Сегодня мы расскажем несколько подробней о парке Хесдин, который был создан Робертом II графом Артуа в конце XIII века, при замке, на севере Франции. О нём мы упомянули в обзоре Форосского парка, который вышел на нашем канале «Крымские каникулы» на Ютуб.
Этот парк – сад при замке Хесдин был весьма известен в периоды конца Высокого и Позднего Средневековья. В нём впервые в Европе появилось много новшеств, которые повлияли на развитие парковой культуры, превращая её в искусство.
Началось всё с VIII Крестового похода, в котором участвовал Роберт II. Стратегических успехов он не принёс, а вот парк в Палермо граф Артуа увидел. Об этом парке мало что известно, однако он, видимо, был великолепен. Притом настолько, что граф Артуа был совершенно поражён им. Когда крестоносцы стали собираться обратно, он прихватил с собой семнадцать итальянских, сицилийских и иберийских жителей, которые были мастерами -садовниками и архитекторами. Самый известный из них - Ринальдо Кригнетти ди Барлетта. Во Франции его звали Рено Куанье. Этот человек и стал главным архитектором не только будущего парка, но и зданий, построенных в нём. И таковых было немало – большой банкетный павильон на сваях посередине озера, лабиринт, зеркальный дворец, галерея со скульптурами. В этом парке, кстати, был закрытый сад, который назвали, конечно, «Парадиз», то есть, рай. Второе его название «Сад любви». Только не подумайте, что там творилось нечто непристойное.
Сады любви были частью куртуазной культуры любви, которая не имеет ничего общего с куртизанками, о которых, вероятно, многие из вас подумали. Она была распространена в высших кругах знати, которые не совершали, как известно, браки по любви, но всячески стремились к этому возвышенному чувству.
В обзоре Форосского парка мы сказали, что самые ранние руководства по саду начинались не иначе, как инструкциями, каким образом лучше оградить его от посторонних – вырыть ров с водой, построить высокий забор. Как вы догадались, эти Средневековые сады были часто тем местом, где любовь к избраннику, или избраннице, культивировалась гораздо больше, чем скажем, любовь к цветам. Франция считается родиной этой, нередко, платонической любви. Вы не ослышались. Часто это были настолько высокие чувства, что физическая близость казалась нечто кощунственным. По сути, они балансировали между эротическим желанием и духовным достижением. Крупные писатели – такие, как Данте, Петрарка, воспевали эти чувства.
Сад любви был и в парке Хесдин. Это была очень изолированная территория. Помимо его, там были зверинец с различными животными, вольеры, всевозможные пруды, фруктовые сады, турнирные поля, на которых могло проводиться сразу несколько поединков и целая когорта механических чучел – автоматов, что являлось, само по себе, чудом. На мосту, который вёл к павильону на сваях, сидели механические обезьяны, покрытые барсучьим мехом. И не просто сидели, а благодаря механизмам, всячески двигались. Искусственные птицы соревновались в пении – всё это было удивительно для того времени и поражало воображение любого, кто в этот парк попадал.
Два с половиной столетия было суждено этому парку быть предметом восторженных разговоров в высшем обществе не только во Франции, но и во всей Европе. Некоторые даже стали утверждать, что Хесдин находится на месте первоначального Эдемского сада.