-- : --
Зарегистрировано — 123 438Зрителей: 66 522
Авторов: 56 916
On-line — 14 403Зрителей: 2822
Авторов: 11581
Загружено работ — 2 123 351
«Неизвестный Гений»
Рецензия д. ф. н. С, Ю. Колчигина на книгу профессора Коргамбаева Ж. Н "Есть ли у нас будущее" Алматы, 2003
Литература / Проза / Рецензия д. ф. н. С, Ю. Колчигина на книгу профессора Коргамбаева Ж. Н "Есть ли у нас будущее" Алматы, 2003
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
31 июля ’2016 07:02
Просмотров: 15278
Рецензия д. ф. н. С, Ю. Колчигина на книгу профессора Коргамбаева Ж. Н "Есть ли у нас будущее" Алматы, 2003
Добавлено: 24 апреля 2016; Автор произведения:Жарасбек Коргамбаев 548 просмотра
Удалить | Редактировать | Добавить в анонс на главную
Рецензия д.ф.н… С. Ю. Колчигина на книгу профессора Коргамбаева Ж. Н. «Есть ли у нас будущее».
Поднятые в книге Ж. Н. Коргамбаева проблемы, безусловно, актуальны и заслуживают интереса.
Главная идея автора работы заключается в критике рыночного сознания и рыночного мироотношения: показано, что рынок – это не «передовой» и «новый общественный строй», а как раз наоборот. Рынок в нашей стране представляет собой возврат к старому, давно пройденному многими народами мира.
Больше того, Ж. Н. Коргамбаев доказывает, что стремление постсоветских государств к рыночным отношениям есть не что иное, как очень быстрое продвижение к историческому краху. Дело не только в том, что рыночные отношения в экономике и культуре связаны с процессами глубокого отчуждения и самоотчуждения человека. Дело еще и в том, что чем быстрее развиваются денежные отношения и связанная с ними психология людей, тем ближе конец этой системы отношений. Ресурсы планеты не безграничны, а нравственные качества людей весьма далеки от их материальных потребностей и мощных прорывов в технике и технологии.
Эти и подобные им идеи Ж. Н. Коргамбаева, конечно же, весьма остры. Но надо подчеркнуть, что автор книги не с потолка берет свои выкладки, он подтверждает их массой теоретического и эмпирического материала, как классического, так и современного этапа осмысления капиталистического способа производства, менталитета и образа жизни. Автор демонстрирует хорошее знание данных исторической и экономической науки, истории философии и современной ситуации в глобиализирующемся мире. Автору работы вполне доверяешь, когда он взвешенно и многосторонне освещает проблематику социальных трансформации, исторической ограниченности и даже обреченности рыночных отношений, необходимости нового отношения к труду и т. д.
Особенно интересными представляются те страницы, которые посвящены историческому развитию денежной единицы и ее влиянию на общественные отношения, на мировоззрение и психологию человека. При этом Ж. Н. Коргамбаев аргументировано показывает, что будущее принадлежит обществу, которое сумело освободиться от всепроникающего господства денежной единицы. Разумеется, процесс перехода к такой общественной системе довольно долог и очень труден во всех отношениях. Человек за многие тысячелетия буквально сросся с отношениями, построенными на основе денег. Бесчисленные и постоянные проявления чрезвычайного эгоизма, природноинстинктивных реакций человека подпитывались и закреплялись именно товарно-денежными отношениями — отношениями непрозрачными, нечеловеческими. И, соответственно, если люди хотят выжить и развиваться в дальнейшем уже на собственно человеческих началах, они должны постепенно освобождаться, а затем и окончательно уйти от использования денег в отношениях между собой.
Представляется весьма ценными и размышления Ж. Н. Коргамбаева о мета-историческом факторе в развитии человечества («История преследует не те цели, которые мы ставим в повседневной жизни и которыми руководствуемся в своих действиях», — указывает автор. «Она скрывает в себе глубокую тайну»). Такой подход к освещению истории, быть может, не так уж нов сам по себе, однако, к сожалению, в современных философских исследованиях в Казахстане, СНГ и мире в целом его почти никто не применяет. А это говорит о том, что у автора рецензируемой работы – более широкий взгляд на действительность, чем у многих даже маститых авторов, которые находятся на старых мировоззренческих и методологических позициях, оставшихся со времен догматической идеологии.
В свете уже имеющихся ростков новых форм человеческого общежития поразительно верными являются те страницы книги, где Ж. Н. Коргамбаев ставит вопрос о будущем сообществе людей, о тех принципах, на которых оно будет и должно строится. В этой связи он очень точно указывает: при сознательном формировании нового объединения людей все измеряется не деньгами, а участием каждого в труде, где благодаря этому каждый обеспечивается необходимыми жизненными средствами. В итоге в этом направлении, подчеркивает автор книги, труд принимает всеобщий характер, освобождается от отчужденной формы и из средства порабощения превращается в средство освобождения человека.
Когда Ж. Н. Коргамбаев говорит о будущем, о том, что оно связано не с манипулированием отношениями собственности, а всецело является проблемой психологического порядка, на память невольно приходят сходные мысли Н. А. Бердяева о том, что общество будущего в целом зависит от состояния внутреннего мира человека. «… Экономический человек преходящий. И вполне возможно новая мотивация труда, более соответствующая достоинству человека. Одно ясно: проблема эта не может быть лишь проблемой новой организации общества, оно неизбежно есть проблема новой душевной структуры человека, проблема нового человека» ( Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 151).
Ж. Н. Коргамбаев отнюдь не призывает к «строительству социализма и коммунизма»: он выступает в этой работе как философ, как объективный исследователь. Он показывает неизбежность перемен в историческом прогрессе человечества, перемен радикальных, которые будут связаны с трансформацией прежде всего отношения человека к миру, людей друг к другу и с полным, качественным изменением экономических отношений (здесь речь идет главным образом о том, что деньги- ликвидируют сами себя, а следовательно, владелец денег – фигура временная).
Автор рецензируемой работы всемерно подчеркивает необходимость нового объединения людей, новой организации их жизни, где действительно будет неограниченно господствовать истинно человеческое начало. А для этого, разумеется, требуется прежде всего правильно определить историческую перспективу. Другими словами, речь должна идти о выработке аутентичного мировоззрения и такого эволюционно-исторического сознания, которое поможет увидеть действительные цели исторического процесса и действительные предназначение человека в мире.
В целом работа Жарасбека Нургельдиевича Коргамбаева « Контуры грядущего» является зрелым и достаточно глубоким исследованием, по нашему мнению правильно отражающим современную историческую ситуацию. И нам хочется рекомендовать ее для знакомства и усвоения как можно большему числу людей. Это книга заслуживает самого пристального внимания.
Д.Ф.Н. главный научный сотрудник отдела философии и культуры Института Философии и Политологии РК. член-корреспондент Петровской академии наук и искусств С. Ю. Колчигин.
Добавлено: 24 апреля 2016; Автор произведения:Жарасбек Коргамбаев 548 просмотра
Удалить | Редактировать | Добавить в анонс на главную
Рецензия д.ф.н… С. Ю. Колчигина на книгу профессора Коргамбаева Ж. Н. «Есть ли у нас будущее».
Поднятые в книге Ж. Н. Коргамбаева проблемы, безусловно, актуальны и заслуживают интереса.
Главная идея автора работы заключается в критике рыночного сознания и рыночного мироотношения: показано, что рынок – это не «передовой» и «новый общественный строй», а как раз наоборот. Рынок в нашей стране представляет собой возврат к старому, давно пройденному многими народами мира.
Больше того, Ж. Н. Коргамбаев доказывает, что стремление постсоветских государств к рыночным отношениям есть не что иное, как очень быстрое продвижение к историческому краху. Дело не только в том, что рыночные отношения в экономике и культуре связаны с процессами глубокого отчуждения и самоотчуждения человека. Дело еще и в том, что чем быстрее развиваются денежные отношения и связанная с ними психология людей, тем ближе конец этой системы отношений. Ресурсы планеты не безграничны, а нравственные качества людей весьма далеки от их материальных потребностей и мощных прорывов в технике и технологии.
Эти и подобные им идеи Ж. Н. Коргамбаева, конечно же, весьма остры. Но надо подчеркнуть, что автор книги не с потолка берет свои выкладки, он подтверждает их массой теоретического и эмпирического материала, как классического, так и современного этапа осмысления капиталистического способа производства, менталитета и образа жизни. Автор демонстрирует хорошее знание данных исторической и экономической науки, истории философии и современной ситуации в глобиализирующемся мире. Автору работы вполне доверяешь, когда он взвешенно и многосторонне освещает проблематику социальных трансформации, исторической ограниченности и даже обреченности рыночных отношений, необходимости нового отношения к труду и т. д.
Особенно интересными представляются те страницы, которые посвящены историческому развитию денежной единицы и ее влиянию на общественные отношения, на мировоззрение и психологию человека. При этом Ж. Н. Коргамбаев аргументировано показывает, что будущее принадлежит обществу, которое сумело освободиться от всепроникающего господства денежной единицы. Разумеется, процесс перехода к такой общественной системе довольно долог и очень труден во всех отношениях. Человек за многие тысячелетия буквально сросся с отношениями, построенными на основе денег. Бесчисленные и постоянные проявления чрезвычайного эгоизма, природноинстинктивных реакций человека подпитывались и закреплялись именно товарно-денежными отношениями — отношениями непрозрачными, нечеловеческими. И, соответственно, если люди хотят выжить и развиваться в дальнейшем уже на собственно человеческих началах, они должны постепенно освобождаться, а затем и окончательно уйти от использования денег в отношениях между собой.
Представляется весьма ценными и размышления Ж. Н. Коргамбаева о мета-историческом факторе в развитии человечества («История преследует не те цели, которые мы ставим в повседневной жизни и которыми руководствуемся в своих действиях», — указывает автор. «Она скрывает в себе глубокую тайну»). Такой подход к освещению истории, быть может, не так уж нов сам по себе, однако, к сожалению, в современных философских исследованиях в Казахстане, СНГ и мире в целом его почти никто не применяет. А это говорит о том, что у автора рецензируемой работы – более широкий взгляд на действительность, чем у многих даже маститых авторов, которые находятся на старых мировоззренческих и методологических позициях, оставшихся со времен догматической идеологии.
В свете уже имеющихся ростков новых форм человеческого общежития поразительно верными являются те страницы книги, где Ж. Н. Коргамбаев ставит вопрос о будущем сообществе людей, о тех принципах, на которых оно будет и должно строится. В этой связи он очень точно указывает: при сознательном формировании нового объединения людей все измеряется не деньгами, а участием каждого в труде, где благодаря этому каждый обеспечивается необходимыми жизненными средствами. В итоге в этом направлении, подчеркивает автор книги, труд принимает всеобщий характер, освобождается от отчужденной формы и из средства порабощения превращается в средство освобождения человека.
Когда Ж. Н. Коргамбаев говорит о будущем, о том, что оно связано не с манипулированием отношениями собственности, а всецело является проблемой психологического порядка, на память невольно приходят сходные мысли Н. А. Бердяева о том, что общество будущего в целом зависит от состояния внутреннего мира человека. «… Экономический человек преходящий. И вполне возможно новая мотивация труда, более соответствующая достоинству человека. Одно ясно: проблема эта не может быть лишь проблемой новой организации общества, оно неизбежно есть проблема новой душевной структуры человека, проблема нового человека» ( Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. М., 1990. С. 151).
Ж. Н. Коргамбаев отнюдь не призывает к «строительству социализма и коммунизма»: он выступает в этой работе как философ, как объективный исследователь. Он показывает неизбежность перемен в историческом прогрессе человечества, перемен радикальных, которые будут связаны с трансформацией прежде всего отношения человека к миру, людей друг к другу и с полным, качественным изменением экономических отношений (здесь речь идет главным образом о том, что деньги- ликвидируют сами себя, а следовательно, владелец денег – фигура временная).
Автор рецензируемой работы всемерно подчеркивает необходимость нового объединения людей, новой организации их жизни, где действительно будет неограниченно господствовать истинно человеческое начало. А для этого, разумеется, требуется прежде всего правильно определить историческую перспективу. Другими словами, речь должна идти о выработке аутентичного мировоззрения и такого эволюционно-исторического сознания, которое поможет увидеть действительные цели исторического процесса и действительные предназначение человека в мире.
В целом работа Жарасбека Нургельдиевича Коргамбаева « Контуры грядущего» является зрелым и достаточно глубоким исследованием, по нашему мнению правильно отражающим современную историческую ситуацию. И нам хочется рекомендовать ее для знакомства и усвоения как можно большему числу людей. Это книга заслуживает самого пристального внимания.
Д.Ф.Н. главный научный сотрудник отдела философии и культуры Института Философии и Политологии РК. член-корреспондент Петровской академии наук и искусств С. Ю. Колчигин.
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Нет отзывов
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор