Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
06 мая ’2011
00:17
Просмотров:
29520
Покровская церковь села Становой Колодезь
В настоящее время в селе Становой Колодезь проживают около 2500 человек, в 782 домах. В новом здании средней школы обучаются более 250 школьников. Есть детский сад, в котором числятся 60 мальчиков и девочек. Село электрифицировано, газифицировано, телефонизировано. Имеются: врачебная амбулатория, аптечный пункт, просторный сельский дом культуры, богатая библиотека, 4 магазина (3 – частные, 1 – райповский), уютное кафе «Визит». Село связано с Москвой, Орлом, Ливнами и Тамбовым хорошим шоссе. Есть железнодорожная станция «Становой Колодезь», позволяющая местным жителям добираться на электричках до г.Орла, а оттуда и до столицы. Останавливаются на станции и некоторые скорые и пассажирские поезда, в частности «Курск-Москва». Трудоспособное население имеет возможность работать в структурном подразделении «Становоколодезьское», входящем в агрофирму «Орловские просторы», в ООО «Миг», 000 «Зернопродукт», на машинно-техн. станции ОАО «Пшеница», в крестьянском фермерском хозяйстве «Редькинское».
В центре села Становой Колодезь высится новый храм во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Он восстановлен стараниями священнослужителя отца Владимира (Гусева), а также местных жителей и представителей малого и среднего бизнеса, в числе которых были и москвичи. На восстановление храма, кроме становоколодезьцев, приходили и никому не известные люди. А теперь храм Покрова Пресвятой Богородицы – красавец. Старожилы села в один голос утверждают, что он много лучше прежнего. Правда, находятся и такие люди, которые говорят о том, что новый храм стал проигрывать старому по своей архитектуре и отходу от классических норм. Видимо, в дело вмешивается не столько борьба за возврат к старому, а за возможность каждой организации самой заниматься проектированием и возведением церквей, что даёт её представителям определённые выгоды.
На мой взгляд, дело, в конце концов, не в том, какой храм более величественен – старый или новый, а в том, чтобы воспитать достойное поколение. А это возможно в том случае, если в такой церкви будут служить достойные отцы, к которым станут стремиться местные жители.
А вот как описывали Покровский храм села Станового Колодезя 100 лет назад. Эти данные нами взяты в Орловском областном архиве.
«Село Становой Колодезь находится в расстоянии 21 версты от г. Орла, от ближай-шей железнодорожной станции – в 1 версте и от местного благочинного – в 8 верстах. Ближайшие к нему сёла: Хотетово Орловского уезда, Ново-Дмитровское-Телегино тожь – Мценского уезда, то и другое – в 6 верстах. Покровская церковь сего села построена в 1895 году, церковным старостою оной, временным купцом из крестьян того же села Максимом Александровым Тинековым (он жертвовал деньги и на ремонт Христовоздвиженской церкви села Путимец), с помощью прихожан. Церковь каменная, тёплая, с каменною колокольнею и новою оградою. При ней две сторожки, новая – каменная и старая – деревянная. Престолов в ней три: главный – средний, во имя Покрова Пресвятой Богородицы; и придельные: южный – во имя Святых жён мироносиц; и северный – во имя преподобного Максима Исповедника. Утварью церковь достаточна. Причт при сей церкви, по штату 1849 года, состоит из священника и двух псаломщиков; в 1879 году со смертью диакона-псаломщика Бунина, место второго псаломщика упразднено; с 1891 года в составе причта – штатный диакон. Земли при церкви: усадебной – 3 десятины, пашенной и сенокосной – 33 десятины. Земля сия поступила в пользу причта от крестьян Покровского общества. Опись церковного имущества составлена в 1896 году; церковные расходно-приходные книги ведутся с 1895 года; копии метрических книг - 9, исповедальные ведомости и первоначальная обыскная книга – с 1849 (?)г.
Текущая обыскная книга – с 1891г. Кроме богослужебных книг, в церковной библиотеке села Становой Колодезь читаются «Церковные ведомости» и «Орловские епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. В приходе сего села имеется земская школа. В приходе с.Становой Колодезь состоят хутора: Казиновка, Леонтьевка, хутора Лупленых и хутора Герасимовских; всех дворов в них, вместе с сельскими, – 392, число душ мужского пола – 1359, женского пола – 1393. Вместе – 2752 души.//Подпись: законоучитель Орловского Александров-ского реального училища священник Илия Ливанский. Слева документа написано: село Старые Дольцы Тульской губернии, Белёвского уезда. 22 июля 1799 года.
Сбоку написано: Орёл, 5 июня 1900г Ливанский. //. И далее – продолжение.
При сей церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1870 года при местном благочинном Петре Горохове. Из этой летописи видно, что село Становой Колодезь было хутором, а церковь в село переведена из села Дурневка Мценского уезда, в коем была освящена во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова, и богослужения в ней совершались там 97 лет. Это утверждают, по сообщениям летописи, старики, перевозившие сей храм из села Дурневки в свой хутор Становой Колодезь. Храм этот, говорится в летописи, был деревянный, куплен с разрешения Смарагда за дешёвую цену у помещика Карпова, тысячу рублей ассигнациями, со всею утварью, кроме богослужебных книг. Карпов выстроил в Дурневке каменный храм.
Храм сей переименован и освящён по имя Покрова Пресвятой Богородицы, потому что хутор Становой Колодезь являлся приходом церкви села Большая Куликовка. Прихожане не пожелали оставить праздника, справлявшегося их предками. В с.Становой Колодезь храм построен в 1849г с благословения Смарагда. До 1859г храм не был обстроен. Потом на место священника Тихомирова перешёл из села С(т)ретенского священник Евсей Косьминский. В 1863г храм был распространён в боковые стороны на 10 аршин, на что употреблено 480 руб., собранных с прихожан строителем Максимом Александровичем и церковым старостою Фомой Григорьевичем Тиняко-выми? В 1864г поставлен новый иконостас, стены оштукатурены, на что истрачено 315 руб. церковных и 635 руб 82 коп., доброхотно данных прихожанами.
Оставлены 4 древние иконы из старого иконостаса. В 1865г церковь расписана иконами и священными картинами. В 1866г куплена плащаница, а в 1867г для плащаницы сделана гробница. Два подсвечника стоят перед иконами – Воскресение Господнее и Балыкинской Божьей Матери, пожертвованы строителем церкви Макси-мом Александровичем Тиняковым. В 1879г куплен колокол в 69 пудов 20 фунтов, на что жителями Станового Колодезя пожертвовано 450 руб: получены за песок, взятый с их земли, для железной дороги. И сделан сбор с прихода на 610 руб. В Становом Колодезе бывает крестный ход в день Вознесения Господня. Время его возникновения не известно, но о благочестивом обычае предков здесь помнят. Кладбище открыто в 1849г. вне селения. Причта было положено три: священник, дьячок и пономарь. Училище при церкви открыто в 1861г священником Евсеем Косьминским.
Приход получил своё название по древнему урочищу – Становой Колодезь, в котором было удобно поить пригоняемый из Малороссии скот и останавливаться при нём, когда оный не был ещё загорожен поселением, так как находится при большой Курской дороге. Прихожане племени чисто русского. Настоящее местожительство занимают не более 150 лет. До 1859г приход состоял из одного села Станового Колодезя, а в означенный год из Сретенского прихода сюда были причислены хутора: Лупленых и Герасимовских, Пятницкого общества Лавровской волости. Прихожане все – государственные крестьяне. Достопамятное лицо – Тихон Лаврентиевич Тиняков убедил всех прихожан Станового Колодезя к покупке и построению храма. В помощь ему избраны 2 строителя из гос. крестьян: Василий Косьмин Верижников и Александр Васильевич Неворов. Неворов вскоре заболел и скончался, а Тиняков и Верижников показали усердие при построении храма на месте: двое своими руками, без мастеров, обложили каменный фундамент под стены и подготовили его полностью для деревянной церкви. По освящению храма Верижников избран был церковным старостою и проходил сию должность с великим усердием, за что получил Похвальный лист.
Жители Станового Колодезя выстроили храм без посторонней помощи, не испрашивали даже и книги для возведения церкви. Священник Евсей Трофимович Косьминский – с 1859г, диакон – Илья Феодорович Бунин, с 1863г., обучался в Ливенском училище. Причётник – Василий Харал? Строков (или Страхов?-В.А.), с 1859г. Церковный староста – Фома Григорьевич Тиняков, гос. крестьянин, с 1863г. Раскольников нет. К церковному богослужению, говению, исповеди и причастию святых тайн, слушанию бесед и поучений прихожане не имеют полного усердия. А к поминовению усопших имеют усердие полное и совершенное. Расположение к христианской общительности и взаимному вспоможению в прихожанах недостаточное и неполное, потому что умственно и нравственно их развитие до сего времени было грубо по их безграмотности. (?) Да и грамотность не оказывает до сих пор среди них заметных, а тем более выдающихся успехов, так как расположение к ней у них недостаточное.
К тому же они имеют предубеждение против нея, грамотности. «Старики грамоте не учились, а хлеба имели много и жили лучше, нежели в настоящее время!»
Из исповедавшихся и причастившихся в 1870г значатся 1199 лиц. Не причастив-шихся по упущению и нерадению – 30. В 1871г соответственно 1167 и 118. В 1872г – 1236 и 63 человека, в 1873г – исповедались и причастились – все, кроме малолетних и находящихся в отлучке. В 1872г было северное сияние, видимое в пределах прихода.
6 декабря т.г. похищено из церкви денег – 246 руб. 73 коп. Похищение произошло в 10-м часу вечера со взломом двух замков на дверях и одного на денежном сундуке и разломом ктиторского ящика. Кроме денег, ничего больше не взято, остальное всё в целости. В 1873г священник Евсей Косьминский по добровольному и обоюдному согласию с зятем своим священником Дмитровского уезда села Плоского Стефаном Покровским, с разрешения и утверждения епархиального начальства, поменялись местами. Священник Покровский – уроженец Кромского уезда, обучался в Орловской духовной семинарии. 17 мая 1873г в день Вознесения Господне, в 8-м часу утра, во время утренней, в селе Становой Колодезь сгорело 10 крестьянских домов. Пожар произошёл от неосторожности одной крестьянки, растопившей свою печь.
В июле т.г. выстроена новая деревянная дубовая ограда, стоимостью в 296 руб. . 30 октября дьячок Василий Строков при обоюдном согласии с сыном своим Петром Строковым, служившим в должности звонаря при Орловском соборе (?), по согласию причта и прихожан поменялись местами. Пётр Строков, уроженец с.Становой Колодезь, обучался в 1-м Орловском духовном уездном училище.
В 1876г произошло сочувствие жителей Покровского храма с.Становой Колодезь к южным славянам, стремившихся освободиться от турецкого ига. С радостью они встретили известие об отправлении русских добровольцев за границу. Епископ Орловский и Севский Макарий произвёл ревизию. Приобретён для церкви серебряный вызолоченный крест на пожертвования. В 1877г в апреле объявлен Манифест о войне с Турцией, а в июне русские благополучно перешли через Дунай. В начале 1878г заключен Сан-Стефанский договор о конце войны. Окрашен и вызолочен иконостас, за что уплачено 500 руб. серебром. Скончался диакон села. В 1879г произошло чудесное спасение царя Александра Николаевича от злодейского покушения на оного, в первый раз – в апреле, в Петербурге, а второй раз – в ноябре, под Москвою.
5 февраля 1880г злодейский взрыв в Зимнем Дворце. 19 февраля – празднование 25-летия славного царствования господина императора Александра II и кончина 22 мая императрицы Марии Александровны. 1 марта 1881г злодейское убийство царя, государя императора Александра Николаевича и восшествие на престол Александра Александровича. Местная церковь расписана внутри, вызолочены главы и кресты снаружи. Украдены из церкви 13 руб. 50 коп. В 1888г в июле, 15, празднование 900-летия крещения русского народа. Прихожане явились в большом количестве в храм и молились с большим усердием. В декабре 1888г – сильные морозы до 40 градусов.
28 июля 1889г получено разрешение от Мисаила на постройку каменного храма. При окладе нового каменного храма были приглашены: благочинный с.Сретенского священник Василий Свиридов, священники сёл Хотетово и Телегино и диакон села Богородицкого. После литургии, совершённой в старом храме, был отслужен молебен с водоосвящением. Всё пространство земли, предназначенное для постройки храма, окроплено святою водою. Богослужение всеми священниками вышло очень торжественно, народу было много. Крестьяне приходили с хлебом-солью, и все щедро жертвовали на постройку нового храма. В сентябре бутили фундамент.
В мае 1890г постройка нового храма возобновилась. В июне церковь была выстроена до половины окон. В 1891г храм выстроен до крыши, а колокольня – до окончания. В мае 1891г прибыл диакон из учителей сельской школы Кромского уезда Николай Яковлевич Страхов, сын диакона села Бобраков Орловского уезда.
Подпись: Священник Андрей Оболенский.
В 1892г постройка церкви закончена, и храм оштукатурен изнутри и снаружи. Строится деревянная ограда на каменном фундаменте и столбах. В конце 1893 церковь расписывается масляными красками. Работы начинаются в мае и заканчиваются в конце сентября или середине октября, до холодов. 21 октября 1894г взошёл на престол император Николай II. В ноябре 1895г окончена церковная каменная ограда и каменная караулка. В середине декабря 1895г каменная церковь была окончена. Освящение храма произошло 21 декабря. Поездом 20 декабря вечером прибыл Преосвященный Мисаил – Епископ Орловский и Севский. Отслужено всенощное бдение.
Были священники из соседних сёл – Хотетова, Марьино, Богородицкого-Хряпино тожь, Сретенского. Пел хор Его Превосходительства под управлением регента отца села Яковлево. Несмотря на холод, народу было очень много, так что 2/3 людей стояли на улице. Вечером Мисаил уехал на поезде в Орёл. В октябре 1896г Стефан Покровский подал прошение по состоянию здоровья уволить за штат. На его место определён зять села Рождественского, что на Тиму, Ливенского уезда, Андрей Оболенский. На построение придельных иконостасов, заказанных Болховскому мастеру Абашееву, собрано 2400 руб. 29 июня был сильный мороз, который побил местами, на низинах, просо, грехичу и огурцы. В сентябре благочинным стал священник села Большая Куликовка Николай Горохов. В 1898г из-за большого неурожая многие заговорили о переселении в Сибирь. 11 января представители 5 семей из Станового Колодезя отправились в качестве ходоков искать удобное место для переселения.
В феврале священнослужители просили разрешения продать старый деревянный храм со всею утварью. В начале марта в качестве пособия старым крестьянам и малолетним была выдана от земства рожь. 15 марта с разрешения Преосвященнейшего Митрофана – Епископа Орловского и Севского – продан старый храм с иконостасом и утварью за 1000 руб. на станцию Поныр(ы)и. Отслужен молебен в старом храме в присутствии купившей храм госпожи Добринской – жены начальника станции Поныри. В апреле строитель нового храма, он же и церковный староста Максим Александров Тиняков – временный 2-й гильдии купец – высочайше награждён золотой медалью с надписью «За усердие» для ношения на шее на Александровской ленте. 19 апреля в день престольного праздника в конце литургии сгорел новый дом с подворской постройкой и со всякими крестьянскими принадлежностями крестьянина с.Станового Колодезя Б.Шманёва. 15 июня в 4 часа вечером поездом прибыл Митрофан для освящения придельных иконостасов местного храма. На станции Становой Колодезь Владыку встретили благочинный с.Большая Куликовка отец Николай Горохов и местный священник А.Оболенский. Звон колоколов ко всенощному бдению начался в 5 часов 30 минут, а само бдение – в 18.00. Присутствовало много священников из Орл. губернии.
Урожай озимого хлеба выше среднего, а в хуторах Лупленом Пятницкого общества – отличный: становилось более 20 копён на десятину. Умолот ржи от 3 до 8 мер из копны. Урожай всех яровых хлебов – прекрасный. 6 сентября в конце утренней службы загорелся дом крестьяниа с.Становой Колодезь Никифора Матвеева Верижникова… . *
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи