Олег Яненагорский, член Союза писателей России. Из архива 2020 г.
Океанские волны накатывали на скалы, но он не замечал их. Ни брызги соленой морской воды, ни шум ветра не могли вернуть его из воспоминаний молодости...
… Большая семья, не слишком успешная адвокатская практика отца, нужда, крайне неприличная его дворянскому роду… Потом училище в Бриенне, в котором монахи-францисканцы готовили молодежь к поступлению в высшее военное училище… смерть отца от рака желудка… снова унизительная нищета…
Лишь боль в желудке на несколько мгновений оторвала его от невеселых воспоминаний… Но как только приступ прошел он снова вернулся в воспоминания молодости…
Женщины… Тогда он чурался женщин – средства не позволяли даже прилично одеться, не говоря уж о том, чтобы блистать в местном светском обществе… Книги по истории и математика – вот увлечения его молодости…
Он хорошо помнил тот день, когда после выпуска из училища ему предложили офицерскую должность на маленьком острове. Он отказался… А ведь жизнь могла бы пойти по другому…
Он часто вспоминал потом этот отказ – по разным поводам и в различных обстоятельствах… Последний раз… да, пожалуй, в последний раз это было, когда он чуть не замерз до смерти на разоренной войной российской дороге… Маленький остров в теплом бескрайнем океане… Маленький остров, где никогда не бывает холодов… Он не любил сырость и холод… Но холод после того случая он просто ненавидел…
Да, наверное, там – на маленьком острове - было бы хорошо нести службу, постепенно получая чин за чином… жениться на местной красавице, воспитывать сыновей… и… и, может быть, здоровье его было бы сейчас гораздо лучше…
О чем он думал, когда ответил отказом от того предложения? А вот это он не мог вспомнить… Помнил обстановку, выражения лиц всех присутствовавших, а вот свои мысли не помнил. Впрочем, какое это теперь имеет значения?
Сильный порыв ветра чуть не унес в океан его шляпу… Пора возвращаться…
Он, бывший император французов, король Италии, глава Швейцарской и Рейнской конфедераций, властитель, чья власть простиралась от Мадрида до Амстердама и от Неаполя до Гамбурга, даже на этом маленьком острове, затерянном посреди океана, не принадлежит себе…
О, Боже, как же болит желудок…