Две недели назад в Хайфе был убит директор местного погребального общества. Примерно в то же время аналогичная организация в Ришон ле-Ционе была расформирована по решению суда, поскольку ее руководители занимались незаконными сделками, а директор платил себе ежемесячную зарплату в размере 190 тысяч(!) шекелей. Я не утверждаю, что два этих случая связаны между собой, однако наблюдается определенная тенденция.
Захоронение в Израиле осуществляется совместными усилиями погребальных обществ и органов местной власти. Услуги предоставляются государством и оплачиваются из бюджета Института национального страхования. Погребальные общества "Хевра кадиша" – организации религиозные, и осуществляют исключительно религиозный обряд захоронения. И все же в последнее время мы являемся свидетелями многочисленных неприятных инцидентов на наших кладбищах.
Земля в Израиле, особенно в центре страны, крайне дорога. Кладбища переполнены. Кремацию еврейская традиция запрещает. Где выход? Во многих городах стали практиковать захоронение в стенах, в несколько этажей. Кому хочется забираться на лестницу, чтобы прочесть кадиш по своим близким? На помощь приходят сотрудники местной Хевра кадиша. За умеренную плату, в несколько тысяч шекелей, вашему покойному найдется место в земле. Если у вас нет таких денег – в стенку! Вы хотите похоронить родственника на городском кладбище, но на нем уже не хоронят? Всегда найдется выход тысяч за пятнадцать. Я сам был свидетелем подобных переговоров. Не хотите платить? Есть новое кладбище за городом. Оно, правда, пока напоминает пустырь, но ничего – за несколько лет мы его обустроим.
Отдельный вопрос касается "сомнительных евреев" из числа репатриантов из стран СНГ, которых вообще не позволяют хоронить на еврейских кладбищах. В результате многолетнего общественного давления в нескольких городах страны для их захоронения были выделены особые участки, отделенные от основной части кладбища. Захоронение на них совершается местными погребальными обществами, но без всякого обряда. При этом число участков и их местоположение не отвечают потребностям. Семья из Ришон-ле-Циона, потерявшая при пожаре двух детей, не являвшихся евреями по галахе, была вынуждена похоронить их в Ашкелоне, так как в их городе не было соответствующего участка. Широко известна история с мальчиком по фамилии Песахович, евреем по отцу, погибшим при взрыве на рынке Махане Йегуда в Иерусалиме в 1997 году. В течение двух дней тело погибшего перевозили с места на место, пока после личного вмешательства Юлия Эдельштейна его не похоронили на бахайском кладбище.
Еще в 1996 году Кнессет принял закон об альтернативном гражданском захоронении. Согласно закону, каждый человек имеет право быть похороненным в соответствии с его пожеланием на альтернативном гражданском кладбище. Но Министерство по делам религий не предпринимает мер для реализации этого закона. Долгие годы в стране действовало единственное альтернативное кладбище в Беэр-Шеве. Недавно гражданские кладбища открылись в Кирьят-Тивоне и Кфар-Сабе. А что делать жителям других регионов страны? В районе Иерусалима, например, участки не выделены вообще. Остаются кибуцы, но в них места для гражданского захоронения тоже продаются, как правило, по очень высокой цене.
В шуточной "покойницкой" песне Владимир Высоцкий утверждал, что "мертвых квартирный вопрос не берет". У нас еще как берет, и мертвых и живых! В Талмуде сказано, что похоронить человека: еврея и нееврея – наша еврейская обязанность. Наш долг – позаботиться о достойном захоронении каждого гражданина страны. И на этом священном долге кто-то наживает большие деньги. То, что происходит в этой сфере в Израиле в последние годы – это осквернение всего святого!