16+
Лайт-версия сайта

Лунная медуза

Литература / Проза / Лунная медуза
Просмотр работы:
30 ноября ’2023   09:13
Просмотров: 1890

В спектакле «Русалочка» Александра Иванова раскрылась как автор пейзажной лирики. Природа занимает важное место в стихах поэта и вступает с ним в диалог. Мир природы населён живущими в ней персонажами. Сходство с темой русалочки можно увидеть выраженным неявно, а только в качестве намёка. Скрытая цитата «вот дойдет чужой и пеший / до конца, где бродит леший» напоминает пушкинскую строку «Там чудеса, там леший бродит, / Русалка на ветвях сидит». В том же стихотворении «Каркнет ворон сизо-чёрный» прослеживаются сказочные мотивы: «мёрзнет всякий волчий хвост», «не поймав пера жар-птицы». Здесь создаётся образ сказки, до которой земному человеку трудно дойти и которая выглядит только как мечта о недостижимом. Героиня стихотворения «На временную не похожа» напоминает хранительницу воды. По замыслу автора, речь идёт о дереве. Но дерево приобретает женские черты. Героиня стихотворения живёт в чуждом и холодном мире. Вода обозначает «никогда», невозможность перемен. Происходящим рядом становится «ничего». Рядом взлетает в небо стая невидимых птиц. Перемены и движение появляются, когда «жук-плавунец идет в морпехи». Происходит появление новорождённого. Это начало обновления, новой жизни, динамики в застывшем мире. Оживление связано с солнцем и с Богом, изображённым здесь похожим на человека, ожидающего весны. Другая ипостась жительницы воды – лунная медуза. Медуза напоминает о море. В стихотворении она связана с луной, со светом, выполняет роль сияния, останавливающего взгляд. Лунная медуза противопоставлена темноте. Темнота возникает в комнате, где можно увидеть кровать с ночником. Тьмы становится всё больше. Находясь в ней, можно идти ко дну, как в воде, или оказаться в цунами. Лунная медуза возникает в конце пребывания героев стихотворения в темноте. Но это непохоже на свет в конце тоннеля. Скорее лунная медуза означает гибель тех, кто стал жертвами тьмы. Героини стихотворений связаны с переменами, с переходом из одного состояния в другое. Но движение может протекать в два противоположных конца.
В стихах встречается тема Бога и дьявола. Но здесь она выражена тоже неявно, об этом написано между строк. Бог становится ближе к человеку, вступает с ним в диалог. Поэт воспринимает Бога не как высшую силу, к которой обращены молитвы, а как собеседника. Когда человек оказывается в тяжёлом положении, при этом его состояние похоже на гниль и прель, Бог оказывает человеку помощь – «отмывать, прощать, слабеть». Не в том смысле, что высшая сила поднимает человека на свой уровень, а скорее, спускается на уровень человека. Описывая Бога, автор придаёт ему черты земного человека – «смешлив, застенчив, босоног». Радость Бога наступающему теплу похожа на радость человека. Вспоминаются языческие верования, в которых образы нескольких богов ассоциировались с природой. Осень сравнивается с мелким бесом. Это не столько образ нечисти как зла, сколько протеста и готовности разрушить установленный порядок. Высшая сила «держит нитку шерстяную для судьбы». Нить судьбы соединяется с ниткой из земного шерстяного материала, судьба – со свитером, тоже ставшим художественным образом в описании вечера в холодное время года. Упоминается Парка, богиня судьбы, держащая нить человеческой жизни. Но о том, кто держит нить в стихотворении, говорится как о «нём». Возможно, это ещё одна ипостась Бога. Создателю судьбы противостоит «змеиный глаз / Волан-де-Морта». Волан-де-Морт – главный отрицательный персонаж книг Джоан Роулинг о Гарри Поттере. Это образ разрушительной силы, известный возрастной категории авторов, собранных в поэтическом проекте.
Образы природы имеют иногда традиционное, иногда неожиданное значение. Лёд и мороз могут ассоциироваться с подавленным настроением. Отрицательное значение холода выражено в разных художественных образах. Наступление тепла и расцвета связано с ростом деревьев. Деревья либо символизируют расцвет, либо сами говорят голосом лирического героя. Течение времени может смещаться, весна становится «другой»: «не узнавая медленный язык / другой весны, где в первом беге / ручья сугроб, чернея, сник». Из названий месяцев обозначен август как тема стихотворения. Август может стать переходом от лета к осени, от тепла к холоду. Переход обозначен как падение яблока. Яблоко – тоже признак расцвета, новой жизни. При этом оно сменяет пору цветения и падает с дерева, когда достигает зрелости. Образ яблока отражает границу между двумя состояниями, выглядит ярким, как способ отметить пройденный путь. Август может означать не только то, что оставлено позади. В другом стихотворении август наполняется звуком, «шуршат золотым деревья». Осень оказывается рядом, «как мелкий бес». Летний месяц август и осень разговаривают на равных. В таком диалоге отсутствует слияние как отдельное понятие, выраженное в образе яблока, оказавшегося между ушедшим и наступающим. Но яблоне, роняющей яблоко, ещё будет посвящено отдельное стихотворение. Яблоко превращается в сердце яблони, падающее во время увядания. Вернее, яблоку негде упасть, потому что рядом с яблоней опустевшее пространство, «брошенный сад». Зимний месяц декабрь изображён как нечто опасное и приносящее страх. Вернее, такое восприятие переносится на «все декабри»: «Все декабри темны». Декабрь сопровождают пустота, темнота, одиночество. Могла бы произойти перемена ситуации во время Рождества, если прочитать строку: «Стоял еловый запах. И дары лежали». Рождество наступает в декабре по католической традиции. Но переломным событием становится не Рождество, а война. Вернее, дальше можно прочитать о том, что и война не принесла радикальных перемен: «Шла смерть. Но ничего не проходило». Пустота и одиночество остались такими же. Упоминание новогоднего праздника в представленных стихах всё же присутствует. Это отсылка к песне «Новогодняя» рок-группы «Аукцыон». Новый год может изображаться разными средствами. Само название «Аукцыон» имеет лингвистическую историю. Изначально название звучало как «Аукцион», но впоследствии было написано в документах с грамматической ошибкой. В итоге ошибочное написание «Аукцыон» стало официальным названием группы.
В стихах Александры Ивановой холод, присущий зиме, обозначает пустоту, непонимание, но, если говорить точнее – нахождение на одном месте, отсутствие движения. Расцвет приносит тепло в природном мире, но в поэзии вместе с сезонами расцвета появляется динамика. Персонажи стихотворения, даже если это растения, стремятся пройти путь к какой-то цели или даже без ясной цели. Возникает впечатление, что для автора важной метафорой становится яблоко. Это момент не только раскрытия, но и созревания, достижения гармонии. Возможно, читатели когда-нибудь услышат о поэтическом проекте автора с названием «Яблоко».






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ах, незнакомка, незнакомочка!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 

491

Рупор будет свободен через:
26 мин. 49 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft