Из названия стихотворения Анны Глуховой мы узнаём, что главную героиню зовут Оля и что она пропала. Зрители ожидают увидеть женскую историю и перипетии жизни героини Оли. Но стихи Анны не совсем об этом.
Автор стихов склонен к философии, к осмыслению глобальных вопросов. Вместе с тем автор любит путешествия и дикую природу. Пространство природы становится поводом поэтических размышлений. Природа предстаёт масштабной, приобретает гигантские размеры. Это бескрайние поля, это вершины гор, доходящие до неба, это полноводная река. Природа равнозначна космосу. По небу и земле путешествует поэтический голос. Возможно, это не женский голос. Речь в стихах Анны может идти от мужского лица. С читателем разговаривает скорее путешественник, чем женщина-поэт. Он хочет обрести цель своего поиска, а не принимать восхищение.
Путь поэта начинается из темноты. Темнота олицетворяет тревогу, печаль, незнание. Она приравнена к немоте. Если лирический герой не может видеть ясно то, что рядом с ним, он не может и объясняться словами. Темнота отнимает право на жизнь. Птицы и корабли олицетворяют жизнь, невозможную во время темноты. Поэт произносит заклинание «люмос максима», призывая свет. Это означает, что он путешествует в поисках света.
Поэту помогает снежный дух. Снег ассоциируется в нашем понимании с холодом и угасанием. Но снежный дух Анны – это сила добра. Он укрывает землю снегом, как одеялом, чтобы сохранить тепло и уберечь землю от опасности. Путь снежного духа тоже начинается из темноты, из «чернильного часа». Благодаря мастерству снежного духа из снега появляется свет. Среди зимы существуют созвездия, «межпланетные вспышки», искры снежинок, сияние снежной белизны, морозные узоры. Сияние снежных искр складывается в источник света. Снежный свет призван освещать дорогу для путешественников. Здесь свет не выглядит ярким и ослепляющим. Скорее это нежное сияние, проглядывающее из темноты. Тысячи маленьких искр сплетаются в один вечный свет. И снежный дух становится белой печью, средоточием тепла и света.
Путешествие поэта продолжается. Для того, чтобы выйти из тьмы, он должен противопоставить себя тьме, найти в себе признаки, противоположные тьме. Сомнения поэта – каменная постель, тени. Сам поэт во время поиска – живой цветок, охра, талый свет. Тьма сравнивается с гуталином. Что можно противопоставить чёрному гуталину? Неожиданно в данном контексте черноте тьмы противопоставлена палитра цветов. Здесь уже упоминалась охра – тёмно-жёлтый цвет, сияющий сквозь тени. Дальше появляется бирюза, золотая кайма, кармин. Краски становятся источником света. Источник света создаёт космический маляр, так же, как это делал снежный дух. У света есть более определённое название – это звёзды. Сам поэт превращается в «межзвёздный пантеон». Для того, чтобы выйти из темноты, нужно иметь материал, из которого можно создать свет, и уметь его создавать.
Путь поэта становится всё более динамичным. Дорога поэта – уже не земная дорога, а струящаяся река. Поиски начинались из зимнего времени, а теперь снег растаял и вода освободилась от ледяной глади. Поэт превращается в поэтессу, мечтающую о любви. Действие происходит ночью. Здесь ночь не названа темнотой, если подразумевать под словом «темнота» страх и непонимание. В этой ночи есть сияющие звёзды, есть «ярость и жемчуга». Вода создаёт движение и жизнь. Она участвует в диалоге поэтессы и того, к кому обращено стихотворение.
Понимаю, что у читателей уже давно возник вопрос: всё-таки, при чём здесь Оля? Наконец-то мы подобрались к разгадке. В стихах Анны подробно описана тема странника, путника, ищущего то, что даст ему гармонию. Об этом можно сочинять разные истории. Тему пути можно долго осмысливать. А в стихотворении про Олю рассказана та же история, но очень простым и понятным языком и на примере девочки Оли, которая может быть нашей современницей. Она любит стихи и музыку, любит путешествия. Но однажды Оля ушла, и её не могут найти. Если в философском сюжете поэт уходит из темноты, здесь исходная точка Оли не названа темнотой. Но по какой-то причине она не может оставаться в привычном мире. Оля тоже проходит свою дорогу. Путь Оли напоминает о занятиях земного человека в прямом смысле слова. Оля связана с землёй. Она собирает травы, сейчас мы бы сказали, занимается гомеопатией. Ради единения с природой Оля оказалась в лесу. Главной целью поиска Оли можно назвать тишину. Тишина в стихотворении тоже поэтическая. Здесь тишина – не молчание. Это лесное наречье, язык стихий, песня и поэзия, понятные только создателю. Ветер, сосны и горы становятся словами Оли. В этом заключается простой ответ на вопрос, какой награды искал поэт.
Ещё один взгляд на тишину, завершающий историю о поиске. Тишина – это песня, утешение, мелодия. Мечта поэта о тишине исполняется в ночное время. Ночь в поэзии изображена как время жизни и вдохновения. Это не кромешная тьма, это возможность увидеть луну. Луна – источник света, до которого искателю удалось дойти.
Когда читатель задумывается над стихами поэта, он пытается увидеть общую идею в нескольких сюжетах. Стихи Анны сложно анализировать, сложно подстраивать под схему. Но здесь можно увидеть повторяющийся мотив темноты, от которой уходит поэт, и чего-то иного, противоположного темноте, как цели, которую надо достигнуть. Это могут быть звёзды. Может быть разнообразная палитра красок. Может быть движение. Может быть тишина, которая, конечно же, не тишина, а мелодия. Может быть луна. Всё это в целом хочется назвать одним словом «свет». Знали ли мы до прочтения стихов, что свет можно встретить в таких разных проявлениях? Это предстоит узнать. И найти для себя ответ на вопрос: в чём мы видим источник света?