитель Любовь Николаевна Костякова) и Дмитрий Булгаков – 3 место по географии (учитель Лариса Александровна Булгакова). Наш учительский коллектив заслуживает самой высокой награды за качественную работу по обучению и воспитанию учащихся. За последние годы таковым стал Президентский грант в сумме 100 т.р., который в 2005/2006 уч.г. получила учитель истории Нина Михайловна Рождественская. В этом году победительницей стала учитель иностранных языков Ирина Владимировна Илюхина. От Главы районной администрации получат награду учителя Л.Н.Костякова и С.Н.Терехова.
Всё это радует и вдохновляет, но чуть-чуть поделюсь и огорчениями. Что же нас огорчает? В первую очередь, это ремонт, необходимый школе, зданию которой 42 года. Да, мы не можем отрицать большую заботу администрации района и отдела образования. За последние годы капитально отремонтировано отопление, покрашены снаружи здание школы и рамы, сделана частично отмостка; в этом году, благодаря заботам Главы района Ивана Николаевича Митина, капитально отремонтировано одно крыло кровли. За это всё – спасибо! Сердечное спасибо родителям и спонсорам: Александру Васильевичу Егорцеву и Василию Афанасьевичу Пензеву за участие в делах школы и поддержку.
Однако из гранта на ремонт школы мы не имеем права потратить ни копейки. А у нас «отживают» последние год-два рамы, особенно в школьной столовой, гдё стёкла держатся на «честном слове». Требуют капитального ремонта электрическая, канализационная и водопроводная системы, оставшаяся часть крыши, полы. Нужно заменить светильники по школе, сделать подвесные потолки по коридорам и рекреациям. И тогда, в тепле и уюте, мы будем трудиться с удвоенной, утроенной энергией, обучая и воспитывая наших детей, граждан великой и могучей Родины – России! *(Из газеты «Заря», 2007).
ДЕРЕВЕНЬКА МОЯ…
Наверное, у всех, родившихся и выросиших в деревне, но покинувших её по разным причинам, строчка «К тебе моё сердце по-прежнему просится…» из песни «Деревенька моя» вызывает светлую грустинку и много воспоминаний. Вспомнятся: домик со светлыми наличниками и маленьким крылечком, где так любили мы собираться в тёплые летние вечера, берёза у окна, запах сирени, заполняющий комнату по утрам, когда мама, встав раньше всех, открывала окна; пение соловья и белый туман, скрывающий пойму и речку; возвращающееся с пастбища стадо, несущее с собой запахи парного молока и цвентущих лугов; пиликанье гармошки и задорный девичий голос; поле с ромашками, на которое мы набрели однажды.
Впечатления детских и юношеских лет навсегда остаются с тобой, заставляя иногда улыбнуться, а иногда застилают глаза светлой слезой, которую не хочется побыстрее сморгнуть. Обострённо всё воспринимается в детстве… Помню в мартовский день я прибежала из начальной школы и ещё с порога закричала: «Дедушк, а я знаю теперь, отчего нашу деревню Неверью называют! Нам сегодня Тимофей Карпович рассказывал на уроке. Хочешь узнать?!»
Чуьб приподняв голову от дратвы с иглой (дед шил себе тапки к весне), сдвинув очски на лоб, он подозвал меня к себе, проговорив:
– «Ну, начинай, егоза! О чём вам учитель поведал?!»
– «Вот, слушай! Был когда-то на месте нашей деревни лес, а рядом строились посёлки и города, а в них – заводы и фабрики. Народу рабочего много нужно было. А ты знаешь, что вокруг городов всегда должны быть деревни, чтобы там крестьяне хлеб растили и всё другое, а потом бы в городах продавали. Помещики крестьян покупали и перевозили их туда, где они были нужны. На место нашей деревни привёз крестьян помещик Неверцов. Вот и получила деревня такое смешное название: по фамилии помещика стала называться Неверью!»
Выпалив всё на одном дыхании, я смолкла, ожидая похвалы. Потерев большой жилистой рукой жёсткую щетину на бороде, дедушка медленно начал свой рассказ.
– “Молодец, внучка, хорошо запомнила, о чём учитель на уроке рассказывал. Всё это правильно. Только вот добавить кое-что тебе хочу. Да, на месте нашей деревни лес – был: и сейчас ещё, когда картошку летом пропалываешь, небось, хвощ-то видела, выдёргивала – это всё, что он дремучего леса осталось. Солёным потом полита земелька наша. Сколько сил, здоровья положили первые переселенцы, чтоы раскорчевать, распахать под хлебушек клочок земли. Помещик-то, вывозя, сумил горы золотые, а на деле – выше слов не прыгнул! Ох, и трудненько первым было!.. Надрывались люди на раскорчевке. От неверия в барское слово и пошло название нашей деревни. А так ты всё хорошо запомнила! Сегодня вечером придёт дедушка Ваня, вот ты у него ещё повспрашивай… Часов в пять, почти каждый вечер, проведывать моего дедушку приходил его товарищ, или, как часто звали мы его между собой, «Дедушкин подруг». Так нарекла его моя двоюродная сестрёнка Валечка, будучи трёх лет отроду. Увидев его однажды в окно, она громко закричала: «Деда, твой подруг идёт!» Старики чинно усаживались за самоваром, пили чай, а потом мой дедушка громко читал газету вслух. После чтения велись долгие разговоры о старине, о прошедших годах. Чего только не услышишь, бывало!
Но чаще всего всё сводилось к тяжёлой прошлой жизни. Затаив дыхание, слушала я рассказы, а детское воображение живо рисовало картины одну мрачнее другой…
Милая моя деревня! Я видела тебя во мраке лучин, в надоедливом жужжании прялок, в монотонном женском голосе, певшем грустную колыбельную песню. Да и что могла спеть своему ребёнку измученная тяжёлым трудом мать?! На что было надеяться? Но шли годы, менялась жизнь. Она менялась на глазах моего дедушки, мамы, на глазах моих сверстников. Однажды, посмеиваясь в щетинистую бороду, дед вспомнил, как организовывался колхоз. Моя мама была в те годы секретарём комсомольской ячейки в деревне и вместе с молоденькой учительницей Александрой Васильевной Аристовой принмала в этом самое непосредственное участие. Случались и конфликты между детьми и отцами, когда последние не сразу решались вступать в колхоз, а молодёжь хотела жить по-новому.
Отец и сын Проконины дошли до раздела имущества, в результате которого в колхозе прибьавилась ещё одна лошадь и сбруя. А старик Проконин, обозлившись на сына, долго не хотел его признавать. Боялась этого и моя мать, понимая, что она должна быть примером для своих комсомольцев, подала заявление в колхоз, не сказав ничего отцу, ведь он считался зажиточным в деревне – была у деда лавка.
Два дня ходила сама не своя, не зная, с чего начат разговор с отцом. Пока сам он, заметив её состояние, не спросил. А узнав причину, снял тяжесть с сердца дочери, сказав, что уже давно всё обдумал и цепляться за старую, страшную жизнь не собирается. А назавтра отвёл в колхоз скотину, его примеру тогда последовали многие… Пользовался авторитетом на деревне Иван Прокофьевич Абраменков.
Трудно было на первых порах после коллективизации, но оптимизм не покидал неверцев. Входили в жизнь новые обряды. Как-то Александра Васильевна, приехав в гости к маме, вспомнила, как они устроили первую комсомольскую свадьбу. Любили друг друга парень с девушкой, оба комсомольца их ячейки, но родители её были против жениха. Приехали сваты из соседней деревни, сговор уже начался, да увели невесту прямо со смотрин. И в тот же вечер прямо в школе, сыграли весёлую свадьбу, в организацуии которой приняли участие все комсомольцы. Своим счастьем супруги Кучеровы обязаны А.В.Аристовой.
Не без улыбки мама и Александра Васильевна вспоминали ещё один случай. Праздновали 10-ю годовщину Великой Октябрьской социа-листической революции. Деревню украсили еловые арки, на самодельной трибуне выступали представители из района. Было всё очень торжественно. Захотела сказать несколько слов своим односель-чанам и одна из самых бойких женщин, по-уличному Паруха. Но перед тем, как подниматься на трибуну, она оробела и, подозвав к себу маму и Александру Васильевну, попросила их подсказать, если вдруг что-то забудет. Взойдя на трибуну и оказавшись в непривычной обстановке, оа очень громко крикнула: «Товарищи!», а затем замолчала растерянно, поворачивая голову из стороны в сторону, явно отыскивая кого-то в толпе, но так и не увидев, сказала: «Родимец их возьми, говорили подскажут – и как провалились!»
Махнула рукой и стала спускаться вниз. Хохот взвился над площадью и стоял несколько минут. «Но, наверное, больше других смеялись мы, – вспоминала Александра Васильевна, – потому что стояли рядом с трибуной и не были замечены «ораторшей».
Хорошо зажили неверцы перед войной. Да налетел, как чёрный смерч, июнь 1941 года. Ушли от плуга мои земляки защищать свой край, дорогую сердцу свою деревню, Родину, Многие не вернулись. А земля ждала, ждала сильные мужские руки, которые бы сменили обессилевшие, загрубевшие женские. Но не дали зарасти земле, когда-то отвоёванной прадедами у дремучего леса, эти женские руки. Слезами солдаток полита обильно земля наша. Уже на моей памяти – послевоенные годы, послевоенные вёсны. Не хватало кормов до первых проталин, пахать приходилось на коровах. Моя мама, Лидия Ивановна Шепырёва (Абраменкова) в это трудное время была председателем колхоза. Она не просто руководила, а не гнушалась никакой работы.
Помню, как гнали доярки своих истощённых бурёнок-кормилиц с фермы к озеру, чтобы напоить животных. Известно, как коровы на льду держатся, а тут ещё и горку нужно было преодолеть. Терпенье… Где только брали его женщины! Не загрубели их сердца от потерь, не зачерствели… А спасенье от дум, от душевных ран, оставленных войной, искали и находили солдатки в труде. Не щадили они красоты и здоровья: лишь бы детей на ноги поднять, видя в них надежду и радость. Пусть же будут для младшего поколения памятны и дороги эти имена: Татьяна Кузьминична Кучерова, Мария Ивановна Меркулова, Нина Ивановна Анишина, Прасковья Алексеевна Михальченко, Татьяна Ивановна Анишина. Благодаря их труду, светел и ясен нынешний день моей деревни – мечта дедов и прадедов. Радуют глаз кружево деревянных наличников, яркие праздничные дома. Богато живут неверцы. На взгорке по вечерам светятся радужным веером огни фермы, слышится гудение доильных установок. В домах – газ. И не верится моим юным землякам, что название моей деревни имеет столь мрачную историю*
(Дер.Неверь названа от слова «нива-ниварь», потом Неверь.-В.А. Сравни: Буква= Букварь, Нива=Ниварь.
Из альманаха "КромА" №2 за 2007г,
Учредитель, редактор-составитель и издатель - В.И.Агошков
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 30 мая ’2011 09:06
|
gusevatk72
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи