-- : --
Зарегистрировано — 123 631Зрителей: 66 687
Авторов: 56 944
On-line — 10 396Зрителей: 2013
Авторов: 8383
Загружено работ — 2 128 133
«Неизвестный Гений»
О чуди белоглазой
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
16 октября ’2024 11:06
Просмотров: 305
Я, конечно, не исповедую взгляды Z- патриотов и к антропологическим изысканиям фашистов отношусь с насмешкой, по мне , как говорил в драме Горького"На дне" Лука:"Каждая блока не плоха- все чёрненькие, все прыгают".
У каждого человека свой бзик, свой заход, своя чудинка,. и к чудакам я терпима, вижу, что погнал Макар телят не в ту степь - прекращаю общение.
Но откуда взялась эта чудь, как её отличить от обыкновенных людей?
Вот что пишет об этом Википедия.
Чудь белоглазая Чудь (ед. ч. чудин) — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»[3], предполагается также, что одного корня с «чудь» прилагательное «чужой»[4]. Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже)[5]. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов[4]. Вероятный источник — готское слово þiuda «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение[6].
Исторические упоминания
[править | править код]
В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:
В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью[7].
В сообщении за 882 год, когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе»[8]. Наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года[9].
В лето 6415 (907 г.) Чудь участвовала в походе Олега на Царьград (ПСРЛ т. XXXIII стр.16).
В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, предков ливвиков, одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён[10]. Позже в оборот входит обозначение эстов — чухна.
В старорусской берестяной грамоте № 52[11] упоминается «у цюдина поло бѣ»[12].
Современность
[править | править код]
«Чуди» (из серии графики художника-краеведа А. Г. Вороны), 2004 г.
Отражение подземного мира на найденных археологами медных и бронзовых украшениях связано с высоким качеством горных работ чудских племён и имеет реалистический характер: древняя чудь не только находила ископаемых ящеров, но и изображала человека стоящим на ящере или оседлавшим его[13] У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков[14]. На территории расселения удмуртов и коми распространён топоним Шудья.
В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь (вепсы) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год)[15]. В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года»[16], в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года»[17], а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года[18]. В 2002 году чудь внесена под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»[19], а потом в аналогичный документ за 2010 год[20]. В 2010 году во время переписи ещё несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек[21]. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке. В переписи 2020-2021 года чудь не считалась отдельно, а входила составной частью в вепсов[22].
От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.
Легенды описывают чудь белоглазую как людей невысокого роста[7], сказочно богатых. В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством[8].
Известно поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в тёмных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими[8]. Это роднит их с фейри ирландского фольклора.
В 1873 году путешествовавший по Кольскому полуострову русский писатель Василий Немирович-Данченко записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли чакли.
Предположительно, в основе преданий лежат древние финно-угорские рассказы об уходе автохтонного населения или гибели первого поколения людей. В фольклоре присутствуют два варианта сюжета: героический об идеализированных давних временах и анекдотический о глупом и непохожем на современных людей народе. Эти сюжеты соседствуют в разных пропорциях: у коми и мордвы чудь идентифицируется с народом-прародителем, у русских и саамов на первый план выходят анекдоты о глупцах[4].
Исторический народ, прежде упоминаемый под названием чудь заволочская, к настоящему времени полностью ассимилировался среди вепсов, русских, а также коми, однако у русского населения Заволочья сохранилась память о чуди, прежде жившей в этих местах. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, яростно оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства. Записана легенда о том, как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы. Д. В. Бубрих в книге «Происхождение карельского народа» предположил, что этнический состав исторической заволочской чуди был неоднороден, её формировали представители народов весь («чудь белоглазая») и мери («черная чудь»). В верховьях Моломы и в Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой»[9][10].
На Урал предания о чуди перенесли поселенцы с Русского Севера[11].
В словаре В. И. Даля приведено:
Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли. Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки́), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землёй пропала.
У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области (возле Екатеринбурга) чудь упоминалась как «стары люди». Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе, известной по его сказам[13
Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов,
Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди».
В мордовском эпосе существует легенда о царевиче Тюштяне, включающая в себя большое количество параллелей с легендами о чуди, где Тюштян может пониматься как правитель древней чуди[4].
В современной культуре
[править | править код]
Образ мифического народа чуди присутствует в российском мистическом телесериале «Территория» (2020), сюжет которого основан на коми-пермяцкой мифологии. Нетрудно догадаться о древнейших корнях родословной Вл.Путина, личность которого соответствует повадкам и внешности чуди. Да и начудил уже много современный представитель чудского племени.
У каждого человека свой бзик, свой заход, своя чудинка,. и к чудакам я терпима, вижу, что погнал Макар телят не в ту степь - прекращаю общение.
Но откуда взялась эта чудь, как её отличить от обыкновенных людей?
Вот что пишет об этом Википедия.
Чудь белоглазая Чудь (ед. ч. чудин) — собирательное древнерусское название ряда племён и народностей, как правило, прибалтийско-финской группы (водь, весь, сумь, емь, корела, ижора, эсты и др.).
Народная версия происхождения слова «чудь» состоит в том, что язык чуди был непонятным, «чудным»[3], предполагается также, что одного корня с «чудь» прилагательное «чужой»[4]. Однако в ряде финно-угорских языков похожим словом называют мифологического персонажа (см. ниже)[5]. В специальных этимологических работах предполагается, что первоначально этим словом обозначали восточных германцев, возможно, готов[4]. Вероятный источник — готское слово þiuda «народ», имеющее праиндоевропейское происхождение[6].
Исторические упоминания
[править | править код]
В зависимости от контекста под «чудью» древнерусские летописные источники, очевидно, разумеют разные финно-угорские народы:
В «Повести временных лет» (859 год), летописец сообщает, что «варяги из заморья обложили данью чудь, ильменских словен, мерю и кривичей, а хазары — полян, северян, вятичей»; здесь проводится различие между мерей и чудью[7].
В сообщении за 882 год, когда Олег отправился в поход, «взяв с собою много воинов: варягов, чудь, словен, мерю, весь, кривичей, и пришёл к Смоленску с кривичами, и принял власть в городе»[8]. Наряду с чудью упоминается и весь. Хотя летописец не отождествляет весь с чудью, вепсы официально именовались в Российской империи «чудью» до самого 1917 года[9].
В лето 6415 (907 г.) Чудь участвовала в походе Олега на Царьград (ПСРЛ т. XXXIII стр.16).
В 1030 году Ярослав Мудрый предпринял поход на чудь («и победил их, и поставил город Юрьев»). Как можно понять из географического контекста, под «чудью» здесь имеются в виду эсты. В более поздних сообщениях летописей эсты и сету всегда называются чудью, причём последние известны с уточнением «чудь псковская». Из летописных источников известно, что знатные представители чуди жили в Новгороде (Чудинцева улица) и Киеве (двор Чудин, куда переселил «лучших мужей» из кривичей, вятичей, новгородцев и чуди в 982 году Владимир Святославич).
Начиная с XIII века, помимо эстов, «чудью» называют также и другие родственные им прибалтийско-финские народности, жившие в пределах Новгородской республики, — не только весь и водь, но также ижору и корелу, предков ливвиков, одного из карельских субэтносов называли чудью олонецкой, а в Заволочье также чудь заволочскую. Не исключено, что последнее представляет собой не просто имя предков народа коми, но собирательное название для нескольких разных племён[10]. Позже в оборот входит обозначение эстов — чухна.
В старорусской берестяной грамоте № 52[11] упоминается «у цюдина поло бѣ»[12].
Современность
[править | править код]
«Чуди» (из серии графики художника-краеведа А. Г. Вороны), 2004 г.
Отражение подземного мира на найденных археологами медных и бронзовых украшениях связано с высоким качеством горных работ чудских племён и имеет реалистический характер: древняя чудь не только находила ископаемых ящеров, но и изображала человека стоящим на ящере или оседлавшим его[13] У удмуртов есть родовые наименования Чудъя (Шудья), Чудна; часть коми называли так своих ещё некрещённых предков[14]. На территории расселения удмуртов и коми распространён топоним Шудья.
В справочнике «Алфавитный список народов, обитающих в Российской Империи» 1895 года издания под номером № 132 была внесена чудь (вепсы) численностью 13 250 человек (данные за 1865 год)[15]. В 1926 году чудь была внесена под номером № 34 в «Словарь народностей для разработки материалов Всесоюзной переписи населения 1926 года»[16], в 1959 году чудь была внесена под номером № 64 в «Словарь национальностей всесоюзной переписи населения 1959 года»[17], а в 1989 году чудь была внесена под номером № 101 в «Алфавитный словарь национальностей» для Всесоюзной переписи населения 1989 года[18]. В 2002 году чудь внесена под кодом № 351 в «Перечень национальностей и языков РФ»[19], а потом в аналогичный документ за 2010 год[20]. В 2010 году во время переписи ещё несколько десятков человек записали себя в чудь, а по словам местного жителя, всего чуди в Пинежском районе около 200 человек[21]. Большинство из людей, относящих себя к этой национальности, проживают в Пинежском районе Архангельской области, вероятно — самоназвание малых групп финно-угорского населения Архангельской области, появившееся в XX веке. В переписи 2020-2021 года чудь не считалась отдельно, а входила составной частью в вепсов[22].
От этнонима образованы названия многочисленных населённых пунктов, включая город Чудово, а также ряд гидронимов, Чудское озеро и, возможно, река Чуть.
Легенды описывают чудь белоглазую как людей невысокого роста[7], сказочно богатых. В мифах коми они жили «как звери» в лесах, питаясь дичью и одеваясь в шкуры. Однако к ним явился Стефан Пермский, желая окрестить, и люди русского царя с требованием оброка. После этого чудь ушла под землю, спрятавшись там со всем своим огромным богатством[8].
Известно поверье, что чудь превратилась в злых духов, которые прячутся в тёмных местах, заброшенных жилищах, банях, даже под водой. Они невидимы, оставляют после себя следы птичьих лап или детских ног, вредят людям и могут подменять их детей своими[8]. Это роднит их с фейри ирландского фольклора.
В 1873 году путешествовавший по Кольскому полуострову русский писатель Василий Немирович-Данченко записал у местных саамов предание о борьбе предков последних с нашествием «чуди белоглазой», в которой им помогли чакли.
Предположительно, в основе преданий лежат древние финно-угорские рассказы об уходе автохтонного населения или гибели первого поколения людей. В фольклоре присутствуют два варианта сюжета: героический об идеализированных давних временах и анекдотический о глупом и непохожем на современных людей народе. Эти сюжеты соседствуют в разных пропорциях: у коми и мордвы чудь идентифицируется с народом-прародителем, у русских и саамов на первый план выходят анекдоты о глупцах[4].
Исторический народ, прежде упоминаемый под названием чудь заволочская, к настоящему времени полностью ассимилировался среди вепсов, русских, а также коми, однако у русского населения Заволочья сохранилась память о чуди, прежде жившей в этих местах. Среди сохранившихся легенд о чуди в Верхокамье повторяются общие сюжеты о сопротивлении славянским пришельцам и христианизации. Местом её обитания называется лес, жилищем — землянки. Для обороны чудь строила земляные крепости, яростно оборонялась, а при неудаче — бежала глубже в леса или убивала себя; лишь немногие оставались на прежних местах жительства. Записана легенда о том, как чудь «ушла под землю» — вырыла большую яму с земляной кровлей на столбах, и погребла себя, подрубив столбы. Д. В. Бубрих в книге «Происхождение карельского народа» предположил, что этнический состав исторической заволочской чуди был неоднороден, её формировали представители народов весь («чудь белоглазая») и мери («черная чудь»). В верховьях Моломы и в Карелии бытовали рассказы о «чуди белоглазой»[9][10].
На Урал предания о чуди перенесли поселенцы с Русского Севера[11].
В словаре В. И. Даля приведено:
Чудаки́ и чуда́ки, сиб. чудь (т. е. странный и чужой) ж. собр. народ-дикарь, живший, по преданию, в Сибири, и оставивший по себе одну лишь память в буграх (курганах, могилах); испугавшись Ермака и внезапу явившейся с ним белой березы, признака власти белого царя, чудь или чудаки вырыли подкопы, ушли туда со всем добром, подрубили стойки и погибли. Чудь вообще чудское, финское племя, особ. восточное (чужаки́), и нередко говорится бранно. Чудь белоглазая! Чудь в землю ушла. Чудь живьем закопалась, чудь под землёй пропала.
У П. П. Бажова при описании преданий Полевской области (возле Екатеринбурга) чудь упоминалась как «стары люди». Это отмечено и на стендах туристической тропы на Азов-горе, известной по его сказам[13
Бажов П. П., очерк «У старого рудника», часть IV и «Объяснение отдельных слов,
Подобная легенда существовала на Урале о подземном народе «дивьи люди».
В мордовском эпосе существует легенда о царевиче Тюштяне, включающая в себя большое количество параллелей с легендами о чуди, где Тюштян может пониматься как правитель древней чуди[4].
В современной культуре
[править | править код]
Образ мифического народа чуди присутствует в российском мистическом телесериале «Территория» (2020), сюжет которого основан на коми-пермяцкой мифологии. Нетрудно догадаться о древнейших корнях родословной Вл.Путина, личность которого соответствует повадкам и внешности чуди. Да и начудил уже много современный представитель чудского племени.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор