16+
Лайт-версия сайта

Давай отдохнем культурно.

Литература / Проза / Давай отдохнем культурно.
Просмотр работы:
30 августа ’2023   18:04
Просмотров: 2122

Давай отдохнем культурно.

Вот, вспомнил я свой первый в жизни поход в театр и решил описать все это во всех подробностях. А было это в 50-е года прошлого столетия. Все мы, вернее, родители наши, были тогда «понаехавшими» в Москву ещё в 30-е годы кто откуда, и жили в двухэтажном деревянном доме, что числился за «Меховой фабрикой». Работали кто кем на этой самой фабрике, вернее, как все это я сейчас понимаю, это мы, все, живущие в этом доме, числились за этой фабрикой. То есть было это некое ноу-хау крепостного права от коммунистов для таких, как мы, вернее родителей наших, где мы у них и родились. И на первом этаже жили все те, кто был скорняком, слесарем, плотником, кто кочегаром, а кто и шофером, как наши родители. А на втором этаже жили все начальники, так называемые ИТР. Помнится, всем этим коммунистическим раем рулил уже Н. С. Хрущев.

Так вот, приехала тогда к матери моего приятеля, что жил на втором этаже, сестра ее из Тулы с самоварами, привезла она их на продажу, а приятель мой, изловчившись, стянул у неё из пиджака, висевшего на спинке стула, сотенную и показал её потом мне. Как сейчас помню, была это такая солидно-большая, хрустящая в руках, бумаженция. Эдакого благородно-серого оттенка с розово-зелено-голубыми разводами посерёдке. Я загорелся и сразу же приятелю своему…

- Давай отдохнем, - говорю, - культурно! В театр, например, сходим!..

Приятель задумался.

Нет, я понимаю, конечно, такие деньжищи!.. Но в то же самое время!.. Надо же было их где-то красиво потратить!.. Да так, чтоб можно было бы потом вспоминать об этом красиво!..

Понятно, что насчет театра у нас там все это было как-то не очень. Чего врать-то. Хоть, работая на «Меховой» этой и можно было кое-что себе позволить. Особенно это было заметно по второму этажу. Вообще, все мы там, и на первом и на втором этаже, были насчет этого как-то не очень. Ну, понятно, что на первом у нас у всех был насчет денег всегда напряг, а на втором… Те вообще, вели себя всегда как-то обособленно, а в общении напряжённо, словно боясь, что кто у них сейчас денег взаймы попросит. Странно мне все это было видеть. Все, такие начальники, а вне работы ведут себя так, словно всех их пыльным мешком кто ударил.

Однако, приятель мой вдруг согласился. Короче говоря, пошли мы с ним в театр, что назывался тогда имени Моссовета, а находился на площади имени Журавлёва, одного из тех борцов за счастье человеческое. Подходим к кассам. Кассирша говорит, что билеты на только «Не все коту масленица». Я спрашиваю, а в каком смысле? А в таком, отвечает она мне. Да так, знаете ли, вызывающе как-то! И у меня засосало под ложечкой!.. Ну, словно она что-то знает про меня такое… Ну, не хорошее как бы что-то. Стою я, молчу, не знаю, что дальше говорить. А приятель мне, да ладно, чего ты, а в окошко: "Можно и на "Не все коту масленица". И подаёт деньги. А дело было где-то до обеда ещё, касса только что открылась. Кассирша говорит, у меня нет сдачи. Мне это показалось подозрительно как-то, и я стал тащить приятеля за рукав от окошка, а он мне опять, да, ладно, чего ты. А в окошко кассирше: "Мы сейчас разменяем где-нибудь".

И пошли мы с ним в продуктовый. Не меняют. И подозрительно как-то так смотрят на нас. «Странно все это как-то», - подумал я. А может потому, что одеты мы - то есть, в основном-то, конечно, я - был не ахти как. Ну, а на ногах-то и вообще-то были у меня какие-то стёганные из ткани старого пальто бурки в галошах. Видок у меня в них был, я представляю! Ну, прям, только что освободился. Да и выражение лица у меня при этом было, я думаю. Ну, то есть, соответствующее тряпочным буркам, спрятанным в галоши и украденной сотенной, что была у нас. Однако приятель мой не сдавался. Ну, а я-то уж и тем более.

Вышли мы с ним на улицу. Приятель хохочет, а я говорю, давай, пойдём в другой магазин и купим что-нибудь из еды, тогда продавщица нам даст сдачи. Приятель согласился. Пошли, взяли, по настоянию приятеля, сыру «Пармезан» для солидности триста грамм и белого хлеба.

- Гуляй рванина от рубля и выше! – хохоча, проорал я, вываливаясь из дверей на улицу, но приятель меня поправил.

- Ну, почему! Просто, чтоб было потом, что вспомнить!

И пошли мы опять к кассам театра. Взяли билеты. Время до начала спектакля ещё было, и мы решили как-то избавиться от сыра и хлеба. Не идти же со всем этим добром в театр. Пошли на сквер. Сели, начали есть.

- Не выбрасывать же, - говорю я приятелю и откусываю. - У-у, вкусно! «Пища богов!» —говорю. - Однако суховато. Нет, плавленые сырки «Дружба» все же лучше. «Их в кустах есть удобнее!» —говорю.

- Зато у этого сыра вкус какой! Божественный какой-то!- говорит приятель.

- Но суховато! – парирую я.

Приятель хохочет, но жуёт. Жую и я. Кое-как одолели половину, а все оставшееся завернули в бумагу и спрятали в кустах. Решили, что после театра обязательно доедим.

Пошли в театр. Перед входом в фойе у нас проверили билеты, и мы пошли к вешалкам. А вокруг-то! Мать твою так-то! Красиво! И уютно как-то так вроде! Ну, сдали мы свою одёжку на вешалку, и только было устремились по великолепному фойе к покрытой коврами лестнице, чтоб добраться до бельэтажа, как гардеробщица, удивлённо вскинув брови, говорит.

-Молодой человек! А галоши? - и показывает пальцем на мои ноги.

Я представил себе, как это я пойду в своих рваных бурках по театральным коврам, и покраснел. Мне сразу стало как-то не по себе. Однако делать нечего, я снял галоши и отдал их гардеробщице. А сам быстренько-быстренько, увлекая за собой хохочущего приятеля в верх по лестнице, и, минуя открытое пространство, в зал, на свои места.

Моему приятелю-то, ему что, ему-то, одному у матери, да ещё с самоварными делами этими, хорошо жилось, ни то, что нам. Наши родители работали без роздыха, но «счастья, счастья на века», всё как-то было не видать.

Короче говоря, уселись. Я сразу поспешил все это отметить во весь голос.

- «Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке1 нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.» …

- Кончай-кончай, давясь от смеха, сразу же осадил меня приятель. Я несколько успокоившись, уселся на своё место.

И все антракты и до самого окончания спектакля сидел, как приговоренный, на своём месте и не смел никуда выйти. «Да, это тебе не то, что около нашего метро «Электрозаводская», где всегда хоть и грязно, как в свинарнике, но зато, как дома», - глубокомысленно вдруг заметил я.

Нет, я понимал все убожество своих мыслей. Сижу, мол, в театре, в таком здании, на таких креслах, слышу такие разговоры на сцене, вижу таких людей, а сам тем временем со всеми своими мыслями и чувствами нахожусь на какой-то там вонючей площади возле метро. "Странно, - подумал тогда я, - на какой-то там зассанной площади перед метро мне всегда хорошо, а вот в театре этом я вдруг почувствовал себя неуютно!.. Почему»?

Но тогда я уже вдруг понял, что для меня эта площадь возле нашего метро была хоть и зассанная, но по-демократически доступная какая-то и потому как бы родная. Мне там на ней и всегда-то было уютно как дома, хоть я и плевался от этого. В театре же сидел я в бельэтаже в рваных бурках, пошитых из старого ватного одеяла и, разглядывая всех этих театралов в партере и ложах, чувствовал себя отвратительно.

И тут вдруг почувствовал я, что сейчас меня понесёт: «Суки, - клокоча, зрела во мне тема, - и откуда вы только берете деньги на то, чтобы быть такими театралами и так во все одеваться и жрать такое в буфете во время антрактов! Или вы тоже все на «Меховой» работаете, как все те наши, что со второго этажа!», - но, молча, глотая злость и раздражение вместе со слюнями, я сидел, культурно подобрав свои ноги под кресло и всем улыбался, изображая из себя театрала. Вы не смотрите, мол, что я такой, как бы не такой как вы, у меня только бурки не такие, а так я свой. Я посижу пока здесь. Не беда. Все равно я в театре, и мне тоже, как и вам, все это нравится, и я тоже, как и вы, культурный такой и всем интересующийся молодой человек. Ну и так далее…

Как только мы вышли из театра на свежий воздух, приятель мой тут же пристал ко мне с расспросами.

- А ты чего такой задумчивый какой-то? Как тебе пьеска-то?

А я из-за того, что во время антрактов никуда в своих рваных бурках не выходил, чувствовал себя страшно не комфортно в данный момент. Мне страшно хотелось сейчас отлить где-нибудь и потому, промычав ему что-то злобно-матерное, я страстно устремился в сторону под своды сумеречно освещенного подземного перехода под Казанской железной дорогой, что маячил в данный момент на горизонте. Приятель за мной.

И вот стою я у стены подземного перехода – ну и приятель мой тут же - тоже захотел, как бы очень вдруг – отливаю, плотски наслаждаюсь легкостью в паху, а приятель опять ко мне с тем же вопросом.

- Ну чего? Как-пьеса-то? - уже отряхивая последние капли, повторил он свой вопрос.

- Да ничего, в общем-то, - отвечаю. – Особенно хорош там этот… Ахов. Хозяин этот. «Какой для тебя закон писан, дурак? Кому нужно для вас, для дряни, законы писать? Какие такие у тебя права, коли ты мальчишка, и вся цена тебе грош? Уж очень много вы о себе думать стали! Написаны законы, а вы думаете это про вас. Мелко плаваете, чтобы для вас законы писать. Вот покажут тебе законы! Для вас закон — одна воля хозяйская!».

- Да-да! А то еще это!.. «Связался я с тобой говорить; а говорить мне тошно. Либо ты глуп, либо ты меня обманываешь. Русской пословицы ты не знаешь: воруй да концы хорони? Не знаешь? Поверю я тебе, как же! А коли, в самом деле, ты, живя у меня, ничего не нажил, так кто ж виноват! Цена вам, брат, всем одна, Лазарем ты мне не прикидывайся! На честность твою я, брат, не расчувствуюсь, потому ничем ты меня в ней не уверишь. Отчего вам хозяева мало жалованья дают? Оттого, что, сколько тебе ни дай, ты все воровать будешь; так хоть на жалованье хозяину-то выгоду соблюсти. А награжденьем вас, дураков, манят, чтоб вы хоть немножко совесть помнили, поменьше грабили.

И то, что Ипполит ему там. «Значит, вы, дяденька, и сами обманываете и желаете, чтоб вас обманывали? Жаль, поздно сказали. Но я был совсем на других правилах и по тому самому считаю за вами, по крайности, тысяч пятнадцать».

- Считай больше, считай больше, уж все одно, - говорит племяннику дядя. - Двух грошей медных я тебе, милый, не дам. Что я за дурак!

- Да-а! Это, уж, точно так! – застегивая ширинку, отвечал я приятелю своему. И добавил к сказанному словами из «Баллады о гвоздях» Николая Тихонова: - «Гвозди б делать из этих людей: Крепче б не было в мире гвоздей». *

- Людей не жалеть, бабы еще нарожают! – проорал мой приятель на весь туннель под железной дорогой Казанского вокзала. И мы заржали с ним во всю глотку...

- Ну как спектакль-то? – спрашивала меня уже вечером мать.

- Да ничего! – отвечал я ей уже лежа в постели и почти что засыпая.

- Что, интересно было?

- Познавательно! - уже зевая, отвечал я ей и, закрыв глаза, отвернулся к стене…

…Да, а тот «Пармезан» с хлебом, что спрятали мы тогда в кустах, пропал. Толи собаки его утащили, толи какие-нибудь такие же, как и мы с приятелем, любители деликатесов. Приятель мой был доволен таким обстоятельством, и долго потом хохотал над этим, а я очень жалел. Хотел этим сыром ещё сестёр своих и брата угостить, чтоб и они узнали, что есть не только плавленый сыр «Дружба», но ещё и вот такой.

Да, было время, и был тогда у нас на площади большевика Ивана Журавлева театр имени «Моссовета», но теперь театра этого там уже нет. И давно уже. При Н. С. Хрущеве ещё театр этот стал обузой для финансов министерства культуры и переехал он тогда в самый что ни на есть центр столицы нашей, в сад «Аквариум», что у «Маяковки». А само здание передали Московскому электроламповому заводу. Под Дом культуры как бы для них.

Да от названия завода этого потом и все названия у нас там пошли - улица «Электрозаводская», станция метро «Электрозаводская», платформа Казанской железной дороги «Электрозаводская». Да и мы все уже, имея в виду ещё и ул. Гольяновскую - заодно уж! - стали называться "голь электрозаводская". Одним словом, прощай театр и культурная жизнь, ибо раньше-то от нашего дома до театра было ещё не очень далеко, а что потом стало! А поезжай-ка ты в центр! Но для рабочего подростка, живущего на окраине «культурной» Москвы, посещение театра, находящегося в центре столицы, казалось тогда чем-то из ряда вон выходящим. Во-первых, все это очень далеко, во-вторых, не во что было одеться, - так чтоб людей не пугать. Ну а в-третьих, это, конечно же, из-за денег. Всегда их, почему-то на это культурное, находящееся где-то там, не хватало…

Ну, а с приятелем мы потом долго ещё пировали на ту сотню. Купили даже себе по картонному фильмоскопу для просмотра мультиков и прятали их в лопухах в овраге, пока их там кто-то ни спёр у нас. А тётка его тогда так и уехала, никому, не сказавши о пропаже у неё денег. Толи племянника пожалела, толи со счета в деньгах сбилась.



======================
Примечание

1. * Николай Тихонов.
Русский советский поэт, прозаик и публицист, общественный деятель. Герой Социалистического Труда. Лауреат Международной Ленинской «За укрепление мира между народами», Ленинской и трёх Сталинских
Родился: 22 ноября 1896 г., Санкт-Петербург, Российская империя
Умер: 8 февраля 1979 г. (82 года), Москва, СССР

2. *Официально появление твердого сыра в нашей стране связано с именем великого самодержца Петра первого, который завез этот молочный продукт из Голландии, массово популяризировал и наладил широкомасштабное промышленное производство его. Наверное, думал, что так мы уже будем почти что европейцами.







Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 06 сентября ’2023   22:02
   
Не мытая нищенская Россия никогда не закончится.

Оставлен: 07 сентября ’2023   22:40
Ну , это ты зря! Вообще-то, конец всему имеется. Другое дело, увидеть бы нам это.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Голосуйте за «Оладушки»!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Песня "СМОТРИ". Джаз-рок и мистка в исполнении Василисы Саверской. Приглашаю!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/nestandartniy_rock/2585130.html?author

Рупор будет свободен через:
19 мин. 22 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft