Четырнадцатое сентября.
Уезжаем в Солт-Лейк Сити. Жалко расставаться с Йеллоустоном, но у нас осталось не так много времени до окончания путешествия...
Говорили с Су, что можно написать большую книгу об Америке и назвать её: "Америка - глазами английского русского», а первую часть, по итогам нашей теперешней поездке, назвать "Современный Дикий Запад".
Именно покорение и освоение Дикого Запада и сформировало американскую нацию и сделало её активной и жизнеспособной.
То, что при этом белые поселенцы занимали земли индейцев, о войне с ними, остаётся в американской истории за скобками и требует отдельного рассказа!
Но я приведу некоторые данные об этих войнах из Википедии:
"...Индейскими войнами обычно называют серию вооружённых конфликтов между коренным населением Северной Америки и Соединёнными Штатами Америки. Также этим термином обозначают войны белых поселенцев с индейцами, предшествовавшие образованию США.
Войны, начавшиеся с колониальных времён, продолжались до бойни на ручье Вундед-Ни и "закрытия" американского Фронтира в 1890 году. Их результатом стало покорение североамериканских индейцев и их ассимиляция либо насильственное переселение в индейские резервации. По подсчётам Бюро переписи населения США, между 1775 и 1890 годами произошло более 40 войн, которые унесли жизни 45 000 индейцев и 19 000 белых. Эти грубые цифры включают женщин и детей с обеих сторон, поскольку часто в ходе этих войн происходило истребление гражданского населения.
Индейские войны состояли из серий меньших войн, поскольку североамериканские индейцы, в отличие от белых поселенцев, никогда не были одним целым. Локальные конфликты происходили с участием отдельных племён, небольших групп племён или же меньших индейских формирований. Иногда создавались достаточно крупные формальные альянсы племён, такие как Конфедерация ирокезов, или племенные союзы под предводительством влиятельного вождя, например, Текумсе, Джозеф Брант, Неистовый Конь..."
...Наша дорога в Логан растянулась до вечера, но мы часто останавливались в красивых местах. Остановились и рядом с луговиной, на которой кормились олени. Вид у них упитанный, цвет серый и рога светло-коричневого цвета с несколькими отростками. На нас они не обращали внимания, хотя мы чтобы быть поближе, чуть сдали назад и сделали удачные снимки.
Потом, проезжая мимо озера с болотистым берегом заросшим кустарником, видели койота - серого, с маленькими торчащими ушами и толстым "меховым" хвостом, опущенным палкой вниз.
Размерами он был с обычную сибирскую лайку и мне подумалось, что такой хищник может напасть и на безоружного человека. Побежка у него лёгкая, на машину нашу он не обратил внимания, а так как это было днём, то можно сделать вывод, что койоты в заповеднике тоже перестали бояться человека...
Приехали в Логан - типичный американский городок около семи часов вечера. Дом в котором мы остановились был открыт и мы, разгрузившись, пошли искать ужин. Городок темный, безлюдный и только постучавшись в чей-то дом, узнали где ближайшее кафе.
Поужинали в какой-то копии Мак -Дональда. Это была дешевая столовая для всех - много сладкого и жирного и при этом порции по-американски большие. Все проезжающие заходят сюда и едят не очень расстраиваясь из-за жирной пищи.
После длинной дороги спали хорошо и выспавшись, встали в семь утра, позавтракали и вновь отправились в путь.
По дороге в Прово несколько раз проскакивали нужные отвороты и ворча возвращались. Тем не менее, приехали в город за полтора часа до назначенного срока сдачи машины.
При сдаче, на царапины на машине никто из приёмщиков не обратил внимания, а когда мы им показали, успокоили нас что за все платит страховка, включённая в стоимость аренды машины.
После этого, пошли в торговый центр и зашли поесть в местный ресторан, предварительно позвонив Роберту, который должен был нас встретить и везти дальше по Америке.
Чуть позже, на своём громадном легковом грузовичке подъехал Роберт с Моей – моя это родственница Су, а Роберт её друг. Мы перегрузили чемоданы и поехали в городок Вендовер, расположенный на берегу солёного озера!
Тут открыт новый игорный центр наподобие Лас-Вегаса с ресторанами и люксовыми гостиницами. По солёному озеру ехали почти три часа и солнце, отражаясь на белой солёной поверхности, слепило глаза.
У меня было полное впечатление, что мы едем вдоль ровной как стол поверхности, покрытой белым льдом, хотя это была соль.
Огромная, солёная равнина расстилалась перед нами и только далеко на горизонте, громоздились высокие горы. Отсюда, в 1945 году, американский бомбардировщик "Энола Гей", стартовал в сторону Японии, с атомной бомбой на борту!
Роберт ведёт свой большой автомобиль легко и непринуждённо, а вокруг искриться соляная поверхность, свежий воздух и пахнет солью...
Роберт большой и очень спокойный, уверенный в себе человек. Мне кажется, что он типичный "средний американец" - у него всё есть и это "всё", он заработал сам своими руками. Его мало интересует жизнь в других странах и в этом, он тоже похож на большинство американцев.
Я уже говорил, что Америка отличается от Европы ещё и тем, что автомобили здесь - легковые и грузовые, почти все больших размеров и при хороших дорогах, это увеличивает грузопотоки.
Вскоре приехали к горам, окружающим ровную как стол солёную равнину, на которой автомобилисты устанавливают рекорды скорости и тестируют на скорость новые марки машин.
Мы остановились недалеко от "берега" и смотрели, как готовили очередную машину для скоростного тестирования, на трассе ограниченной по периметру, флажками. Здесь работала целая команда и на нас никто не обращал внимания.
На этом озере, расположенном неподалеку от Вендовера, с начала двадцатого века установлено несколько сумасшедших рекордов скорости. Вот небольшая выдержка из интернета с материалами о гонках на скорость на этом замечательном озере:
"...С течением лет гонки на скорость набирали все новые и новые обороты. Постепенно преодолевались барьеры в 300 и 400 и 500 миль в час. Уже в шестидесятые годы был установлен абсолютный рекорд скорости в 600,6 миль/ч (966,6 км/ч) на автомобиле с реактивным двигателем.
Затем, в семидесятые года прошлого столетия на автомобиле "Голубое Пламя", оснащенном уменьшенной копией реактивного двигателя "Аполлон", был преодолен рубеж в 1000 км/ч. Рекордная скорость составила 622.4 миль/ч (1001,7 км/ч). Также автомобиль "Голубое Пламя" вошел в историю как самый технологически совершенный рекордный автомобиль. В его создании участвовали специалисты из университета Огайо, Чикагского технологического исследовательского института и технического института штата Иллинойс..."
...После короткой остановки рядом с гоночной трассой, мы приехали в Вендовер и поселились в гостинице, где останавливаются люди приехавшие сюда играть в Казино.
Устроившись в просторном номере, мы пошли в "Казино", которое внутри выглядит ярко и блестяще. Размерами эта игровая площадка почти с футбольное поле и кругом вылощенная обслуга, кафе и бары. Остальное пространство заставлено игровыми автоматами. В этом зале кругом зеркала, ковры, большие и маленькие экраны, на которых показывали развлекательные фильмы из жизни дикой природы.
В кафе и барах пьют пиво и курят, что сегодня редкость в такого рода заведениях. Здесь курить разрешено, потому что уж очень нервная обстановка - нервничают, когда выигрывают, ну и конечно, когда проигрывают!
Роберт сел играть на автоматом и пригласил меня, но я отказался, памятуя судьбу игроков из многих произведений в художественной литературе. А если серьёзно, то мне не хотелось выглядеть дураком, потому что я не знал правил игры.
А Роберт сыграл и быстро проиграл несколько долларов...
Потом пошли в ресторан и поужинали за "шведским" столом, по нескольку раз возвращаясь за понравившимися блюдами. Долго сидели попивая чай и кофе и говорили почему-то о проблемах молодёжи.
В Америке, недавно произошёл случай описанный в газетах, о том, как подросток ножом изрезал лицо отцу конгрессмену.
В Англии, подростки, особенно с рабочих окраин больших городов, тоже носят ножички в карманах и даже в школу. Недавно, в одном из районов Лондона, в школах, на входе устанавливали металлоискатели!
Я некоторое время работал в "афтэскул клаб", то есть в "детском клубе после школы" в Лондоне. И думал тогда, что для социализации подростков надо строить локальные клубы - центры тренировок и отдыха, в которые стали бы ходить местные и взрослые и дети.
Привыкая тренироваться и учиться новым навыкам вместе, подростки стали бы уважать взрослых и пропасть между ними сократилась бы значительно. И ещё много следствий может происходить от участия взрослых в досуге подростков, но об этом я напишу в другом месте...
После ужина, все пошли гулять по Вендоверу. Несмотря на вечер кругом было светло как днём от блеска реклам и огней. Какой контраст с провинциальным, полутёмным Логаном, где мы ночевали предыдущую ночь - о таких городках говорят, "что там по улицам медведи ходят".
А в здесь всё блестит и играет огнями и этот город не спит даже ночью.
Его выстроили в пустыне в штате Невада, где разрешены азартные игры, а рядом, буквально в нескольких километрах, начинается штат Юта, в котором это запрещено, вплоть до тюремного срока за азартные игры.
Но в Америке так устроено, что если ты хочешь играть, то поезжай в "пустыню Невада" и там можешь играть насколько денег хватит!
В России, такие игровые зоны, тем более на курортах где-нибудь в Крыму, делать ни в коем случае нельзя - это глупо и опасно, потому что Россия не Америка, а Крым не Невада и об этом ндо постоянно помнить!
Если это всё-таки сделают, то это станет очередным преступлением "либеральной" власти. Я считаю, что стратегию российской власти надо копировать не с Америки, а с стран Западной Европы, лучше с наших северных соседей - там и климат похож, да и темперамент жителей ближе русскому характеру...
Возвратившись в отель, порадовались комфорту и удобствам недорогого номера - тут видимо такая стратегия, которая учитывает, что постоялец проиграет много денег и это оправдывает дешевое проживание в гостинице.
Легли спать пораньше, чтобы встать пораньше и продолжить путь.
Читатель наверное уже понял, что мы вчетвером, едем в машине Роберта, осматривать Америку.
С вечера, посмотрел по айподу новости и узнал, что американцы ввели дополнительные санкции против России. Этим, "мировая общественность" демонстрирует свою заинтересованность в разжигании конфликта на Украине!
А европейцы, вполне по-лакейски показывают свою проамериканскую ориентацию, требуя мира именно тогда, когда карательная операция против Донбасса захлебнулась и был возможен разгром войск режима Порошенко.
Меркель, вместе с американцами и с Порошенко обсуждает условия перемирия, хотя её никто не уполномочивал!
Ещё со времён Первой мировой, немцы претендовали на земли Украины, стараясь посадить там своего ставленника.
Тогда это не удалось, как не удалось немцам захватить Украину и во Вторую мировую войну, хотя и в восемнадцатом и в сорок первом годах, немецкие войска некоторое время стояли там, оккупировав большую часть Украины.
Но несмотря на несколько поражений в военных столкновениях, Германия не оставила намерений сделать Украину младшим европейским партнёром!
И вот сегодня, Меркель решила, что настало время и можно увести Украину подальше от России, сделав её своим союзником...
Утром, после завтрака в ресторане "Казино", мы поехали назад в Прово. Путь назад по солёному озеру показался короче, потому что солёные белые поля больше не удивляли и Роберт держал среднюю скорость в районе семидесяти миль в час.
По пути заехали в магазин подержанных машин и прочих бытовых приборов. Тут цены разные - был громадный холодильник за двести пятьдесят долларов и такой же большой подвесной мотор "Ямаха", за шесть тысяч долларов.
Моя, захотела купить "Джип" для Гватемалы, где у неё стоит красивая и уютная гостиница на берегу тёплого, чистого озера в джунглях. Об этом я писал в другой своей книге - "Путешествие в Центральную Америку".
Осмотрев несколько типов машин, Моя остановилась на одной из последних моделей - салон удобный и проходимость подходящая - в Гватемале не везде дороги асфальтированы.
Оформление заняло около пяти минут, и вот Моя садится за руль, рядом для подстраховки садится Су, а мы с Робертом следуем за ними, на его мощном "Додже Рам".
Приехали на "ранчо" Роберта, пообедали и стали собираться в Брайс Каньон. Я уже писал, что таких каньонов в Северной Америке множество и каждый - это чудо природы!
Выехали после полудня и скоро въехали в невысокие горы.
Кругом поля и фермерские дома. На полях работающие трактора, а на лугах пасутся стада рогатого скота. Кое-где, поливальные установки на колёсах, длинной метров по сто. Воды здесь не жалеют и потому, урожаи высокие и доходы у фермеров изрядные. И конечно, во все стороны спешат, торопятся автомобили - мощные легковые и ревущие моторами громадные грузовики.
Это одна из особенностей "машинной цивилизации" - множество хороших дорог и по ним катят легковые и грузовики с утра до вечера. Хотя и ночами здесь движение не прекращается!
Россия в этом конечно отстала и может быть безнадежно. В Америке, машину водят практически все взрослые и половина из них женщины, а водителей грузовиков сотни тысяч, если не миллионы. В каждой семье по две - три машины. Стада машин стоят на стоянках и в просторных дворах. И именно машины определяют технологию повседневной жизни!
Но машинами управляют люди и потому, проехав по Америке я убедился в её трудолюбии, являющемся главной причиной возрастающего богатства.
Ещё одна особенность американского общества, о которой вчера в ресторане говорил Роберт - здесь все равны - и уборщик и президент. И это равенство старались укрепить через законы с первого момента образования Штатов.
А беда сегодняшней России - в традиционном неравенстве, оставшемся в наших генах со времён крепостничества.
То есть в головах и в душах россиян, существование рабов и господ сохранилось даже после революции, правда в новых формах. И уж тем более это разделение заметно сейчас, когда в обиход совсем не зря вернулось слово господин!
В этом громадная разница между мироощущением в России и в Америке.
Нужны десятилетия, если не столетия работы государственной пропаганды, для того, чтобы эти различия между людьми исчезли навсегда!
В кино, на ТВ, на радио и в газетах, надо постоянно твердить русским людям что все равны и перед законом, и перед Богом!
...Проехали ущелье Биг Рок Канди Маунтин, известное всем американцам по названию популярной песенки о хипстере-битнике. В магазинчике сувениров увидели шерифа в ковбойской шляпе.
Места здесь и в самом деле ковбойские, а городки напоминают декорации к американским вестернам - деревянные дома с галереями, салуны с распахивающимися дверями и мужчинами в шляпах.
Дороги, как и везде на Диком Западе красивы и часто в скалистых ущельях, а если прибавить ещё драматично тяжёлые облака на синем небе, которые на закате принимают бирюзовый оттенок, то не хватает только торжественной музыки с трубами и одиноким всадником на горизонте...
По пути, долго искали свободные комнаты в мотелях и наконец нашли в городке Хоти. Зашли в семейное кафе и поужинали домашней пищей, приготовленной матерью и дочкой - тут такие кафе - традиция.
Мы начинаем привыкать, что всюду вместо гостиниц мотели с рядами машин перед окнами номеров - в мире машинной цивилизации, без этого уже не обойтись. Большое впечатление оставляют стада машин, гоняющие по всей стране и на ночь останавливающиеся там, где темнота застанет...
Выехали рано утром и ещё на подъезде к Брайс Каньону увидели темно-коричневые, почти чёрные скалы торчащие в небо из зелёных сосняков.
Подъехав к пропускному пункту заплатили немного денег за въезд на территорию парка - так здесь осуществляется обычный сбор средств для работ по инфраструктуре и сохранности заповедников.
Потом проехали до забитой машинами стоянке, отыскав свободное место поставили нашу машину и пошли осматривать ущелье, разверзающееся перед нами на глубину нескольких сотен метров.
Эта настоящая "сказка", созданная природой за миллионы лет: каменно-песчаные колоны, красного и жёлтого цветов, вставали со дна провала беспорядочно, как зубы громадного дракона, а в щелях между ними, растут на удивление зелёные сосны.
И в этот красно-коричневый провал, по узкой тропе опоясывающей серпантином крутой обрыв спускаются люди - далеко внизу видны крохотные фигурки людей, спускающиеся один за одним, в эту бездну!
Походив по верху обрыва, мы тоже рискнули спуститься вниз. Навстречу нам шли те, кто уже прошёл по этим "кругам ада" и возвращался на поверхность. Тут шли целые семьи с бабушками и детьми и даже инвалиды с тросточками, морщившиеся от усталости!
А солнце с синего, безоблачного неба пекло неимоверно и было очень жарко, хотя в тени вполне приемлемо.
Су боится высоты и потому, шла подрагивая, морщилась и держалась за каменистые стенки, а я шёл по краю тропки и поглядывал вниз или вверх, где видел осколки тёмно-синего неба, мелькавшие сквозь дыры обрыва между скальных стенок.
После долгого спуска, наконец оказались внизу, где было прохладно и текла река. На берегу, сидели туристы и отдыхали, а мы от речной развилки стали подниматься вверх, уже по другому склону каньона. И снова начались масштабные виды с обрывами и отвесными скалами. Мы снимали эти виды без конца, потому что везде было мощно и красиво!
Однако, с каким удовольствием мы поднимались ближе к синему небу, задыхаясь от напряжения потому что тропа шла хотя и зигзагами, но довольно круто вверх!
Наконец, уже изрядно устав поднялись из этого "ада" и вышли на стоянку, где нас ждали Моя с Робертом.
Справка из Википедии о Брайс Каньоне:
"...Брайс-Каньон известен своими оригинальными геологическими структурами худу, образованными под влиянием эрозии осадочных пород, льда, воды и ветра.
Горные породы, которые имеют красную, оранжевую, коричневую и белую окраску, представляют собой потрясающее зрелище. Особенно красиво оно во время заката или восхода солнца. Обращаем ваше внимание на то, то Брайс-Каньон намного выше Зайона и Гранд-Каньона, расположенных недалеко. В высоту он достигает 2700 метров. В связи с этим климат и экология этих парков не похожи, таким образом, посещая их, туристы имеют возможность почувствовать контраст..."
...Потом, сели в машину и поехали вокруг Каньона, останавливаясь на смотровых площадках и под разными углами, как бы заново увидели это чудо природы.
Самое замечательное на мой взгляд, что внутри этого гигантского провала растут сосны, кажущиеся на таком расстоянии, макетами или частью японской гравюры!
По пути встретили русских, которые шли и рассуждали не о красотах Брайс Каньона, а о том, как здесь всё хорошо устроено и все властями делается для людей, для человека.
И завершали эти рассуждения слова сказанные со вздохом: "У нас, все совсем не так! И чиновники воруют и зарплата маленькая"!
А я подумал, что русское недовольство своей страной, внушённое за последние тридцать лет, особенно сказывается в разговорах россиян за границей. И при этом никто и пальцем не пошевелит, чтобы в стране все сделалось "как на Западе" - только нытьё и ругань!
Получается так, что во всём виновато правительство и чиновники, а все остальные только жертвы их деятельности!
...Наконец, выехали из парка м понеслись по просторам прерий, окружённых горами и лесами.
В обед остановились в придорожном ресторане, точнее в целом комплексе ресторанов и магазинов и обедая узнали, что этот комплекс начинался лет сто назад главой семейства ковбоев, который со временем превратил предприятие в целую фабрику развлечений и питания.
...Америка, как страна и как государство не воевало на своей территории уже долгие столетия и преемственность, стала отличительной чертой американского бизнеса.
Совсем не то в России, которую в двадцатом веке сотрясли революции и войны и надо ещё удивляться, что она пройдя через эти социальные штормы, "глады и моры" сохранилась как государство!