16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  123 410Зрителей: 66 498
Авторов: 56 912

On-line15 490Зрителей: 3039
Авторов: 12451

Загружено работ – 2 122 813
Социальная сеть для творческих людей
  

Поворот

Литература / Проза / Поворот
Просмотр работы:
11 октября ’2019   21:51
Просмотров: 9657

Поворот. Часть первая: вступление

"Поворот" группы "Машина времени". Надеюсь, читателю знакома эта классика советского рока? Наверное, кто-то со мной не согласится, но рок-музыка, возникшая (да и существующая) во многом, как музыка протеста, по своей сути является своеобразной серединкой между бардовской, в которой основная нагрузка идёт не на музыку, а на слова (Высоцкий, например, однажды назвал свои песни не песнями, а исполняемыми под гитару стихами), и попсой, в которой смысловая нагрузка текстов частенько на "одноклеточном уровне".

"...Новый поворот, и мотор ревет, Что он нам несет? Пропасть или взлет? Омут или брод? Ты не разберешь, пока не повернешь..." - если вникнуть в смысл этих слов, то есть о чём задуматься... Например, о том, что порой то, что поначалу кажется плохим, нежданно-негаданно приводит к хорошему. Об обратном (попросту говоря, "обломе") мне говорить не хочется, но оно, увы, тоже присутствует в жизни.

Был у меня, признаюсь, соблазн приписать эту историю Аде - Мурке, но... Дело даже не в том, что с ней такого не было - автор в конце концов имеет право на выдумку, а в том, что этого с ней по многим причинам быть не могло...

С чего всё началось? С того, что этим летом я вместе с одним из своих хороших знакомых, который значительно старше меня по возрасту, должен был поехать в другой конец города. От такси он (старый упрямец советской закалки - так и вспоминается крылатое "Наши люди на такси в булоШную не ездят!") гордо отказался, несмотря на то, что прекрасно знал, что творится в Городе с общественным транспортом в последнюю пару лет после его так называемой "оптимизации". К остановке наконец-то, надсадно рыча, подполз газомоторный автобус, в котором нам предстояло провести час с лишним - маршрут очень длинный. Я с крайним неудовольствием вслух отметил открытую из-за жары заднюю крышку его капота: "Раззяпил задницу!" - иногда я бываю грубияном - особенно если знаю, что открытый капот означает тот прискорбный факт, что из-за перегрева двигателя кондиционер в этом автобусе наверняка не работает. Я вообще поражаюсь этой, с позволения сказать, конструкции: при температуре воздуха в тени выше +30 (а таких дней в нашем Городе 70-80 из трёх летних месяцев) включение кондиционера приводит к тому, что автобус начинает глохнуть. А когда же тогда можно включать кондиционер? Когда он не нужен?

- Во времена моего детства автобусы тоже часто ездили с открытыми капотами, - спокойно возразил мой спутник.
Это меня начало злить: в конце концов мне не десять лет и я прекрасно помню и советские ЛиАЗы, у которых моторы были спереди, и ЛАЗы, у которых они были сзади, и они тоже летом часто ездили с открытыми капотами, и это меня мало волновало.

- Во времена твоего детства были нормальные автобусы с нормальными форточками, а не эти "газенвагены"! - да-да, в расчёте на кондиционеры, форточки в нынешних автобусах напоминают скорее амбразуры какого-нибудь дота, поэтому толку от них очень мало, а сами новые машины получили народное название "газенвагены" вовсе не из-за того, что работают на газе, а именно из-за того, что при неработающих кондиционерах они напоминают нацистские фургоны-душегубки, в которых травили узников концлагерей во время Второй Мировой.

- О, я тебе потом расскажу про нормальные автобусы с открытыми капотами... И не только про них... - пообещал мой спутник, втискиваясь в салон...


Поворот. Часть вторая: будет ли поворот вообще?

В душном переполненном "газенвагене" было не до разговоров, затем по приезду и на обратном пути - тоже, но по возвращению мой спутник рассказал-таки мне историю, которой я (с его разрешения) решил поделиться в виде рассказа. Единственная его просьба заключалась в том, чтобы я не называл имена персонажей вообще ни в каком виде. Что ж, он имеет право на эту прихоть: пусть будут Мальчик и Девочка с заглавных букв.

Итак, жил-был Мальчик - самый обыкновенный и даже, наверное, заурядный двенадцатилетний мальчик, не отличавшийся никакими способностями: ни умственными, ни физическими. В школе он "перепрыгивал" с троек на четвёрки и обратно, был тихим и скромным, а единственным его увлечением был авиамоделизм, в котором он, впрочем, был тоже далёк от больших успехов. Кроме всего прочего, Мальчик был очень невезучим. Очень хорошо про такого в своё время написал Борис Алмазов: "Он действительно был немножко шляпой. Начнет в футбол играть, ударит по мячу - мяч в окне, ботинок в воротах. Пойдет рыбу ловить, насадит червяка, махнет удилищем - червяк за шиворот, а крючок вместе с удочкой и большим клоком штанов далеко в реке плавает…"

Так бы это всё, наверное, и продолжалось, если бы в авиамодельном кружке не появился новенький, а если точнее, то новенькая. Девочка в авиамодельном кружке, конечно, редкость, поэтому когда она заявила, что за два месяца, оставшихся до городских соревнований, построит радиоуправляемую копию-модель, все только смеялись. Надо объяснять, что такое - копия-модель? Изготовленная собственными руками летающая модель, до мельчайших деталей соответствующая реальному типу самолёта (в соревнованиях копий и полукопий оценки выставлялись не только за лётные качества, но и за внешнее соответствие), с бензиновым моторчиком (с резиномоторным назывались полукопиями). А тут ещё и с радиоуправлением, которое тоже надо собрать и настроить собственными руками. Да ещё и за невиданно короткий срок. "Добила" весь кружок Девочка заявлением, что будет строить не что-то очень популярное в авиамоделизме того времени, вроде легендарных истребителей-монопланов Великой Отечественной И-16 или Як-3, а не менее легендарный, но очень сложный в изготовлении полутораплан И-153, носивший красивое название "Чайка" из-за формы верхнего крыла.
"Фу, девчонка! Фу, хвастушка! Ха-ха-ха, да за два месяца ты и один только фюзеляж не сделаешь!" - посыпались мнения других мальчишек, но тихий и скромный Мальчик, как всегда, промолчал.

Прошёл месяц и насмешки над Девочкой стихли, потому что все своими глазами видели, как умело она обращается с любым инструментом от лобзика до паяльника, видели как двигались у неё дела в постройке модели. Мальчик, частенько даже забывал о своей модели, с которой возился уже чуть ли не полгода, когда бросал осторожные взгляды в сторону Девочки: да, она ему очень нравилась, но признаться в этом он, в силу своего характера, не мог не только ей, но и даже, наверное, самому себе. Он не мог решиться даже заговорить с ней, несмотря на то, что они встречались в кружке три раза в неделю...


Поворот. Часть третья: омут или брод?

Мальчик не мог не замечать того, что Девочка постоянно остаётся в кружке после окончания времени занятий, это было понятно: на неё "давили сроки" - до соревнований с каждым днём времени оставалось всё меньше и меньше, и однажды он тоже решился задержаться. Вероятно, не только из-за того, что у него на первых лётных испытаниях (ещё до покраски и отделки мелких деталей) возникли проблемы с управлением, чуть не приведшие к аварии и гибели модели. Девочка, уже привыкшая оставаться в компании только руководителя кружка, заполнявшего после занятий журналы и писавшего какие-то бесконечные бумаги (увы, такой, далеко не творческой, работы там тоже хватает), обратила на него внимание, подошла и негромко спросила:
- Что у тебя?

- У мменя? - мальчик от растерянности даже начал слегка заикаться. - Руль высоты ззаедает...

Девочка мельком взглянула на модель:
- Не там ищешь, не в управлении дело - посмотри на кромку стабилизатора... - сказав это, она вернулась к своей модели. Мальчик посмотрел и увидел, что плохо обработал эту кромку, и руль высоты попросту цепляется за шероховатости.
Вскоре руководитель кружка закончил работу с бумагами и велел заканчивать и Мальчику с Девочкой, потому что он уходит домой. Так Мальчик и Девочка впервые вышли из Дворца Пионеров вместе. Неожиданно выяснилось, что идти домой им в одну сторону, и по пути влюблённый Мальчик наслаждался разговором с Девочкой. Собственно, говорила-то в основном она: рассказывала о том, что раньше жила на другом конце страны, имела немалые достижения в авиамоделизме, но её отца по работе перевели сюда, а Мальчик с бьющимся сердцем слушал, не веря своему счастью...


Поворот. Часть четвёртая: пропасть или взлёт?

После этого случая Мальчик стал задерживаться после каждого занятия для того, чтобы возвращаться домой по пути с Девочкой. Так продолжалось три недели. Мальчик не знал, замечает ли Девочка то, что они стали постепенно удлинять свой путь, но его самого это вполне устраивало: за это время он узнал и то, что отец Девочки в детстве и юности очень хотел стать лётчиком, но не прошёл медкомиссию, поэтому стал авиадиспетчером - работа, может быть, и не выглядящая романтично, но очень уважаемая в то время и напрямую связанная с самолётами, и то, что её дедушка (отец отца) был авиатехником - профессия тоже не самая романтическая, но тоже очень уважаемая: от техников ведь зависит исправность самолётов. Одним словом, любовь к авиации перешла к Девочке по наследству, и это была действительно любовь: Девочка сама, а не по настоянию родителей (как это иногда случалось и случается, к сожалению) когда-то выбрала авиамодельный кружок. О себе Мальчик почти ничего не рассказывал даже не потому, что ему нравилось слушать Девочку, которая была для него Самой Лучшей на Земле, а ещё и потому, что он не видел в своей прошлой жизни ничего особенно интересного.

В ту уже послепраздничную майскую пятницу постройка их моделей была наконец завершена и были успешно проведены лётные испытания моделей, получивших раскраску соответствующую определённым авиачастям - настоящие летающие копии реальных самолётов, а в воскресенье должны были состояться соревнования. По пути домой Девочка рассказывала Мальчику о том, почему она выбрала именно "Чайку": не только из-за сложности изготовления, а и из-за того, что И-153 во многом способствовали победе на Халхин-Голе, где оказались большим сюрпризом для японских лётчиков, поначалу принявших их за устаревшие И-15 и понесших огромные потери, а в начале Великой Отечественной, заметно уступая "Мессершмиттам-109" в скорости и вооружении, советские лётчики героически противостояли на "Чайках" немецким истребителям, используя своё единственное преимущество - отличную маневренность.

Погода была очень тёплой, и Мальчик, слушая Девочку, даже не заметил, как они, привычно уже удлиняя путь по домам, оказались на набережной. Не услышал он и того, как его окликнули по имени...


Поворот. Часть пятая: всё-таки пропасть?

Из мира авиации Мальчика вывел неожиданный вопрос Девочки, прервавшей свой рассказ о плюсах и минусах различных истребителей Второй Мировой:
- Это не тебя случайно?
Не успел Мальчик ничего ответить, как увидел перед собой отца, невесть как оказавшегося на набережной в разгар рабочего дня: скорее всего его послали кого-то встретить с теплохода - он работал шофёром в одном из учреждений.
- Ты что здесь делаешь? - сердито спросил отец.
- Я... ггуляю... - от неожиданности Мальчик вновь начал слегка заикаться - такое с ним (да, наверное, и не только с ним) случалось.
- Гуляешь? А уроки ты сделал?
Мальчик в ответ смог только отрицательно покачать головой и услышал гневные тирады:
- Ты вообще оборзел?! И так - троечник, а теперь ещё в самом конце учебного года вздумал гулять, не сделав уроки?! Хочешь до двоек скатиться?! Хочешь на второй год остаться?! По ремню соскучился?! Сегодня же вечером покажешь мне дневник! - всё это, включая непривычное требование показать дневник сегодня, в пятницу (электронных дневников в те времена, сами понимаете, не существовало, а в обычные (бумажные) подавляющее большинство родителей заглядывали только по субботам, когда подписывали их), заставило мальчика покраснеть и опустить взгляд на тротуар: причины опасаться родительского гнева у него были - в дневнике красовалась полученная во вторник пара по математике, а по ремню он совсем не соскучился, хоть и получал его не так уж часто (в основном за плохие оценки - он ведь был тихоней по своей натуре) и поэтому надеялся, что и завтра его минует "чаша сия", а уж сегодня-то... Ноги Мальчика стали "ватными", язык "онемел", а то самое место пониже спины заныло в дурном предчувствии...

Отругав сына, отец поспешил по своим делам, а Мальчик по-прежнему стоял, рассматривая трещины на асфальте - он уже смирился с тем, что ему наверняка предстоит вечером, и думал о том, стоит ли рядом с ним Девочка (во время их прогулок он не решался даже взять её за руку), Мальчик не знал, что было бы для него хуже: если бы она ушла, услышав самое начало отцова "наезда" и решив, что с таким, как он, водиться не стоит, или если бы осталась и слышала всё...
Наконец Мальчик решился поднять взгляд: Девочки рядом не было.

"Как я теперь, после такого позора, смогу хотя бы посмотреть на неё - Самую Лучшую на Земле?" - подумал он и только сейчас заметил, что стоит рядом со стоянкой туристических автобусов, у ближайшего из которых, как и у некоторых других, была открыта задняя крышка моторного отсека, а от самого двигателя веяло жаром. Мальчик непроизвольно отдёрнулся от потока раскалённого воздуха...


Поворот. Часть шестая: всё-таки взлёт!

От внимания вышедшей из-за соседнего автобуса Девочки не ускользнуло то, как отпрянул от неостывшего двигателя Мальчик. Она грустно улыбнулась:
- Мне этот открытый и горячий автобусный зад тоже кое о чём напомнил...
- О ччём? - Мальчик, считавший, что Девочка ушла, вновь растерянно заикнулся.
- О том, что завтра мне тоже наверняка влетит...
Мальчик, которому такое сравнение автобусного зада с его собственным и не приходило в голову, растерялся ещё больше:
- В ккаком смысле? - нет, он знал, конечно, что означает слово "влетит" применительно к воспитанию, но Девочка всё время их знакомства казалась ему чем-то неземным (если бы он не был пионером и верил в бога, то, наверное, он считал бы её кем-то вроде ангела), поэтому ему и в голову не могло придти, что ей за что-либо может влетать от родителей.
- В самом, что ни на есть, прямом... ремнём... - Девочка вновь грустно улыбнулась. - Я ведь ничем не лучше других и мне тоже время от времени влетает, когда есть за что... Завтра отец будет подписывать дневник, а там... есть за что...
- Ты лучше других, ты - Самая Лучшая Девочка на Земле, - Мальчик произнёс это вслух в первый раз в жизни и очень горячо, - даже если тебе и влетает, как всем остальным, - он неожиданно понял, что перед ним не какое-то придуманное им божество, а самая обыкновенная, хоть и Самая Лучшая на Земле, девочка.
- А ты - Самый Лучший Мальчик на Земле... даже если тебе и влетает, как всем остальным... - Девочка вновь улыбнулась, но уже не грустно.
Не сговариваясь они нашли укромное местечко на набережной и, забыв о грозящих (ей - завтра, а ему - сегодня) неприятностях, неумело, в первый, но в далеко не последний, раз долго целовались...

Собеседник умолк, я выдержал паузу и спросил:
- А что потом было?
- Потом? Потом много, что было, а сегодня мы с тобой ездили через весь город в "Моделист-Конструктор" (единственный оставшийся в Городе магазин такого направления) зачем? Думаешь, я это для внуков прикупил? - собеседник вздохнул, показал приобретённые там бензиновый моторчик, ещё некоторые детали и инструменты, авиамодельные клеи и краски, и продолжил:
- Им, современным, только готовые модели подавай, чтобы полетать, а своими руками строить не хотся... Это мы с женой на пенсии решили тряхнуть стариной...






Голосование:

Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 12 октября ’2019   06:42
Добрый, хороший рассказ

Оставлен: 12 октября ’2019   10:37
Спасибо.


Оставлен: 28 октября ’2019   22:11
     

Оставлен: 29 октября ’2019   14:42
Спасибо! 

Оставлен: 09 ноября ’2019   19:08


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
Голосуйте за конкурсные работы друзья!

Присоединяйтесь 



Наш рупор

43

Рупор будет свободен через:
6 мин. 1 сек.







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft