— К доске пойдёт…, к доске пойдёт, — учительница истории Мария Ивановна водила пальцем по открытому школьному журналу, — а вот давненько я не слышала голоса ученика…, при этих словах все девочки, кроме одной, облегчённо выдохнули, — Наседкин, иди к доске и расскажи нам, когда Английские войска воевали против России. Как называлась эта война и сколько лет она продолжалась?
— А можно я с места, там и рассказывать нечего, всего-то несколько строчек в учебнике, — поднялся из-за стола долговязый ученик.
— Ну, на месте и стены помогают, — согласилась учительница, — только чтобы ни одной подсказки не было! Иначе двойка! И не только тебе, но и тем, двоим, сидящим сзади тебя!
— Так называемая Крымская война — война между Российской империей и коалицией в составе Британской, Французской, Османской империй и Сардинского королевства, продлилась три года, с 1853 по 1856 годы, — глядя на потолок, заученно затараторил ученик:
— Наш тогдашний император Николай, под порядковым номером, — Первый, пытался воспользоваться национально-освободительным движением балканских народов, чтобы установить контроль над Балканским полуостровом и стратегически важными проливами Босфор и Дарданеллы. Но его планы не соответствовали интересам ведущих европейских держав — Великобритании и Франции![1]. Марь Ивановна, всё! Там больше ничего не написано.
— Даже не знаю, что тебе за этот исчерпывающий ответ поставить? — при этих словах учительница хитро подмигнула отличнице Лене Крикун, — на прошлом занятии я просила записать в дневнике такую фразу: при подготовке к уроку использовать дополнительные материалы. Наседкин, ты их использовал?
— А как же. Обязательно. Ещё один раз англичане воевали против наших во время Гражданской войны. Эта так называемая иностранная интервенция в нашу страну — открытое военное вмешательство стран Согласия (Антанты) и Центральных держав (Четверного союза).[2] Но она продлилась недолго. Войска островитян получили от красных, как следует, и быстренько убрались из Мурманска и Архангельска.
— Садись, в конце урока ты сам себе оценку поставишь, — Мария Ивановна встала и подошла к Крикун:
— Ну а ты, Лена, какие дополнительные материалы изучила? Поделись с классом.
— Как вы, наверное, знаете, некоторые наши ребята после школы собираются в Москву, в театральный поступать, так что мы свой ответ расписали по ролям и будем хором отвечать, не возражаете? — на одном дыхании выпалила отличница.
Учительница хотела съязвить, что, в таком случае и оценку, одну на всех, получат, но передумала, решив поддержать новаторство, молча кивнула, возвращаясь на своё место.
***
- 25 июня 1807 года, — подражая известной дикторше, начала свой рассказ Елена, — Российский император Александр Первый встретился на плоту, установленным ровно посередине реки Неман, с Наполеоном Бонапартом.
Итогом этого рандеву стал всем известный и крайне непопулярный в командовании русской армии договор, именуемый Тильзитским миром. Французы вынудили нас присоединиться к континентальной блокаде, то есть — прекратить всякие деловые и прочие отношения с Англией.
— Да, но, как известно, этот кабальный договор не послужил Казусом бэлли[3] — перебила докладчицу Мария Ивановна, — впрочем, продолжай, мы все тебя внимательно слушаем.
И действительно, в классе стало так тихо, что если бы сейчас в окно влетела муха, то её жужжание было бы слышно в любом уголке помещения.
— Поводом к войне с островитянами послужил ультиматум российского государя, — продолжила Крикун, — под предлогом борьбы с континентальной блокадой английский флот, во-первых, захватил абсолютно все датские корабли, стоящие на рейде Копенгагена, а во-вторых, посадив на свои корабли большой десант, состоявший из кавалерийской бригады, артиллерийского корпуса и шести английских и четырёх немецких бригад пехоты, довольно быстро оккупировал и сам город.
— Санкт-Петербург. Зимний дворец, — вступил в разговор сосед по столу, щуплый парнишка, по имени Иннокентий, — Александр Первый стоял у окна, рассматривая разношёрстную толпу, снующую внизу, по площади. Наконец, он повернулся к стоящему у входа министру иностранных дел и с металлическими нотками в голосе произнёс: «Извольте незамедлительно известить Лондон о том, что я не потерплю оскорбления, нанесённого датскому королю, древнему союзнику России!» 26 октября по старому стилю 1807 года Российская империя обнародовала декларацию «О разрыве мира с Англиею», объявив войну Владычице морей.[4] В документе, в резкой форме было выражено возмущение по поводу варварской бомбардировки Датской столицы англичанами. «Решилась на Севере Европы возжечь новую войну, коей пламя не желала она видеть погасшим»... «учинив «насилие, коему равнаго во всей Истории … найти трудно».[5]
— Так началась первая англо-русская война 1807-1812 годов, — почему-то, тяжело вздохнув, добавила Елена.
— Ну, что же. Хорошо, я бы даже сказала, отлично, — похвалила докладчиков учительница, но мне непонятно, как можно воевать со страной, с которой у тебя нет общих границ. Где Россия и где Дания? Как воевали наши войска друг с другом в это время или всё ограничилось лишь бумажным ультиматумом?
— Ну, конечно же, сражения были, да ещё какие! — вскочил с места ещё один ученик, — Вы просто не дали нам закончить. Там в Балтийском море такое творилось, я вам сейчас расскажу, можно?
Мария Ивановна уже во второй раз за урок, утвердительно кивнула.
— Дело в том, что англичане, в свойственной им манере, купили себе наёмников, то есть тех, кто будет воевать с русскими вместо них, причём не отряд или армию, а целое государство! Швецию. Пообещали им… один миллион фунтов стерлингов, если они нападут на нашу страну от имени островитян!
— Узнав об этом, Наполеон, не мешкая, отправил Александру первому письмо, в котором, без всяких дипломатических уловок, открытым текстом предложил русским войскам захватить для начала Финляндию, а потом и всю Швецию, чему он, Бонапарт будет только рад!
***
Весь класс... безмолвствовал. Ученики дружно закрыли глаза и вслушивались в каждое слово своих товарищей. Перед их глазами предстало штормовое Балтийской море и многочисленная английская эскадра, пришедшая на помощь шведским союзникам. Ей противостояли несколько кораблей, под бело-синим Андреевским флагом, под командованием адмирала Петра Ханыкова.
Флотоводец, внимательно изучив доклады своих подчинённых, после долгих раздумий, наконец, огласил своё решение: «Вооружение кораблей, скажем так… нашего сегодняшнего противника...в несколько раз превосходит наше! Вступим в баталию... дружно пойдём рыбам на корм! А посему приказываю: бой не принимать, а ретироваться на безопасное расстояние.
Полагаю, что каждый капитан корабля, вверенной мне флотилии, как и многие в русской армии, не считает англичан врагами, а французов — союзниками. Признаюсь честно! У меня тоже подобный факт, не укладывается в голове. Ибо за всю историю нашей державы, не было у нас с ними ни одного военного конфликта!»
***
— Капитан! Господин Руднев![6] Впереди по курсу мель! — пытаясь перекричать шум ветра, прокричал вахтенный. Но было поздно: минуту спустя линкор, ломая мачты и пропарывая днище, врезался в неё.
Беда, как известно, не приходит одна. Совсем скоро обездвиженный корабль окружили корабли неприятеля, открыв по нему шквальный огонь!
— Обездвиженный русский линкор, из всех своих пушек, огрызался как мог. И конечно же, затонул, если бы смог. Но, увы, мель этого сделать не позволяла.
Дабы спасти жизни своих моряков, Руднев… видя уничтожение своего корабля, отдал команду… спустить флаг. То есть… сдаться на милость победителя. Это был единственный в истории случай, когда андреевский флаг достался англичанам!
***
Военно-морской трибунал заседал долго.
Спорили до хрипоты. Наконец, был вынесен странный вердикт:
Первое. «Капитана Руднева оправдать по всем пунктам. Ибо ничего иного, обездвиженный и окружённый неприятелем корабль сделать не мог!»
Второе. Адмирала Петра Ханыкова признать:
«Виновным в поспешном отступлении, без малейших причин! Пребывание превосходящей по силе и мощи английской эскадры, не есть уважительная причина, не вступать с ней в баталию! К тому же при позорном бегстве потерял линейный корабль Руднева.
За сей проступок разжаловать его в рядовые матросы! Навечно! До конца своих дней!
Ибо не престало русским воинам отступать ни на суше, ни на море, при любых обстоятельствах!»
Кабинет Александра Первого
Император в третий раз перечитал вердикт, который ему предстояло утвердить. Несколько раз он брал в руки перо и каждый раз возвращал его на место. Наконец, он всё же окунул его в красивую чернильницу, выполненную из уральского камня и наискось, начертал резолюцию:
«Ханыкова просто уволить со службы ради...и...из-за долгой, беспорочной службы!»
***
Уже давно прозвенел школьный звонок. Но ни учительница, ни тем более ученики, так и не пошевелились, слушая докладчиков.
Наконец, те закончили.
Бегущие по коридору школьники с удивлением останавливались у закрытой двери класса, не понимая, чему там сильно и долго хлопают.
Наконец Мария Ивановна, поправив очки, спросила:
— Ну, кто будет готовить следующий доклад?
— Я.
— Можно, я.
— Мне поручите, — вскакивая с места, и подняв сразу две руки, не попросил, а потребовал… Наседкин!
[3]— это термин, означающий повод к войне, обстоятельство, служащее причиной разрыва дипломатических отношений между державами и вызывающее войну (определение Военной энциклопедии).
[6]— Вполне возможно, это мог быть предок легендарного капитана бессмертного крейсера «Варяг», Всеволода Руднева, ибо в русском флоте всегда существовали фамильные династии.