Эмбрион ЭГЭ зарождался еще в конце шести-десятых и в начале семидесятых годов. Его пестовали люди, которым не важна суть изучаемого предмета, а его форма. Но главная причина возникновения и дальнейшего развития эмбриона была в другом. Такой причиной стало желание прослыть поборником прогресса и на этой волне подняться по карьерной лесенке. Недалекие в науке ученые пробивали себе дорогу. Надо сказать, у них получалось и получалось, невзирая на всеобщий протест и очевидные издержки такого процесса обучения и проверки знаний. Как сейчас говорят: «Сдать ЕГЭ и знание предмета — это абсолютно разные вещи».
Но позиции формалистов пока незыблемы, тем более ЕГЭ пользуется поддержкой властных «головастиков».
Помню первую машину, на которой пришлось сдавать зачеты по физике. Она представляла со-бою довольно громоздкое сооружение, которое работало на перфокартах. Называлась она, кажется, «Каиса», точно не помню.
Непривычная процедура сдачи экзамена сбивала с толку студентов. Главным препятствием были ответы, которые были верны на 100%, 70% и 50%. Чтобы это стало понятнее читателю, приведу при-меры ответов на заданный вопрос.
Когда произошло некое событие?
Предоставленные ответы.
1. Год спустя?
2. Двенадцать месяцев спустя?
Выбирайте, какой наиболее правильный ответ.
К примеру, если Вы выбрали ответ «двенадцать месяцев», а в учебнике написано «год спустя», то получаете «неуд».
Итак, студенты сдают зачеты по физике. Мало кому посчастливилось получить удовлетворяющий результат. Проблема стала во весь рост. Как победить это трещащее чудовище? Пришлось немало поломать голову. По моей просьбе умыкнули несколько перфокарт. Что можно извлечь из куска картона, на котором, на первый взгляд, хаотично разбросаны отверстия? Детальное изучение перфокарты дало плоды. Первый столбец отверстий располагался строго по вертикали. Это означало, что он базовый. Три других находились по горизонтали на разных удалении от первого. Пришла мысль, что второй столбец — это оценка «удовлетворительно, третий - «хорошо», четвертый отлично. Пробная сдача зачета подтвердила мою догадку.
Встала другая проблема. Эта проблема просматривалась в желании получить отличную оценку. Проведенная работа среди студентов не имела успеха. Сплошной «неуд» сменился на сплошное «отлично». Все же своего мы добились. Хитрая машина оказалась не у дел и еще долго пылилась и ржавела в углу аудитории.
Иногда встречаюсь с нынешними студентами и вижу, что у них жизнь другая, нет нашей целеустремлённости, живут они значительно скучнее, чем мы. Впрочем, это мне, возможно, толь-ко, кажется?
Всё правильно от начала до конца. Вам не кажется. Студенты потеряли интерес к образованию, нет желания что-либо создать. А живут неплохо: выпил, поел, секс доступен - что ещё надо?! Всё это я вижу очень хорошо. Добавим, что только ЕГЭ - нервотрёпка. А потом всё покупается: от курсовой до диссертации.