16+
Лайт-версия сайта

Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области

Литература / Проза / Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области
Просмотр работы:
06 мая ’2011   10:36
Просмотров: 28658
Добавлено в закладки: 1

Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области

Данная церковь была построена раньше, чем церковь в с.Становой Колодезь. И поэтому жители Станового Колодезя, хутора Редькина были приписаны к храму с.Хотетово, а до этого – к церкви с.Семендяево. Даже тогда, когда в Становом Колодезе была возведена своя церковь, редькинцы оставались при храме с.Хотетово. И лишь в начале ХХв, после строительства церкви в селе Луплено, они были приписаны к Лупленскому храму. Так что у нас есть все основания рассказать немного о церкви с.Хотетово, ныне Свердловского района. До 1928г Хотетово, как и Становой Колодезь и хутор Редькин, входили в состав Орловского уезда, тянувшегося, кстати, до самого истока реки Оки, т.е. до границ сегодняшних Орловской и Курской областей. Была вначале и Хотетовская волость. *
Село Хотетово находится на расстоянии 25 вёрст от г.Орла, от ближайшей почтовой станции Змиёво – в 12 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Становой Колодезь – в 5 верстах и от местного Благочинного – в 15 верстах. Ближайшие к нему сёла: Становой Колодезь и Архангельское, что на Вишневце – оба в пяти верстах. Знаменская Церковь сего села построена в 1824г бывшею известною помещицею княгиней Надеждой Афанасьевной Юсуповой. О постройке Церкви есть предание, подробно описанное в местной церковной летописи. Здание Церкви каменное, с такой же колокольней – строение в целом крепкое. Вокруг Церкви – ветхая ограда, фундамент которой также каменный, а верх – деревянный.
К церковной ограде примыкает ветхая каменная сторожка, в которой, за неимением собственного дома, проживает местный псаломщик. В 13 саженях от церковной ограды, параллельно с улицей, устроена довольно красивая, с воротами и навесом над ними, деревянная сторона ограды в 47 саженей длины, обсаженная тополями. Церковь холодная, престолов в ней два: главный – во имя знамения Пресвятой Богородицы; придельный – во имя святителя чудотворца Николая. Причт при сей церкви по штату 1885г состоит из священника, диакона и псаломщика. Земли при Церкви имеется: усадебной – 2 десятины, пашенной и сенокосной – 29 ½ десятины.
Земля эта очень неудобная: с одной стороны вследствие гористой местности, с другой – по причине близости полотна железной дороги. Плана и других письменных документов на эту землю у Церкви не имеется. По преданию, земля поступила в распоряжение Церкви от её устроительницы княгини Юсуповой. Всей земли было 36 десятин, но 4½ десятин усадебной и пашенной земли отрезала Московско-Курская железная дорога, нищенски вознаградив церковь 300 рублей.
На месте прежней деревянной церкви, существовавшей до 1824г, издавна застроена бывшим местным помещиком Потёмкиным бывшая каменная часовня, в которой устроен склеп для его погребения с родными. С 20 мая 1874 года близ церкви, вне её ограды, значится 1840 квадратных саженей земли, пожертвованной бывшим местным помещиком Николаем Тиньковым для прохода в Церковь богомольцев. Опись церковного имущества имеется, но когда она составлена – неизвестно. Церковные приходо-расходные книги имеются с 1895 года, копии метрических книг и исповедные ведомости – с 1804 года, текущая обыскная книга – с 1890 года, а прежние хранятся при церкви. Богослужебные книги имеются все, но они не вполне прочны. Кроме них, в церковной библиотеке села Хотетово имеются: церковные ведомости, издававшиеся при святом Синоде, «Орловские Епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. Других изданий религиозно-нравственного содержания - трёх названий в 9 томах.
При церкви имеется специальный капитал в 2601 руб. 62 коп. на устройство церковной ограды. Общецерковный – 300 рублей, и вышеозначенный, причтовый – 300 рублей, с которой в пользу причта получается ежегодно 10 руб. 80 коп. В с.Хотетово с 1896г имеется школа грамоты, помещающаяся в наёмной крестьянской избе, которая содержится на случайные местные средства с ежегодным пособием 15 руб. от епар-хиального училищного совета. В декабре 1898 года в этой школе обучалось 6 мальчиков, четыре девочки. В приходе существует земская школа. В приходе с.Хотетово состоят: сельцо Гостиново Мценского уезда и два хутора – Оловенниковых и Редькиных Орловского уезда. Всех дворов в них 274, число душ мужского пола – 1096, женского пола – 1059, а всех вместе – 2155 душ.
При Церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1871 года. В летописи, между прочим, значится следующее: с.Хотетово было до 1791г? деревней с приходом в с.Семендяево Мценского уезда. Построение святого храма в с.Хотетово относится к 1768-1778 годам (см. выше.-В.А.) с благословения архиепископа Севского и Брянского Кирилла. Первоначально деревянный храм был построен стараниями помещика, генерал-майора Кавалинского. //Как видим, помещик, генерал-майор Ковале(и)нский в конце XVIIIв село Хотетово не покупал, чтобы встретиться со старцем и философом Сковородой: оно было уже его собственностью!-В.А.//
Св. Антиминс на престоле был архиепископа Кирилла, то есть им освящён и надписан. Антиминс долгое время был и в настоящем каменном храме. Помещик, генерал-майор Кавалинский, построивший святой храм, долгое время не решался освящать его по каким-то предубеждениям. Кавалинский был полковым начальником в чине ротного командира, а в этот период началась война с Турцией, и он должен был идти в поход под Очаков под предводительством Суворова. Кавалинский молился Господу о благополучном походе и о своём возвращении с поля брани. Он дал обет Господу, что если Господь-Бог сохранит его на поле брани, то он, благополучно возвратившись, обещался торжественно освятить святой храм. По окончании войны с Турцией, к освящению храма были приглашены окрестные жители, даже из самых отдалённых мест, прибыли также и торговые люди из Орла – собрание народа было многочисленное. После освящения святого храма, все товары по лавкам были раскуплены господами и розданы народу. На площади около церкви для угощения народа выставлено было много кадок с вином и хлебом.
Освящение Храма было 21 мая, с этого давнего и уже незапамятного времени и до сих пор 21 мая здесь ежегодно проходят однодневные ярмарки для продажи пеньки, конопли, гречки и т. д. Этот день служит также народным памятником освящения первого деревянного храма во имя Честного Образа Знамения Пресвятой Богородицы. Вместо ветхого деревянного храма, на другом месте, в 1824 году с благословения Епископа Орловского и Севского Гавриила иждивением и стараниями княгини Надежды Афанасьевны Юсу-повой построен каменный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
Настоящий Храм был освящён 17 сентября 1827г. Придел этой Церкви – во имя святителя и чудотворца Николая построен той же помещицей и освящён в 1824 году, 22 ноября. Придел освящён прежде настоящего храма потому, что трапеза храма и придел отстроены были прежде. На месте прежнего деревянного Храма была построена каменная часовня со сводами под нею, где теперь похоронены Потёмкины с его потомками. Она была построена помещиком Потёмкиным – лишь однофамильцем, но не родствен-ником светлейшему князю Потёмкину. Служит памятником прискорбного разногласия прежних владельцев местности – Потёмкиных и Юсуповых – при построении настоящей Церкви. Потёмкин, получивший план построения храма и благословение Епископа Орловского и Севского Гавриила, распола-гая большим богатством, не желал иметь других участников в построении храма. Но госпожа Юсупова желала участвовать половиною стоимости построения. После некоторого разногласия, спорившие согласились строить храм вместе, но не там, где была деревянная церковь, а на рубеже их общей земли, среди села. Материал был изготовлен крестьянами обоих господ, но Потёмкин отложил построение храма до последующих годов.
А материал для построения оного употребил для постройки конюшен и скотного двора. Юсупова обиделась, уведомив предварительно Епископа Гавриила, изготовила новый план храма, получила благословение Владыки и за одно лето устроила трапезу храма и в нём придел во имя святителя чудотворца Николая. А Потёмкину было отказано в построении храма, поэтому Потёмкин на месте деревянной церкви построил часовню.
Помещице Рутценой - дочери Потёмкина, ныне умершей, преосвящен-нейший Никодим Евлампий и Смарагд советовали отстроить часовню в виде церкви, поставить в ней иконостас и обеспечить поддержку другого храма вкладом на оный достаточной суммы в опекунский совет и обещались освятить новый храм. Но часовня по-прежнему стоит в первоначальном виде памятником былых событий и прений. Можно сказать и о злоупотреблении материалов, отобранных на храм Божий, а употреблённых на строительство конюшен и скотного двора. А с другой стороны – памятником прямого желания и усердия строить храм Божий неотложно, за что и Господь благословил окончанием построения оного госпожу Юсупову.
//В книге Ю.Лощица «Сковорода» говорится о том, что Михаил Коваленский, служивший у всесильного Потёмкина, купил с.Хотетово по совету друзей. Мы предположили, что такими друзьями могли быть члены семьи Потёмкиных, владельцев сёл Никольское, Гнилец, Берёзовка и др. Кромского уезда. Оказывается, в Хотетово уже был свой Потёмкин. Известно, что царицу Екатерину II в Крым сопровождал её фаворит Потёмкин. Если допустить, что столичный Потёмкин и хотетовский Потёмкин были родствен-никами, то теперь понятно, почему именно в Хотетово останавливалась Екатерина для замены лошадей. Не исключаем того, что именно в Хотетово для царицы был устроен пышный приём.-В.А.//.
В настоящей Церкви иконостас один, тот же, без перемены; придельный алтарь перестроен был в 1845 году и освящён 22 апреля оного года в бытность ктитором полковника Заичневского. Особенно почитаемою приходом иконою в сем Храме считается Балыкинская Икона Божьей матери, находящаяся на левом клиросе. Кроме того, замечательно находящееся на престольном приделе большое Евангелие в серебряном окладе лучшей чеканки Сазикова и древний серебряный позолочёный крест.
Церковной земли для причта обычное количество, но от неё отрезано в 1865 году 4 десятины под Московско-Курскую железную дорогу, за что вознаграждения причту не было, но было обещано (?). И причт терпит нужду из-за недостатка земли. Приходское кладбище расположено по дороге на село Хряпино (видимо, Богородицкое.-В.А.) с правой стороны от дороги. Старое кладбище находится в полуверсте от нового, оно упразднено по «неповме-стительности». Замечательных памятников на кладбище нет. Причту сначала было положено три лица: священник, дьячок и пономарь, но перед построением каменной церкви был определён и диакон. Содержать причт предполагалось «от земли и от доходов с прихода и за отходной означенной части земли под линию железной дороги».
Дома у причта собственные, устроенные после пожара, а потому скудные. Училище сельское в приходе есть, оно впервые было открыто в крепостное время помещиком Руцыном, и помещалось при его доме на его содержание. Потом, с отменою крепостного состояния, оно располагалось в здании волостного управления. С переводом же последнего в село Яковлево, и по настоящее время помещается в доме помещицы Татариновой – сестры господина Руцына – и ею поддерживается. С начала открытия училища до 1871 года в нём обучалось более ста детей.
//Каюсь, я тоже поддался чарам И.С.Тургенева и других, написав о Николае Карловиче Рутцене то, что он был фантазёром, хотел освободить крестьян посредством выкупа. Но, собрав 50 рублей, на этом остановился. Иван Сергеевич, получив письмо от Марко Вовчок о том, что Рутцен заказал за границей свою машину для перевозки тяжестей зимою, ответил 10 (22) июля 1859г следующее: «Изобретение Рутцена повергло меня в недоумение… После этого найдётся человек, который придумает машину, которая будет час нести ложку ко рту». Тургеневы знали Рутценов раньше этого срока. Так, В.П.Тургенева в 1838г сообщала Ивану Сергеевичу о том, что зиму она располагает жить в Орле, Рутцена дом нанимаем, куда дядя сейчас едет».
Вот как пишет о Рутцене один автор: «Немец по фамилии, русский по душе и воспитанию, Рутцен, на манер провинциального помещика, любил рассуждать и прожектёрствовать. Но прилагать длительные усилия к какому-то реальному делу совершенно не умел. У него не было решительно никаких навыков и способностей для практической деятельности». А разве, позвольте спросить, открытие за свой счёт училища, в котором обучилось бесплатно более 100 детей, это ли не практическая деятельность?! Или важно было всех помещиков «построить в одну шеренгу» и сказать – плохие! По отзывам жителей г.Малоархангельска, в д.Костюрино, принадлежавшей Рутценым, местные помещики никого из крестьян не обижали, давали обездоленным муку и другие продукты питания бесплатно, за что во время революции никто усадьбу не разорял. А вот писатель И.С.Тургенев – это барин, привыкший жить за счёт труда крестьян, хотя он, для красного словца, и любил «рассуждать и прожектёрствовать» по поводу тяжёлой жизни простолюдинов. Вспомним хотя бы о том, что Иван Сергеевич жаловался одному адресату о том, что он нашёл себе плохого управляющего, мало, видимо, собирающего денег с крестьян.
Не нравился Рутцен и тем, что носил «странную одежду и выглядел странно». В то же время губернатор Левашов покровительствовал Рутцену и дал ему хорошую аттестацию. И как мировой посредник, Рутцен был на стороне крестьян. Этим он, конечно, и не нравился барам-дворянам!-В.А.//
Село Хотетово получило своё название от владетеля помещика, князя Хотетова, от которого постепенно переходила к Мацневу, затем – к Кавалинскому, потом – к Бестужеву-Рюмину, после того – к Потёмкину и Юсупову и т.д. Первоначальное название села было Верховье Вишневец, и тогда оно было деревнею Мценского уезда.
С начала построения церкви приход состоял из одного села. В настоящее время он состоит из села Хотетово, сельца Гостиного, хуторов Оловенниково и Редькино и выселок Седых. Прихожане все чисто русские, между ними есть помещики, немного мещан, гос. крестьяне, крестьяне собственники и временно-обязанные. В ограде при церкви похоронены устроительница храма кн. Юсупова и её дочь. Других достопамятных лиц и раскольников нет.
Частные училища имеются в хуторах Оловенниково, где по желанию жителей обучает детей заштатный дьячок; Редькино, где также по желанию жителей детей обучают случайные учителя. Учение бывает преимущественно в зимнее время. В 1866 году церковь была окрашена изнутри, оштукатурена и побелена снаружи. В том же году обновлены глава на настоящей церкви, шпиль на колокольне и стропила по всей церкви, крыша починена жестью с благословения священного Епископа Поликарпа иждивением всего крестьян-ского прихода и малою частью церковной суммы.
В 1871 году ко дню святой Пасхи, а именно – 28 марта – на горнем месте поставлен большой образ Спасителя в резной позлащённой раме, писанный помещиком Николаем Николаевичем Тиньковым на добровольные подаяния прихожан в 70 рублей. 19 мая того же 1871 года прежний ветхий святой Антиминс был заменён на новый. Священник сего села Яков Георгиевский, «поступивший в оные по окончании наук Орловской семинарии» с 3 декабря 1839 года, в 1853 году «был определён общим духовником по ведомству благочиния»; 28 июня 1858 года он был награждён набедренником и в том же году награждён «в память Севастопольской брани» бронзовым крестом. 21 августа 1865 года награждён скуфьею. Прихожане к церковному послужению ходят, говеют, причащаются, исповедываются.
Кроме немногих, которые не каждый год причащаются «по наклонности своей к хмельным напиткам», поучения слушают, умерших родных поминают, по всеобщему обыкновению молебны слушают и в храме, и на домах. Расколов или каких-либо совращений не было, благотворительных заведений нет, в училище детей – посылают и грамотностью утешаются; суеверий и предрассудков нет. По открытии вольной продажи вина, наклонность к хмельным напиткам у крестьян собственников и временно-обязанных – обыкновенная, тем более что они ещё не понимают своей вольности и не умеют ею пользоваться. Государственные крестьяне, хотя и пьют вино, но дома, и хозяйства их из года в год улучшаются, «без нужды они не делят себя в семействе, тогда как бывшие господские крестьяне делятся до одиночества, а потому дома их и хозяйства теряются и упадают».
//Государств. крестьяне – это редькинцы, которые без нужды не делятся, а живут одним семейством. Хозяйства их из года в год улучшаются.-В.А.//
*






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 06 мая ’2011   10:37
Василий Иванович, всегда узнаю, что-то новенькое! Спасибо, Вам!
1818

Оставлен: 06 мая ’2011   11:30
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!!!

Оставлен: 03 января ’2022   02:59
здравствуйте! это мой прапрадедушка, сыном у него был Александр Георгиевский.
удалось собрать немного информации о нем, если интересно, могу поделиться.
напишите мне пожалуйста monk39@yandex.ru

Оставлен: 03 января ’2022   02:59
если вам есть еще что добавить, пишите


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft