16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  124 048Зрителей: 67 100
Авторов: 56 948

On-line6 919Зрителей: 1350
Авторов: 5569

Загружено работ – 2 134 312
Социальная сеть для творческих людей
  

лётчики 1941 года

Литература / Проза / лётчики 1941 года
Просмотр работы:
20 октября ’2016   13:05
Просмотров: 15577

Военные лётчики 1941 года
Они гибли целыми эскадрильями, горели в кабинах самолетов. Ловили в прицел врага и давили до упора гашетку авиационного пулемета. Шли на таран! С пистолетами в руках бросались на прорвавшиеся на аэродром немецкие танки. Чудом выжившие в первые дни войны, оставшиеся хоронили своих товарищей в навсегда безымянные, безвестные могилы. Сбитые, они через лесные чащи и болота прорывались на восток - к своим. Летчики страшного сорок первого года. Они совершали подвиги, о которых мы никогда и ничего уже не узнаем, но забывать - права не имеем. Низкий поклон им и вечная память.
25 июля 1941 года. Четвёртый день полыхает война. Немцы рвутся к Киеву. Дальняя авиация перенацелена на бомбардировку мотомеханизированных колонн противника с низких высот. Утреннюю тишину полевого аэродрома Фёдоровка, разместившегося недалеко от Кировограда, взорвал гул прогреваемых моторов самолётов ДБ-3Ф 81-го дальнебомбардировочного авиационного полка. Сформированный год назад в местечке Хотунок, под Новочеркасском, он успел уже дважды сменить место дислокации. Из Запорожья, через аэродром Саки в Крыму, летали в Румынию, чтобы показать румынам, как рвутся наши бомбы на их нефтепромыслах. А сегодня, первая эскадрилья, во главе с её командиром капитаном Волковым М.М. взлетала, чтобы сбросить бомбы на танковую колонну немцев, находившуюся в сотне километров от Киева, в районе населённого пункта Ставище. Пока техники прогревали моторы самолётов, командир эскадрильи провёл предполётный инструктаж, определил порядок взлёта, сбора восьмёрки самолётов и отхода от аэродрома. Особое внимание стрелков обратил на смазку пулемётных лент пушечным маслом и обязательную проверку пулемётов перед взлётом. Присмотримся и мы повнимательнее к самолёту, на котором восьмёрка экипажей должна была выполнить поставленную командиром полка задачу У самолета ДБ-3ф (впоследствии Ил-4) конструкции Ильюшина были все данные для того, чтобы успешно бороться не только с зенитной артиллерией, но и с истребительной авиацией противника. Это был цельнометаллический моноплан с двумя моторами воздушного охлаждения, с низко расположенным крылом и удобной в воздухе остроносой и красивой формой фюзеляжа. Моторам воздушного охлаждения М-88 конструкции С. К. Туманского не грозила опасность утечки воды из пробоин, а следовательно, и их остановки
(заклинивания) в воздухе. К тому же все топливные баки этого самолета, расположенные в крыльях, были защищены специальной резиной и перед линией фронта заполнялись инертным газом. Все это намного увеличивало живучесть самолета в бою. Экипаж состоял из летчика, штурмана и воздушного стрелка-радиста. Стрелковое оружие самолета, предназначенное для отражения атак истребителей, было представлено двумя пулеметами ШКАС, конструкции инженера Шпитального: носового и турельного. Шасси в полёте убирались. Экипаж – 3 человека.
Технические характеристики  :
Двигатель, тип: 2хМ-88Б, мощность, л.с. 1100
Взлётная масса, кг 10055 Максимальная скорость, км/ч 398 Потолок, км 8,3 Дальность полёта, км 4625
Вооружение: - пулемётов ШКАС, мм 1х7,62
- пулемёт УТБ, мм 1х12,7 Максимальная бомбовая нагрузка 2500 кг.
Всё вроде бы хорошо, вот только маловат калибр пулемётов. Обратим также внимание на строй самолётов. Восьмёрка летит «крыло к крылу». Так учили! Так эффективнее бомбить, скажем, по аэродрому противника, с высоты 5000 метров. В колонну не попадёшь. Три человека в экипаже самолёта. Нет пока четвёртого с пулемётом и бомбардировщик совершенно беззащитен при атаке истребителя снизу-сзади. Восемь самолётов подняли в воздух 20 тонн авиационных бомб. А может даже больше. Маршрут короткий, бензина взяли туда и обратно. Зато под плоскости техники подвесили ещё по одной сотке. Всё сказанное выше не учитывает, последовавших за тем местных и заводских доработок, самолёта ДБ-3Ф. Это потом техники вырежут стальные листы и разместят их под ноги лётчиков. Прорежут внизу фюзеляжа откидной люк с пулемётом и засунут в фюзеляж стрелком механика из группы вооружения. А пока у взлетающей на боевое задание восьмёрки ИЛ-4 этих доработок нет. Каждая строка, каждое слово этого повествования относятся к событиям, именно , 25 июля 1941 года, к той драме, которая разыгралась в голубом украинском небе, над селом Острая могила, Ставищенского района, Киевской области.
Поставив рычаги газа на максимальные обороты и отпустив тормоза, командир первой авиационной эскадрильи 81тбап капитан Волков Михаил Михайлович начал разбег. На скорости 250 км. в час, поднимая хвост самолёта, он плавно отдал штурвал от себя. Не успели колёса его ДБ-3Ф оторваться от земли, как начал разбег экипаж лейтенанта Гирсона М.Ц. Третьим взлетал лейтенант Смирнов Георгий Семёнович. Собравшись над аэродромом в журавлиный клин, восьмёрка бомбардировщиков, не прикрытая нашими истребителями, взяла курс на северо-запад, к Белой церкви. Курс к месту своей гибели .
Знали ли об этой своей участи молодые ребята, прижавшиеся к своему ведущему, и доверчиво летевшие вместе с ним в пекло? Не знали! Не знал и командир эскадрильи, что его ждёт впереди. Командир полка майор Микрюков Николай Васильевич ставил задачу на бомбардировку механизированной колонны немцев, которую засекла разведка. Начало войны – время потерь и поражений, время страха и паники, потери управления войсками, незнанием замыслов противника и направлений его ударов. Но… был человек, который мог бы сказать летевшим пилотам: «Ребята! Я очень сожалею, но сегодня мы умрём вместе. Вы в воздухе, а я на земле!». И человеком этим был рядовой стрелковой роты. Вчера штурмом, перешедшим в штыковую, они отбили у немцев деревеньку Ставище, что под Белой церковью. Командир роты, выставив караулы, расположил солдат на ночлег в домах сельчан. Вот и вышел утром по нужде во двор солдат. Справил свои дела, поднял голову и ахнул. За деревней, на возвышенности, изготовились к атаке сотни немецких танков, прикрывших своей бронёй вездеходы с пехотой. «Не повезло - подумал боец – крышка нам всем!». Не мог он знать, что оказался на острие вспомогательного удара, наносившегося немцами в направлении Кировоград – Запорожье – Одесса. Не знала об этом и подлетавшая к Ставищам на ДБ-3 Ф первая авиационная эскадрилья 81 тбап в составе восьми самолётов. Не могли они знать, что атакующая группировка немцев под завязку была напичкана «Эрликонами», а сверху её прикрыли десятки истребителей ВФ – 109, которые постоянно находились в воздухе. Наших ждали! Ждали профессионалы, вооружённые скорострельными пушками, умевшие воевать и испытавшие радость многочисленных побед. Охотники были готовы к охоте. Ошиблись они только в одном – рассчитали охоту на зайцев. Но документы говорят о другом. Более десяти тонн бомб было сброшено, на изготовившиеся к атаке, немецкие танки. А везла с собой восьмёрка ДБ-3Ф более двадцати тонн смертоносного груза. Не все прорвались к цели. Ещё на подлёте, над деревней Острая могила, их встретили почти три десятка истребителей Мессершмитт-109. Каждый имел на борту 30 мм. пушку и два крупнокалиберных пулемёта.
Переливающаяся всеми цветами радуги трасса немецкого истребителя, скользнув над головой штурмана Штанева Якова Ивановича, впилась в кабину командира корабля, разбрызгивая в разные стороны её остекление. Тело лейтенанта Гирсона М.Ц. обмякло и повисло на ремнях, голова упала на грудь, ДБ-3Ф начал заваливаться на левое крыло. Хриплый голос ворвался в шлемофон: «Покинуть самолёт!». Вылезая из верхнего люка падающего бомбардировщика, штурман увидел, что их стрелок, длинной очередью своего пулемёта, тянет строчку к кабине немецкого аса. Губы беззвучно шевелятся, побелевшее лицо искажено яростью. «Не успеет покинуть!» -мелькнула мысль. Воздушный поток оторвал штурмана от самолёта и бросил в бездну. Рука потянулась к вытяжному кольцу парашюта, но сознание подсказало: «Не спеши! Разойдись с падающим самолётом. Видишь, он уже загорелся. Купол может попасть в пламя. Тогда конец!»
На высоте 400 метров парашют раскрыл автомат. Страшная картина предстала перед глазами Штанева Я.И. Тремя большими кострами полыхали внизу сбитые ДБ-3Ф, четвёртый (его самолёт) в плоском штопоре, кленовым листом, медленно приближался к земле. Самолёт, как живое существо, тянул время, давая возможность спастись своему хозяину. Но безвольно лежала на колонке штурвала голова лётчика Гирсона М.Ц. и молчал пулемёт стрелка. Опережая падающий бомбардировщик, кувыркался в воздухе Мессершмитт -109, оставляя за собой чёрный шлейф дыма. Дотянулся всё-таки стрелок до немецкого аса. Кострами поменьше внизу горели ещё четыре истребителя. По полю, к местам приземления парашютистов, подскакивая на кочках, неслись немецкие мотоциклисты. Рука штурмана самопроизвольно потянула стропы парашюта, купол наклонился и Штанев Я.И. начал скользить в сторону леса за рекой Гнилой Текич.
Острая могила! Трудно отыскать на карте это небольшое украинское село. Не все знают, что именно здесь звон казацких сабель и ржание лошадей сливались в гул грандиозного сражения. Казаки Богдана Хмельницкого рубились с поляками, добывая свободу Украине. Тысячи их остались лежать в этой земле. Пролетело время, звон казацких клинков сменился на рёв авиационных моторов, а ржание лошадей на треск пулемётов. Поменялся противник, ушли в прошлое лошади, но остался дух сопротивления. В креслах самолётов сидели воины, готовые отдать жизни за свободу и независимость Родины. Оставшаяся четвёрка бомбардировщиков ДБ-3Ф, отбиваясь очередями от истребителей противника, входила в море заградительного огня, поставленного «Эрликонами» над атакующей группировкой. Взметнувшиеся вверх языки пламени и гул разрывов сброшенных и оставшихся в бомболюках бомб, подтвердили стратегическую ошибку очередных любителей поживиться на Востоке. Быстрой победы не будет! А , наиболее дальновидные, поняли, что победы, вообще, никакой не будет, ни быстрой, ни медленной. С противоположной стороны огненной стены, дымя горевшим мотором, вынырнул отбомбившийся самолёт лейтенанта Георгия Смирнова и скрылся в спасительном облаке.
С тревогой и надеждой вглядывались в горизонт лётчики, техники и механики 81 тбап. Ждали возвращения первой эскадрильи с боевого задания. Разумом понимали, что кончился у ребят бензин. Не на чем уже лететь, но ждали…И только голос бегущего к ним дежурного по полку вывел из оцепенения: « Немцы прорвались к Кировограду! Неисправные самолёты сжечь! Остальным на взлёт!»
В основу рассказа положены личные беседы автора с ветеранами 121 авиационного полка во время встреч на юбилейных торжествах.

Алексей Хромов






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи

Трибуна сайта
От счастья ключик

Присоединяйтесь 



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft