-- : --
Зарегистрировано — 123 563Зрителей: 66 628
Авторов: 56 935
On-line — 4 669Зрителей: 899
Авторов: 3770
Загружено работ — 2 126 047
«Неизвестный Гений»
Путешествие по России
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
20 августа ’2009 05:14
Просмотров: 27023
Путешествие по России.
27 июня – 20 августа 2008 г.
Летом 2008 года наша семья собиралась в отпуск. Ехать в отпуск было необходимо по нескольким причинам. Первая – дочь закончила школу и необходимо ее устраивать в Новосибирске (она поступила в НГТУ). Вторая причина – тридцатилетие окончания школы. Мы с одноклассниками решили встретиться на берегах Черного моря. Плюс к этому, я очень хотел повидать друзей детства, многих из которых не видел со дня окончания школы. Ну и, конечно, повидать родных – моих и жены. В общем, вопрос с поездкой в отпуск решен – ехать!
Но как? Отпуск – это не только встречи с родными, близкими и друзьями детства, но еще и стояние в бесконечных очередях за билетами, вагонная жизнь со всеми ее летними прелестями – жара, скученность, отсутствие нормальных бытовых условий. Я предложил ехать на нашей машине – праворульной полноприводной Тойоте Королле Филдер 2001 года. Дети пришли в восторг, жена же сначала отнеслась к этой идее насторожено, но после долгих сомнений и моих доводов в пользу этого предприятия, тщательно взвесив все плюсы и минусы, согласилась.
Я начал готовить машину. Поменял передние шаровые опоры, все подозрительные пыльники, передние ступичные подшипники (не потому, что они были плохие, а чтобы оттуда не ждать неприятностей). Задние подшипники я поменял за полгода до путешествия и был в них уверен. Проверил передние и задние стойки. Поставил кроссовую летнюю резину. Поменял все фильтра, масло в двигателе, автоматической коробке передач, редукторе. Подготовка машины обошлась в сумму около 20 тысяч рублей.
1. Алдан (Якутия) – Кумертау (Башкортостан) 27 июня – 5 июля. 7 624 км.
Наконец, 27 июня, в 8 часов по алданскому времени выехали. Дорога до Большого Невера (640 км.) заняла около 10 часов. В это время вошли остановки на заправку, обед в Тынде, купание.
В Невере закончилась федеральная автодорога М-56 «Лена», мы выехали на дорогу М-58 «Амур».
Поужинав в придорожном кафе в районе Тахтамыгды, проехали до Ерофея Павловича, где и расположились на ночлег, поставив палатку на берегу безымянной речушки. За первый день мы проехали 800 км.
28-го, около 6 часов, когда над речушкой еще стлался туман, тронулись дальше. Дорога в основном грунтовая, лишь кое-где попадаются небольшие кусочки асфальта. В некоторых местах мостики еще не готовы, приходится объезжать по временным дорогам. В районе Сбеги увидали знак «Движение запрещено» и указатель объезда. Свернули по указателю. Часа четыре блудили по каким-то деревушкам, рудникам, пока наконец-то не выбрались опять на федералку. Какова же была наша досада, когда выяснилось, что федералка в этом районе готова, просто забыли убрать знак! Вместо 40 – 50 км мы отмахали по проселкам около150, потратив уйму времени и бензина!
Перед Читой первая неприятность – прокол заднего правого колеса. Запаска – в нише доверху заваленного багажника, поэтому поехали периодически подкачивая колесо. В Чите залатали колесо, пообедали, поехали дальше. Километрах в ста от Читы река Ингода долго идет вдоль дороги, нашли подходящее место, искупались. Речка не очень большая, но тихая и вода в ней теплая.
Ночевали в чистом поле, километрах в 250 от Читы, около Хилогосона. Уже было довольно темно, отъехали подальше от трассы, затаборились. Когда утром проснулись, оказалось, что на наш лагерь с трассы открывается чудесный вид!
День выдался жаркий, к обеду термометр поднялся выше 40! Ехали, с нетерпением ожидая момента, когда покажется Байкал. Так, в ожидании, миновали Хилок, Улан-Удэ… Когда переезжаешь мост через Селенгу, то сразу бросается в глаза пара оленей, стоящих на утесе, настолько искусно установленных, что кажутся живыми. Наконец, начала давать о себе знать близость Байкала, температура поползла вниз. Глубочайшее озеро встретило нас туманом и температурой воздуха 12 градусов. По мере приближения к южной оконечности, температура воздуха постепенно росла, в Слюдянке было уже +21, туман почти исчез.
Заехали на городской пляж – надо же искупаться в Байкале! Народу много, но в воде – никого. Когда разделись, полезли в воду, поняли – почему. Температура воды – от силы градусов 12! Чтобы не терять марку (мы же из Якутии!), несколько раз окунулись, даже поплавали. Сохраняя достоинство, пошли к берегу. Берег был, такое ощущение, покрыт широко открытыми глазами! Весь пляж смотрел на нас! Обсохли, оделись, поехали. От Слюдянки до Иркутска – сплошная пробка! Еще бы: вечер воскресного погожего дня, все возвращаются в город. Вокруг Иркутска объездной дороги еще нет, надо ехать через город. Час пик, машин!.. Переехали реку Иркут, стало посвободнее. Поужинали. Ночевали недалеко от Зимы, на берегу реки Ока. Утром помылись сами, помыли машину.
Дорога от Нижнеудинска до Бирюсинска запомнилась тем, что ее там почти нет. Даже для нас, якутян, неизбалованных хорошими дорогами, этот отрезок стал испытанием, которое наша машина прошла с честью. Начался дождь, стемнело. Спать вчетвером в груженой машине – удовольствие небольшое, поэтому я решил ехать, пока не кончится дождь, или пока не начну засыпать. Остановился не доехав до Красноярска километров 20. Ночевать все-таки пришлось в машине, дождь так и не утих.
Наутро, чтобы не попасть в Красноярске в час пик, выехали пораньше. Дождь перестал, выглянуло солнышко. В Мариинске свернули на Томск, решили заехать к друзьям. Почти 200 км машину вела 16-летняя дочь. Я в это время спал – сказалась прошлая бессонная ночь.
В Томск приехали часам к трем. Погуляли по городу, переночевали, наутро – курс на Новосибирск.
Дорогу до Новосибирска пролетели часа за 3, в городе оставили вещи дочери, машине стало полегче.
Километрах в 50 от Новосибирска заплатил первый (и последний – потом были взятки) штраф. Скорость 122 км/ч, оштрафовали на 300 руб. Вину признаю, разогнался.
В районе Омска еще раз попал. Гаишник показал радар – 100,2 км/ч! «Немного превысили, идите в машину, оформляйте!» Подхожу к машине с его напарником и тот мне инкриминирует превышение скорости свыше 60 км/ч! Дескать, километров за 8 стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч с табличкой зоны действия знака 10 000 метров. Знак я видел, видел и табличку, но в движении мне показалось, что было написано 1 000 метров. Как раз где-то на этом отрезке дорога действительно была неважная. Превышение скорости свыше 60 – лишение прав. Возвращаться обратно и посчитать нули? Мент начинает намекать, что можно пойти другим путем… Их «вечерняя дойка» обошлась мне в 1 000 руб. Дал себе слово обязательно посмотреть на этот знак на обратном пути. (Слово я сдержал. Оказалось, эту тысячу я ментам просто подарил - на табличке под знаком было написано – 1 000 м!)
Ночевали в районе Ишима.
4 июля перед Ялуторовском свернули с Тюменской трассы на Челябинск. В Шадринске подъезжаем к железнодорожному переезду, к закрывающемуся шлагбауму. Перед нами машина, мы вторые. Сзади подходят еще машины. Проходит поезд, шлагбаум поднимается. Сразу за переездом стоят две машины ГИБДД и инспекторы останавливают первые пять машин. Нас обвиняют в нарушении Правил при проезде через переезд, создании аварийной ситуации на переезде и перекрестке, расположенном прямо перед переездом. Водители задних трех машин по очереди молча садятся в ментовские тонированные Жигули, через короткое время выходят, идут к своим машинам и уезжают. Мы, первые двое, оказались непонятливыми, вступили в пререкания с капитаном Насыровым – так он представился. После долгого переливания из пустого в порожнее нас все-таки отпускают, строго предупредив: «Больше не нарушайте!». Внятно объяснить, что же мы нарушили, нам так и не смогли. Водитель первой машины поздравил инспекторов с праздником – оказывается, был День ГАИ! Капитан кисло улыбнувшись, махнул рукой – езжайте, мол!
Федеральная трасса М-5 «Урал» встретила нас бешеным движением, пробками и обилием гаишников. Асфальт хороший, но дорога узкая. Дотащились до Миасса, свернули на Белорецк. Переехали реку Урал, по которой проходит граница между Европой и Азией. В этом месте Урал больше похож на ручеек двухметровой ширины, на правом берегу которого стоит стела, указующая, где Европа, а где Азия.
Проезжая через какой-то населенный пункт, довелось увидеть такую картину. Дождь. Автобусная остановка. Люди, ждущие автобус, мокнут под дождем, под крышу остановки никто не заходит. Каково же было наше удивление, когда мы, проезжая мимо увидели причину этого! Внутри остановки, занимая все ее пространство, стоял… автомобиль ГИБДД!!! Один из гаишников с радаром наизготовку, стоя под крышей, выявлял нарушителей скоростного режима. Жаль, что видеокамера и фотоаппарат были не под рукой – какой кадр пропал! Останавливаться и фотографировать я не рискнул: уж лучше палкой в улей потыкать.
В Белорецке узнаем, что после дождей дорога на Ишимбай непроезжая, хотя по атласу автомобильных дорог она значится, как асфальтированная. Пришлось сворачивать на Уфу. Надежда, что ночевать будем уже в Кумертау, накрылась медным тазом. После ночевки в Инзере, через Архангельское выезжаем на трассу Уфа – Оренбург. При выезде из Салавата висит знак «Обгон запрещен». Проезжаем километра два и нас останавливает гаишник весьма плотного, если не сказать больше, телосложения. Кстати, объехав всю Россию, нам как-то ни разу не попадались худощавые милиционеры – видимо, их неплохо кормят. Старший лейтенант, неразборчиво представившись, потребовал мои документы. Подал. Он, ни слова не говоря, пошел с ними прочь. Я за ним. Он останавливает едущую за мной Газельку и спрашивает водителя, не обгонял ли я его?! Услышав отрицательный ответ, отдал мне документы и процедив: «Следуйте дальше!» отправился к своей машине. Я стоял и думал, а что бы он мне предъявил и какое наказание придумал, если бы водитель оказался непорядочным и ответил утвердительно? Штраф? Лишение прав? И это все со слов абсолютно постороннего человека!
После всех этих перипетий, слава Богу! к обеду добираемся в Кумертау, к теще.
2. Башкирия. 6 – 11 июля. 930 км.
В Башкирии у нас много родни, всех надо было навестить. Кроме того, поспела земляника – съездили, насобирали. На выходные ездили отдыхать на Салмыш – тихую речку по дороге в Оренбург. В Кумертау решил затонировать стекла автомобиля. 2 тысячи рублей, полдня работы – и мой Филдер приобрел совсем другой вид. Теперь в салоне со стороны ничего не видно, внутри стало как-то уютней, пропало ощущение, что сидишь на витрине. Тонировка понравилась всем, сделали очень качественно.
3. Кумертау – Прохоровка (Белгородская обл.) 12 – 13 июля. 1 768 км.
12 июля выехали из Кумертау. С нами поехала теща, ее пригласила погостить моя мама. Дорога до Самары очень хорошая, разгонялся порой до 150 км/ч. Ехать по такой дороге медленно – святотатство! Да и вокруг унылый однообразный пейзаж: степь, глазу зацепиться не за что.
На въезде в Самару, попали в пробку, да так и проехали до Тольятти, до моста через Волгу. За Волгой стало полегче, но все равно движение очень интенсивное.
Перед Пензой на обочине стоит фура с включенными аварийками. Дорога узкая, сплошная разделительная полоса. Включаю левый поворот, объезжаю фуру, левыми колесами пересекая сплошную. Метрах в ста за фурой стоят, родные… Останавливают, опять корячится лишение прав! Пытаюсь объяснить, что справа фуру объехать невозможно, что меня можно неказать только за выезд на встречную полосу, связанный с объездом препятствия…
— Если вы не согласны, в следующий четверг в ГИБДД состоится разбор происшествий, приходите!
— А мне, что, торчать в Пензе 5 дней?
— Это ваши проблемы, если вы не явитесь, то ваши права уйдут в Алдан с соответствующими сопроводительными документами. Пока доберетесь домой (без прав!), все уже будет решено, получите их месяца через четыре…
Пока мы препирались, тормозят еще двоих, тоже из других регионов – из Ямало-Ненецкого округа и из Красноярска. Один из ментов машет водителю фуры рукой: «Езжай!» От такой наглой подставы становится не по себе! В результате мой карман облегчился еще на 4 тысячи! Больше всего бесит абсолютная незащищенность. Пользуясь тем, что транзитникам (а останавливают только их) некогда, они вымогают деньги, сидя в тонированной машине и запуская «нарушителей» по одному.
Ночевали в лесопосадке, проехав Пензу.
Новый день – новые проблемы. Перед Тамбовом догоняю Беларусь, за которым тащатся две легковушки. Пристраиваюсь третьим – был знак «Обгон запрещен», идет сплошная осевая. Так проехали километра три, сзади скопился огромный хвост. Наконец, сплошная осевая кончается, первые две машины включив левый поворот, пошли на обгон. Я следом… — и взмах полосатого жезла! На этот раз нам троим грозит лишение прав за нарушение правил обгона. На наши доводы, что сплошная кончилась, отвечают, что зона действия знака – до ближайшего перекрестка. Опять предложение явиться на разбор дела в ГИБДД, и – закономерный итог – взятка в 2 000 рублей. Какой же я дурак, что в молодости не пошел в ГАИ! Учиться не надо (даже ПДД знать необязательно!), а бабло стрижется очень хорошее, причем, безнаказанно. Если кого-то и ловят, то спускают дело на тормозах, да и ловят одного из тысячи.
Часам к четырем вечера добираюсь до Прохоровки, так, как дороги там все-таки хорошие, хоть и узкие. От Воронежа ехал по деревням – везде асфальт и гаишников НЕТ ВООБЩЕ!!!
4. Прохоровка. 14 – 19 июля. 1 020 км.
В Прохоровке, месте великой танковой битвы, мы поездили по местам былых боев, были в Яковлево, где находится мемориал «Огненная дуга», в Белгородской диораме, на Танковом поле. Были и просто выезды на природу и в город. Подошло время менять моторное масло. Еще в Алдане я обул машину в кроссовую резину, и, как выяснилось, зря. Если по грунтовым дорогам она шла хорошо, то асфальт на нее подействовал, как наждак. Так что пришлось раскошелиться на комплект резины. Купил нашу, отечественную, Кама – 204.
5. Прохоровка – Юг - Прохоровка. 20 - 29 июля. 2 900 км.
Рано утром выехали в станицу Варениковскую Краснодарского края, где мне предстояло встретиться с одноклассниками. Ехали по деревням, в стороне от оживленных трасс. Километров через 50 догнали два тягача Мерседес с фурами. Шли они очень ходко, временами разгоняясь до 130 км/ч, поэтому пристроился сзади, отпустив их метров на 100 – 150. И, как выяснилось, правильно сделал! Мужики попались тертые, знающие дорогу. В одном месте смотрю, притормаживают до 40 и за поворотом появляется пост ГИБДД! Так я за ними мигом долетел до Богучар. Теперь почти до конца нам предстояло ехать по трассе М-4 «Дон».
Видно, что ее начали приводить в божеский вид, местами это отличная дорога европейского уровня – движение в две, а то и в три полосы, многоуровневые развязки. Но много отрезков, где дорога очень узкая, явно не справляющаяся с таким количеством транспорта. Вдобавок, видно, началась уборочная страда, поэтому на трассе попадается много сельскохозяйственной техники. Следствием всего этого – многочисленные аварии, которые, в свою очередь перегораживают порой всю трассу, отчего возникают исполинские пробки. Аварии – очень страшные, порой с многочисленными жертвами. Например, пассажирская Газель, от удара об комбайн ставшая длиной не более трех метров. Обилие милицейских машин и постов явно неспособно ощутимо влиять на ситуацию. И при всем при этом, хватает безбашенных водителей! После Миллерова нас на скорости около 150 км/ч по встречной полосе обходит красная, как пожарная машина, AUDI R8 с московскими номерами. Проехав километра полтора, видим, что она стоит около патрульной машины. Немного погодя, эта же аудюха опять обходит нас точно так же. И опять его остановка у патрульной машины. Этот эпизод повторялся три раза! После мы этой машины больше не видели.
Чем ближе к Ростову, тем интенсивнее движение. Через Дон тащимся с черепашьей скоростью. Отъехав от моста километров десять, заметили, что транспортный поток редеет. Вскоре и мы свернули на Каневскую. Потом через Тимашевск, Славянск-на-Кубани, пол-двенадцатого, прибываем в Варениковскую, где меня уже ждали мои одноклассники.
Наутро, часов в восемь, мы на трех машинах выехали в дом отдыха «Моряк», расположенный недалеко от Новороссийска. Устроились там и вечером рванули в Анапу, находящуюся в 40 км. На вокзале встретили еще одну одноклассницу, и уже в полном составе, припарковав машины, часов до одиннадцати гуляли по набережной и прилегающим улочкам. Народу!!! Полное ощущение праздника! Работают все аттракционы, магазины, лавки, аквапарки, рестораны и прочее, прочее, прочее! Возвратившись к машинам, замечаю, что левое переднее колесо спущено. В темноте пытаюсь накачать, но воздух выходит из отверстия в боку шины. Очень похоже на то, что кто-то ткнул колесо чем-то острым. Достаю жгут, проколку, клей, быстро заделываю прокол, накачиваю. Все в порядке, можно ехать.
В Моряке мы были пять дней и каждый вечер куда-нибудь ездили. Погуляли по Новороссийску, Геленджику, отметились у скалы «Парус», были на экскурсии по заводу шампанских вин в Абрау-Дюрсо, откуда после дегустации вышли настолько «теплые», что пришлось еще часа два походить по поселку, прежде чем отважиться сесть за руль.
Езда по побережью Черного моря мне понравилась. Несмотря на обилие автомобилей и работников ГИБДД, ездить там – одно удовольствие – дороги в отличном состоянии, милиция лояльна, говорят, разрешают сесть за руль даже после стакана вина (я, правда, проверять не стал).
Последние два дня мы провели близ станицы Голубницкой, на берегу Азовского моря. Вода заметно преснее, большие волны, песчаный берег… Очень понравилось.
К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Утром 29 июля мы стартовали в обратный путь. Опять тот же маршрут, опять «Дон» со всеми его пробками, авариями, узкой дорогой. В этот раз в районе Новошахтинска простояли из-за жуткой аварии около 2 часов, поэтому в Прохоровку приехали только часам к 2 ночи.
6. Прохоровка – Обнинск – Калуга – Прохоровка. 31 июля – 4 августа. 1 600 км.
Я очень хотел встретиться еще с одной одноклассницей, с ней мы 8 лет просидели за одной партой; она не смогла приехать на встречу, а также с друзьями детства, живущими в Калуге, поэтому 31 июля мы со старшей дочерью выехали в Обнинск. Ехали по маршруту Курск – Орел – Белев – Калуга – Обнинск.
На трассу М-2 «Крым» мы выехали в Обояни. Дорога очень хорошая, вокруг крупных городов есть объезды. До Орла долетели быстро. Нам надо было выйти на дорогу, ведущую в Калугу и прежде, чем мы ее нашли, пришлось поплутать по улицам Орла.
Автодорога Орел - Болхов – Белев – Чекалин – Калуга, как я понял, находится в стадии реконструкции. Местами новый асфальт, но есть участки вообще неасфальтированные, а так, как прошел дождь, то эти участки стали серьезным испытанием для Филдера, которые он успешно преодолел.
От Калуги до Обнинска долетел, как на крыльях. На этом участке мне в первый (и последний) раз довелось увидеть такую картину. Я ехал за сотню, когда увидел автомобиль ДПС и стоящего рядом инспектора. Естественно, начал притормаживать. Как же я был удивлен, увидев, что жезл в его руке совершает круговые движения, как бы подгоняя проносящиеся мимо автомобили! Наверное, я со своими 102 – 105 км/час задерживаю общее движение по трассе, которое здесь очень оживленное.
В Обнинске мы ночевали и на следующий день к вечеру уехали в Калугу, но за полдня успели побродить по окрестностям, побывать в усадьбе Белкино, съездили в музей Г. К. Жукова.
В Калуге погостили три дня и за это время успели встретиться с друзьями, побывать в доме-музее К. Э. Циолковского, музее космической техники, съездили к источнику в Тихонову пустынь. Конечно, искупались и попили из святого источника. Я очень люблю холодную воду, но эта… + 4, как потом узнал! Тем не менее, все выполнили, как положено, побродили по аллейкам, на выходе купили монастырского хлеба в Прохоровку, несколько булок разного сорта. Особенно понравился луковый хлеб.
Утром 4 августа курс – на юг, на Прохоровку. Возвращались по той же дороге, которая ничуть не улучшилась, разве что стала посуше.
7. Прохоровка – Кумертау. 6 – 7 августа. 1 750 км.
Все заканчивается. Подходит к концу и отпуск. Утром 6 августа выехали в обратный путь. Машина загружена основательно: соленья, варенья, подарки, без которых ни одна мать не отпустит сына с семьей, плюс 5 человек; теща погостила, наговорилась со сватьей, пока мы мотались по стране, возвращается домой. Ехать решили через Саратов.
До Борисоглебска ехали по второстепенным трассам, где гаишников столько же, сколько купюр в кармане у нищего. А если учесть, что и о тех немногих, которые попадались, встречные водители предупреждали морганием фар (этот обычай, я свидетель, действует по всей территории России!), то станет понятным, как мы 560 км до Балашова проехали за шесть с половиной часов. Перед Балашовым есть деревня Тростянка, где живет моя тетка, остаток дня провели у нее в гостях.
Рано утром следующего дня выехали на Саратов. Объехали его по объездной, там же по мосту переехали на левый берег Волги, повернули налево, на Пугачев, откуда до Бузулука ехали опять по деревням. Дороги здесь не очень, но расстояние сократили здорово. От Бузулука поехали напрямую, мимо нефтяных вышек и качалок, местами густо покрывающих степь. Еще дома, продумывая маршрут, я заметил, что от Бузулука до Кумертау через Оренбург получается солидный крюк, поэтому по «Атласу атомобильных дорог» выбирал направление попрямее, благо, что на карте все дороги в этом районе обозначены, как асфальтированные. Неправда!
До Ивановки дорога, хоть местами и грунтовая, довольно сносная, но прямо за знаком «Ивановка» асфальт закончился, через деревню мы проехали по ступицы в грязи, кое-как перебрались через ручей (мост – просто криво брошенный лист железа в два с небольшим метра шириной). Дальше по полям шла тракторная колея с ухабами, полными воды. Вдобавок начало накрапывать. Скажу честно, я засомневался, что Филдер пойдет по такой, с позволения сказать, дороге. Но ехать обратно через мостик в Ивановке я больше ни за что бы не отважился. Уже в сумерках, преодолев-таки километра четыре этого «направления», выбрались на относительно ровную, и главное, твердую дорогу, ведущую в Каликино, откуда уже по асфальту, мы добрались до Шарлыка. Заправились. По карте до границы Оренбургской области и Башкирии – около 40 км. На заправке спросил, как проехать до Федоровки, находящейся уже в Башкортостане. Заправщица, с недоумением в глазах, объяснила, напоследок спросив: «А вы на этой машине поедете?» Не обратив на ее вопрос должного внимания, я поблагодарил и отправился, как выяснилось, навстречу новым испытаниям.
Ночь. Дождь. Грязь такая, что машина местами просто плывет. Фары приходится очищать через каждые 5 – 10 минут; никогда раньше не замечал, чтобы на Филдере залепливало фары. Иногда из тьмы, как что-то сюрреалистическое, выплывали то валяющийся на боку груженый бревнами КамАЗ, то УРАЛ, уставившийся фарами в низко нависшие тучи – у него стащило с дороги задок. Жена и теща (дети спали) периодически подбадривали меня вскриками, когда машина проваливалась колесом в очередную колдобину, абсолютно невидимую в грязи.
Часа через три на дороге показалась яма, набитая опилками, а возле нее – патрульная машина ДПС. Увидев нас, гаишники терли глаза: решили, наверное, блазнится.
Оказалось, эта яма и есть граница между областями, а пост здесь круглосуточный, следят, чтобы машины обязательно проезжали через яму, ну и досматривают, конечно. Как мне объяснили, это делается для того, чтобы дезинфицировать колеса. Гаишники выразили восхищение чудом японского автопрома, сказав, что во время дождей по этой дороге остерегаются ездить даже на грузовых машинах. Впрочем, восхищаясь, они не забыли осмотреть машину. Не очень хотелось вытаскивать в грязь вещи из набитого доверху багажника, но что поделаешь… Километра через полтора начался асфальт, по которому я, оказывается, очень соскучился. В Кумертау мы въехали в третьем часу ночи.
Утром, при свете солнца, машина имела вид, достойный кисти живописца!!! Только человек с богатым воображением мог догадаться, что машина вообще-то белого цвета. На капоте и даже на крыше валялись уже подсохшие комья грязи. На колесных дисках нет даже намека на какие-либо изгибы – они имели вид выточенных из цельного куска грязи. Пришлось, начерно помыв, гнать Филдера на автомойку.
Заплатив за мытье кузова, мотора, днища и уборку в салоне 500 рублей, я, чтобы скоротать время, заказал кофе и подсел к столику с журналами. В окно, выходящее в бокс с машиной, было видно, как сначала один, а потом два мойщика, вооружившись брандспойтами, воюют с грязью. Постепенно мотор и кузов приобрели первозданный вид. Машину подняли на подъемнике – у мойщиков посерели лица. Действительно, посмотреть было на что – все днище было абсолютно ровным, ни глушителя, ни кардана, ничего!!! Все было скрыто в недрах оренбургского чернозема. То-то, когда я ехал на мойку, машина показалась мне тяжеловатой!
После часа интенсивного мытья, перемежающегося работой молотком (вдоль выхлопной трубы грязь запеклась и стала похожей на керамику) днище стало чистым. Еще полчаса на салон – и я, отдав еще сотню за труды на чай, сажусь в чистенькую машинку! Теперь вчерашний переезд вспоминается, как морок, кошмар наркомана. После такого испытания я в Филдера просто влюбился.
8. Кумертау – Новосибирск. 11 – 12 августа. 2 100 км.
Выехали, как обычно, в 8-00. До Уфы доехали быстро, а дальше – М-5 «Урал»! Опять пробки, гаишники, масса транспорта. К вечеру, слава Богу, доехали до Челябинска, откуда повернули на Ялуторовск. Не доезжая до него километров 70, заночевали. За день – всего около 800 км, негусто. На следующий день выехали около шести, я очень хотел к ночи быть в Новосибирске.
В Омске останавливают на посту ГАИ. Лейтенант с автоматом и в бронежилете долго изучает мои документы, затем просит пройти на пост. На посту капитан опять внимательно изучив мои документы, задает вопрос: «Почему у вас красные глаза?»
— За рулем с шести утра…
— А может, выпивали? Надо проехать на освидетельствование!
— Без проблем! Сейчас, только своих предупрежу.
Но товарищ капитан, оказывается, хотел свозить меня на освидетельствование на моей машине, чему я воспротивился. Делать мне больше нечего – ехать куда-то в город, стоять в пробках, жечь свой бензин… Им надо – пусть везут! Наши препирательства заканчиваются дутьем в трубочку, после чего меня отпускают. Под неодобрительным взглядом лейтенанта сажусь в машину, поехал.
В Новосибирск въезжаю полвторого ночи.
9. Новосибирск – Алдан. 15 – 20 августа. 4 430 км.
В Новосибирске за три дня мы устроили дочь на квартире, купили ей необходимые вещи, я в машине поменял моторное масло, проверил развал-схождение.
До Томска долетели к обеду. Походили по городу, пообщались с друзьями, переночевали. Утром – дальше, на восток.
17-го к вечеру въезжаем в Иркутск. На этот раз я поехал по городу – очень хотелось взглянуть на свою альма матер, Политехнический институт, да и своим показать, где я учился. Город, конечно, сильно изменился – появились новые микрорайоны, много высоких зданий, но, в общем, остался узнаваем.
Опять воскресенье, вечер, опять сплошная пробка от Слюдянки до Иркутска. Но в этот раз мы едем навстречу и пробка нас не тормозит. Правда, иногда автомобили из пробки выскакивают на мою сторону, поэтому приходится все время быть начеку. Когда подъезжали к Слюдянке, разразилась гроза. Молнии втыкаются в землю, как шпаги, дождь, как из ведра – красота! Жаль, быстро заканчивается.
В районе Бабушкина нашли проезд под железной дорогой, выехали прямо на берег Байкала. Зрелище потрясающее! На берег обрушиваются волны, над ними снуют чайки – полное впечатление морского берега, только вода пресная. Несмотря на довольно сильный ветер, тепло. Решили искупаться. Я разделся, полез в воду. Вода, конечно, не такая теплая, как на море, но вполне терпимая. Но волны! Они почему-то такие тяжелые по сравнению с морскими…
Купались около часа, полные впечатлений и освеженные, поехали дальше. Ночевали в палатке под дождем, но не вымокли – палатка действительно оказалась непромокаемой.
К Селенге выехали часам к 9 утра и долго ехали вверх по течению. Еще раз полюбовались оленями, стоящими на утесе возле моста. Проехали Улан – Удэ. Дорога, еще попетляв вдоль Селенги, пошла влево, вверх, на перевал.
Забайкалье встретило нас сорокаградусной августовской жарой, пришлось включить кондиционер. С нетерпением ждали какую-нибудь речку, очень уж хотелось искупаться, но места шли в основном степные, слегка холмистые. Если и попадались ручьи, то воды хватило бы только умыться. Так часам к 4 вечера доехали до красавицы Ингоды и там уж отвели душу!
Читу миновали около 7-ми. Когда еще ехали в отпуск, видели, какие интенсивные работы ведутся по асфальтированию дороги. Тогда асфальт начинался километров за 30 от Читы. Сейчас мы решили отъехать от Читы до конца асфальта, там и остановиться на ночлег. Каково же было наше удивление, когда мы проехали по асфальту более 100 км, прежде, чем он закончился! Около 70 км уложено менее, чем за два месяца! Ночевали в степи. Вокруг такой запах разнотравья, что кружится голова. Попробовали составлять букеты из разных трав. Классная вещь! Пару букетов оставили в палатке, спали, как убитые и выспались отлично. Хотели набрать трав домой, но, удивительно, утром они почти не пахнут! Утро выдалось ясное, но росистое. Пришлось собирать палатку мокрой. К обеду миновали Чернышевск, промчавшись по великолепному асфальту около 80 км. В баке бензина больше половины, а на заправке куча машин, поэтому заправляться не стал.
После обеда решили остановиться на Черной речке – просушить вещи, искупаться и просто отдохнуть – уж очень место красивое. Около моста есть съезд к речке, выезжаешь прямо на берег. Речка горная, с хорошим течением, водица довольно бодрящая, наверняка не более 17 градусов. Ушли вверх по течению километра за полтора и оттуда сплавились на надувном матрасе, потом покружились в тихой заводи. Наконец, высушив матрас и упаковав вещи, часов около 5 вечера, тронулись дальше.
Сразу за мостом стоит передвижная заправка весьма сомнительного вида. В баке бензина – километров на 100, да еще 20-литровая канистра в багажнике, которую я на всякий пожарный случай взял в дорогу и провозил весь отпуск, ни разу не воспользовавшись ее содержимым. Следующая заправка – возле Могочи, до которой более ста км. После недолгих раздумий, принимаю решение все-таки не рисковать, уж больно заправка непрезентабельная: две емкости – с соляркой и с якобы 92-м бензином, а пистолет один.
По дороге нашли подходящую скалу и оставили памятную надпись краской, баллончик с которой купили еще в Башкирии. Долго думали, что же все-таки написать? Расписывать все наши скитания? Даже если хватит места на скале, то краски точно не хватит. Поэтому указали только самый дальний от Алдана пункт – Анапу. Можно было указать Геленджик (он еще дальше), но там букв больше, а значит, и краски, и места может не хватить. Около Могочи, наконец-то заправились, дотянули буквально на последних каплях (канистрой я так и не воспользовался). Цена за литр – 31,5 руб! Вообще, в Читинской области самый дорогой бензин, который приходилось покупать. Когда ехали в отпуск, бензин там стоил 29,5 руб, а у нас в Якутии – 27,5.
Ночевали возле Тахтамыгды, просто свернув на примыкающую справа дорогу, в сторону границы с Китаем, о чем нам сообщил придорожный плакат. Поведал он и о том, что дальше – запретная зона, поэтому мы расположились в лесу около плаката, убрав машину с дороги.
Позавтракали в Сковородино, куда мы заезжали на работу к соседу. Там строится нефтеперегонная станция нефтепровода Талакан – Тихий океан. Впечатляет обилие техники и людей, строительство идет полным ходом! В Большом Невере сворачиваем на родную М-56. До дома – всего 640 км.
При въезде в Соловьевск происходит неприятность – заднее правое колесо спустило. Периодически его подкачивая, добираемся до шиномонтажки, ремонтируемся, затем обедаем в столовой в центре Соловьевска. Столовая словно заблудилась во времени и попала к нам из времен развитого социализма! «Рельсы», по которым двигаешь поднос вдоль окна раздачи с кассой в конце, стандартный набор блюд, батарея стаканов с неизменным компотом из сухофруктов… Цены нас поразили: в дороге все время приходилось пользоваться услугами придорожных кафешек, но такую дешевую столовую надо еще поискать. И это при неплохом качестве обслуживания и еды!
Заправившись сами и заправив машину, курсом на север, выехали. Тында, Лапри, подъем на Становой хребет, граница Якутии, ставшая уже традицией подвязка тряпочек на придорожном дереве, Нагорный… В районе Иенгры с удивлением видим, что кладут асфальт! Раньше там тоже был, с позволения сказать асфальт, но какой! Мне не приходилось бывать в горячих точках, но, наверное, дороги там такие же. Полное впечатление, что Иенгра находилась в зоне боевых действий – глубокие ямы, как воронки от снарядов, покрывали все полотно дороги. Сейчас же любо-дорого проехать.
В Нерюнгри приехали около 6-и. Осталось еще 270 км. Заправились, поехали.
На полпути спускает колесо. У меня колеса бескамерные, жгуты, инструмент есть. Снимаю, делаю. Немного погодя спускает еще одно. Опять снимаю, делаю. Словно наверстывая упущенное за всю дорогу, на этом отрезке мне пришлось делать колеса 4 раза! Последний раз спускает запаска в километре от гаража! Кое-как залатав, наконец-то полвторого ночи въезжаю в гараж. Финиш! Уф-ф-ф! Позади 24 122 километра российских дорог, жизнь на колесах, ночевки на обочине, еда где придется и что придется. Но в памяти останется множество встреч, куча впечатлений и чувство – МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!!
27 июня – 20 августа 2008 г.
Летом 2008 года наша семья собиралась в отпуск. Ехать в отпуск было необходимо по нескольким причинам. Первая – дочь закончила школу и необходимо ее устраивать в Новосибирске (она поступила в НГТУ). Вторая причина – тридцатилетие окончания школы. Мы с одноклассниками решили встретиться на берегах Черного моря. Плюс к этому, я очень хотел повидать друзей детства, многих из которых не видел со дня окончания школы. Ну и, конечно, повидать родных – моих и жены. В общем, вопрос с поездкой в отпуск решен – ехать!
Но как? Отпуск – это не только встречи с родными, близкими и друзьями детства, но еще и стояние в бесконечных очередях за билетами, вагонная жизнь со всеми ее летними прелестями – жара, скученность, отсутствие нормальных бытовых условий. Я предложил ехать на нашей машине – праворульной полноприводной Тойоте Королле Филдер 2001 года. Дети пришли в восторг, жена же сначала отнеслась к этой идее насторожено, но после долгих сомнений и моих доводов в пользу этого предприятия, тщательно взвесив все плюсы и минусы, согласилась.
Я начал готовить машину. Поменял передние шаровые опоры, все подозрительные пыльники, передние ступичные подшипники (не потому, что они были плохие, а чтобы оттуда не ждать неприятностей). Задние подшипники я поменял за полгода до путешествия и был в них уверен. Проверил передние и задние стойки. Поставил кроссовую летнюю резину. Поменял все фильтра, масло в двигателе, автоматической коробке передач, редукторе. Подготовка машины обошлась в сумму около 20 тысяч рублей.
1. Алдан (Якутия) – Кумертау (Башкортостан) 27 июня – 5 июля. 7 624 км.
Наконец, 27 июня, в 8 часов по алданскому времени выехали. Дорога до Большого Невера (640 км.) заняла около 10 часов. В это время вошли остановки на заправку, обед в Тынде, купание.
В Невере закончилась федеральная автодорога М-56 «Лена», мы выехали на дорогу М-58 «Амур».
Поужинав в придорожном кафе в районе Тахтамыгды, проехали до Ерофея Павловича, где и расположились на ночлег, поставив палатку на берегу безымянной речушки. За первый день мы проехали 800 км.
28-го, около 6 часов, когда над речушкой еще стлался туман, тронулись дальше. Дорога в основном грунтовая, лишь кое-где попадаются небольшие кусочки асфальта. В некоторых местах мостики еще не готовы, приходится объезжать по временным дорогам. В районе Сбеги увидали знак «Движение запрещено» и указатель объезда. Свернули по указателю. Часа четыре блудили по каким-то деревушкам, рудникам, пока наконец-то не выбрались опять на федералку. Какова же была наша досада, когда выяснилось, что федералка в этом районе готова, просто забыли убрать знак! Вместо 40 – 50 км мы отмахали по проселкам около150, потратив уйму времени и бензина!
Перед Читой первая неприятность – прокол заднего правого колеса. Запаска – в нише доверху заваленного багажника, поэтому поехали периодически подкачивая колесо. В Чите залатали колесо, пообедали, поехали дальше. Километрах в ста от Читы река Ингода долго идет вдоль дороги, нашли подходящее место, искупались. Речка не очень большая, но тихая и вода в ней теплая.
Ночевали в чистом поле, километрах в 250 от Читы, около Хилогосона. Уже было довольно темно, отъехали подальше от трассы, затаборились. Когда утром проснулись, оказалось, что на наш лагерь с трассы открывается чудесный вид!
День выдался жаркий, к обеду термометр поднялся выше 40! Ехали, с нетерпением ожидая момента, когда покажется Байкал. Так, в ожидании, миновали Хилок, Улан-Удэ… Когда переезжаешь мост через Селенгу, то сразу бросается в глаза пара оленей, стоящих на утесе, настолько искусно установленных, что кажутся живыми. Наконец, начала давать о себе знать близость Байкала, температура поползла вниз. Глубочайшее озеро встретило нас туманом и температурой воздуха 12 градусов. По мере приближения к южной оконечности, температура воздуха постепенно росла, в Слюдянке было уже +21, туман почти исчез.
Заехали на городской пляж – надо же искупаться в Байкале! Народу много, но в воде – никого. Когда разделись, полезли в воду, поняли – почему. Температура воды – от силы градусов 12! Чтобы не терять марку (мы же из Якутии!), несколько раз окунулись, даже поплавали. Сохраняя достоинство, пошли к берегу. Берег был, такое ощущение, покрыт широко открытыми глазами! Весь пляж смотрел на нас! Обсохли, оделись, поехали. От Слюдянки до Иркутска – сплошная пробка! Еще бы: вечер воскресного погожего дня, все возвращаются в город. Вокруг Иркутска объездной дороги еще нет, надо ехать через город. Час пик, машин!.. Переехали реку Иркут, стало посвободнее. Поужинали. Ночевали недалеко от Зимы, на берегу реки Ока. Утром помылись сами, помыли машину.
Дорога от Нижнеудинска до Бирюсинска запомнилась тем, что ее там почти нет. Даже для нас, якутян, неизбалованных хорошими дорогами, этот отрезок стал испытанием, которое наша машина прошла с честью. Начался дождь, стемнело. Спать вчетвером в груженой машине – удовольствие небольшое, поэтому я решил ехать, пока не кончится дождь, или пока не начну засыпать. Остановился не доехав до Красноярска километров 20. Ночевать все-таки пришлось в машине, дождь так и не утих.
Наутро, чтобы не попасть в Красноярске в час пик, выехали пораньше. Дождь перестал, выглянуло солнышко. В Мариинске свернули на Томск, решили заехать к друзьям. Почти 200 км машину вела 16-летняя дочь. Я в это время спал – сказалась прошлая бессонная ночь.
В Томск приехали часам к трем. Погуляли по городу, переночевали, наутро – курс на Новосибирск.
Дорогу до Новосибирска пролетели часа за 3, в городе оставили вещи дочери, машине стало полегче.
Километрах в 50 от Новосибирска заплатил первый (и последний – потом были взятки) штраф. Скорость 122 км/ч, оштрафовали на 300 руб. Вину признаю, разогнался.
В районе Омска еще раз попал. Гаишник показал радар – 100,2 км/ч! «Немного превысили, идите в машину, оформляйте!» Подхожу к машине с его напарником и тот мне инкриминирует превышение скорости свыше 60 км/ч! Дескать, километров за 8 стоит знак ограничения скорости до 40 км/ч с табличкой зоны действия знака 10 000 метров. Знак я видел, видел и табличку, но в движении мне показалось, что было написано 1 000 метров. Как раз где-то на этом отрезке дорога действительно была неважная. Превышение скорости свыше 60 – лишение прав. Возвращаться обратно и посчитать нули? Мент начинает намекать, что можно пойти другим путем… Их «вечерняя дойка» обошлась мне в 1 000 руб. Дал себе слово обязательно посмотреть на этот знак на обратном пути. (Слово я сдержал. Оказалось, эту тысячу я ментам просто подарил - на табличке под знаком было написано – 1 000 м!)
Ночевали в районе Ишима.
4 июля перед Ялуторовском свернули с Тюменской трассы на Челябинск. В Шадринске подъезжаем к железнодорожному переезду, к закрывающемуся шлагбауму. Перед нами машина, мы вторые. Сзади подходят еще машины. Проходит поезд, шлагбаум поднимается. Сразу за переездом стоят две машины ГИБДД и инспекторы останавливают первые пять машин. Нас обвиняют в нарушении Правил при проезде через переезд, создании аварийной ситуации на переезде и перекрестке, расположенном прямо перед переездом. Водители задних трех машин по очереди молча садятся в ментовские тонированные Жигули, через короткое время выходят, идут к своим машинам и уезжают. Мы, первые двое, оказались непонятливыми, вступили в пререкания с капитаном Насыровым – так он представился. После долгого переливания из пустого в порожнее нас все-таки отпускают, строго предупредив: «Больше не нарушайте!». Внятно объяснить, что же мы нарушили, нам так и не смогли. Водитель первой машины поздравил инспекторов с праздником – оказывается, был День ГАИ! Капитан кисло улыбнувшись, махнул рукой – езжайте, мол!
Федеральная трасса М-5 «Урал» встретила нас бешеным движением, пробками и обилием гаишников. Асфальт хороший, но дорога узкая. Дотащились до Миасса, свернули на Белорецк. Переехали реку Урал, по которой проходит граница между Европой и Азией. В этом месте Урал больше похож на ручеек двухметровой ширины, на правом берегу которого стоит стела, указующая, где Европа, а где Азия.
Проезжая через какой-то населенный пункт, довелось увидеть такую картину. Дождь. Автобусная остановка. Люди, ждущие автобус, мокнут под дождем, под крышу остановки никто не заходит. Каково же было наше удивление, когда мы, проезжая мимо увидели причину этого! Внутри остановки, занимая все ее пространство, стоял… автомобиль ГИБДД!!! Один из гаишников с радаром наизготовку, стоя под крышей, выявлял нарушителей скоростного режима. Жаль, что видеокамера и фотоаппарат были не под рукой – какой кадр пропал! Останавливаться и фотографировать я не рискнул: уж лучше палкой в улей потыкать.
В Белорецке узнаем, что после дождей дорога на Ишимбай непроезжая, хотя по атласу автомобильных дорог она значится, как асфальтированная. Пришлось сворачивать на Уфу. Надежда, что ночевать будем уже в Кумертау, накрылась медным тазом. После ночевки в Инзере, через Архангельское выезжаем на трассу Уфа – Оренбург. При выезде из Салавата висит знак «Обгон запрещен». Проезжаем километра два и нас останавливает гаишник весьма плотного, если не сказать больше, телосложения. Кстати, объехав всю Россию, нам как-то ни разу не попадались худощавые милиционеры – видимо, их неплохо кормят. Старший лейтенант, неразборчиво представившись, потребовал мои документы. Подал. Он, ни слова не говоря, пошел с ними прочь. Я за ним. Он останавливает едущую за мной Газельку и спрашивает водителя, не обгонял ли я его?! Услышав отрицательный ответ, отдал мне документы и процедив: «Следуйте дальше!» отправился к своей машине. Я стоял и думал, а что бы он мне предъявил и какое наказание придумал, если бы водитель оказался непорядочным и ответил утвердительно? Штраф? Лишение прав? И это все со слов абсолютно постороннего человека!
После всех этих перипетий, слава Богу! к обеду добираемся в Кумертау, к теще.
2. Башкирия. 6 – 11 июля. 930 км.
В Башкирии у нас много родни, всех надо было навестить. Кроме того, поспела земляника – съездили, насобирали. На выходные ездили отдыхать на Салмыш – тихую речку по дороге в Оренбург. В Кумертау решил затонировать стекла автомобиля. 2 тысячи рублей, полдня работы – и мой Филдер приобрел совсем другой вид. Теперь в салоне со стороны ничего не видно, внутри стало как-то уютней, пропало ощущение, что сидишь на витрине. Тонировка понравилась всем, сделали очень качественно.
3. Кумертау – Прохоровка (Белгородская обл.) 12 – 13 июля. 1 768 км.
12 июля выехали из Кумертау. С нами поехала теща, ее пригласила погостить моя мама. Дорога до Самары очень хорошая, разгонялся порой до 150 км/ч. Ехать по такой дороге медленно – святотатство! Да и вокруг унылый однообразный пейзаж: степь, глазу зацепиться не за что.
На въезде в Самару, попали в пробку, да так и проехали до Тольятти, до моста через Волгу. За Волгой стало полегче, но все равно движение очень интенсивное.
Перед Пензой на обочине стоит фура с включенными аварийками. Дорога узкая, сплошная разделительная полоса. Включаю левый поворот, объезжаю фуру, левыми колесами пересекая сплошную. Метрах в ста за фурой стоят, родные… Останавливают, опять корячится лишение прав! Пытаюсь объяснить, что справа фуру объехать невозможно, что меня можно неказать только за выезд на встречную полосу, связанный с объездом препятствия…
— Если вы не согласны, в следующий четверг в ГИБДД состоится разбор происшествий, приходите!
— А мне, что, торчать в Пензе 5 дней?
— Это ваши проблемы, если вы не явитесь, то ваши права уйдут в Алдан с соответствующими сопроводительными документами. Пока доберетесь домой (без прав!), все уже будет решено, получите их месяца через четыре…
Пока мы препирались, тормозят еще двоих, тоже из других регионов – из Ямало-Ненецкого округа и из Красноярска. Один из ментов машет водителю фуры рукой: «Езжай!» От такой наглой подставы становится не по себе! В результате мой карман облегчился еще на 4 тысячи! Больше всего бесит абсолютная незащищенность. Пользуясь тем, что транзитникам (а останавливают только их) некогда, они вымогают деньги, сидя в тонированной машине и запуская «нарушителей» по одному.
Ночевали в лесопосадке, проехав Пензу.
Новый день – новые проблемы. Перед Тамбовом догоняю Беларусь, за которым тащатся две легковушки. Пристраиваюсь третьим – был знак «Обгон запрещен», идет сплошная осевая. Так проехали километра три, сзади скопился огромный хвост. Наконец, сплошная осевая кончается, первые две машины включив левый поворот, пошли на обгон. Я следом… — и взмах полосатого жезла! На этот раз нам троим грозит лишение прав за нарушение правил обгона. На наши доводы, что сплошная кончилась, отвечают, что зона действия знака – до ближайшего перекрестка. Опять предложение явиться на разбор дела в ГИБДД, и – закономерный итог – взятка в 2 000 рублей. Какой же я дурак, что в молодости не пошел в ГАИ! Учиться не надо (даже ПДД знать необязательно!), а бабло стрижется очень хорошее, причем, безнаказанно. Если кого-то и ловят, то спускают дело на тормозах, да и ловят одного из тысячи.
Часам к четырем вечера добираюсь до Прохоровки, так, как дороги там все-таки хорошие, хоть и узкие. От Воронежа ехал по деревням – везде асфальт и гаишников НЕТ ВООБЩЕ!!!
4. Прохоровка. 14 – 19 июля. 1 020 км.
В Прохоровке, месте великой танковой битвы, мы поездили по местам былых боев, были в Яковлево, где находится мемориал «Огненная дуга», в Белгородской диораме, на Танковом поле. Были и просто выезды на природу и в город. Подошло время менять моторное масло. Еще в Алдане я обул машину в кроссовую резину, и, как выяснилось, зря. Если по грунтовым дорогам она шла хорошо, то асфальт на нее подействовал, как наждак. Так что пришлось раскошелиться на комплект резины. Купил нашу, отечественную, Кама – 204.
5. Прохоровка – Юг - Прохоровка. 20 - 29 июля. 2 900 км.
Рано утром выехали в станицу Варениковскую Краснодарского края, где мне предстояло встретиться с одноклассниками. Ехали по деревням, в стороне от оживленных трасс. Километров через 50 догнали два тягача Мерседес с фурами. Шли они очень ходко, временами разгоняясь до 130 км/ч, поэтому пристроился сзади, отпустив их метров на 100 – 150. И, как выяснилось, правильно сделал! Мужики попались тертые, знающие дорогу. В одном месте смотрю, притормаживают до 40 и за поворотом появляется пост ГИБДД! Так я за ними мигом долетел до Богучар. Теперь почти до конца нам предстояло ехать по трассе М-4 «Дон».
Видно, что ее начали приводить в божеский вид, местами это отличная дорога европейского уровня – движение в две, а то и в три полосы, многоуровневые развязки. Но много отрезков, где дорога очень узкая, явно не справляющаяся с таким количеством транспорта. Вдобавок, видно, началась уборочная страда, поэтому на трассе попадается много сельскохозяйственной техники. Следствием всего этого – многочисленные аварии, которые, в свою очередь перегораживают порой всю трассу, отчего возникают исполинские пробки. Аварии – очень страшные, порой с многочисленными жертвами. Например, пассажирская Газель, от удара об комбайн ставшая длиной не более трех метров. Обилие милицейских машин и постов явно неспособно ощутимо влиять на ситуацию. И при всем при этом, хватает безбашенных водителей! После Миллерова нас на скорости около 150 км/ч по встречной полосе обходит красная, как пожарная машина, AUDI R8 с московскими номерами. Проехав километра полтора, видим, что она стоит около патрульной машины. Немного погодя, эта же аудюха опять обходит нас точно так же. И опять его остановка у патрульной машины. Этот эпизод повторялся три раза! После мы этой машины больше не видели.
Чем ближе к Ростову, тем интенсивнее движение. Через Дон тащимся с черепашьей скоростью. Отъехав от моста километров десять, заметили, что транспортный поток редеет. Вскоре и мы свернули на Каневскую. Потом через Тимашевск, Славянск-на-Кубани, пол-двенадцатого, прибываем в Варениковскую, где меня уже ждали мои одноклассники.
Наутро, часов в восемь, мы на трех машинах выехали в дом отдыха «Моряк», расположенный недалеко от Новороссийска. Устроились там и вечером рванули в Анапу, находящуюся в 40 км. На вокзале встретили еще одну одноклассницу, и уже в полном составе, припарковав машины, часов до одиннадцати гуляли по набережной и прилегающим улочкам. Народу!!! Полное ощущение праздника! Работают все аттракционы, магазины, лавки, аквапарки, рестораны и прочее, прочее, прочее! Возвратившись к машинам, замечаю, что левое переднее колесо спущено. В темноте пытаюсь накачать, но воздух выходит из отверстия в боку шины. Очень похоже на то, что кто-то ткнул колесо чем-то острым. Достаю жгут, проколку, клей, быстро заделываю прокол, накачиваю. Все в порядке, можно ехать.
В Моряке мы были пять дней и каждый вечер куда-нибудь ездили. Погуляли по Новороссийску, Геленджику, отметились у скалы «Парус», были на экскурсии по заводу шампанских вин в Абрау-Дюрсо, откуда после дегустации вышли настолько «теплые», что пришлось еще часа два походить по поселку, прежде чем отважиться сесть за руль.
Езда по побережью Черного моря мне понравилась. Несмотря на обилие автомобилей и работников ГИБДД, ездить там – одно удовольствие – дороги в отличном состоянии, милиция лояльна, говорят, разрешают сесть за руль даже после стакана вина (я, правда, проверять не стал).
Последние два дня мы провели близ станицы Голубницкой, на берегу Азовского моря. Вода заметно преснее, большие волны, песчаный берег… Очень понравилось.
К сожалению, все хорошее быстро заканчивается. Утром 29 июля мы стартовали в обратный путь. Опять тот же маршрут, опять «Дон» со всеми его пробками, авариями, узкой дорогой. В этот раз в районе Новошахтинска простояли из-за жуткой аварии около 2 часов, поэтому в Прохоровку приехали только часам к 2 ночи.
6. Прохоровка – Обнинск – Калуга – Прохоровка. 31 июля – 4 августа. 1 600 км.
Я очень хотел встретиться еще с одной одноклассницей, с ней мы 8 лет просидели за одной партой; она не смогла приехать на встречу, а также с друзьями детства, живущими в Калуге, поэтому 31 июля мы со старшей дочерью выехали в Обнинск. Ехали по маршруту Курск – Орел – Белев – Калуга – Обнинск.
На трассу М-2 «Крым» мы выехали в Обояни. Дорога очень хорошая, вокруг крупных городов есть объезды. До Орла долетели быстро. Нам надо было выйти на дорогу, ведущую в Калугу и прежде, чем мы ее нашли, пришлось поплутать по улицам Орла.
Автодорога Орел - Болхов – Белев – Чекалин – Калуга, как я понял, находится в стадии реконструкции. Местами новый асфальт, но есть участки вообще неасфальтированные, а так, как прошел дождь, то эти участки стали серьезным испытанием для Филдера, которые он успешно преодолел.
От Калуги до Обнинска долетел, как на крыльях. На этом участке мне в первый (и последний) раз довелось увидеть такую картину. Я ехал за сотню, когда увидел автомобиль ДПС и стоящего рядом инспектора. Естественно, начал притормаживать. Как же я был удивлен, увидев, что жезл в его руке совершает круговые движения, как бы подгоняя проносящиеся мимо автомобили! Наверное, я со своими 102 – 105 км/час задерживаю общее движение по трассе, которое здесь очень оживленное.
В Обнинске мы ночевали и на следующий день к вечеру уехали в Калугу, но за полдня успели побродить по окрестностям, побывать в усадьбе Белкино, съездили в музей Г. К. Жукова.
В Калуге погостили три дня и за это время успели встретиться с друзьями, побывать в доме-музее К. Э. Циолковского, музее космической техники, съездили к источнику в Тихонову пустынь. Конечно, искупались и попили из святого источника. Я очень люблю холодную воду, но эта… + 4, как потом узнал! Тем не менее, все выполнили, как положено, побродили по аллейкам, на выходе купили монастырского хлеба в Прохоровку, несколько булок разного сорта. Особенно понравился луковый хлеб.
Утром 4 августа курс – на юг, на Прохоровку. Возвращались по той же дороге, которая ничуть не улучшилась, разве что стала посуше.
7. Прохоровка – Кумертау. 6 – 7 августа. 1 750 км.
Все заканчивается. Подходит к концу и отпуск. Утром 6 августа выехали в обратный путь. Машина загружена основательно: соленья, варенья, подарки, без которых ни одна мать не отпустит сына с семьей, плюс 5 человек; теща погостила, наговорилась со сватьей, пока мы мотались по стране, возвращается домой. Ехать решили через Саратов.
До Борисоглебска ехали по второстепенным трассам, где гаишников столько же, сколько купюр в кармане у нищего. А если учесть, что и о тех немногих, которые попадались, встречные водители предупреждали морганием фар (этот обычай, я свидетель, действует по всей территории России!), то станет понятным, как мы 560 км до Балашова проехали за шесть с половиной часов. Перед Балашовым есть деревня Тростянка, где живет моя тетка, остаток дня провели у нее в гостях.
Рано утром следующего дня выехали на Саратов. Объехали его по объездной, там же по мосту переехали на левый берег Волги, повернули налево, на Пугачев, откуда до Бузулука ехали опять по деревням. Дороги здесь не очень, но расстояние сократили здорово. От Бузулука поехали напрямую, мимо нефтяных вышек и качалок, местами густо покрывающих степь. Еще дома, продумывая маршрут, я заметил, что от Бузулука до Кумертау через Оренбург получается солидный крюк, поэтому по «Атласу атомобильных дорог» выбирал направление попрямее, благо, что на карте все дороги в этом районе обозначены, как асфальтированные. Неправда!
До Ивановки дорога, хоть местами и грунтовая, довольно сносная, но прямо за знаком «Ивановка» асфальт закончился, через деревню мы проехали по ступицы в грязи, кое-как перебрались через ручей (мост – просто криво брошенный лист железа в два с небольшим метра шириной). Дальше по полям шла тракторная колея с ухабами, полными воды. Вдобавок начало накрапывать. Скажу честно, я засомневался, что Филдер пойдет по такой, с позволения сказать, дороге. Но ехать обратно через мостик в Ивановке я больше ни за что бы не отважился. Уже в сумерках, преодолев-таки километра четыре этого «направления», выбрались на относительно ровную, и главное, твердую дорогу, ведущую в Каликино, откуда уже по асфальту, мы добрались до Шарлыка. Заправились. По карте до границы Оренбургской области и Башкирии – около 40 км. На заправке спросил, как проехать до Федоровки, находящейся уже в Башкортостане. Заправщица, с недоумением в глазах, объяснила, напоследок спросив: «А вы на этой машине поедете?» Не обратив на ее вопрос должного внимания, я поблагодарил и отправился, как выяснилось, навстречу новым испытаниям.
Ночь. Дождь. Грязь такая, что машина местами просто плывет. Фары приходится очищать через каждые 5 – 10 минут; никогда раньше не замечал, чтобы на Филдере залепливало фары. Иногда из тьмы, как что-то сюрреалистическое, выплывали то валяющийся на боку груженый бревнами КамАЗ, то УРАЛ, уставившийся фарами в низко нависшие тучи – у него стащило с дороги задок. Жена и теща (дети спали) периодически подбадривали меня вскриками, когда машина проваливалась колесом в очередную колдобину, абсолютно невидимую в грязи.
Часа через три на дороге показалась яма, набитая опилками, а возле нее – патрульная машина ДПС. Увидев нас, гаишники терли глаза: решили, наверное, блазнится.
Оказалось, эта яма и есть граница между областями, а пост здесь круглосуточный, следят, чтобы машины обязательно проезжали через яму, ну и досматривают, конечно. Как мне объяснили, это делается для того, чтобы дезинфицировать колеса. Гаишники выразили восхищение чудом японского автопрома, сказав, что во время дождей по этой дороге остерегаются ездить даже на грузовых машинах. Впрочем, восхищаясь, они не забыли осмотреть машину. Не очень хотелось вытаскивать в грязь вещи из набитого доверху багажника, но что поделаешь… Километра через полтора начался асфальт, по которому я, оказывается, очень соскучился. В Кумертау мы въехали в третьем часу ночи.
Утром, при свете солнца, машина имела вид, достойный кисти живописца!!! Только человек с богатым воображением мог догадаться, что машина вообще-то белого цвета. На капоте и даже на крыше валялись уже подсохшие комья грязи. На колесных дисках нет даже намека на какие-либо изгибы – они имели вид выточенных из цельного куска грязи. Пришлось, начерно помыв, гнать Филдера на автомойку.
Заплатив за мытье кузова, мотора, днища и уборку в салоне 500 рублей, я, чтобы скоротать время, заказал кофе и подсел к столику с журналами. В окно, выходящее в бокс с машиной, было видно, как сначала один, а потом два мойщика, вооружившись брандспойтами, воюют с грязью. Постепенно мотор и кузов приобрели первозданный вид. Машину подняли на подъемнике – у мойщиков посерели лица. Действительно, посмотреть было на что – все днище было абсолютно ровным, ни глушителя, ни кардана, ничего!!! Все было скрыто в недрах оренбургского чернозема. То-то, когда я ехал на мойку, машина показалась мне тяжеловатой!
После часа интенсивного мытья, перемежающегося работой молотком (вдоль выхлопной трубы грязь запеклась и стала похожей на керамику) днище стало чистым. Еще полчаса на салон – и я, отдав еще сотню за труды на чай, сажусь в чистенькую машинку! Теперь вчерашний переезд вспоминается, как морок, кошмар наркомана. После такого испытания я в Филдера просто влюбился.
8. Кумертау – Новосибирск. 11 – 12 августа. 2 100 км.
Выехали, как обычно, в 8-00. До Уфы доехали быстро, а дальше – М-5 «Урал»! Опять пробки, гаишники, масса транспорта. К вечеру, слава Богу, доехали до Челябинска, откуда повернули на Ялуторовск. Не доезжая до него километров 70, заночевали. За день – всего около 800 км, негусто. На следующий день выехали около шести, я очень хотел к ночи быть в Новосибирске.
В Омске останавливают на посту ГАИ. Лейтенант с автоматом и в бронежилете долго изучает мои документы, затем просит пройти на пост. На посту капитан опять внимательно изучив мои документы, задает вопрос: «Почему у вас красные глаза?»
— За рулем с шести утра…
— А может, выпивали? Надо проехать на освидетельствование!
— Без проблем! Сейчас, только своих предупрежу.
Но товарищ капитан, оказывается, хотел свозить меня на освидетельствование на моей машине, чему я воспротивился. Делать мне больше нечего – ехать куда-то в город, стоять в пробках, жечь свой бензин… Им надо – пусть везут! Наши препирательства заканчиваются дутьем в трубочку, после чего меня отпускают. Под неодобрительным взглядом лейтенанта сажусь в машину, поехал.
В Новосибирск въезжаю полвторого ночи.
9. Новосибирск – Алдан. 15 – 20 августа. 4 430 км.
В Новосибирске за три дня мы устроили дочь на квартире, купили ей необходимые вещи, я в машине поменял моторное масло, проверил развал-схождение.
До Томска долетели к обеду. Походили по городу, пообщались с друзьями, переночевали. Утром – дальше, на восток.
17-го к вечеру въезжаем в Иркутск. На этот раз я поехал по городу – очень хотелось взглянуть на свою альма матер, Политехнический институт, да и своим показать, где я учился. Город, конечно, сильно изменился – появились новые микрорайоны, много высоких зданий, но, в общем, остался узнаваем.
Опять воскресенье, вечер, опять сплошная пробка от Слюдянки до Иркутска. Но в этот раз мы едем навстречу и пробка нас не тормозит. Правда, иногда автомобили из пробки выскакивают на мою сторону, поэтому приходится все время быть начеку. Когда подъезжали к Слюдянке, разразилась гроза. Молнии втыкаются в землю, как шпаги, дождь, как из ведра – красота! Жаль, быстро заканчивается.
В районе Бабушкина нашли проезд под железной дорогой, выехали прямо на берег Байкала. Зрелище потрясающее! На берег обрушиваются волны, над ними снуют чайки – полное впечатление морского берега, только вода пресная. Несмотря на довольно сильный ветер, тепло. Решили искупаться. Я разделся, полез в воду. Вода, конечно, не такая теплая, как на море, но вполне терпимая. Но волны! Они почему-то такие тяжелые по сравнению с морскими…
Купались около часа, полные впечатлений и освеженные, поехали дальше. Ночевали в палатке под дождем, но не вымокли – палатка действительно оказалась непромокаемой.
К Селенге выехали часам к 9 утра и долго ехали вверх по течению. Еще раз полюбовались оленями, стоящими на утесе возле моста. Проехали Улан – Удэ. Дорога, еще попетляв вдоль Селенги, пошла влево, вверх, на перевал.
Забайкалье встретило нас сорокаградусной августовской жарой, пришлось включить кондиционер. С нетерпением ждали какую-нибудь речку, очень уж хотелось искупаться, но места шли в основном степные, слегка холмистые. Если и попадались ручьи, то воды хватило бы только умыться. Так часам к 4 вечера доехали до красавицы Ингоды и там уж отвели душу!
Читу миновали около 7-ми. Когда еще ехали в отпуск, видели, какие интенсивные работы ведутся по асфальтированию дороги. Тогда асфальт начинался километров за 30 от Читы. Сейчас мы решили отъехать от Читы до конца асфальта, там и остановиться на ночлег. Каково же было наше удивление, когда мы проехали по асфальту более 100 км, прежде, чем он закончился! Около 70 км уложено менее, чем за два месяца! Ночевали в степи. Вокруг такой запах разнотравья, что кружится голова. Попробовали составлять букеты из разных трав. Классная вещь! Пару букетов оставили в палатке, спали, как убитые и выспались отлично. Хотели набрать трав домой, но, удивительно, утром они почти не пахнут! Утро выдалось ясное, но росистое. Пришлось собирать палатку мокрой. К обеду миновали Чернышевск, промчавшись по великолепному асфальту около 80 км. В баке бензина больше половины, а на заправке куча машин, поэтому заправляться не стал.
После обеда решили остановиться на Черной речке – просушить вещи, искупаться и просто отдохнуть – уж очень место красивое. Около моста есть съезд к речке, выезжаешь прямо на берег. Речка горная, с хорошим течением, водица довольно бодрящая, наверняка не более 17 градусов. Ушли вверх по течению километра за полтора и оттуда сплавились на надувном матрасе, потом покружились в тихой заводи. Наконец, высушив матрас и упаковав вещи, часов около 5 вечера, тронулись дальше.
Сразу за мостом стоит передвижная заправка весьма сомнительного вида. В баке бензина – километров на 100, да еще 20-литровая канистра в багажнике, которую я на всякий пожарный случай взял в дорогу и провозил весь отпуск, ни разу не воспользовавшись ее содержимым. Следующая заправка – возле Могочи, до которой более ста км. После недолгих раздумий, принимаю решение все-таки не рисковать, уж больно заправка непрезентабельная: две емкости – с соляркой и с якобы 92-м бензином, а пистолет один.
По дороге нашли подходящую скалу и оставили памятную надпись краской, баллончик с которой купили еще в Башкирии. Долго думали, что же все-таки написать? Расписывать все наши скитания? Даже если хватит места на скале, то краски точно не хватит. Поэтому указали только самый дальний от Алдана пункт – Анапу. Можно было указать Геленджик (он еще дальше), но там букв больше, а значит, и краски, и места может не хватить. Около Могочи, наконец-то заправились, дотянули буквально на последних каплях (канистрой я так и не воспользовался). Цена за литр – 31,5 руб! Вообще, в Читинской области самый дорогой бензин, который приходилось покупать. Когда ехали в отпуск, бензин там стоил 29,5 руб, а у нас в Якутии – 27,5.
Ночевали возле Тахтамыгды, просто свернув на примыкающую справа дорогу, в сторону границы с Китаем, о чем нам сообщил придорожный плакат. Поведал он и о том, что дальше – запретная зона, поэтому мы расположились в лесу около плаката, убрав машину с дороги.
Позавтракали в Сковородино, куда мы заезжали на работу к соседу. Там строится нефтеперегонная станция нефтепровода Талакан – Тихий океан. Впечатляет обилие техники и людей, строительство идет полным ходом! В Большом Невере сворачиваем на родную М-56. До дома – всего 640 км.
При въезде в Соловьевск происходит неприятность – заднее правое колесо спустило. Периодически его подкачивая, добираемся до шиномонтажки, ремонтируемся, затем обедаем в столовой в центре Соловьевска. Столовая словно заблудилась во времени и попала к нам из времен развитого социализма! «Рельсы», по которым двигаешь поднос вдоль окна раздачи с кассой в конце, стандартный набор блюд, батарея стаканов с неизменным компотом из сухофруктов… Цены нас поразили: в дороге все время приходилось пользоваться услугами придорожных кафешек, но такую дешевую столовую надо еще поискать. И это при неплохом качестве обслуживания и еды!
Заправившись сами и заправив машину, курсом на север, выехали. Тында, Лапри, подъем на Становой хребет, граница Якутии, ставшая уже традицией подвязка тряпочек на придорожном дереве, Нагорный… В районе Иенгры с удивлением видим, что кладут асфальт! Раньше там тоже был, с позволения сказать асфальт, но какой! Мне не приходилось бывать в горячих точках, но, наверное, дороги там такие же. Полное впечатление, что Иенгра находилась в зоне боевых действий – глубокие ямы, как воронки от снарядов, покрывали все полотно дороги. Сейчас же любо-дорого проехать.
В Нерюнгри приехали около 6-и. Осталось еще 270 км. Заправились, поехали.
На полпути спускает колесо. У меня колеса бескамерные, жгуты, инструмент есть. Снимаю, делаю. Немного погодя спускает еще одно. Опять снимаю, делаю. Словно наверстывая упущенное за всю дорогу, на этом отрезке мне пришлось делать колеса 4 раза! Последний раз спускает запаска в километре от гаража! Кое-как залатав, наконец-то полвторого ночи въезжаю в гараж. Финиш! Уф-ф-ф! Позади 24 122 километра российских дорог, жизнь на колесах, ночевки на обочине, еда где придется и что придется. Но в памяти останется множество встреч, куча впечатлений и чувство – МЫ СДЕЛАЛИ ЭТО!!!
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор