-- : --
Зарегистрировано — 123 424Зрителей: 66 511
Авторов: 56 913
On-line — 10 427Зрителей: 2033
Авторов: 8394
Загружено работ — 2 123 006
«Неизвестный Гений»
ВСТРЕЧА
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
23 августа ’2010 18:19
Просмотров: 26865
Пономаренко Елена.
ВСТРЕЧА
/БЫЛЬ/
Мелькали полустанки, станции, разъезды… Поезд «Москва-Караганда» мчал Ису Дзантокова по бескрайним казахским степям. Семилетним мальчишкой он попал в Казахстан и для него он стал второй Родиной.
Ветер гнул по степи серебристый ковыль. Огромные, черные тучи предвещали грозу; и вот уже первые капли дождя ударили в окно его купе. Иса, стоя в тамбуре, вспоминал события своего приезда в Казахстан.
….Забирали, всех кто был дома, ничего не объясняя, никому ничего не говоря.
Сначала всех собрали у трассы Ростов-Баку, выстроив вдоль дороги. Люди не знали в чем дело. Если члены семьи были на работе или гостили у родственников, то они были вынуждены расстаться с семьей. Мальчиков после четырнадцати лет и мужчин грузили в грузовики отдельно, женщин, стариков и детей вместе.
Никого не жалели: многие из нас – детей знали, что уже больше никогда не встретятся со своими родными.
Потом с трассы нас увозили на вокзалы и грузили в холодные товарняки, как скот. Там на весь вагон стояла одна буржуйка – железная печка. Было холодно, голодно. Были люди, которых без еды насильно выгнали из дома. Все делились последним куском хлеба, горе объединяло...
Люди болели, умирали в дороге. Умерших просто закапывали в снегу, когда останавливался поезд. Врачей не было. Даже по нужде приходилось там же, в вагоне ходить, хотя это было совсем не по закону чести и достоинства чеченцев. А если в дороге умирали родители, детей отдавали по дороге в детские дома, и не говорили даже в каком городе...
Приехали в холодную зиму, в Казахстан. Это был, оказывается, последний пункт нашего назначения. Здесь чеченцев и ингушей, разбирали по дворам местные казахи, увозили их на санках и телегах, запряженных лошадьми. Детей, больных, стариков сажали в телеги, а способные идти: шли пешком.
…Дождь всё усиливался, капли перерастали в сплошной ливень, а воспоминания в картины, никем не забытые, жизненные картины казахского и чеченского народа всплывали в памяти Исы отчётливо и ярко.
Подъезжая к Караганде, Иса знал, что его будут встречать и со своей благодатной Родины он вез благославление старикам и молодым, как напутственные слова повторяя: «Дала диканца гойтийла вай!». А колеса отстукивали: «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости!».
…Магрипа и Арыслан боязливо приняли новых постояльцев.
Разговаривали между собой они очень тихо, как-то мягко: и совсем не понимали казахского языка. Женщины были одеты в чёрное, постоянно плакали и причитали, начиная время от времени очень громко кричать. Мои друзья Бек и Алан тоже встретили их с опаской. Среди этих женщин был мальчишка, который первый подошел тогда к нам.
– Иса, – сказал он всем нам, протягивая обе руки. Потом он говорил ещё что-то, но мы не поняли. Одно поняли лишь со слов моей матери: «Они будут жить у нас!»
– Как все шестеро? – переспросил я мать.
–Не спрашивай больше ни о чём. Потеснимся. Война, сынок, – грустно ответила только мне мать.
У женщин и этого мальчишки совсем не было тёплой одежды, не заметил я и никаких узлов, чемоданов и баулов.
– Мама, зачем эти люди к нам приехали? – попытался я опять узнать у матери.
– Молчи, сынок! Значит так надо, – сказала она мне.
Отец принес дров, а мать раскрыла сундук и подала женщине одеяло, сшитое из разных лоскутов, на полу раскатала свернутую кошму.
Мой отец указал женщинам, куда можно сесть. Дети на руках у них пригрелись и уснули.
...В этот год выдалась очень суровая зима. Отец пас отары овец, я помогал ему, как только мог. Мама вязала варежки, носки: и всё это отправляла большими посылками на фронт.
Утром неожиданно, пока мы все спали, отец на санях привёз ещё девочку. У неё были обморожены ноги и руки, она почти не кричала, от крика видимо охрипла.
–Яхита, Яхита! – кинулась к ней одна из женщин. Она прижала девочку к себе, вопрошающе глядя на отца, как буд-то спрашивая: «Где ты её нашел?» Отец, отвечая на её вопрос, показал рукой куда-то далеко в степь. А матери сказал:
– Бросили девчонку, думали, что мёртвая. Магрипа, я за доктором. Растопи курдючный жир. Приготовь кровать для неё. Мурат пусть ложится здесь, – отец указал мне на пол.
Женщина не отходила ни на минуту от дочери. И мы все: взрослые и маленькие ждали, молились за неё, за её выздоровление, переживали, кто как мог. Она была моей ровесницей. Когда мать показала женщине в чёрном десять пальцев своих рук, та загнула из них четыре, значит, девчонке было шесть: решил я.
Вечером отец привёз доктора, он долго её слушал. Простукивал и остался у нас до утра, сделав девчонке какой-то укол.
Постояльцы или наши жильцы были мусульмане, около пяти вечера помолились и опять забились все в дальний угол.
Отец принёс мясо, поставил варить.
¬¬– Сынок, сходи в сарай за куртом, пусть немного утолят голод, пока мясо сварится, – попросил меня отец.
¬– Магрипа, малышам дай айран, – опять распорядился отец.
Мать разлила айран всем поровну, протягивая чашки женщинам, но указывая на детей.
И женщины поняли друг друга.
Одна из них опять стала кричать и плакать, но айран взяла, отдав его своей младшей дочери.
Бек и Алан прибежали ко мне, видимо их души переполняло такое же любопытство: «Кто такие? Откуда?»
С собой они принесли чашку баурсаков, передавая её моей матери:
– Тётя Магрипа, мама вам послала, для всех них, – сказал Бек, указывая на наших новых жильцов. – Наших, мы уже накормили. Мать протянула баурсаки женщине, но та отодвинула их рукой.
– Ешь, – сказала мать. Ешь,– повторила она и улыбнулась женщине.
– На́на, на́на, – тянули руки к хлебу дети, плакали женщины.
– Бепи́г, Бепи́г,– радовались женщины. Только спустя несколько дней я узнал, что на́на по-чеченски – «мама», а бепи́г – «хлеб».
Иса кормил сестру, сам взял только курт, отдал свой айран матери.
И что интересно: эта женщина его во всём слушалась и, казалось, ему подчинялась.
Ранним утром нас разбудил крик женщины, и мы поняли, что малышка умерла...
Мать кричала, дико кричала. Отец похоронил Яхиту, взяв меня, и моих друзей на кладбище: больше мужчин – то и не было.
Грустно, очень грустно нам было всем, но заботы дня заставляли нас двигаться, выводить отары, набирать соломы, готовить воду, кормить скот.
С этого дня мы жили как одна семья. Понемногу приходили в себя жильцы, помогая, матери по хозяйству. Наши постояльцы с удовольствием учили казахский язык, дети пошли в школу. Иса стал моим другом. Он показывал и называл мне по-чеченски предметы, которые видел вокруг себя: печь – “пеш ю”, лепешка – «хьакхам», Родина – «Даймохк» при этом … глаза он, не стыдясь вытирал кулаком, и я видел его слёзы, понимая – это были слёзы горечи и разлуки. Женщины научили мою мать печь из кукурузной муки лепешки, варить мясо с галушками, которое называли «жижиг галныш». Чаще стали улыбаться, а однажды даже спели красивую песню, голоса у них оказались приятными. Приближалась весна, со склонов холмов сошел снег, ярче светило весеннее солнце.
...Иса, Алан и я стали неразлучны. Чеченцы делились с казахами радостями, обустроили свой быт. Постепенно стали искать и находить родных, детей.
Победу сорок пятого мы встретили все вместе. Помню, обнимались и плакали наши матери: казашки и чеченки. Когда уезжал Иса, а было это уже в 1957 году, теперь моя мать Магрипа Бегельдинова, желала ему: «Некъ дика хийла!» – и я, конечно, знал перевод: «Пусть добрым будет твой путь!» – желая ему того же.
Поезд «Москва-Караганда» приближался к пункту назначения. Мелькали номера вагонов 7, 8, 9…
Арслан, Бек и я встречали Ису, всматриваясь в лица, искали до боли знакомого нам человека, нашего друга и товарища.
– «Да́ла ди́канца гойтийла вай»,– «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости», – отстукивали колёса по железнодорожному полотну, приближаясь к перрону вокзала.
P.S. Благодарю Альбукаеву Дагман за правдивый рассказ о репрессиях чеченского и ингушского народа. О братской помощи всему чеченскому народу, оказанного казахами во время военного лихолетья.
Свидетельство о публикации №20565 от 23 августа 2010 годаВСТРЕЧА
/БЫЛЬ/
Мелькали полустанки, станции, разъезды… Поезд «Москва-Караганда» мчал Ису Дзантокова по бескрайним казахским степям. Семилетним мальчишкой он попал в Казахстан и для него он стал второй Родиной.
Ветер гнул по степи серебристый ковыль. Огромные, черные тучи предвещали грозу; и вот уже первые капли дождя ударили в окно его купе. Иса, стоя в тамбуре, вспоминал события своего приезда в Казахстан.
….Забирали, всех кто был дома, ничего не объясняя, никому ничего не говоря.
Сначала всех собрали у трассы Ростов-Баку, выстроив вдоль дороги. Люди не знали в чем дело. Если члены семьи были на работе или гостили у родственников, то они были вынуждены расстаться с семьей. Мальчиков после четырнадцати лет и мужчин грузили в грузовики отдельно, женщин, стариков и детей вместе.
Никого не жалели: многие из нас – детей знали, что уже больше никогда не встретятся со своими родными.
Потом с трассы нас увозили на вокзалы и грузили в холодные товарняки, как скот. Там на весь вагон стояла одна буржуйка – железная печка. Было холодно, голодно. Были люди, которых без еды насильно выгнали из дома. Все делились последним куском хлеба, горе объединяло...
Люди болели, умирали в дороге. Умерших просто закапывали в снегу, когда останавливался поезд. Врачей не было. Даже по нужде приходилось там же, в вагоне ходить, хотя это было совсем не по закону чести и достоинства чеченцев. А если в дороге умирали родители, детей отдавали по дороге в детские дома, и не говорили даже в каком городе...
Приехали в холодную зиму, в Казахстан. Это был, оказывается, последний пункт нашего назначения. Здесь чеченцев и ингушей, разбирали по дворам местные казахи, увозили их на санках и телегах, запряженных лошадьми. Детей, больных, стариков сажали в телеги, а способные идти: шли пешком.
…Дождь всё усиливался, капли перерастали в сплошной ливень, а воспоминания в картины, никем не забытые, жизненные картины казахского и чеченского народа всплывали в памяти Исы отчётливо и ярко.
Подъезжая к Караганде, Иса знал, что его будут встречать и со своей благодатной Родины он вез благославление старикам и молодым, как напутственные слова повторяя: «Дала диканца гойтийла вай!». А колеса отстукивали: «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости!».
…Магрипа и Арыслан боязливо приняли новых постояльцев.
Разговаривали между собой они очень тихо, как-то мягко: и совсем не понимали казахского языка. Женщины были одеты в чёрное, постоянно плакали и причитали, начиная время от времени очень громко кричать. Мои друзья Бек и Алан тоже встретили их с опаской. Среди этих женщин был мальчишка, который первый подошел тогда к нам.
– Иса, – сказал он всем нам, протягивая обе руки. Потом он говорил ещё что-то, но мы не поняли. Одно поняли лишь со слов моей матери: «Они будут жить у нас!»
– Как все шестеро? – переспросил я мать.
–Не спрашивай больше ни о чём. Потеснимся. Война, сынок, – грустно ответила только мне мать.
У женщин и этого мальчишки совсем не было тёплой одежды, не заметил я и никаких узлов, чемоданов и баулов.
– Мама, зачем эти люди к нам приехали? – попытался я опять узнать у матери.
– Молчи, сынок! Значит так надо, – сказала она мне.
Отец принес дров, а мать раскрыла сундук и подала женщине одеяло, сшитое из разных лоскутов, на полу раскатала свернутую кошму.
Мой отец указал женщинам, куда можно сесть. Дети на руках у них пригрелись и уснули.
...В этот год выдалась очень суровая зима. Отец пас отары овец, я помогал ему, как только мог. Мама вязала варежки, носки: и всё это отправляла большими посылками на фронт.
Утром неожиданно, пока мы все спали, отец на санях привёз ещё девочку. У неё были обморожены ноги и руки, она почти не кричала, от крика видимо охрипла.
–Яхита, Яхита! – кинулась к ней одна из женщин. Она прижала девочку к себе, вопрошающе глядя на отца, как буд-то спрашивая: «Где ты её нашел?» Отец, отвечая на её вопрос, показал рукой куда-то далеко в степь. А матери сказал:
– Бросили девчонку, думали, что мёртвая. Магрипа, я за доктором. Растопи курдючный жир. Приготовь кровать для неё. Мурат пусть ложится здесь, – отец указал мне на пол.
Женщина не отходила ни на минуту от дочери. И мы все: взрослые и маленькие ждали, молились за неё, за её выздоровление, переживали, кто как мог. Она была моей ровесницей. Когда мать показала женщине в чёрном десять пальцев своих рук, та загнула из них четыре, значит, девчонке было шесть: решил я.
Вечером отец привёз доктора, он долго её слушал. Простукивал и остался у нас до утра, сделав девчонке какой-то укол.
Постояльцы или наши жильцы были мусульмане, около пяти вечера помолились и опять забились все в дальний угол.
Отец принёс мясо, поставил варить.
¬¬– Сынок, сходи в сарай за куртом, пусть немного утолят голод, пока мясо сварится, – попросил меня отец.
¬– Магрипа, малышам дай айран, – опять распорядился отец.
Мать разлила айран всем поровну, протягивая чашки женщинам, но указывая на детей.
И женщины поняли друг друга.
Одна из них опять стала кричать и плакать, но айран взяла, отдав его своей младшей дочери.
Бек и Алан прибежали ко мне, видимо их души переполняло такое же любопытство: «Кто такие? Откуда?»
С собой они принесли чашку баурсаков, передавая её моей матери:
– Тётя Магрипа, мама вам послала, для всех них, – сказал Бек, указывая на наших новых жильцов. – Наших, мы уже накормили. Мать протянула баурсаки женщине, но та отодвинула их рукой.
– Ешь, – сказала мать. Ешь,– повторила она и улыбнулась женщине.
– На́на, на́на, – тянули руки к хлебу дети, плакали женщины.
– Бепи́г, Бепи́г,– радовались женщины. Только спустя несколько дней я узнал, что на́на по-чеченски – «мама», а бепи́г – «хлеб».
Иса кормил сестру, сам взял только курт, отдал свой айран матери.
И что интересно: эта женщина его во всём слушалась и, казалось, ему подчинялась.
Ранним утром нас разбудил крик женщины, и мы поняли, что малышка умерла...
Мать кричала, дико кричала. Отец похоронил Яхиту, взяв меня, и моих друзей на кладбище: больше мужчин – то и не было.
Грустно, очень грустно нам было всем, но заботы дня заставляли нас двигаться, выводить отары, набирать соломы, готовить воду, кормить скот.
С этого дня мы жили как одна семья. Понемногу приходили в себя жильцы, помогая, матери по хозяйству. Наши постояльцы с удовольствием учили казахский язык, дети пошли в школу. Иса стал моим другом. Он показывал и называл мне по-чеченски предметы, которые видел вокруг себя: печь – “пеш ю”, лепешка – «хьакхам», Родина – «Даймохк» при этом … глаза он, не стыдясь вытирал кулаком, и я видел его слёзы, понимая – это были слёзы горечи и разлуки. Женщины научили мою мать печь из кукурузной муки лепешки, варить мясо с галушками, которое называли «жижиг галныш». Чаще стали улыбаться, а однажды даже спели красивую песню, голоса у них оказались приятными. Приближалась весна, со склонов холмов сошел снег, ярче светило весеннее солнце.
...Иса, Алан и я стали неразлучны. Чеченцы делились с казахами радостями, обустроили свой быт. Постепенно стали искать и находить родных, детей.
Победу сорок пятого мы встретили все вместе. Помню, обнимались и плакали наши матери: казашки и чеченки. Когда уезжал Иса, а было это уже в 1957 году, теперь моя мать Магрипа Бегельдинова, желала ему: «Некъ дика хийла!» – и я, конечно, знал перевод: «Пусть добрым будет твой путь!» – желая ему того же.
Поезд «Москва-Караганда» приближался к пункту назначения. Мелькали номера вагонов 7, 8, 9…
Арслан, Бек и я встречали Ису, всматриваясь в лица, искали до боли знакомого нам человека, нашего друга и товарища.
– «Да́ла ди́канца гойтийла вай»,– «Пусть Аллах даст нам встретиться в радости», – отстукивали колёса по железнодорожному полотну, приближаясь к перрону вокзала.
P.S. Благодарю Альбукаеву Дагман за правдивый рассказ о репрессиях чеченского и ингушского народа. О братской помощи всему чеченскому народу, оказанного казахами во время военного лихолетья.
Голосование:
Суммарный балл: 375
Проголосовало пользователей: 38
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 38
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Вниз ↓
Оставлен: 23 августа ’2010 19:02
Интересная информация. Прочел с удовольствием. Хотя все далеко неоднозначно
|
ev679540
|
Оставлен: 23 августа ’2010 19:17
Верю каждому слову, Лена!
Не может сердце остаться равнодушным после прочтения этого рассказа. Больно, тревожно и горько... Но знать надо - это судьбы людей наших. |
Оставлен: 24 августа ’2010 07:51
однулька моя. ты не поверишь у них такая у всех любовь к Родине, в универе учатся у нас дети тех, кого сюда ссылали, и у каждого на сотовом мелодии Кавказа, а уж если проводу День языков, они обязательно учавствуют, танцуют, поют, но держатся обособленно, некий свой мирок, в который очень трудно найти дорогу.
|
Babochka29
|
Оставлен: 24 августа ’2010 07:52
Джеймс она имеет место существовать, это тоже память и наша история, плохая или хорошая, но правда военного времени. Спасибо, друг за отзыв.
|
Babochka29
|
Оставлен: 23 августа ’2010 21:34
Тяжёлое было время, а правда жестокой... Сильный рассказ!
|
Eremite53
|
Оставлен: 24 августа ’2010 07:54
Олег благодарю, когда его писала, то видела глаза этой женщины, хоть она и живет в Караганде, но сердце ее там на своей Родине.спасибо за отзыв.
|
Babochka29
|
Оставлен: 24 августа ’2010 07:56
благодарю вас, огромное вам спасибо, это тоже наша с вами память...
|
Babochka29
|
Оставлен: 25 августа ’2010 07:58
да эта тема очень сложная, но писать правду нужно и не прятаться в папку" совершенно секретно" спасибо вас за отзыв.
|
Babochka29
|
Оставлен: 25 августа ’2010 11:49
Прчитал всё. На мой взгляд это лучшее. Понравился стиль изложения. Предложение - мысль, предложение мысль ... несомненно десятка.
|
Оставлен: 25 августа ’2010 12:57
огромное вам спасибо, для меня эта тема оказалась тоже очень не простой, но нужной .
|
Babochka29
|
Оставлен: 25 августа ’2010 12:59
спасибо, я предвидела Володя, что это нас с вами не должно оставить равнодушными. огромное спасибо за отклик.
|
Babochka29
|
Оставлен: 26 августа ’2010 08:34
Враждуют не народы и нации, враждуют политики, дельцы, греющие руки дельцы и бандиты, которым вошло в привычку убивать и грабить. Поганцев разных мастей хватает в любой стране и у любой нации. Изложенное Вами - есть правда! +10
|
BRIKMAN14
|
Оставлен: 27 августа ’2010 20:46
как трогательно Вы умеете описать человеческую судьбу (или судьбы) всегда поражаюсь... Спасибо!
|
Elida44
|
Оставлен: 30 августа ’2010 14:04
сама очень много пережила, когда мне поведали о тех событиях.Спасибо!
|
Babochka29
|
Оставлен: 05 сентября ’2010 20:21
Леночка, огромное спасибо, родная тебе за отзыв, да тема важная, у нас только у универе их учится более300 человек, у них своя диаспора, и не каждого они пускают к себе в души. этот рассказ мы ставили на сцене на день языков, зал встречал и провожал стоя, мы то все уревелись...
|
Babochka29
|
Оставлен: 05 сентября ’2010 16:55
Согласен с поклонниками Вашего таланта, дорогая Лена! О репрессиях чеченцев я знал понаслышке, после Вашего яркого рассказа - конкретно, впечатляюще.
|
an791
|
Оставлен: 10 сентября ’2010 06:45
благодарю вас, спасибо, я думаю, что об этом нужно писать....
|
Babochka29
|
Оставлен: 09 сентября ’2010 18:57
Страшная правда.Сталин и Гитлер совершили равные преступления перед человечеством.Почему Бог допустил это?
|
Оставлен: 18 июля ’2011 12:13
Вы всё пропустили сквозь своё сердце! Чужая боль -нет чужой боли! Нет для доброй писательницы Елены!
|
Оставлен: 16 сентября ’2013 15:01
С год назад смотрел фильм - вот не помню сейчас название, там именно об этих событиях.
Всё так и было. Елена, отличный рассказ, правдивый. |
Domosed777147
|
Оставлен: 23 сентября ’2013 08:20
Благодарна вам за стихотворение. А фильм назывался" Ночевала тучка золотая..."
|
Babochka29
|
Оставлен: 23 сентября ’2013 08:21
Спасибо за отзыв. Это тяжелая наша история. И молчать мы просто не вправе.
|
Babochka29
|
Оставлен: 29 ноября ’2016 16:55
Потрясающий рассказ,Лена!
Были бы каждый за себя - не выжили... Как проявляется самое хорошее в людях в самые трудные времена... |
Оставлен: 02 июля ’2018 06:36
Благодарю вас за отзыв. Многие после 1959 года уезжали, но большинство чеченцев и ингушей обрели здесь свою Родину. У нас было три школы русская, казахская и чеченская. На всех праздниках мы вместе.
|
Babochka29
|
Оставлен: 20 ноября ’2018 09:41
Какая честная и талантливая работа. Из Вашего рассказа, Лена, я
Теперь представила всю трагедию того времени. Спасибо Вам. |
Оставлен: 17 сентября ’2019 11:42
Знакомая тема. По Белоусовке Восточный Казахстан! Здорово написано!
|
GVG5711
|
Оставлен: 17 сентября ’2019 11:47
В 1958 году они уехали, но теперь их внуки и правнуки частые у нас гости. Мы рады такой встрече.
|
Babochka29
|
Оставлен: 17 сентября ’2019 11:55
Цитата: Babochka, 17.09.2019 - 11:47 В 1958 году они уехали, но теперь их внуки и правнуки частые у нас гости. Мы рады такой встрече. |
GVG5711
|
Оставлен: 17 сентября ’2019 11:56
И это радует, что в Людях остаются хорошие черты и Дружба через года!
|
GVG5711
|
Вверх ↑
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
(Премьера песни)
ЖЕНЩИНА ЛЮБИМАЯ
-VLADIMIR-M147
Присоединяйтесь
Спасибо.