16+
Лайт-версия сайта

Я ХОЧУ ЧТОБ К ШТЫКУ ПРИРАВНЯЛИ ПЕРО...

Литература / Проза / Я ХОЧУ ЧТОБ К ШТЫКУ ПРИРАВНЯЛИ ПЕРО...
Просмотр работы:
16 января ’2021   00:43
Просмотров: 7019

Эссе которое я предлагаю на суд читателей, в более развёрнутом виде войдёт в мою книгу с общим названием <<О чём молчат искусствоведы?>> Книга посвящена людям творчества, на первый взгляд хорошо известным, но творчество и биографии которых фактически мы не знаем. Гениям и забытым или незаслуженно вознесённым на творческий Олимп. Их достижениям и ошибкам, мучениям и слезам, творческому взлёту и падениям, биографиям явным и тайным. Тайнам оставшимся после их ухода. Русское, советское, современное российское и мировые искусства полны такими тайнами, а существующие искусствоведческие исследования в своём большинстве наполнены недомолвками и фальсификациями. Книга эта, моя попытка на основании существующих документов и с точки зрения здравого смысла профессионального художника-графика, дизайнера и журналиста с многолетним стажем разобраться в информационном хаосе окружающим биографии незаурядных людей. На современном уровне понять их творчество и уникальное наследие. Сегодня речь пойдёт о двух не просто талантливых, а безусловно гениальных людях. Казалось бы с детских лет они были обречены стать врагами, но общая судьба свела их вместе в уникальный творческий альянс который помог спасти тысячи жизней на фронтах Великой Отечественной Войны. Они были молоды, исповедовали разные взгляды. Один был евреем и убеждённым коммунистом. Второй немецким аристократом и не менее убеждённым нацистом. Первый художником-графиком, незаурядным дизайнером и журналистом, создателем уникального стиля непохожего на всё, что было создано в советском и русском искусстве. Второй стал адептом европейского пацифизма и классиком послевоенной немецкой литературы и кинематографа. Известным немецким политиком.

P.S. К сожалению технические возможности сайта не дают мне возможность поставить многочисленный иллюстративный материал имеющийся в распоряжении. Поэтому я предлагаю читателям воспользоваться списком сайтов с помощью которых текст можно проиллюстрировать. Список выстроен в полной последовательности с текстом. Практически на любом компьютере легко открыть сразу два окна . Просматривать иллюстрации и читать текст.

1. www.allpainters.ru/kolvic-kjete-01.html
2. www.agitclub.ruwww.adindex.ru>publication>gallery>2012/05/30
3. www.fotokto.ru/blogs/this-day-in-history-dzhon-hartfild-master-fotomontazhf-7670.html
4. www.darkermagazine.ru/page/apokalipsichskij-ad-vojny-zhivopis-gpaffika-otto-dirsa
5. www.ru.wikipedia.org/wiki/Житомирский._Александр_Арнольдович
www.photounion.ru/Shon_Issue.php?inum=18
6. www.ru.gaz.wiki/Heinrich_Graf_Einsidel
7. www.army-reporter.livejournal.com/48246html
8. www.ru.wikipedia.org/wiki/бедствия_войны


С уважением к моим читателям! LADZIMIR

Я ХОЧУ ЧТОБ К ШТЫКУ ПРИРАВНЯЛИ ПЕРО...
Из стихотворения В. В. Маяковского 1926г.

80-ти летию начала Великой Отечественной Войны посвящается.

О людях творчества и бойцах идеологического, и информационного фронта: политработниках РККА и НКВД-КГБ, кинематографистах, музыкантах, журналистах и художниках пойдёт речь в статье и о судьбах людей которых они спасли.
Счастливые и одновременно суровые предвоенные годы прошлого века. Россия и Германия выходят из разрухи Первой мировой и Гражданских войн. В Советском Союзе строятся заводы, выполняется первый план ГОЭРЛО и первые пятилетки. В сельской кооперации появляются первые колхозы. Ученики Циолковского создают в подмосковном Тушине первый в мире НИИ, институт Дирежаблестроения. В последствии, уже в послевоенные годы прошлого века, превратившийся в знаменитый Московский Авиационный Институт (МАИ). Центральным Комитетом ВЛКСМ объявлена первая в мире и истории всесоюзная ударная комсомольская стройка - Тушинское лётное поле (аэродром) и Центральный аэроклуб СССР для учебных частей ОСОАВИАХИМ(а) имени Первого секретаря ЦК ВЛКСМ А. В. Косарева.
Искусство и литература переживают бурный расцвет. На смену изрядно прокисшим академизму, передвижничеству и модерну приходит новое: ВХУТЕМАС и Институт Пролетарского Изобразительного Искусства (ИПИИ). Многочисленные рабфаки вузов переполнены студентами в солдатских шинелях, рабочих блузах, одежда и обувь всякая от солдатских обмоток до деревенских лаптей. Молодёжь поклоняется всему новому, начиная от поднадоевшего Европе импрессионизма и, до новейшего фовизма. Сегодня все бредят футуризмом, а завтра экспрессионизмом, послезавтра группа Да-да и безпредметники. Маяковский собирает переполненные залы в политехе. И вот уже в этом хаосе рождается большой стиль, в дальнейшем получивший название Русско - советский конструктивизм. У всех в головах только Велемир Хлебников, Сельвинский, Есенин, архитекторы Мельников и Эль Лисицкий, живописцы Фальк и Лентулов. В мастерскую к графику Фаворскому паломничество студентов. На спектакли Меерхольда не попасть. Ещё не классик Дзига Вертов впервые разрабатывает теорию композиции и монтажа фильма. Создаёт свою группу радикальных синематографистов <<КИНООКИ>>.Только потом фронтовые кинодокументалисты, ученики Дзиги, оценят своего гениального лидера и открытый им метод монтажной съёмки. А сейчас Вертов начинает работать над своим шедевром <<Человек с киноаппаратом>>. Художник и его друг Эзенштейн блестяще интерпретирует и воплощает его идеи в Броненосце… В Питере, новое кино диво, появляется первая в мире кукольная мультипликация с живым планом.(Это потом, практически через столетие, в 21 веке, советское достижение превратится в такой американский шедевр, как <<Аватар>>.) Синяя Блуза в поезде с работниками КОМИНТЕРНА отправляется по стране. Гениальный Александр Мосалов первый композитор — производственник, создаёт не привычную уху музыку из грохота станков в цехах и шумов города. В его произведениях в первые в истории музыки милицейские свистки и гудки паровозов превращаются в концертные музыкальные инструменты. Дмитрий Шостакович пока не известный студент и зарабатывает игрой в синема. Он ещё не знает, что Седьмая симфония ( Ленинградская) сделает его имя всемирно известным. Молодой живописец, но уже побывавший на фронтах Гражданской.., Митрофан Греков ещё только пишет свою <<Тачанку> и обдумывает свой проект создания Изомастерской батальных художников при РККА. Молодой красный ректор, художник Петров-Водкин уже написал <<Купание красного коня >> и только делает первые карандашные эскизы к своему батальному шедевру <<Смерть комиссара>>. Он пока не порвал с Миром искусства и не изгнал из бывшей Академии художеств, ( ИПИИ) старых мастеров -мироискусственников.
Баварец Карл Орф ещё служит помощником капельмейстера в первом Баварском полевом артиллерийском полку и только создаёт наброски своей знаменитой кантаты << Кармина бурана>>. Карл Орф даже не подозревает, что его бессмертное творение будет высоко оценено в Третьем рейхе и сам Геббельс напишет похвальные отзывы об этой музыке. А придворный дирижёр Гитлера молодой, талантливый, но уже успевший стать вполне амбициозным функционером от культуры Национал-Социалистической Немецкой Рабочей партии Хериберт Ритер фон Караян в последствии напишет о кантате, что ничего подобного, более монументального и мощного в европейской музыке не было создано. Они, нацисты, так ничего не поняли в этой контате и не узнали до конца Второй Мировой.., что Карл один из активных и хорошо законсперированных антифашистов. Один из создателей подпольного анти нацистского сопротивления в Германии <<Белая Роза>>. Его друга Курта Хуберта музыковеда и литератора, основателя анти нацистского движения, в 1943 году вели на расстрел, но он так, и не выдал ни одного участника <<Белой Розы>>.
В Москве, деревенскому пареньку, молодому музыканту и монаху-послушнику А.В. Коптелову, пока регенту хора в храме Христа Спасителя, даже в голову не приходит создать свой первый армейский хор, и он не догадывается, что ему, только уже Александру Васильевичу Александрову судьба уготовила стать генерал-майором, лауреатом двух Сталинских премий. Именно ему вместе с Сергеем Михалковым суждено создать слова и музыку гимна Советского Союза и современной России. Вместе с В.И. Лебедевым - Кумачом написать фантастическую по своей мощности, ставшую гимном защитников отечества, песню <<Священная Война>>. А позднее монументальную музыкальную фреску<< Песню о Советской армии>>.
В Петрограде Александр Дейнека - признаный мастер, уже создал Общество станковистов (ОСТ) и свою первую оборону... << Оборону Петрограда >>, но даже не догадывается, что он создаст шедевр батальной живописи на все времена и обессмертит подвиги моряков и свой творческий в << Обороне Севастополя>>.
Страна строится, страна учится, страна осваивает новую технику в том числе и военную. На призывы ВКП(б.) и комсомола, товарищей Троцкого и Сталина, Ворошилова откликаются миллионы молодых людей. Уличный плакат становится массовым и одним из самых интересных видов изобразительного искусства. При огромных тиражах газет и другой литературы, всем желающим, только что освоившим грамоту, газет не хватает. Газеты, журналы, книги переходят из рук в руки. В новой стране Советском Союзе информационный и читательский бум. Вся информация не только читается но и переживается сердцем.
Гениальный инженер Шухов строит свои знаменитые башни — начинают звучать первые радио передачи. Голос легендарного Левитана пока ещё не слышен в эфире, он только старшеклассник одной из Владимирских школ.
В Германии революция! Ура! Спартаковцы ведут уличные бои в Берлине — резолюция принята на митинге спортсменов потребительской кооперации… Поддержать! О названии нового спортивного общества проходит предложение товарища из комсы Алексея Косарева. И вот уже создано одноимённое спортивное общество СПАРТАК.
На территории Германии, появилась Баварская Советская Республика. Ура! Новому рабоче-крестьянскому государству в Европе. Что? Правительство БСР пало!
Эту трагедию переживает вся наша страна. Новый митинг … Всем немецким товарищам оказать содействие в принятии советского гражданства, а их детей, всех без исключения принять на учёбу в наши советские школы…
Прусаки из Веймара всех расстреляли. Спаслись только несколько баварских красноармейцев и чекистов, кто ими командовал? - Красный ефрейтор Адольф Шикльгрубер. Надо помочь товарищам..! (Ни сам красный ефрейтор, ни Германия, ни европейцы, ни весь мир тогда еще даже не догадывались, что этот человек будет проклят миллионами людей, будущий Адольф Гитлер.)
Нет спокойствия в Европе. Фашисты в Италии и нацисты в Германии рвутся к власти. Протестуем..! Даёшь в Москве и Петрограде выставку антифашистских плакатов, графики и фотомонтажей из <<Красной группы>>, товарищей Колльвиц, Гросса, Хартфильда и Отто Дикса.
В Москве и Петрограде на митингах страсти кипят. Парады и демонстрации. Митинг на Лубянке. Владимир Маяковский с друзьями имажинистами ставит на площади самый первый памятник << Новому человеку>>. Для которого сам и позировал.( Этот памятник выполненный из гипса просуществовал всего часа три, далее приехала милиция и его увезла в неизвестном направлении. И всё - таки на Лубянской площади этот памятник был самым первым). Выставки, концерты, спектакли, кинопоказы. Искусство, литература, музыка будоражат воображение.
И в этой московской... буче боевой и кипучей... появляется молодой человек, начинающий художник из Ростова на Дону Александр Житомирский. Он приехал продолжить своё художественное образование. И сразу с поезда на выставку. Именно там, на этой выставке впервые познакомился с немецким эекспрессионистами, плакатами дадаистов и потрясшими его политическими фото памфлетами Хартфильда.
Родился Александр Арнольдович (Соломонович) Житомирский в 1907 году в скромной и интеллигентной семье аптекаря. Не очень богатой зато очень музыкальной, его отец играл на виолончели сам и приглашал в дом своих друзей музыкантов по музицировать вместе. Мальчик гимназист рос среди людей любящих и понимающих музыку, литературу, искусство, Время было тяжёлое, бесконечная революция и Гражданская война: белые, зелёные, фиолетовые, красные и прочие цветные. Воставшие казаки, не воставшие казаки, свои и чужие, черносотенцы, анархисты плюс ростовские бандиты ( В то время на юге России появилось устойчивое выражение несущее отрицательную коннотацию ...Ростов-папа, Одесса- мама, Бобруйск- сынок...) и все отнимают, грабят, реквизируют — пожилой отец не выдержал и скончался от голода и болезней. Однако не смотря на всю тяжесть и сложность времени (особенно тяжело приходилось еврейским семьям, революция и Гражданская война прокатилась через их судьбы бесконечными погромами и грабежами) но несмотря ни на что, мальчик упорно учится, рисует сам, и под руководством замечательных ростовских художников-педагогов. Он очень рано понял кто друг, а кто враг и вообще уже в молодые годы стал неплохо разбираться в людях. Появилось страстное желание сделать рисование не просто удовольствием, а превратить искусство в оружие направленное против всяческого зла. Закончив уже советскую школу и заработав немного денег, отправился в Москву, чтобы учиться всерьёз. Москва в первые дни оглушила Александра, столько событий сразу и всё в одном городе. Пристанище он нашёл у друзей в общежитии театра Меерхольда. Пришли не очень устроенные, не очень сытые, но наполненные трудом и творчеством годы. Он днями учится в центральной студии Ассоциации художников революционной России (АХРР) у И.И. Машкова, затем у Владимира Андреевича Фаворского, а ночами делает разнообразную графику для газет и журналов. Рисовать для изданий Александр начал очень рано, как минимум два рисунка в ночь. Был внештатным сотрудником газеты Труд, журналов: Строим; РОСТ; Индустрия социализма и т. д. В журнале ОСОАВИАХИМ появились его первые незамысловатые фотомонтажи. Именно тогда он утвердился во мнении, что место художника в общественной жизни, особенно художника остро политического. Это предопределило его творчество идущее в ногу со временем и активно содействующего времени. Вот что писал об Александре Житомирском его друг и блестящий военный корреспондент Владимир Иллеш: - Он своим творчеством ускорял бег истории, а это значит действовал вместе с теми, кто строит и созидает день сегодняшний, закладывает фундамент дня будущего...
Но не всё в жизни нашего государства и наших граждан шло гладко.
Построить страну куда как сложнее, чем написать статью.
Наступил 1941 год. А завтра уже была война, которую ждали и в начало которой старались не верить.
Раннее воскресное утро двадцать второго июня стало переломным не только в жизни страны, каждого советского гражданина, но и в жизни Александра и в его творчестве. В последствии Сергей Михалков вспоминая первые дни войны напишет в своём стихотворении << Война объявлена войне>> такие строки:
-Друзья мои!
Перо сейчас
Приравнено к штыку.
Не время тем идти в запас,
Кто в боевом полку.
И такой полк был создан буквально на второй день войны. Среди бойцов этого полка весь президиум съезда писателей. Союзы журналистов, композиторов, художников практически полностью мобилизованы кто в армию, кто на флот, кто в авиацию, кто во внутренние войска. Журнал Крокодил перешёл в прямое подчинение Политуправления РККА. В ряду бойцов полка Александр Житомирский был одним из первых и лучших. А главным оружием полка стали патриотизм, правда и жгучая сатира.
Сам А. Житомирский об этом времени, первых неделях войны, вспоминает: - Вой сирен, бомбёжка, белые колонны рухнули на асфальт, пламя свалив их вырвалось вперёд. Бушевал огонь, горели книги. Мы подошли к Новинскому бульвару, горел самый красивый дом Москвы- Книжная палата. Сквозь дым и огонь вставал рассвет. Мы с товарищем возвращались из редакции. Был июль сорок первого года. Мы пришли в пустую квартиру, много говорили в тот памятный вечер. Уже месяц война свирепствует на нашей земле.( В то время, под руководством Гитлера-фюрера вся Европа в который раз двинулась на Русь и не какой большевистский интернационализм не остановил войну.) С нехорошим и горьким чувством легли мы спать, через несколько минут нас разбудил телефонный звонок. Звонил редактор — в пять утра мы должны выйти из дому, срочное задание. Нам показалось, что до пяти мы ещё можем поспать. Нас опять разбудил звонок. То многоэтажное, что я услышал в трубке, заставило нас кубарем скатиться с дивана. Мы проспали все сроки, небритые, неумытые, голодные добежали до Кудринской площади, где к счастью схватили машину. В редакции выяснилось — задание начальника Политуправления Красной Армии — к девяти утра должен быть готов макет нового журнала. Я располагал уже не часами, а минутами и пачкой фотографий с фронта. Через сорок минут, ровно в девять, макет был готов. Так родился << Front-illustrierte>> для немецких солдат.
Мы работали много, работали как одержимые, 18 часов в сутки - это было нормально. Плюс к этому ежедневные бомбёжки Москвы, дежурства на крыше редакции. Когда удавалось поспать четыре часа, говорили: -Сегодня я выспался! Были месяцы, когда наш маленький и очень дружный коллектив выпускал пятнадцать изданий: <<Фронтовая иллюстрация>>,<<Фотогазета>>, листовки о наших замечательных героях
- это для Советской Армии, <<Front-illustrierte>> на немецком языке, на итальянском, на финском, болгарском, румынском, венгерском, чешском и других, пропагандистские листовки, открытки - для вражеских войск.
Мы говорили правду и только правду. В этом была наша сила. Мы делали памфлетные номера журналов и делали остро полемические номера.
А. Житомирский был и художником- оформителем (сейчас бы сказали дизайнером), и очень часто автором фотомонтажей и подписей к ним. На одной из его фотомонтажных иллюстраций начальник Главного политуправления Красной армии (ГлавПУРа) написал:<<Печатать отдельной листовкой. Тираж- один миллион>>. На обороте листовки на русском и немецком языках помещался текст, подтверждающий намерение предъявителя сдаться добровольно, к таким пленным отношение с нашей стороны было лучше, чем к захваченным с оружием в руках.
В распоряжении Александра тогда уже не было антологии работ чтимого им Хартфильда: как-то холодной ночью, промёрзнув в забитой книгами и старыми журналами мастерской, вытопил буржуйку подшивками разных изданий. << Как я жалел о сожжённых в печке журналах!- Вспоминал позднее художник. - Это было плохо и вместе с тем хорошо. Будь журналы под рукой, я бы слепо подражал Хартфильду. Потом, много лет спустя, когда мы подружились, он (Хартфильд) сказал про мои листовки: <<Это как удар в открытую рану!>>
Острый взгляд художника прошёлся по всей нацистской и фашистской верхушке, не упустил ни одного мерзавца, особенно доставалось главному пропагандисту третьего рейха Геббельсу, которого раз за разом ловили на лжи. Художник добивался удивительного сходства этого колченогого урода с обезьяной и непременно кривляющимся перед микрофоном.
Разъярённый рейхсминистр приказал внести своего обидчика в список врагов рейха при аресте подлежащих немедленному уничтожению. А. Житомирский считал это одной из самых высоких наград войны ведь он оказался в одном списке вместе с писателем Ильёй Эренбургом, художником Борисом Ефимовым, и диктором СОВИНФОРМБЮРО Юрием Левитаном.
Об атмосфере, царившей в редакции, рассказывает в своих воспоминаниях тогда молодой литсотрудник и переводчик Раиса Мирер:
<<Фотокорреспонденты были настоящими фронтовиками и героями. Среди них не осталось ни одного, кто за годы войны не получил бы ранения. Анатолий Егоров оказался без глаза, Галина Санько чудом уцелела после ранения. Григорьев, Морозов, Архипов, Шайхет, Редкин - все к концу войны по нескольку раз лежали в госпиталях… Работали мы в редакции часов по двенадцать, а чаще больше. Шура Житомирский, художник, тот вообще живёт в своём кабинете: жена с маленьким сыном в эвакуации, а он в неизменной своей позе за редакционным столом с ножницами, кистями, тушью - режет, рисует, клеит, создаёт обложки и листовки, ретуширует фотографии, компонует страницы>>.
Над фронтами Великой Отечественной ночами листовки разлетались миллионными тиражами. Их сбрасывали над вражескими окопами девушки из эскадрилий ночных бомбардировщиков. Разбрасывались партизанами - комсомольцами на временно оккупированных территориях. Доставлялись нашими разведчиками через линию фронта.
Немецкое командование с начало листовки просто отбирало у солдат, потом стало давать наряды в не очереди и сажать на гауптвахту, потом посылать в не очереди в разведку. ( А у нас? Однажды знакомый моего отца, ветеран войны, батальонный комиссар, в шутку пожаловался на своих бойцов: - Отбоя от младших командиров и рядовых не было. Будь их воля, каждый бы день ходили в рейды по тылам немцев и притаскивали языков.) Уже в 1942 году немцы за найденные у рядовых и младших командиров вермахта листовки-пропуска стали расстреливать.
Вот о двух листовках, и обложки одного из номеров фронтовой антифашистской газеты << Front-Illustrierte>>, и о сюжетах трёх необычных фотомонтажей, а также о судьбе двадцати летнего лейтенанта лётчика из элитной истребительной эскадрилии <<Udet>>, прибывшего на восточный фронт под Сталинград хочу рассказать особо. Но всё по порядку. В 1941 году А. Житомирский создал литовку-пропуск. Где был изображён Отто Эдуард Леопольд фон Бисмарк-Шёнхаузен, герцог цу Лауэнбург создатель Второго рейха, фактически объединивший в 19 веке разрозненные германские княжества и государства, создавший единую Германию. Исторический персонаж известный и почитаемый всеми немцами. Где он указывал пальцем на Гитлера со словами: - Этот ефрейтор ведёт Германию к катастрофе.
Листовка ещё в боях под Москвой отлично сработала. Несколько тысяч немецких солдат сдалось в плен предъявляя именно эту листовку. Время шло. Война продолжалась и о созданной когда то листовке несколько подзабыли и в редакции, и в немецких окопах. Однако вспомнили о том сюжете с Бисмарком очень неожиданно и при совершенно неординарных обстоятельствах.
После боя в небе над Сталинградом советскими истребителями был принуждён к посадке мессершмитт и взят в плен немецкий лётчик-истребитель в пылу боя истративший весь бензин и расстрелявший весь боезапас. Уже на земле он отстреливался, но наши танкисты его скрутили и арестовали. Каково же было их удивление, когда они его получше рассмотрели, лётчиком оказался неказистый мальчишка 21 года от роду в звании лейтенанта люфтваффе из третьей истребительной авиагруппы, отдельной истребительной эскадрилии СС <<Udet>>. Но каково же было удивление наших танкистов когда по рации из шаба фронта им сообщили какую птицу они поймали. Лейтенант оказался одним из самых знаменитых немецких асов, воевавшим уже четыре года, сбивший за это время более 56 - ти самолётов противника в небе над Ламаншем, Парижем, Белградом, в Финляндии над Балтикой и ещё 33 наших самолёта в небе над Сталинградом, имеющим неизменный позывной <<граф>>. Личный протеже и любимчик фюрера, и адъютант командующего люфтваффе Геринга. Когда Гитлер провожал офицеров Udet на восточный фронт он сказал молодому асу: - Я надеюсь Генрих, что лично вы и ваши товарищи наконец наведёте порядок на Восточном фронте.
Лейтенантом оказался молодой граф Генрих фон Эйнзидель. Младший из трёх детей графа Герберта фон Эйнзиделя и графини Ирены фон Бисмарк-Шёнхаузен, внук железного канцлера Отто Бисмарка. Ко времени появления на Восточном фронте лётчик - истребитель среди прочих наград Третьего рейха уже имел высшую награду<< Германский Крест в золоте>>.
На той, вынужденной посадке в тылу наших войск судьба молодого лётчика с позывным<< граф >> кардинально изменилась. Я пропущу как его допрашивали, как его везли от Сталинграда в Москву, что и какие ужасы на разорённой войной нашей земле он видел из окна арестанского вагона, добавлю только, что в Москву он прибыл человеком впервые задумавшимся над словами своего деда предупреждавшего немцев <<...Никогда не ходите войной на Россию иначе война приведёт Германию к катастрофе...>> К сожалению ни кайзер Вильгельм в Первую Мировую, ни Гитлер во Вторую Мировую не прислушались к словам выдающегося политика. О всех чувствах и переживаниях молодого человека в тот момент можно прочесть в его автобиографической книге << Stalingrad und die Verantwortung des Soldaten>> которую он написал в 1953 году по своим военным воспоминаниям. В колоннах пленных немцев его даже провели по улицам Москвы. Я очень надеюсь что читатели моего эссе видели кинохронику того времени и как за колоннами пленных - поливальные машины мыли улицы города. Но мало кто из видевших эти кадры обращал внимание на то, что среди пленённых немцев не было рядовых. Самые младшие звания — унтер офицеры и лейтенанты, старшие офицеры вплоть до генералов. Далее колонны немцев из Москвы двигались по Волоколамскому шоссе в сторону Красногорска, В лагерь для военнопленных №27 (Спец. Лаг. Особого назначения, имевший двойное подчинение ГУ НКВД-КГБ и Глав ПУРу Красной Армии). Начальник лагеря назначался лично Л.П. Берией. В лагере особые отделы двух наших ведомств занимались массовым распропагандированием пленных немецких офицеров и генералов вермахта, СС и люфтваффе, в том числе, вместе с немецкими коммунистами, вёлся подбор кандидатур и подготавливались кадры для правительства будущей социалистической Германии. В Красногорске была создана специальная Антифашистская школа, где среди прочих предметов серьёзно занимались правдивой европейской историей, русским языком и политологией.
В первые годы существования Германской Демократической Республики и вплоть до 80 годов прошлого века 85 процентов министров правительства ГДР прошли обучение в Антифашистской школе города Красногорска. Учились в свободное время, а всё остальное пленные немцы востанавливали Москву, Красногорск, Тушино, Сходню. Строили Красногорский оптико-механический завод, заводы в Тушино, Химкомбинат в городе Химки, строили дороги, железнодорожные мосты и жилые дома ещё кое где сохранившиеся на улицах Москвы и подмосковных городов. Трудились все от фельдмаршала Фридриха Паулюса, генералов и старших офицеров до последнего рядового. Надо отдать должное трудились честно и строили качественно. Даже в городке ДОСААФ сегодня ещё стоят несколько зданий построенных военнопленными из красногорского лагеря.
Когда я изучал документы в архивах, более всего меня потрясло, удивило и удивляет до сих пор, умение наших особистов и политработников, пропагандистов из ГУ НКВД, психологов из специализированного института психиатрии НКВД, их помощников - немецких коммунистов, как они смогли махровых нацистов и убийц перепрограмировать, переделать, перевоспитать и превратить в нормальных людей. Насколько же талантливыми людьми были наши пропагандисты, что в такие короткие сроки удалось по настоящему сделать убеждёнными антифашистами и пацифистами сотни тысяч одурманенных извращённой идеологией немецких солдат, офицеров, генералов. Превратить их в убеждённых строителей нового мирного немецкого общества и не только в зоне советской оккупации, но, и в зоне стран союзников. Такое было возможно только в нашей стране Советском Союзе.
В лагере по предложению Сталина и инициативе нескольких пленных офицеров в числе которых был Генрих фон Эйнзидель 13 апреля 1943 года был создан Национальный комитет << Cвободная Германия>>(NKFD) где Генрих стал вице-председателем и комиссаром по пропаганде.
Уже в первые дни лагерной жизни на молодого лейтенанта наши политработники обратили внимание и предложили ему сфотографироваться для обложки пропагандистской фронтовой газеты<<Front-illustrierte>> с листовкой в руках на которой был изображён его дед перстом указывающий на фюрера. Как вспоминал Генрих: - Я в начале согласился только для того чтобы дать весточку своей семье и однополчанам, что я жив и нахожусь в плену у русских. Несколько позже Генрих выполнил и другое поручение. Его попросили рассказать по радио правду об отношении к пленным немцам в России и как их содержат в лагере для военнопленных, предварительно показав фото и отснятые самими немцами фильмы о тех ужасах которым подвергались советские пленные и гражданское население в нацистских концлагерях и на оккупированных территориях. В последствии Генрих вспоминал, что после просмотра немецкой кино и фото хроники он в одночасье поседел от увиденного. И практически в один день стал убеждённым антифашистом и пацифистом.
В последствии будучи комиссаром по пропаганде Генрих принимал самое активное участие в газете <<Front-illustrierte>>, писал туда статьи, выезжал на фронты для работы с пленными немцами, итальянцами, венграми, чехами, испанцами помогало отличное знание нескольких европейских языков. Предлагал темы и работал над текстами фронтовых листовок. В той работе познакомился с Александром Житомирским и практически помогал ему в создании очередных листовок- пропусков.
В самом конце войны, когда от её полной бессмысленности солдаты вермахта уже осатанели и начали сдаваться в плен целыми подразделениями, от руководства Глав ПУР(а) и ГУ НКВД-КГБ поступило предложений создать фотомонтаж, где сами немецкие солдаты призывают Гитлера к ответу. Пластическое выразительное воплощение этой идеи ник не находилось. Александр пересмотрел сотни фотографий с фронта ничего подходящего не было. И тут Генрих, сам будучи участником лагерной художественной самодеятельности, предложил сыграть суд над фюрером.
А фотомонтаж сделать постановочным. Быстренько отсняли солдат для фона. Генрих, хорошо знавшего Гитлера, загримировался под фюрера, а главного обвинителя, гневно взмахнувшего сжатым кулаком сыграл, Александр Житомирский переодевшийся в форму рядового вермахта. Так родился один из последних фронтовых шедевров, фотомонтаж Александра Житомирского << К ответу!>> и так родилась дружба двух талантливых, и совершенно незаурядных людей. Аса немецкой послевоенной журналистики, сценариста, будущего классика послевоенного немецкого кинематографа и немецкой литературы, политика — пацифиста (депутата Бундестага ФРГ) Генриха фон Эйнзиделя.
В последствии рассказывая свою историю в написанных им антивоенных повестях, сценариях и романах Генрих упоминал, как он, лично знавшего дядюшку Адольфа ещё с детских лет, консервативный аристократ, сноб, отнюдь не последний боевой лётчик люфтфаффе, в то время убеждённый нацист член ордена СС, стал убеждённым бойцом идеологического сопротивления нацизму, противником войны и убеждённым социалистом. Он объяснял свою позицию: - У нас всех было только одно право и один выбор остановить Гитлера, и прекратить войну. В том же 1953 году когда была написана автобиографическая книга и по его сценарию в Германии был снят его первый художественный фильм, драма <<Последний мост>> где он сам сыграл роль одного из героев фильма, военного лётчика. Что любопытно, главную женскую роль в этой картине играла его жена Барбара Рюттинг - в то время, уже известная немецкая киноактриса. Параллельно Г. Эйнзидель писал статьи и очерки для гамбургского еженедельника << Die Zelt>>. Послевоенная судьба журналиста и писателя складывалась отнюдь не гладко. Пережил несколько арестов и судов где его известного писателя американцы пытались обвинять, как советского шпиона. Но все обвинения рассыпались прахом.
После освобождения из плена в июне 1947 г. уже в июле 1947г. стал членом СЕПГ (Социалистическая Единая Партия Германии) и работал журналистом в издании Tagliche Rundschau в советской зоне оккупации. В конце 1948 г. выехал на Запад для воссоединения с семьёй. В последствии работал журналистом, переводчиком, сценаристом, писателем. В 1957-1992 годах состоял в Социал-демократической партии Германии, откуда перешёл в Партию Демократического Социализма. В 1994 г. был избран депутатом Бундестага по земельному списку ПДС в Саксонии. От второго брака имел двух сыновей. Скончался 18 июня 2007 г. в Мюнхене.
Послевоенное время, в нашей стране. не было безоблачным. Уже в 1947 году начиная с фултонской речи господина Черчиля, только присмиревшего на время Второй Мировой.., да, и как не присмиреть когда на Лондон, как из рога изобилия сыплются знаменитые нацистские Фау, а немецкие 17-летние мальчишки - асы утюжат бомбами британский флот в Ламанше и по всей Северной Атлантике. Приползла << фултонская собака>> к сталинскому сапогу, просить помощи. А в 47 очухалась начала тявкать со своих островов на ПОБЕДИТЕЛЕЙ.
Вместе с США британцы устроили холодную войну. Эти британские <<шестёрки>> с американскими хозяевами надеялись на свои первые атомные бомбы и свои летающие крепости В-17. Думали уж если немцы их не достали то теперь Москва их не достанет точно. Думали, да просчитались. В 1951 году 12 апреля, соколы трижды героя Советского Союза, тридцати летнего генерала авиации Ивана Никитовича Кожедуба, в небе над Северной Кореей, в составе 40 -ка реактивных яков практически разбили дивизию состоящую из В-17 и сотни аэрокобр прикрытия. Более 140 пленных американских лётчиков. Напугали американцев так, что в США был объявлен недельный траур. Ну а атомную бомбу, благодаря руководителю Атомного проекта Лаврентию Павловичу Берии, нашим разведчикам и гениальному Игорю Васильевичу Курчатову создали свою. Фултонская собака чуть прикусила язык.
В то сложное время Александру Арнольдовичу Житомирскому пригодился его военный опыт, и его уникальное чувство юмора теперь когда Геббельса давно не было, его любимчиком стал премьер министр Великобритании Уинстон Черчиль. Именно его после бандитского под тявкивания в Фултоне. Александр Соломонович в своём фотомонтаже изобразил псом с сигарой в зубах и котелке. Сатирические фотомонтажи с регулярностью стали появляться в советской прессе и прессе стран социалистического лагеря. Доставалось всем от греческих фашиствующих чёрных полковников, устроивших переворот в Греции до подпевалы Гитлера испанского диктатора Франко. От американских поджигателей войн до разгильдяев, бездельников и воров-несунов с советских производств. Фотомонтажи и сатирические рисунки А. Житомирского практически появлялись во всех центральных газетах начиная от Правды, Известий и кончая Московским комсомольцем, и Вечёркой (Вечерней Москвой). В журналах начиная от Советского Союза, Огонька, Крокодила и кончая Юностью и т. д. Надо добавить, что Александр Соломонович долгие годы был главным художником журнала Советский Союз, входил в состав редколлегий многих изданий концерна <<Издательство Правды>>. Всегда рисовал и из своих путешествий привозил много оригинальной графики, любил писать цветы. Был членом союзов художников и журналистов. Правительство никогда не забывало о художнике, он был награждён орденами и медалями имел звания Заслуженного деятеля искусства РСФСР, Народного художника РСФСР.
К сожалению, за последние годы либеральной вакханалии его имя постарались вычеркнуть из истории искусства, хотя его творчество очень пристально изучается во всех фото школах и фото академиях мира. Но мы профессиональные художники-сатирики, дизайнеры и журналисты выдающегося художника не забывали никогда и не забудем. А закончить статью о творчестве Александра Житомирского я хочу словами его друзей. Борис Полевой в 1963 году в журнале <<Огонёк>> № 31 писал о художнике: - В разгар Великой Отечественной Войны ты рассматривал выразительнейшие монтажи на плакате, приклеенном к стене разрушенного дома, где-нибудь возле военной дороги, на листовке, которую самолёт забросил во вражеский тыл, или в военной газете. И сразу вспомнишь, как страстно, как доходчиво и убедительно говорил с тобой художник языком необыкновенного своего искусства. Их было не так много, лаконичных, броских, выразительных монтажей. Но прошли годы, и снова видя их тут, вспоминаешь о них с тем же чувством, с каким вспоминаешь старое боевое оружие. Оно отлично служит и сейчас в дни идейных битв с врагами мира…
<< Бодлер в своих Цветах Зла в стихотворении посвящённом Домье, писал:

Всегда когда его острый карандаш
Бичует мир зла и поражает его,
Во всей красе раскрывается его сердце.

Это относится также и к творчеству А. Житомирского. Оно излучает, как и его личность, красоту и тепло большого сердца, бьющегося для счастья и благополучия человечества >>. Джон Хартфильд. Берлин. ГДР. 1967 г. ( Из предисловия к каталогу).
От себя я хочу добавить, то о чём молчат современные либеральные хомячки от искусствоведения. Графика Александра Арнольдовича (Соломоновича) Житомирского особенно 1941-1945 годов наполненная страстью, пафосом, внутренней энергией никак не укладывается в рамки современного либерального искусствоведения. Его мужественный и без всякой сентиментальности, экспрессивный уникальный стиль под стать своему времени и сами его композиции никак не ниже, а сродни офортам серии <<Бедствия войны>> великого испанца Гойи. Сродни европейским и немецким экспрессионистам, произведениям Георга Гросса и Отто Дикса с его графической серией <<Война>>. С этими выдающимися немецкими художниками, современниками Александра Арнольдовича (Соломоновича) Житомирского долгие годы связывала настоящая творческая и человеческая дружба…


.
Свидетельство о публикации №378722 от 17 января 2021 года





Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 16 января ’2021   01:27
Капитальный труд, Ладзимир! Очень познавательный и интересный.   
64

Оставлен: 17 января ’2021   19:30
Уважаемый Сергей Ильич! Благодарю Вас за тёплые слова в адрес моей публикации. И примите мои запоздалые поздравления с наступившим 2021 годом, с пожеланием здоровья Вам и Вашей семье в новом году. Меня оправдывает только одно. Я проболел короновирусом начиная с середины декабря и вот буквальо по сегодняшний день. Единственным плюсом моей болезни было то, что я перечитал всё Вами опубликовали на сайте и очень рад что могу вам сказать: -Вы талантливый человек и пожелать новых творческих успехов в Вашем эпистолярном творчестве.
Ещё мне кажется, что Вы человек с хорошим техническим образованием и в силу этого должны неплохо разбираться в технике. А именно это интересует уже моё одноимённое издательство <<LADZIMIR-press>> находящееся в Минске. Если Вам не трудно и возможное предложение о сотрудничестве с издательством Вас заинтересовало отпишитесь на мою почту E-mail: ladzimir-w@yandex.ru С уважением Быковский Владимир Михайлович (LADZIMIR).

Оставлен: 17 января ’2021   20:14
Спасибо, уважаемый Владимир, за признание моего творчества. У меня вся трудовая деятельность прошла на стыке технических наук в области металлургии, железнодорожного транспорта и физики металлов. Вашим предложением воспользуюсь.
64



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

🍁Моей собаке🍁

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/music_clip/2442391.html?author
"НАСТРОЕНИЕ ОСЕНЬ". ПЕСНЯ-ВИДЕО. ПРИГЛАШАЮ к ВЕЧЕРНЕМУ Просмотру.

Рупор будет свободен через:
24 мин. 51 сек.









© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft