16+
Лайт-версия сайта

И ЭТО ТОЖЕ МЫ (часть четвёртая)

Литература / Проза / И ЭТО ТОЖЕ МЫ (часть четвёртая)
Просмотр работы:
05 ноября ’2010   09:13
Просмотров: 25884

Перекусив, Лугин взял газету и устроился на диване. Но читать не хотелось. Неприятный осадок от поездки за город не проходил и он, закрыв глаза, думал о том, что все они здорово изменились. Перемены, произошедшие с друзьями, бросились в глаза сразу после того, как он насовсем вернулся в свой город.

Раньше, когда наезжал навестить мать, ничего особого не замечалось. Правда, и время было другое. Оба были довольны и работой и жизнью. Данилов, конечно, уже тогда что-то говорил про жену Сомова - то ли она хитростью женила «нашего губошлёпа» на себе, то ли стала разрушать дружбу, и даже покушалась на святое – рыбалку, но всё это мимоходом и не настораживающее.

Потом жизнь всех закрутила; поначалу незаметно, потом всё настойчивее заталкивая каждого в свой угол. Друзья сопротивлялись обстоятельствам, но постепенно встречи всё чаще стали заменяться телефонными звонками. И однажды, вдруг, Лугин заметил, как отдалились друг от друга Данилов и Сомов, и, если второй постепенно приобретал какую-то напыщенную вальяжность, то первый, наоборот, чем дальше, тем всё заметнее опускался. Казалось, Данилов на всё махнул рукой и окончательно поплыл по течению. Редко стригся, периодически появлялся с ещё больше старившей его бородой. Стал небрежен в одежде. Заметно подводило здоровье. Хотя Данилов сам никогда не жаловался, хорохорился, Николай видел и появившуюся одышку и, пока ещё едва заметную, желтизну склер. Он, как мог, старался помочь товарищу советами, лекарствами, уговаривал лечь обследоваться к нему в больницу, но всё впустую. Его стало раздражать и это упрямство, и это нежелание сопротивляться обстоятельствам, но, тем не менее, Данилов был ему гораздо ближе благополучного Сомова.

Лугин задремал. Заставивший вздрогнуть, телефонный звонок сразу почему-то насторожил. Но вставать не хотелось, и он ждал, чтобы трубку сняла жена. Потом вспомнил, что та ушла к подруге, и, чертыхаясь, поднялся. Первые же услышанные слова прогнали остатки дрёмы, и, бросив – «высылайте машину», Лугин стал спешно собираться.





-Бедные мои родители.
-Ну что ты, Лена. Тебе будет лучше с ними, а им с тобой.
-Андрей, Андрей… Ничего ты не понимаешь. Ну, каково мне будет постоянно думать о том, что я – камень им на шею, их крест, который нести до конца жизни? Каково мне будет ощущать изо дня в день, из месяца в месяц, всю оставшуюся жизнь, наконец, свою беспомощность? Каково видеть их вымученные улыбки и наигранную бодрость?
-Почему «вымученные», почему «наигранную»?
-Да говорю же тебе. Они конечно обрадуются. Господи, как они обрадуются! Изо всех сил будут стараться поставить меня на ноги. Им будет казаться – вот ещё месяц, полгода, год и всё останется позади, всё будет как прежде. Но потом поймут, что ничего позади не останется, и как прежде, уже никогда не будет. Поэтому весь их дальнейший оптимизм будет показным. Мама будет постоянно плакать, когда я не вижу, папа – мучительно соображать, где ещё взять денег, и тоже плакать, когда не будем видеть мы обе. И так будет продолжаться до конца жизни.
-Не надо так мрачно.
-А как надо?


Понедельник – день тяжёлый. Особенно, если начался, как у Лугина, в Субботу. Но сначала он ещё не представлял, что его ждёт, просто знал, что случай критический – иначе в выходной день его бы не вызвали. В ординаторской с ужасом прочитал на истории болезни имя пострадавшего. На другой истории значилось – Неизвестная.

На Сомовых, которых о случившемся известила милиция (разыскали по разбитому автомобилю), было страшно смотреть. Когда после операции Андрея везли в реанимационное отделение, они тяжело семенили рядом с каталкой и то вглядывались в бескровное лицо сына, то смотрели на Лугина, вымаливая взглядом, подающие надежду, слова. Но что он им мог сказать?

Вечером едва выпроводил их домой, сказав в сотый раз, что будет при Андрее неотлучно. В Воскресение Сомовы пришли с раннего утра, и опять весь день приходилось отвлекаться от работы, что бы сказать – «Ничем пока успокоить не могу».
И вот сегодня они опять сидят у Лугина в кабинете и умоляюще заглядывают в глаза.
-Коля, но ты же спасёшь нам сына?- спросила Лидия Прохоровна.
Сомов, сидящий рядом с ней на диване, весь – немой вопрос.
Смертельно уставший, Лугин сутулился напротив на стуле, тяжело упираясь локтями в колени.
-Ничего нового пока сказать не могу, к сожалению.
-Ты только скажи, он выживет?- просительно выдавил из себя Сомов, у которого по дёргающимся щекам бежали слезинки.
-Ну, не тяни ты из меня душу, Юрка,- Лугин резко поднялся и, подойдя к столу, опёрся об него спиной,- Я понимаю ваше состояние, но просто так обнадёживать не могу.

В дверь постучали. Тут же она отворилась и, не дожидаясь разрешения, в кабинет вошёл милицейский лейтенант в накинутом на одно плечо халате. Не обращая внимания на сидящих на диване, подошёл к столу.
-Так, наверное, и не удастся поговорить с ними,- сказал без особого сожаления.
Лугин незаметно для Сомовых приложил палец к губам, и сказал нейтрально:
-Вы бы позвонили сначала.
-Всё равно в этих краях был. Да и диагноз нужно уточнить. Можно за ваш стол?

Получив согласие, сел, вынул из папки бумаги и попросил истории болезни пострадавших. Какое-то время, шевеля губами, силился их читать, но потом отступился.
-Ну и почерк у врачей. Сами, наверное, не разбираете, что пишите. Вы уж продиктуйте мне, пожалуйста. Давайте начнём с Неизвестной.
-Тяжёлый ушиб головного мозга,- стал вполголоса, развернувшись спиной к Сомовым, медленно диктовать Лугин,- записали? Перелом основания черепа…
-Это она о бордюр ударилась,- не отрываясь от дела, прокомментировал следователь. Готово…
-Глубокая кома... Скальпированная рана лица…
-Это он её по асфальту протащил,- не унимался лейтенант, но голос сбавил.
-Открытый перелом костей правой голени.
-Это – бампером.
-Ну, и ссадины различные – это не важно.

Лугин наклонился к следователю и чуть слышно сказал:
-У Сомова с головой почти то же самое, теперь сами разберёте, только кома второй степени. И ещё (показал пальцем в истории болезни) разрыв правой почки - её удалили, тяжёлый ушиб левой. Острая почечная недостаточность… . Как там всё произошло?
Следователь пожал плечами.
-Сильный дождь. Водитель ехал очень быстро и женщину заметил поздно. А потом его закрутило и вынесло под встречный КАМАЗ. Всё просто, доктор. Собрал свои бумаги и поднялся.
-Если родственники пострадавшей объявятся, вы уж нам позвоните. Хорошо? До свидания.

Проводив лейтенанта, Лугин вернулся за свой стол и тоскливо посмотрел на Сомовых.
-Шли бы вы домой,- без особой надежды предложил он,- если что, я позвоню.
-Почему «если что»,- перепугалась Сомова,- Может и хуже быть?
Лугин как можно мягче сказал:
-Лидочка, я прошу тебя… У Андрея… травма несовместимая с жизнью. Жестоко так говорить, но что поделаешь? Так что, случиться может всё.
-Всё из-за этого… Данилова,- вдруг зло вставил Сомов,- Из-за него всё!
-Ну, что ты такое говоришь?- удивился внезапной перемене в Сомове Лугин,- При чём здесь Данилов?
-Из-за него я на Андрея сорвался,- тяжело задышал и добавил язвительно,- и из-за «умницы» его.
-Не надо так. Даже горе не позволяет тебе быть несправедливым. Он и так, знаешь, как переживает. Я даже пожалел, что сказал ему. Хотел сдать кровь для Андрея. Но у него же гепатит.
-Нужна нам его кровь. Вину свою чувствует, вот и предложил.

-Коля,- перевела разговор Сомова,- а что ты милиционеру про почечную недостаточность говорил? Я услышала.
-Ну, это же вы знаете. Одной почки у Андрея нет, а вторая травмирована и пока не работает, вернее, работает, но совсем плохо. Это и называется почечная недостаточность.
-Но она же заработает?- требовательно спросила Лидия Прохоровна.
Лугин вздохнул и развёл руками.
-Я не знаю.
-А как же он тогда жить будет?

Лугин почувствовал, как его начинает заполнять раздражение, ругал себя за это, но ничего поделать не мог. Тем не менее, ответил почти спокойно:
-Господи, Лида, я же всё уже сказал. Ну, нечего мне к этому добавить. Пока мы справляемся, но умереть Андрей может в любую минуту. Увы…
-А можно я ещё к нему зайду?- попросил Сомов жалобно,- может, в последний раз… увижу.
-Нет, нельзя,- твёрдо отказал Лугин,- там сейчас с ним работают, и вы будете мешать. Даже я пока там не нужен.
-Вот какой ты…- осуждающе произнесла Лидия Прохоровна и отвела глаза.
-Перестань! Коля и так трое суток не выходит отсюда,- строго осадил жену Сомов и извинился перед Лугиным,- Прости её, дуру. Ничего уже не соображает.
-Ничего. Я понимаю.

Телефонный звонок, наконец, прервал этот тягостный разговор. Лугин снял трубку.
-Да? ... Хорошо, сейчас буду.
Пояснил друзьям:
-Я – к главному врачу. А вы идите всё-таки домой, отдохните. Силы ещё пригодятся.
Луги проводил, нехотя поднявшихся, супругов до лифта, нажал кнопку вызова, а сам торопливо сбежал вниз по лестнице.

Сомовы медленно брели прибольничным сквером. Вдруг, Юрий Борисович остановился.
-Ну, ты чего застыл? Пошли,- недовольно поторопила его Лидия Прохоровна,- всё равно ничего мы у твоего друга больше не высидим.
-Да погоди ты,- раздражённо отмахнулся Сомов,- давай-ка присядем на минутку. У меня что-то вырисовывается.
Юрий Борисович напряжённо морщил лоб, а Лидия Прохоровна, откинувшись на спинку удобной скамейки, смотрела на тихо колышущиеся берёзки. « А Андрюшенька их может больше никогда не увидеть»,- подумала и, закрыв лицо руками, заплакала.

-Ну, чего ты? Не надо,- пытался успокоить жену Сомов,- Я вот вспоминаю, из-за чего у нас весь сыр-бор случился на рыбалке.
-Дурак непроходимый!- взъярилась Лидия Прохоровна,- У меня сын умирает, а он о рыбалке задумался!
-Ну, перестань…. Не о рыбалке вовсе…. Да, правильно, сначала мы о чистке печени говорили.

Сомова с ненавистью посмотрела на мужа и встала. Тот дёрнул её за рукав и заставил сесть снова.
-А потом…. Сиди смирно, говорю! А потом, о пересадке органов. Вот! Вот, что может спасти Андрея!- почти торжественно провозгласил он,- Поняла? Я тогда, правда, высказался против пересадок. Но какое сейчас это имеет значение.

Лидия Прохоровна с недоверием, но уже заинтересованно посмотрела на мужа.
-Вы же из-за денег поссорились с Даниловым.
-Каких денег?- всё больше возбуждаясь, ответил Сомов,- Про деньги речь потом пошла. И не в них дело.
-Так говори быстрее. Что ты, как резину жуёшь? Какие пересадки, какие органы, и, при чём здесь Андрей?- нетерпеливо подгоняла мужа Лидия Прохоровна.

И, вдруг, её осенило. В округлившихся глазах мгновенно высохли слёзы.
-Так ты хочешь сказать?..
-Именно! Андрею нужно пересадить почку.
-Какой ты молодец, Котик,- снова заплакав, похвалила мужа Лидия Прохоровна,- Пошли к Коле. Скажем ему, что мы придумали.
Взбодрённые внезапно открывшейся перспективой, Сомовы заспешили назад.
-А где же мы её возьмём?- запыхавшись, остановилась и спросила Лидия Прохоровна.
Сомов взял жену под руку.
-Коля знает, где их берут. В конце концов, сейчас так много народа умирает, что любых органов завались, были бы деньги. А деньги у нас есть.

Лугина в кабинете не оказалось. Сомовы привычно расположились на диване и стали ждать. Теперь о чём-то задумалась Лидия Прохоровна. Наконец, подняла глаза на мужа и убеждённо сказала:
-Но Андрею нужна хорошая почка.
-Что значит, «хорошая»? Почка есть почка.
-Не скажи. От алкоголика нам не подойдёт.
Сомов немного подумал.
-Это верно…. Хотя, я где-то читал, что алкоголики здоровее нас будут. У них даже склероза не бывает. Только печень больная, и то, если пьют что попало.
-Слушай, Коля,- Лидия Прохоровна всем корпусом повернулась к мужу,- что я придумала. Не надо алкоголика,- она в упор посмотрела Сомову в глаза,- есть другой вариант. И где же это твой Коля ходит? Ну, работнички…
-Да говори ты, что за вариант?- занервничал Сомов.

Лидия Прохоровна кивнула в сторону двери, Сомов машинально оглянулся.
-Не крути башкой. Та женщина…- снова загадочно не договорила Лидия Прохоровна.
-Какая женщина?
-Та, неизвестная, вот какая. Я поняла, что она всё равно умрёт, вот у неё и надо взять. Эх, знать бы ещё, сколько ей лет. А, может, это и не важно, а? Ну, где же это Коля?

Лидия Прохоровна необычно резво поднялась и стала нервно ходить из угла в угол.
Сомов зажмурился и с силой потёр руками лицо.
-Слушай, Лида, а не сходим мы с ума?
Лидия Прохоровна остановилась, села рядом с мужем, немного помолчала, затем сказала решительно:
-В любом случае это наш последний шанс.

Лугин, войдя, удивлённо посмотрел на обоих.
-Вы чего здесь? Случилось что?
Лидия Прохоровна посмотрела на него и твёрдо произнесла:
-Андрею нужно пересадить почку.
Лугин медленно переварил услышанное, прошёл к столу и устало сел. Так же устало попросил:
-Давайте, мы об этом потом поговорим. Мне, правда, сейчас некогда.
-Но потом может быть поздно!- возмутилась Сомова,- А ещё нужно почку найти.
Лугин оторопел.
-Какую почку? Где найти? Что ты вообще в этом понимаешь? Юра!- обратился он к Сомову,- Я прошу тебя, идите домой.

Но Лидию Прохоровну не так-то легко было выпроводить. И не таким, как покладистый Лугин, выставлять её за дверь. Даже облачённым властью не удавалось этого сделать, пока она не выговорится до конца.
-А искать долго не надо,- победно сказала Лидия Прохоровна.
-Вот даже как,- холодно произнёс Лугин.
-Да! Почку можно взять у той женщины. Я слышала, как ты говорил, что она безнадёжная.

Лугин с неподдельным любопытством смотрел на Лидию Прохоровну. Подумал, что Данилов, видимо, не ошибался в оценке её качеств и усмехнулся.
-Но она живая,- сказал спокойно, с интересом ожидая ответной реакции.
-Немного мы можем подождать.
-Ты не в своём уме, Лида,- ещё сдерживаясь, констатировал Лугин и настойчиво снова посоветовал обоим идти домой.

До сих пор сохранявший молчание, Сомов робко произнёс:
-Коля,.. если дело в деньгах,.. мы заплатим.
-Кому?!- не сдержавшись, закричал Лугин так, что оба просителя вздрогнули. И уже более сдержанно добавил,- Идите! Поторгуйтесь с ней!
Лидия Прохоровна тяжело поднялась, зло посмотрела на Лугина, но ничего не сказала и пошла к двери. Вспомнила про мужа и оглянулась.
-Идём, Юра! Идём отсюда. Я знаю, что нам надо сделать. Нужно найти родственников этой женщины,- мазнула взглядом Лугина и вышла. Муж, глядя в пол, поплёлся следом.

Лугин облокотился на стол и опустил лицо в ладони. «Господи, как я устал». Уже начинало смеркаться, когда он, наконец, решил идти домой, подумав, что не выдержит здесь больше ни одной минуты. На полпути к двери его настиг телефонный звонок.

Лугин даже головой замотал – так это было некстати – но всё же вернулся и снял трубку.
-Да? … Здравствуй, Стёпа. … Нет-нет, я уже ухожу.… А ты где? … Так я спускаюсь…- недовольно поморщился,- Куда уехала-не уехала?.. А я здесь с какого бока?! … Да не ори ты! Поднимайся, жду.

В сердцах швырнул на рычаг трубку, подошёл и сел на подоконник, дрожащими пальцами вынул сигарету и закурил. В голове поплыло. Не успел докурить, как распахнулась дверь, и в её проёме появился, весь какой-то растерзанный, Данилов. Невидящими глазами обвёл кабинет, остановился на Лугине и трясущимися губами произнёс:
-Пойдём, покажи мне её.
Лугин смотрел на него, ничего не понимая.
-Дочку мою покажи!






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 05 ноября ’2010   09:25
Антон.... я плАчу.... Господи, как врачи работают????? Ведь к такому привыкнуть невозможно!!!!

Оставлен: 05 ноября ’2010   12:32
Ну вот, дорассказывался - одни расстройства от таких рассказов.
Спасибо большое Вам! Меня ведь тоже корёжило, когда правя, читал - сентиментален, однако.
А вообще, если честно, вспоминая свою работу, не перестаю удивляться - как выдержал такое?
Но, в рассказе мне интересны всё-таки не эмоции Лугина, а метаморфоза Сомова, и их общее с женой желание получить своё любой ценой.
С уважением, Я.

Оставлен: 05 ноября ’2010   15:18
Нуууу, Сомов - это вообще уникум...

Оставлен: 05 ноября ’2010   15:19
А насчет расстройств, так ведь жизнь, как известно, не сахар....

Оставлен: 05 ноября ’2010   19:25
На предмет сахара - мне иногда говорят, мол, жизнь и так аховая, зачем тебе ещё больше нагнетать, оптимизма давай. А я на это - для того так и такое пишу, чтобы будоражить и будоражить мозги, чтобы не привыкли к сегодняшней повседневности, которая с течением времени может показаться и оказаться нормой. Вы согласитесь в этом со мной?

Оставлен: 05 ноября ’2010   19:31
Полностью согласна! Потому что людям сейчас только до себя есть дело (да и то не всегда). А уж если беда приключается, рассчитывать можно только на себя и близких (повторюсь- ДА И ТО НЕ ВСЕГДА). Антон, мне Очень нравятся Ваши рассказы!!!!Спасибо огромное!!!!

Оставлен: 05 ноября ’2010   19:32
ПЫ.СЫ. А про оптимизм пусть Донцова пишет)))))

Оставлен: 05 ноября ’2010   19:34
Это Вам спасибо!
Ведь так хорошо, когда тебя понимают.
С признательностью, Я.


Оставлен: 05 ноября ’2010   09:30
ИНТЕРЕСНО!!!!!!!!!!!! МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!!!

Оставлен: 05 ноября ’2010   12:32
Спасибо большое, Миша!


Оставлен: 05 ноября ’2010   14:42
СИЛЬНО РАЗВОРАЧИВАЕТСЯ ИНТРИГА! ОЧЕНЬ ОПРАВДАННО И ЭМОЦИОНАЛЬНО ВЕРНО!!! И ЯЗЫК ПОВЕСТВОВАНИЯ ВЕРНО ИЗБРАН!

Оставлен: 05 ноября ’2010   19:29
Я этот рассказ написал тогда, когда началась кампания по отмене ограничений по пересадке органов. Хотел показать, что может сегодня получиться в нашей стране при настоящем моральном климате, если поставить пересадки на широкую ногу.
Большое спасибо, что читаете и находите интересным.

Оставлен: 05 ноября ’2010   23:13
Очень хорошая работа. Жаль, что здесь не достучишься до широкого читателя. Может быть Вам попробовать здесь: http://litzona.net/.
Здесь больше читателей и нет гонок за балаламиЮ званиями и пр. Я там уже три года. Мне нравится.

Оставлен: 06 ноября ’2010   07:41
Спасибо! Загляну туда.


Оставлен: 06 ноября ’2010   10:59
Проживаешь всё с тобой вместе...
А это значит - неоспоримость таланта...

Оставлен: 06 ноября ’2010   12:42
Хоть зазнайство мне не грозит, всё же поосторожнее с похвалами.
Со смущением, Я.

Оставлен: 06 ноября ’2010   12:53
Я не просто осторожна с похвалами...
И очень жёстко их дозирую  ))
Но если уж хвалю - только искренне...

Оставлен: 06 ноября ’2010   12:58
Ох, Лю...



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

342
ОТДЫХ КЛЁВЫЙ НА ДОМУ! УЛЫБАЙТЕСЬ, ДРУЗЬЯ!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft