-- : --
Зарегистрировано — 123 312Зрителей: 66 403
Авторов: 56 909
On-line — 19 544Зрителей: 3846
Авторов: 15698
Загружено работ — 2 121 980
«Неизвестный Гений»
БЛАГОРОДНЕЙШАЯ ЦАРЕВНА СОФЬЯ
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
02 февраля ’2011 22:49
Просмотров: 26302
БЛАГОРОДНЕЙШАЯ
ЦАРЕВНА СОФЬЯ
В школе нас учили тому, что Пётр I настолько сильно реформировал Россию, что поднял её на дыбы. Его предшественницу Софью историки старались всячески унизить, дабы ещё больше возвеличить её брата.
Сейчас положение меняется. Вот как пишет о Софье во вступительной статье и в комментариях А.П. Богданов (см. книгу «Россия при царевне Софье и Петре I. Москва, 1990 г.).
Искусственный разрыв времён между Петром I и его предшественниками, стремление «Отца Отечества» предать забвению деяния предков, изобразить себя именно «первым», а не очередным монархом, его демонстративный отказ от традиций – всё это имело основания, отчасти, и в семейных отношениях царя.
Его отец, Алексей Михайлович, женатый на представительнице древнего рода Милославских – Марии Ильиничне, имел множество детей – в основном дочерей (пятой из которых была знаменитая царевна Софья), однако после смерти царицы остались и три сына. Старший умер подростком, а Фёдор и Иван благополучно здравствовали.
Автор подчёркивает, что позднейшие рассказы об их немощи были сильно преувеличены. В этих условиях Петру I было почти невозможно рассчитывать на престол. Мальчика и не готовили к царствованию.
Если Фёдор и Иван (и по собственному желанию! – Софья) получали хорошее образование у известного просветителя Симеона Полоцкого, то маленький Пётр перешёл от мамок к «дядьке» – впоследствии «князь-папе» сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора» Н.М. Зотову. Никита Моисеевич оправдал доверие ученика, первенствуя в вечном пьянстве и дебоширстве.
Сохранившаяся переписка Зотова с Петром, по словам комментатора, отличается соединением цинизма и кощунства. «Князь-папа» готов был на любое унижение для развлечения царя, устроил даже собственную шутовскую свадьбу при взрослых уже детях...
История, конечно, с Петра не начиналась. Россия стремительно шла вперёд, и правители должны были с этим считаться. Получает расцвет русская литература, происходят изменения в музыкальной культуре и изобразительном искусстве, в архитектуре и градостроении в целом. Изменяется и мода в одежде, в стратегии и тактике военных действий.
Ещё дед Петра I, Михаил Фёдорович, думает перестроить армию. Россия в 70-е годы успешно борется с Османской империей, строит боевые корабли, и уже в 1674г. русская эскадра вышла в море. В связи с этим следует заметить, что в 1996г отмечалось 300-летие российского флота, когда это празднование должно было бы пройти раньше на 22 года – в 1974г! Во время царствования царя Фёдора наша армия выросла до четырёх пятых вооружённых сил России. Помощник царя Василий Голицын проводит в государстве военно-окружную реформу. А.П. Богданов отмечает, что события времён царя Фёдора особенно упорно замалчивались пропетровской исторической литературой, посколько его правление было подлинным временем реформ.
Были смягчены налоги, утверждена академия, как автономное и влиятельное в государстве сила. Введён указ о ношении дворянами и служащими европейской одежды! В городах началось каменное строительство, развивались заводы и мануфактуры, а учитель Фёдора – Симеон Полоцкий основал первую в России типографию без церковной цензуры. И это происходило, несмотря на тяжёлые войны.
Конечно, реформы Фёдора, пишет автор, не были народными. Казнокрадство, неправые суды, мздоимство властей, поборы довели народ до предела. Московское восстание 1682г интересно тем, что восставшие взяли под контроль столицу и диктовали свою волю правительству.
Царевна Софья и Василий Голицын сумели к 1683г «утишить» восстание переговорами, лавированием. Софья, ученица Полоцкого, продолжила дело Фёдора. Генералиссимус Голицын вместо лобовых ударов использовал более верные средства, и это ему удавалось. Русская армия сумела преодолеть Дикое Поле до самого Перекопа и верили, что «вскоре хан крымский учнёт писаться подданным царским».
Пётр 1 сначала продолжал воевать с Крымом и взял Азов. Но после того, как он побывал в Европе, то открыл войну со Швецией. Это было выгодно Европе, боявшейся усиления Швеции, но мало самой России. В соревновании на истощение со Швецией – Россия победила, но победа далась нелегко. Были нанесены удары и по национальным традициям: нравственность, литература и искусство, язык, налаженный веками быт – всё подвергалось осмеянию и унижению, разрушению и переделке на иностранный образец.
Создаётся «петровская историография», которая закрепила в сознании читателей представление о тёмной, забитой России, разбуженной для прогресса дубиной царя-преобразователя.
Почему же и в советское время так возвеличивался Пётр I? Конечно, это было связано с тем, что и большевики пытались поднять Россию на дыбы, преобразовать её, а для этого требовался пример. Никто не спорит: Пётр I был заметной фигурой, прорубил, как писал поэт, «окно» в Европу.
Нужно подчеркнуть, что именно это обстоятельство и предопределило повышенное внимание не только к Петру I, но и ко всем тем, кто так или иначе смотрел в Европу, призывал нас равняться на достижения европейских стран. Почему-то и до сих пор считается, что Восток – это «дело тонкое». Россия станет сильной, если в равной степени станет общаться со всеми «сторонами света».
Однако вернёмся к царице Софье (1657-1704). Как от-мечают историки, она усовершенствовала свои личные качества блестящим владением логикой и риторикой, занималась литературным творчеством и умела даже шифровать свои послания. Не случайно она способна была «уговаривать» стрельцов. И дело, видимо, не только в том, что Софья понимала, что она не располагает военной силой для подавления восстания, но и в её характере. И определения в её адрес «милостивая, кроткая и милосердная» следует воспринимать не только в «обратном» смысле. Во время затянутых прений в Грановитой палате она показала стрельцам, сторонникам мира и порядка в государстве, «непорядочное» поведение староверов и добилась того, чтобы народ спокойно разошёлся.
Затем Софья арестовала и казнила виднейших раскольников, разобрала стрелецкие и солдатские полки, задобрив жалованиями. Одновременно укреплялась дворянская часть регулярной армии, что продолжит делать и Пётр I.
В августе 1689г. Нарышкины опередили Софью, по некоторым сведениям, готовившуюся к коронации. Агенты-стрельцы разными средствами (в том числе и с помощью денег!) собрали в Кремле толпу стрельцов – и немедленно донесли Петру о «бунте» и заговоре на его жизнь. Напуганный, Пётр I скакал из Преображенского в Троицу...
В сентябре 1689г. Софья была заключена в Новодевичий монастырь, а в 1698г., по обвинению в причастности к новому стрелецкому восстанию, пострижена под именем Сусанны.
Наш земляк князь Б.И. Куракин отмечал, что «правление царевны Софьи началось со всякою прилежностью и правосудием и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, так же умножились коммерция и ремёсла, и науки почали быть латинского и греческого языку... и торжествовала тогда вольность народная».
А.П. Богданов писал, что о самой Софье Алексеевне даже её неприятель говорил, что она «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужеска ума исполненная дева».
Вл. Михневич в книге «Русская женщина 18 столетия» (1895г.) также тепло говорит о царевне Софье: «В 1682г Москва увидела небывалое явление: царевны-женщины ходят в Грановитую палату на публичные прения о делах веры с расколоучителями и сами принимают в них деятельное участие! В это время весь московский учёнолитературный мирок, с Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым во главе, сосредоточивался около терема царевен».
Заметим, что в такой «мирок» входили самые выдающиеся писатели и мыслители 18в Полоцкий и Медведев! С.Полоцкий так воздаёт хвалу мудрости своей ученице:
О, благороднейшая царевна София,
Ищеши премудрости силу небесныя,
По имени твоему жизнь свою ведеши:
Мудрая глаголеши, мудрая дееши...
Ты церковные книги обыкла читати
И в отеческих святцах мудрости искати...
Софья – в переводе означает «мудрая», поэтому она «по имени ... жизнь свою ведеши».
С.Медведев также превозносит царевну:
Тебе бо слично науки начати,
Яко премудрой оны совершати...
Софья сочиняла сама и переводила мольеровскую комедию «Врач поневоле». Правда, некоторые высказывают сомнения в этом, поскольку, мол, царевна вела «малограмотую переписку».
Вл. Михневич отмечал, что Софья обнаружила порывистую, могучую энергию и смелый ум, к сожалению, дурно направленные...
Примерно так писал и журнал «Русский вестник» на 1815г, издаваемый Сергеем Глинкою:
«Софья Алексеевна осыпана была всеми дарами природы и счастья, отличалась красотой, умом, имела всё, кроме добродетели. Жаль, говорил государь Пётр I, жаль, что при таком уме у Софии, сестры моей, такое злое сердце. Красота, ум, все дары природы и частия ничтожны и часто вредны, если разум и страсти не управляются добродетелью. Гордость и зависть воспламеняют властолюбие. София возмечтала, что она должна обладать венцом и престолом».
И далее: «Лютейшую ненависть устремила София на мачеху свою, царицу Наталью Кирилловну и на сына её отро-ка Петра».
За что же Софья ненавидела мачеху? Прямых улик нет, поэтому сочиняется следующее обвинение: «Царицу Наталью ненавидела за то, что народ русский в лице её любил добродетель и ангела. Сына её не любила потому, что он в отроческих летах проявлял свойства твердости души необыкновенной. По их погибели домогалась основать величие своё».
На стороне Петра и такие унижения её сестры: «Источники властолюбия: лесть, обольщение, разврат. Царица Наталья Кирилловна во мраке ночи посещала темницы, утешала стрельцов, София в темноте ночной, не смыкая очей, в пагубе Отечества взывала к бунту стрельцов, и в палатах возжигала в неистовых их сердцах пламя бунта и разврата. Стрельцы, выдай брата, или горе тебе. Далее завтрашнего дня ждать не станем!..»
Для нас, орловцев, небезынтересно знать, что Софья Алексеевна была связана с Болховским уездом. Её отец, Алексей Михайлович, в 1648г взял в жёны 23-летнюю Марию Ильиничну Милославскую, которая родилась в с.Ильинском под Болховом. Как же попала сюда, в орловский край, русская царица. А дело в том, что она была дочерью Ильи Даниловича, который исполнял обязанности в Константинополе и Голландии. За «труды на благо Отечества» он был пожалован селом Ильинским. Илья Данилович основал в Болховском Оптине Рождественском монастыре фамильный склеп-усыпальницу, где и был похоронен.
Будущая царица родилась в селе в 1625г.
Она дала жизнь 13 наследникам престола.
Об этом сообщили через газету «Центральная Россия» В.Воробьев и В.Борисиков. Если верить их описанию, то Софья была шестым ребёнком в семье. А.П. Богданов в предисловии пишет, что Софья была – пятой, а в алфавитном указателе она названа третьим ребёнком?!
Есть сообщения, что Софья помнила о том месте, где она родилась и поэтому хотела возвысить в церковном отношении город Болхов. Но, видимо, не успела это сделать…
Итак, орловская женщина-мать дала России царевну Софью, которая правила с 1682 по 1689 годы; царя Фёдора – был царём с 1676 по 1682 годы, царя Ивана, который правил вместе с Петром I с 1681 по 1696 годы. Внучка Марии Ильиничны – Анна Ивановна была с 1730г. российской императрицей (дочь Ивана и Прасковьи Федоровны Салтыковой)
2.8.1993 г., пгт. Кромы
*
P.S.:
Л.И. Перелыгин — оргсекретарь Орловского отделения Всемирного Русского Народного Собора – в статье «Русская православная церковь на Орловщине в годы политических репрессий» (Реквием, том третий. Орёл – 1996г) пишет:
«Большое количество золота, серебра, изделий из драгоценных камней вывезли из церквей Орловской губернии. В храмах и монастырях только Болховского уезда находилось немало икон XVI-XVII веков, древних Евангелий, ручных работ царицы Софьи и даров императрицы Елизаветы Петровны».
25.Х.1996 г. пгт.Кромы,
*
ЦАРЕВНА СОФЬЯ
В школе нас учили тому, что Пётр I настолько сильно реформировал Россию, что поднял её на дыбы. Его предшественницу Софью историки старались всячески унизить, дабы ещё больше возвеличить её брата.
Сейчас положение меняется. Вот как пишет о Софье во вступительной статье и в комментариях А.П. Богданов (см. книгу «Россия при царевне Софье и Петре I. Москва, 1990 г.).
Искусственный разрыв времён между Петром I и его предшественниками, стремление «Отца Отечества» предать забвению деяния предков, изобразить себя именно «первым», а не очередным монархом, его демонстративный отказ от традиций – всё это имело основания, отчасти, и в семейных отношениях царя.
Его отец, Алексей Михайлович, женатый на представительнице древнего рода Милославских – Марии Ильиничне, имел множество детей – в основном дочерей (пятой из которых была знаменитая царевна Софья), однако после смерти царицы остались и три сына. Старший умер подростком, а Фёдор и Иван благополучно здравствовали.
Автор подчёркивает, что позднейшие рассказы об их немощи были сильно преувеличены. В этих условиях Петру I было почти невозможно рассчитывать на престол. Мальчика и не готовили к царствованию.
Если Фёдор и Иван (и по собственному желанию! – Софья) получали хорошее образование у известного просветителя Симеона Полоцкого, то маленький Пётр перешёл от мамок к «дядьке» – впоследствии «князь-папе» сумасброднейшего, всешутейшего и всепьянейшего собора» Н.М. Зотову. Никита Моисеевич оправдал доверие ученика, первенствуя в вечном пьянстве и дебоширстве.
Сохранившаяся переписка Зотова с Петром, по словам комментатора, отличается соединением цинизма и кощунства. «Князь-папа» готов был на любое унижение для развлечения царя, устроил даже собственную шутовскую свадьбу при взрослых уже детях...
История, конечно, с Петра не начиналась. Россия стремительно шла вперёд, и правители должны были с этим считаться. Получает расцвет русская литература, происходят изменения в музыкальной культуре и изобразительном искусстве, в архитектуре и градостроении в целом. Изменяется и мода в одежде, в стратегии и тактике военных действий.
Ещё дед Петра I, Михаил Фёдорович, думает перестроить армию. Россия в 70-е годы успешно борется с Османской империей, строит боевые корабли, и уже в 1674г. русская эскадра вышла в море. В связи с этим следует заметить, что в 1996г отмечалось 300-летие российского флота, когда это празднование должно было бы пройти раньше на 22 года – в 1974г! Во время царствования царя Фёдора наша армия выросла до четырёх пятых вооружённых сил России. Помощник царя Василий Голицын проводит в государстве военно-окружную реформу. А.П. Богданов отмечает, что события времён царя Фёдора особенно упорно замалчивались пропетровской исторической литературой, посколько его правление было подлинным временем реформ.
Были смягчены налоги, утверждена академия, как автономное и влиятельное в государстве сила. Введён указ о ношении дворянами и служащими европейской одежды! В городах началось каменное строительство, развивались заводы и мануфактуры, а учитель Фёдора – Симеон Полоцкий основал первую в России типографию без церковной цензуры. И это происходило, несмотря на тяжёлые войны.
Конечно, реформы Фёдора, пишет автор, не были народными. Казнокрадство, неправые суды, мздоимство властей, поборы довели народ до предела. Московское восстание 1682г интересно тем, что восставшие взяли под контроль столицу и диктовали свою волю правительству.
Царевна Софья и Василий Голицын сумели к 1683г «утишить» восстание переговорами, лавированием. Софья, ученица Полоцкого, продолжила дело Фёдора. Генералиссимус Голицын вместо лобовых ударов использовал более верные средства, и это ему удавалось. Русская армия сумела преодолеть Дикое Поле до самого Перекопа и верили, что «вскоре хан крымский учнёт писаться подданным царским».
Пётр 1 сначала продолжал воевать с Крымом и взял Азов. Но после того, как он побывал в Европе, то открыл войну со Швецией. Это было выгодно Европе, боявшейся усиления Швеции, но мало самой России. В соревновании на истощение со Швецией – Россия победила, но победа далась нелегко. Были нанесены удары и по национальным традициям: нравственность, литература и искусство, язык, налаженный веками быт – всё подвергалось осмеянию и унижению, разрушению и переделке на иностранный образец.
Создаётся «петровская историография», которая закрепила в сознании читателей представление о тёмной, забитой России, разбуженной для прогресса дубиной царя-преобразователя.
Почему же и в советское время так возвеличивался Пётр I? Конечно, это было связано с тем, что и большевики пытались поднять Россию на дыбы, преобразовать её, а для этого требовался пример. Никто не спорит: Пётр I был заметной фигурой, прорубил, как писал поэт, «окно» в Европу.
Нужно подчеркнуть, что именно это обстоятельство и предопределило повышенное внимание не только к Петру I, но и ко всем тем, кто так или иначе смотрел в Европу, призывал нас равняться на достижения европейских стран. Почему-то и до сих пор считается, что Восток – это «дело тонкое». Россия станет сильной, если в равной степени станет общаться со всеми «сторонами света».
Однако вернёмся к царице Софье (1657-1704). Как от-мечают историки, она усовершенствовала свои личные качества блестящим владением логикой и риторикой, занималась литературным творчеством и умела даже шифровать свои послания. Не случайно она способна была «уговаривать» стрельцов. И дело, видимо, не только в том, что Софья понимала, что она не располагает военной силой для подавления восстания, но и в её характере. И определения в её адрес «милостивая, кроткая и милосердная» следует воспринимать не только в «обратном» смысле. Во время затянутых прений в Грановитой палате она показала стрельцам, сторонникам мира и порядка в государстве, «непорядочное» поведение староверов и добилась того, чтобы народ спокойно разошёлся.
Затем Софья арестовала и казнила виднейших раскольников, разобрала стрелецкие и солдатские полки, задобрив жалованиями. Одновременно укреплялась дворянская часть регулярной армии, что продолжит делать и Пётр I.
В августе 1689г. Нарышкины опередили Софью, по некоторым сведениям, готовившуюся к коронации. Агенты-стрельцы разными средствами (в том числе и с помощью денег!) собрали в Кремле толпу стрельцов – и немедленно донесли Петру о «бунте» и заговоре на его жизнь. Напуганный, Пётр I скакал из Преображенского в Троицу...
В сентябре 1689г. Софья была заключена в Новодевичий монастырь, а в 1698г., по обвинению в причастности к новому стрелецкому восстанию, пострижена под именем Сусанны.
Наш земляк князь Б.И. Куракин отмечал, что «правление царевны Софьи началось со всякою прилежностью и правосудием и ко удовольствию народному, так что никогда такого мудрого правления в Российском государстве не было. И всё государство пришло во время её правления чрез семь лет в цвет великого богатства, так же умножились коммерция и ремёсла, и науки почали быть латинского и греческого языку... и торжествовала тогда вольность народная».
А.П. Богданов писал, что о самой Софье Алексеевне даже её неприятель говорил, что она «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужеска ума исполненная дева».
Вл. Михневич в книге «Русская женщина 18 столетия» (1895г.) также тепло говорит о царевне Софье: «В 1682г Москва увидела небывалое явление: царевны-женщины ходят в Грановитую палату на публичные прения о делах веры с расколоучителями и сами принимают в них деятельное участие! В это время весь московский учёнолитературный мирок, с Симеоном Полоцким и Сильвестром Медведевым во главе, сосредоточивался около терема царевен».
Заметим, что в такой «мирок» входили самые выдающиеся писатели и мыслители 18в Полоцкий и Медведев! С.Полоцкий так воздаёт хвалу мудрости своей ученице:
О, благороднейшая царевна София,
Ищеши премудрости силу небесныя,
По имени твоему жизнь свою ведеши:
Мудрая глаголеши, мудрая дееши...
Ты церковные книги обыкла читати
И в отеческих святцах мудрости искати...
Софья – в переводе означает «мудрая», поэтому она «по имени ... жизнь свою ведеши».
С.Медведев также превозносит царевну:
Тебе бо слично науки начати,
Яко премудрой оны совершати...
Софья сочиняла сама и переводила мольеровскую комедию «Врач поневоле». Правда, некоторые высказывают сомнения в этом, поскольку, мол, царевна вела «малограмотую переписку».
Вл. Михневич отмечал, что Софья обнаружила порывистую, могучую энергию и смелый ум, к сожалению, дурно направленные...
Примерно так писал и журнал «Русский вестник» на 1815г, издаваемый Сергеем Глинкою:
«Софья Алексеевна осыпана была всеми дарами природы и счастья, отличалась красотой, умом, имела всё, кроме добродетели. Жаль, говорил государь Пётр I, жаль, что при таком уме у Софии, сестры моей, такое злое сердце. Красота, ум, все дары природы и частия ничтожны и часто вредны, если разум и страсти не управляются добродетелью. Гордость и зависть воспламеняют властолюбие. София возмечтала, что она должна обладать венцом и престолом».
И далее: «Лютейшую ненависть устремила София на мачеху свою, царицу Наталью Кирилловну и на сына её отро-ка Петра».
За что же Софья ненавидела мачеху? Прямых улик нет, поэтому сочиняется следующее обвинение: «Царицу Наталью ненавидела за то, что народ русский в лице её любил добродетель и ангела. Сына её не любила потому, что он в отроческих летах проявлял свойства твердости души необыкновенной. По их погибели домогалась основать величие своё».
На стороне Петра и такие унижения её сестры: «Источники властолюбия: лесть, обольщение, разврат. Царица Наталья Кирилловна во мраке ночи посещала темницы, утешала стрельцов, София в темноте ночной, не смыкая очей, в пагубе Отечества взывала к бунту стрельцов, и в палатах возжигала в неистовых их сердцах пламя бунта и разврата. Стрельцы, выдай брата, или горе тебе. Далее завтрашнего дня ждать не станем!..»
Для нас, орловцев, небезынтересно знать, что Софья Алексеевна была связана с Болховским уездом. Её отец, Алексей Михайлович, в 1648г взял в жёны 23-летнюю Марию Ильиничну Милославскую, которая родилась в с.Ильинском под Болховом. Как же попала сюда, в орловский край, русская царица. А дело в том, что она была дочерью Ильи Даниловича, который исполнял обязанности в Константинополе и Голландии. За «труды на благо Отечества» он был пожалован селом Ильинским. Илья Данилович основал в Болховском Оптине Рождественском монастыре фамильный склеп-усыпальницу, где и был похоронен.
Будущая царица родилась в селе в 1625г.
Она дала жизнь 13 наследникам престола.
Об этом сообщили через газету «Центральная Россия» В.Воробьев и В.Борисиков. Если верить их описанию, то Софья была шестым ребёнком в семье. А.П. Богданов в предисловии пишет, что Софья была – пятой, а в алфавитном указателе она названа третьим ребёнком?!
Есть сообщения, что Софья помнила о том месте, где она родилась и поэтому хотела возвысить в церковном отношении город Болхов. Но, видимо, не успела это сделать…
Итак, орловская женщина-мать дала России царевну Софью, которая правила с 1682 по 1689 годы; царя Фёдора – был царём с 1676 по 1682 годы, царя Ивана, который правил вместе с Петром I с 1681 по 1696 годы. Внучка Марии Ильиничны – Анна Ивановна была с 1730г. российской императрицей (дочь Ивана и Прасковьи Федоровны Салтыковой)
2.8.1993 г., пгт. Кромы
*
P.S.:
Л.И. Перелыгин — оргсекретарь Орловского отделения Всемирного Русского Народного Собора – в статье «Русская православная церковь на Орловщине в годы политических репрессий» (Реквием, том третий. Орёл – 1996г) пишет:
«Большое количество золота, серебра, изделий из драгоценных камней вывезли из церквей Орловской губернии. В храмах и монастырях только Болховского уезда находилось немало икон XVI-XVII веков, древних Евангелий, ручных работ царицы Софьи и даров императрицы Елизаветы Петровны».
25.Х.1996 г. пгт.Кромы,
*
Голосование:
Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 3
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 02 февраля ’2011 23:00
Понравилось!
|
Skorpion
|
Оставлен: 03 февраля ’2011 19:40
это повествование еще раз подтвердило, что мы - невежды, историю свою знаем наспех...
|
gusevatk72
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор