Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
05 января ’2017
10:18
Просмотров:
14827
Утром как всегда собираюсь на работу, так год от года, 38 лет уже каждое утро буднего дня, привычка. Потому и в отпуск просыпаюсь в семь утра, внутренние часы идут каждый день, даже когда не надо. Обычно утром посмотрю новости, Прозу, почту, но сегодня надо побыстрее к полдесятому, потому что моя лекция утром.
Прихожу в кабинет на полчаса раньше, там уже Валя, мой заместитель, помощник, доцент, хороший товарищ, да просто друг, двенадцать лет вместе и понимаем друг друга с полслова. Как ее увидел, сразу нахлынула радость в душе - ведь пока я в пятницу гулял в Выборге, она все дела за меня вела, принимала указания администрации, отвечала на мейлы и телефонные звонки, это я прогульщик, а кафедра всегда работает, на работе зав. кафедрой, или развлекается с друзьями.
Поговорили полчаса о текущих делах. Вчера был звонок о необходимости занесения отчетных показателей по проекту к первому октября, а не к первому декабря, как мы ожидали раньше. Звонок меня встревожил вечером когда мы сидели в ресторане Выборга. Ей тоже позвонили и она, направив на работу помощника - всю кафедральную администрацию))) начала заполнять таблицы на сайте Минобрнауки, не дожидаясь моего решения. Похвалил, все делает верно, мне почти нечего добавить. Пожалуй аннотацию к отчету напишу, а прочее все готово в лучшем виде.
Наконец полчаса пролетели в разговорах, которые в советское время называли утренней планеркой и я иду читать свою лекцию по предмету «История и методология науки», а после Валентина ведет по ней практику - у меня ведь нет освобожденных замов, все преподаватели, сотрудники, ведут и учебные работы и научные проекты, это кроме бумажной волокиты, которую множит министерская бюрократия из года в год, считая, что обилие указаний помогает нам лучше работать. Так в работе пролетели три часа, лекция, после лекции урвал часик пописать научную статью по нашим результатам, точнее я правлю черновик после сотрудников, что нудно и муторно - править чужой текст вовсе не то, что писать свой - тяжело и нет полета мысли, но что делать, если эксперимент делали совместно с медиками, а это два университета и почти десяток авторов, и каждый написал свою часть, не вполне соотнеся ее с кусками товарищей.
Наконец Валентина освободилась, закончив практику, студентов отпустила обедать и вернулась в кабинет. Мы с ней делим небольшую комнатку - площадей в университете мало и не каждый зав кафедрой имеет кабинет, так, чтобы там не болтались аспиранты со студентами и никто не мешал работе.
Учебная работа кончилась, административная началась. Зам принесла мне на утверждение темы магистерских диссертаций всех новых семнадцати магистров, поступивших в этом году на мою кафедру.
Выбор темы - задача довольно сложная: Тема должна быть такой, чтобы была и новизна и можно было по результатам написать статью и выступить на конференции - это требование к магистру, но в то же время выполнимой за два года. А то два года пролетели, а диссертации нет - провал, выпуск без диплома, а это ЧП. Темы формируют руководители, доценты, кандидаты наук, но проверить надо, все же мой опыт немал и позволяет сразу прикинуть - что будет сделано, как и когда и какой будет результат. Всегда просматриваю документы и никогда не подписываю не глядя - это правило хорошего начальника.
Смотрю - одна студентка получила тему по лазерной абляции, а там все заезжено, ничего нового не создать. Что плохо - такая тема выполнима, а вот статью написать не выйдет, а это отличница, жаль давать провальную тему.
- Что с ней делать будем?
- Спрашивала ее руководителя, та ничего иного придумать не смогла - отвечает Валентина.
- Может ты возьмешь?
- Игорь, у меня уже два магистра и аспирант, лекции, научная работа и бумаг завал, перебор, не вытяну.
- Хорошо, я возьму себе, придумаю тему...
Как всегда, если не выходит, то мне. Конечно с точки зрения менеджмента не самый лучший шаг, но я так привык - раз сложно, то на себя беру. Зовем студентку, объясняем ей о смене руководителя, ввожу ее в курс дела, даю свои статьи по теме почитать.
Зову ее руководителя и объявляю свое решение как окончательное - иногда лучше поставить перед фактом и не обсуждать то, что уже решено. Зав. кафедрой решил и точка.
Остальные темы утверждаю, три студента руководителей не нашли, видно просто им лень, назначаю руководство. С этим все.
Поговорили по научным вопросам исследования нелинейных кристаллов, посмотрел фото кристалла в скрещенных поляризаторах, полчаса всего нормальной работы в лаборатории за микроскопом, той, что я люблю и которую умею делать, я ведь не администратор в душе! Но у нас если ты не начальник, то волею судьбы над тобой может оказаться дурак или зануда, надо самому создавать коллектив, иначе тебя построят.
Звонок по скайпу! Это зарубежный со-руководитель лаборатории, известный профессор. Позвонила, сказать, что пока не сделала что я просил, а тут личные проблемы навалились, дней десять будет не до меня. Со-руководство это равные обязанности, да и вопрос не срочный, поговорил, посочувствовал, решили, что позже вернемся к вопросу, как только она со своими проблемами разберется. Все верно, мне надо студентов по совместной программе в зарубежный университет послать, так, чтобы половину времени обучения у нас, а половину у них, но это еще нескоро, подождет вопрос, пусть пока учатся у меня, посмотрю кто есть кто, лодырей посылать только самому срамиться.
Только закончил и смог статьей многострадальной заняться - приходит аспирантка, та, что по совместной аспирантуре с Францией и только что оттуда вернулась на родину. Вернулась радостная, посвежевшая, в голове куча планов, это кроме тех, что профессор, со-руководитель из Франции составил. А для меня проблемы - в России я ее руководитель и планы надо соотнести с нашими экспериментальными возможностями. Во Франции она за год много наработала, создала теорию, начальные эксперименты, мы должны эксперимент продолжить. Конечно, вчерне план составил еще при утверждении совместной темы, но тут надо все конкретно вплоть до оборудования и химии и что и с кем выполнять. Далеко не все у нас есть и с оборудованием победнее будет в сравнении с Францией, это при том, что на кафедре оборудования на тридцать миллионов рублей и достаточно новое, но современные приборы жутко дорогие и оборудования во Франции будет раз в десять поболее... Ну что же, сделаем что можем.
Посмотрел ее результаты, понял, что осталось сделать, прикинул, как использовать наш прежний опыт. Дальше уже план работы с синтезом нанокристаллов, введением их в матрицу, которую она из Франции привезла. Вроде определилось, что делать и главное - выполнимо, нет нерешаемых задач. Порасспросил про Францию, про моих там знакомых, как она работала, как жила там, и в конце, позвав химика, отправил их подобрать вещества и посмотреть - есть ли требуемое, или закончилось?
Тут опять скайп! Звонит профессор из Венгрии, Шандор. Я его просил прочитать on-line, через скайп лекцию студентам, так примерно около 21 октября, все же у меня совместные программы и лекции известных профессоров входят в программу обучения. Оказывается его наградили, почетный профессор, он 18 занят, а потом - может быть, но надо точно определить время. Ну хорошо, решили о времени, заодно поговорили и о совместных работах и о возможности ведения аспиранта. Куча дел накапливается при совместном ведении программ, если партнеры в разных странах и встречаются пару раз в году. Наконец за годы и годы работы возникают чисто дружеские связи, приятно увидеть знакомого человека, с которым работаешь много лет, но встречаешь в год раз или два всего и опять только мейлы и голос по скайпу, а это совсем не то.
Ну все! Наконец от работ освободился, аспирантка ушла, Шандор тоже отключился и пошел на свою лекцию. Потянулся в кресле, отдыхаю от административных забот. За окном темнеет, дождь стучит по крыше, осень, желтые листья. Так незаметно весна и лето пролетели и опять осень, все по кругу, по кругу, день ото дня. Последние пару часов могу побыть профессором - почитаю научные статьи, попишу свою статью по микробиологии, там еще учебник по «Истории и методологии науки» не дописан - это все радость творчества, но это только вечером, в свободное от административной работы время... и так из года в год. Люблю эти вечерние часы, когда все уходят, никто не прибегает, не требует моего внимания, и я могу побыть самим собой, поработать для души, а не по обязанностям заведующего кафедрой, у которого нет свободной минутки до самого вечера, а вся работа пустая, без души - надо.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи