Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
18 октября ’2023
08:42
Просмотров:
2025
Фарида Закирова – поэт, воспринимающий свои стихи как дневник для записи мыслей, приходящих спонтанно. Можно ожидать, что в таких стихах аудитория прочитает описание стандартных событий из жизни человека со своими радостями и печалями. Но, когда автор соприкасается с поэзией, у него появляется романтическая ипостась. Спектакль «Золотая осень» ищет ответ на вопрос, чего больше в сущности автора – неба или земли, поэта или женщины? Попробуем вслушаться в стихи и прожить вместе с автором его судьбу и в искусстве, и в реальном мире.
Стихотворение «Осень-разлучница» сразу создаёт представление о любовном конфликте. Слово «разлучница» характерно для лирики. Осень представлена как красивая сказка из жёлтых и красных листьев. Но романтическое настроение сменяется печалью. Печаль изображается как ненастная погода. Душу лирической героини олицетворяет чайка. Присутствие чайки предполагает тему моря. Появляется описание морского пейзажа, следующее после описания листопада. Образ чайки отражает смятение и невозможность найти покой. И колдовство осени, и бурное море встречаются в сюжете жестокого романса. Стихотворение, посвящённое дождю, начинается с аллитерации: «Шёлковый шелест шального дождя шлемом накрыл мой город». Дождь выступает здесь в разных ипостасях. Шёлковый шелест напоминает о бальном платье. Это принадлежность женского образа, выглядящего как украшение и объект поклонения. Шлем символизирует мужское начало, силу, стремление победить в борьбе. Можно воспринимать образ дождя как соединение мужского и женского начал. Но ещё это напоминает цитату из стихотворения Александра Блока:
Вздыхая древними поверьями,
Шелками чёрными шумна,
Под шлемом с траурными перьями
И ты вином оглушена?
Героиня сочетает в себе и загадочную женщину, и амазонку. В современном стихотворении такие черты приобретает дождь. Диалог героини и её собеседника происходит под «звуки гитары» и «звоны цимбал». Музыкальные инструменты могут быть деталью концерта или уличного карнавала. Возможно, любовная история происходит в пространстве, где протекает богемная жизнь. В мире искусства присутствует также и живопись. Закат появляется не только как реальный закат, но и в качестве картины, написанной розовой пастелью.
Как выглядит героиня, связанная с искусством и создающая художественные образы из своих чувств? Здесь упоминалась чайка. Поэтический голос исходит от героини-птицы. Её переживания понятны таким же птицам. Рассказ о чувствах звучит возле моря. Шум волн бьётся в унисон с сердцем героини. Луна выступает как собеседница героини. Разочарование в любви случилось по предсказанию луны. Луне и морской стихии созвучно происходящее с героиней. Чайке легко жить в морском мире, поэтому её не понимают те, кто связан с землёй.
Но поэзия не всегда описывает птицу в полёте и женский образ как воплощение искусства. Стихи могут быть посвящены более земной и натуралистичной ипостаси героини. Впечатления, записанные в стихах, связаны с дорогой, движением вперёд, путешествием. И это не дорога в заоблачные миры. Дорога в спектакле более чем реальна, её можно преодолеть на поезде. Пространства, встреченные в путешествии, имеют реальные названия. Это Россия, Кавказ, Грузия, Узбекистан. Можно проследить за тем, как менялась география автора. Нельзя сказать, что в земной жизни нет поэтических символов, но они приобретают новое значение в зависимости от контекста. В поэтическом тексте есть обращение к солнцу, земле и ангелам. Это обращение исходит от того, кто считает себя земным человеком, разговаривающим с высшими силами. Лирическая героиня не приравнивает себя к высшим силам и стихиям. Диалог ведут представители разных миров. Происходит встреча с морем, но уже не в сюжете жестокого романса. Ситуация становится более реалистичной. Героиня гуляет по берегу моря и размышляет, что ей делать дальше. Обращение к морю становится обращением к наставнику, а не собеседнику на равных. Упоминание о птице встречается и здесь. Но оно звучит по-другому. «Суждено ли стать мне птицей? Господи, уволь!» В другом стихотворении поэтический голос выступает как одно целое с птицей. Здесь поэтический голос отрицает сходство с птицей, разделяет земную ипостась и полёт. Может быть, лирическая героиня ещё вернётся в небесные выси и воздушные замки. Но сейчас она вкушает «плоды земли». Дождь тоже можно описать больше, чем в одном образе. В романтическом стихотворении дождь выглядит и как богемное пространство, и как его представитель. В стихотворении, описывающем более личные человеческие эмоции, дождь воспринимается как деталь, как фон, просто как климатические условия. Это может быть и время, которое нужно переждать. И обстановка для приватного разговора.
Лирическую героиню поэтического спектакля видят как распрекрасную девчонку. Она ищет творческий почерк между небом и землёй. Возможно, все мы чувствуем себя и мечтательными поэтами, и людьми, погружёнными в бытовые заботы. Мы можем выбирать, в какой момент нам ближе та или иная ипостась. И если автор выбрал то или другое состояние как тему для стихотворения, значит, оно отозвалось ему. Возможно, поэзия – тоже способ путешествовать по разным граням наших интересов.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи