Центральная улица: Садовая-Энгельса-Садовая.
Подъезжая в поезде к Ростову с юга, насладившись видами разлива Дона (Левбердон, как назвали городской пляж Тарапунька и Штепсель в одной из своих миниатюр), путешественник попадает на главный вокзал, выйдя из которого, можно обнаружить начало центральной улицы города. Центральная улица – это лицо города, это его душа.
«Ростов-город, Ростов-Дон. Улица Садовая, скамеечка кленовая». Долгое время улица называлась именем немецкого мыслителя Ф. Энгельса, волею исторических судеб, считавшегося единомышленником жителей города. Пройдя быстрым шагом мимо сурового здания охраны порядка не только города, останавливаемся у пр. Будённовского, пересекающего главную магистраль города.
Продолжая путешествие по правой стороне, на протяжении четырёх кварталов, до пр. Ворошиловского (Будённый, Ворошилов -всё это наши ребята), обнаруживаем сплошной магазин, поглощающий немалую часть заработков жителей города. На противоположной стороне расположен городской парк им. Горького, привлекающий представителей местной Мельпомены, любителей спорта, родителей с детьми и разных там пенсионеров, возможностью скрыться от суеты городских прелестей. В вечерние часы, начиная от 19.00 , эта часть улицы, в своё время, носила неофициальное название - Брод. Она играла в жизни города такую же роль, как ул. Горького в Москве или Крещатик в Киеве. Здесь собиралась молодёжь, чтобы пообщаться, встретить друзей или познакомиться, с целью - не проводить вечер в гордом одиночестве. Здесь вероятность встречи с давним другом, проживающим где-то рядом с вами, которого вы не видели много лет, была наибольшей, чем где-либо. Если в кармане было два-три рубля, можно было взять бутылочку портвейна и, отсосав её с горлА где-нибудь в укромном уголке, продолжать утюжить мостовую, прогуливаясь туда-сюда, беседуя с встретившимися знакомыми.
«Буги-Вуги мы танцуем натощак.
Пьём с горлА портвейн и коньяк».
Здесь были завсегдатаи этого мероприятия, не пропускавшие его почти никогда, аферисты различных марок, деляги, ищущие возможность подработать. Здесь же случались и более солидные сделки, но в основном – это была молодёжь, жаждущая приключений. Редкие прохожие, сделав необходимые закупки, протиснувшись сквозь толпу, стремились покинуть этот вертеп страстей.
Конечно, с трояком в кармане вероятность познакомиться с одной из миловидных особ, прогуливающихся здесь же, в этом случае была весьма призрачной. Она приобретала реальные очертания, когда вы случайно обнаруживали в своих карманах, счастливо завалившийся за подкладку, червонец, а лучше - два. Дальше - всё было делом техники.
«В голове сегодня кавардак.
Я иду по Броду, как чувак.
У меня в кармане жвачек пачка.
Где-же ты, моя морячка?
Что такое жвачка ты поймёшь,
Если в рот возьмёшь и пососёшь»
Жвачку не сосут, а жуют, назидательно сообщает откуда-то, слегка повернувшийся миленький профиль. Вы меняете курс на голос, и прыжком, оказавшись немного впереди, поддерживаете уже начатую беседу. А что думает по этому поводу подружка? Как вы могли такое подумать? Конечно ж я не один. Мой друг держит место в кафе, ожидая нас, и мечтает обсудить возникшую проблему, роль которой невозможно переоценить.
Всё гораздо проще, когда финансовая проблема окончательно решена. Солидный человек проходит без заминки, без подпрыгиваний к Газетному, где можно выбрать себе спутницу на вечер, который, при желании, легко продлевается до утра. Кстати, вендиспансер здесь же неподалёку, в случае чего.
Вся эта тусовка заканчивается около 21.00. К этому времени большинство ресторанчиков и кафэшек, столпившихся поблизости, заполняются до отказа. Не попавшие на этот праздник жизни по различным причинам, продолжают ещё некоторое время безнадёжно утюжить мостовую.
Возможно, у читателя создалось впечатление, что, при наличии соответствующей финансовой поддержки, можно привлечь любую из проходящих мимо? Чтобы его не постигло разочарование, приведу резултаты опыта, проведенного одним моим знакомым художником. Он предлагал на улице проходящим мимо дамам, позировать в обнажённом виде. Немедленно принимали предложение более 50%, что является весьма оптимистической цифрой. Большинство реализаций подобных опусов заканчивались чувственными отношениями. В остальных случаях высказывались сожаления в различных формах по этому поводу.
Мы немного отклонились от нашего путешествия. Продолжая его, сразу же за Ворошиловским, справа бросается в глаза, поднятая высоко, фигура всадника. Лошадь – это замечательное животное, игравшее, в своё время, огромную роль в жизни человека. Было время, когда человек, имеющий в своём хозяйстве даже скромную лошадёнку, приобретал особый статус в обществе. А сколько раз лошадь спасала человеку жизнь? «Э-эх, выноси, родёмая!»
Первое, что бросается в глаза изумлённому наблюдателю – это яйца, вставшего на дыбы, коня, в которые скульптор вложил всю свою душу. Создаётся впечатление, что скульптура прославляет племенные особенности этого весьма почтенного животного. Однако, приблизившись, можно с разочарованием прочесть о том, что речь идёт о событиях, которые у современников вызывают весьма противоречивые чувства. Тем не менее, с удовлетворением оставляем это место, приняв порцию впечатлений, и проходим дальше до Театральной площади, пропуская мелкие достопримечательности, оставляя слева, в том числе, здание, некогда Варшавского, университета.
Здание театра, построенного до войны, напоминает трактор, за что архитектор подвергался нелицеприятной критике. Здесь важна не только оригинальность конфигурации, но и существенное отличие от «стандарта». Красота приводит нас в восторг своей оригинальностью, но если эту красоту мы видим, куда ни повернись, она начинает надоедать, и превращается в обыденность, от которой хочется избавиться. Поэтому Старые мастера изображали натуру, прикрывая ей хотя бы что-нибудь, например, коленку. Женщине достаточно было приоткрыть коленку, чтобы мужчина, насмотревшийся этой натуры, трясся от восторга, не обращая внимания ни на какие другие уродства.
Справа шпиль, увенчанный крылатым созданием. Сравнивая впечатление от этих конструкций, я бы отдал предпочтение зданию. В нём, кстати, в начале своего творческого пути, работал Сергей Бондарчук, ставший впоследствии крупным деятелем Советского искусства.
Продолжая идти дальше, видя впереди окончание улицы – тупик, оглядывая неказистые, с точки зрения архитектуры, дома, можно решить, что наши впечатления уже исчерпаны. Однако, подойдя к тупику, мы оказываемся на площади Карла Маркса, которой и заканчивается эта замечательная улица.
(Продолжение следует: http://neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/proza/124206.html