«Самое прекрасное, что мы можем испытать, – это ощущение тайны. Она есть источник всякого подлинного искусства и всей науки.
Тот, кто никогда не испытал этого чувства, кто не умеет остановиться и задуматься, охваченный робким восторгом, тот подобен мертвецу, и глаза его закрыты».
Альберт Эйнштейн
Не знаю как у других детей, но у моего внука Тимофея выработалась чёткая привычка добиваться своего, задавая великое множество вопросов. Непонятно? Сейчас объясню на примере.
В данный момент мой потомок стоит сзади меня и пытается прочитать то, что я пишу на мониторе. Его цель — как можно скорее оторвать меня от сочинения скучной научной статьи и уговорить отправиться с ним на прогулку, в парк или на речку, рассказывая ему по пути какие-нибудь занимательные истории. И, уверяю вас, через минуту-другую у него это непременно получился!
***
— Дед, а что такое диадема, и зачем девушки таскали её на голове. Это же, наверное, неудобно, ещё же там надо как-то крепить, чтобы не свалилась, — выстреливает скороговоркой мой потомок, тыкая пальцем в экран.
И мне ничего не остаётся, как нажать на «иконку» «Сохранить текст» и, повернувшись к мальчишке нравоучительным тоном, произнести:
— А погуглить[1], по Яндексить или, на худой конец, заглянуть в бумажную энциклопедию, не пробовал, прежде чем отвлекать деда от работы?
— Ну, это долго и не всегда понятно, — парирует Тимоха, и продолжает, — вот ты пишешь, что диадема, в виде русского кокошника, которую сделал ювелир Карл Болин из платины, бриллиантов и крупных жемчужин, в двадцатых годах была продана большевиками за границу и, наверное, за очень дорого. Так?
— Ну, да, а в чём твой вопрос? Уточни, пожалуйста.
— А вот в чём, сам погляди, — произнеся это внук протягивает мне свой планшет, на котором изображены простые девушки, поверх одежды которых, были видны нитки жемчуга, а их головы украшали кокошники с достаточно крупными жемчужинами, — и как это понять? Выходит, что не только всякие там царевны-королевны надевали на себя эти безделушки, но и простые женщины от них сильно не отставали?
— Вот именно. Мне тоже непонятно, — как всегда, поддерживает внука Ба-лю[2].
Час спустя. Открытая веранда уютного кафе с красивым названием "У трёх тополей"
— Итак, дорогие мои любители всякого рода непонятностей, — начинаю я, отхлёбывая из чашки ароматный напиток, — давайте с вами перенесёмся в восьмидесятые годы прошлого века. В оружейной палате выставили копию той самой диадемы, которая была продана большевиками «ненавистным буржуинам» шестьдесят лет назад. Её создали советские ювелиры, использовав для этого около тысячи бриллиантов и двадцать пять крупных жемчужин. Хочу ещё добавить, что если в подлинной диадеме использовалось серебро, то в нашей реплике мастера взяли за основу — чистую платину, с ней значительно труднее работать, зато внешний вид, ну и, безусловно, цена..., дальнейшее вам, надеюсь, понятно. Кстати, это чудо до сих пор выставляется в Алмазном фонде.
— Сколько сил и времени — на всякую ерунду — буркнул внук, демонстрируя мне и бабушке пустую чашку из-под мороженого, — и вообще, почему эту «безделушку» назвали «Русской красавицей»?
— Хорошо бы об этом расспросить нашего императора Николая Первого, ведь это он лично распорядился, - дамам появляться на балах в исконно русских нарядах, - и заказал для своей августейшей супруги у упомянутого тобой Карла Болина роскошный кокошник-диадему. Вот её то и стали именовать «Русской красавицей». Добавлю, что жемчужины на этом «чуде» были закреплены только, с одной стороны, то есть подвижно и … оживали, при малейших шагах императрицы, носящей на голове этот удивительный кокошник.
— Кокошник. Слово то какое, на куриное квохтанье похожее, — в обычной своей манере перебил меня Тимофей, — не могли придумать, что-нибудь этакое, другое.
— Очень даже русское слово — вступила в наш разговор Ба-лю, но только после того, как позвала официанта и заказала её один шарик мороженого для внука, — так на Руси называли старинный головной убор. И слово это происходит от древнерусского «кокошь». На сей раз ты прав, Тимоша. Оно означает, быть курицей или наседкой. Потому что их носить имели право исключительно замужние женщины. Ещё с незапамятных времён повелось на Руси, выйдя замуж, они были обязаны покрывать голову и прятать волосы.
— Это всё понятно, — внук хитро прищурился и посмотрел на меня, - дед, ты так и не ответил на главный вопрос, — откуда простые русские женщины брали столько денег, чтобы покупать жемчуг и украшать им свои кокоши?
— А давайте этим летом махнём Архангельскую область, в старинный город Каргополь, предложил я, заглянем в тамошний музей.
— Это ещё зачем? — удивлённо и хором вопросили бабушка и внук?
— Именно так, мы сможем воочию лицезреть несколько старинных кокошников, сплошь усыпанных жемчугом, причём попадаются среди них и весьма крупные экземпляры, примерно такие, как и на знаменитой «Русской красавице».
— Точно, — согласилась со мной супруга, — на картинах художника Маковского, полным-полно дам, в больших кокошниках, сплошь усыпанных жемчугом, и там изображены не только женщины из высшего света, есть и купчихи, и простые селянки.
— Всё дело в том, что до начала прошлого века, главным поставщиком жемчуга на мировой рынок была... матушка Россия, — я многозначительно поднял палец вверх! Его в наших северных реках добывали так много, что цена на него, была невысока. И даже люди среднего достатка могли себе позволить приобретать, как говорит, наш внук «эти ненужные безделицы» или, если по-научному — перламутрового минералоида.
***
diadema3
По дороге домой супруга прижалась ко мне и зашептала на ухо:
— А что стало с той первой, настоящей «Русской красавицей»? Кто ей владел там, за кордоном? Может быть, можно её… сейчас назад выкупить?
— газеты писали, что её видели у Мери Глэдис, второй жены герцога Мальборо. Потом драгоценность перекочевала в коллекцию Имельды Маркос, первой леди Филиппин, и позже была конфискована у неё государственными чиновниками.
Десять лет назад Президентская комиссия этой страны приступила к рассмотрению предложения крупнейших мировых аукционных домов о безвозмездной оценке лотов, с возможностью продажи. Но, что с диадемой стало дальше, мне, увы, не ведомо.
***
Тимофей обогнал нас и, повернувшись, на вытянутой руке продемонстрировал нам свой смартфон, на котором чётко высвечивалась надпись:
«Натуральный жемчуг сегодня является большой редкостью, ввиду чего всё чаще в ювелирном деле используют его искусственный аналог. По сути, это реплика натурального камня, только в отличие от него искусственная жемчужина не рождается внутри раковины и не растёт годами, она не наслаивается слой за слоем. Искусственный камень создаётся руками человека!»[3]
[1]— поискать в интернете, преимущественно с помощью системы Google.
[2]— моя супруга, а ещё и сокращение от Бабушка-любимая.