-- : --
Зарегистрировано — 123 403Зрителей: 66 492
Авторов: 56 911
On-line — 22 210Зрителей: 4408
Авторов: 17802
Загружено работ — 2 122 630
«Неизвестный Гений»
Легенда о ели
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
26 декабря ’2013 12:59
Просмотров: 20239
Давно это было — перед самой войной. Одному парню на службу надо было идти. И у него была любимая девушка. Дня друг без друга прожить не могли. Как вечер — он к ней в соседнюю деревню, вёрст за десять в любую погоду шагает. На дороге встречались и горы, и леса, и реки широкие, но не было преград для него — ничего не боялся. Кто любит, говорят, у того крылья за спиной вырастают. Так на крыльях и летел к своей возлюбленной.
На отшибе, между деревень, на лесной заимке жила ещё нестарая женщина. Она занималась пчёлами, имела пасеку, а ещё собирала лекарственные травы и ворожила, если об этом её просили. Но делала это совершенно бесплатно, так как считала, что ворожба не пристаёт, если делать за деньги.
Люди сказывали, что ворожила хорошо: и на картах, и на бобах, и на маковом и конопляном семени — лечила от сглаза. Знала заговоры, привороты и отвороты. Слава о ней шла большая во всей округе за много вёртст. Только в открытую люди стеснялись к ней обращаться. Заходили в одни двери, выходили в другие.
Не в почёте уж тогда были знахари.
И пало на ум молодым зайти к ворожее на заимку: судьбу вызнать, совета попросить.
Сговорились сойтись на заимке, гостинцев кое-каких прихватили. Зашли. С ноги на ногу переминаются, друг с дружкой переглядываются. Не знают с чего разговор начать.
Ворожея глянула на них, сразу всё поняла.Пригласила за стол, стала выспрашивать — что да как? Ну, молодые мало-помалу и раскрылись
Взяла она из шкафа карты, и давай по столу раскидывать: и так, и эдак, и по-всякому. Потом на ладони у обоих посмотрела и говорит:
"Разлука вам предстит долгая, будете в нужде и печали. Многие это испытывают, но не все дождутся своих суженых. Вам суждено встретиться. Вера и любовь будут спасать вас от всех невзгод. А чтобы вы каждый день друг о друге помнили, сделайте вот что: отправляйтесь в лес. Как раз сейчас новолуние. Смотрите на небольшие деревца, чтобы вровень с человеком были. Какое деревце ветки к вам потянет, то обойдите его три раза, скажите слово заветное, выкопайте, да поаккуратней, чтоб отросло на новом месте. Пересадите его возле дома, поливайте по зорям водой из речки. Как уйдёт молодой служить,- смотри на веточки. Если они упруги и свежи, трепещут на ветру, то всё в порядке, жив твой суженый и здоров. Если приувяли, опустилися, — трудно ему, бьётся изо всех сил. Начнут подсыхать веточки, хвоя сыпаться, — ранен. Засохнет дерево,- погиб. Вот так и смотри. Ухаживай, карауль. А ты, парень, возьми из-под этой самой ёлки горсточку земли да зашей в ладанку. Покуда она у тебя на шее висит — ни пуля, ни штык тебя не возьмёт."
Вот так поведала колдунья. Помолчали все. "Спасибо, тётя Груня, хоть теперь знать будем, что делать",- сказали молодые. Оставили припасённые подарки и вышли со двора.
Жутковато ночью в лесу без тропы, хоть и вдвоём в новолуние. И лес знакомый, каждое деревце вроде знаешь, а как в другом мире всё. Да ещё идёшь и присматриваешься, которое ветви к тебе тянет. Кажется, все вроде тянут, хотят коснуться, как щупальца какие. Присмотришься — нет! Лёгкий ветерок колышет их. Качают ветвями в разные стороны и не видят тебя.
Но вот вышли на пригорок. А там — врассыпную ёлочки, и как раз такие, о которых ворожея сказывала. Подходят влюблённые к одной, другой: ёлочки как ёлочки — темны, стройны, чуть слышно шелестят, благоухают смолой, легко качают вершинками: мол, мы-не-мы. Так весь пригорок обошли. И вот попалась последняя, самая маленькая — по плечо невесте будет. Стоит не шелохнётся. Вдруг ветерок подул, и она вся подалась вперёд к молодым. И поняли они, что это та самая им назначенная ёлка. Сказали заветное слово, взялись за руки, обошли трижды деревце. Осторожно, как только могли, выкопали и, словно дитя малое, со спеленатыми мокрой мешковиной корнями принесли в деревню, посадили в палисаднике под окном, полили на заре речной водой, а горсточку земли зашили в ладанку, которую невеста одела любимому на шею.
Через неделю были проводы. Много было браги выпито, ещё больше было слёз роднёй пролито, много было разных песен спето. Провожали парня так, как раньше провожали рекрутов на царскую службу. Молодёжь пела и плясала, и только суженая была печальна, однако ни слезинки не сошло с её глаз. Ведь она знала наперёд, что милый вернётся, пусть не скоро. Ёлочка зеленеет, и никому невдомёк: зачем и кто её посадил.
Месяца через два, после проводов, началась война. Опустели деревни: одни старики остались, ребятишки да бабы. Идут с фронта кому письма, а кому и похоронки. Почтальона караулят с околицы: и ждут, и боятся. Что принесёт?!.
Только молодая всё на ёлочку поглядывает. На зорьке водой из реки поливает, на веточки смотрит. Помнит бабкин наказ. Вот отяжелели веточки, вся ёлочка, как снегом невидимым, засыпана — тяжело милому. Присядет, бывало, около деревца, веточки гладит, как с любимым разговаривает, и ёлочка, смотришь, повеселела. А то, бывало, самой невмоготу станет. Обнимет ёлочку, поплачется, душу ей выложит. Всего-навсего деревце, а как живое существо слушает. И так легко дивчине станет, будто с милым поговорила да наговорилась вдоволь, что к людям не надо идти.
Вот так шло время в работе, слезах да надеждах.
Как-то заметила зимой: с одного боку веточки стали подсыхать, хвоя буреть и отваливаться, будто кипятком или кислотой какой плеснули. Заболела душа у молодой. Поняла: неладно с солдатом. Ранило… А может, в плену? А как же ладанка? Ведь говорила ворожея: "Ни пуля, ни штык не возьмёт!" Вот и верь после этого… И писем нет и нет.
Собралась и пошла к ворожее. Да только той на ту пору не оказалось. Позже узнала: переехала та женщина в город, к родственникам.
До города было не рукой подать, да и где там эти родственники живут? Короче, не пошла искать дальше. Положилась на судьбу да на ёлочку — подсказчицу.
А ёлочка к весне оклемалась, подтянулась, лапки свои к солнцу тянет, которые болели. Правда, они всё равно заметными остались. Хвоя на них реже и цветом чуть разная.
На сердце спокойнее стало. А тут и письмо пришло от солдата, что жив, здоров, воюет, вот только пришлось в госпитале полежать. На переправе взрывной волной в студёную воду кинуло. Пока очухался, выплыл, да одёжу сырую не враз сменил — простыл. С воспалением лёгких месяц провалялся. А так ни одной царапины. Ладанку хотели, было, в госпитале снять, да солдат был в полубреду, а не дал. Сказал, что если снимут, так и умрёт он сразу, потому как она заветная у него с родной землёй.
До самого конца войны, пока суженый не вернулся домой, холила и берегла молодая ёлочку, как за ребёнком ухаживала, как с человеком разговаривала и советовалась, выспрашивала у неё:" Жив ли, здоров ли её любимый?"
Подружки да бабы давно заметили эту странность, но у каждой свои заботы, и они никогда её об этом не расспрашивали. Иные и вовсе стали думать, что, может, молодая разумом повернулась. Однако больше жалели, чем осуждали. Да и насмехаться перестали. Всё слышали, но помалкивали. Про себя всяк свою думу думал.
Не отворачивалась и молодая от людей. Работала, сколь могла, когда её просили. Если попросят, то она и в ночное время, без сна, поработает. Горе и радость делила: плакала с вдовами и сиротами по убитым и не вернувшимся.
Да только и такое лихолетье рано или поздно проходит. Кончилась война.
Не во все дома вернулись с фронта. Да и те, что вернулись — инвалиды: хромые, безрукие, без глаз, а что там внутри — и вовсе не видно. Жестокая была война. Много крови пролито, много жизней унесено и здоровья людского загублено. Дорогой ценой досталась победа долгожданная
Пришёл и молодой. За четыре с лишним года ни одной побывки. В солдатской одежде свои родные не признали: так изменился жених. Не то что постарел, а с лица вроде другой совсем. Только глаза да улыбка те же остались.
В тот же вечер, несмотря ни на какие уговоры материнские отдохнуть с дороги, на первой попутке поехал в соседнюю деревню к своей любимой.
Встретились тогда, когда молодая несла на вечерней заре воду с реки, чтобы полить ёлочку и напоить скотину. Сухо было в тот год и день.
Первый раз не донесла воду невеста, уронила коромысло от радости неожиданной, полилась, как чистая слезинка, вода по земле обратно в речку. Пришлось возвращаться да по-новому набирать.
Так и шли вдвоём к дому с двумя вёдрами. Вся деревня радовалась и завидовала, глядя на них. Дождалась — таки парня молодая.
Но мало кто знал, что было между этими двумя ещё и третье — обыкновенное лесное деревце, связавшее невидимым узлом две молодые жизни в лихую годину.
Свадьбу справили вскоре. Ёлочку из палисадника пересадили в огород, потому что большая стала: холили и берегли, как и раньше.
Заболеет, бывало, кто-нибудь в семье или что со скотом приключится, или неладно идёт какой-либо порядок — внимательно слушает ёлка и лапки свои опускает. И не сыро вроде, а как слезинки — капельки капают вниз янтарным цветом. А если всё хорошо, то и ель к небу тянется, весело шумит и благоухает, и запахами разговаривает со своими родителями, которые её вынянчили, вспоили и вырастили.
На каждый Новый год её как невесту наряжают, словно замуж выдать хотят. А стоит себе и стоит, живая. Говорят, и до сих пор она там стоит и будет расти лет до пятисот, если никто на неё топор не поднимет.
волшебное это дерево — волшебное!..
21.01.2009 год,
Крайний Север.
Фото автора.
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 26 декабря ’2013 17:35
Залпом прочитала, не отрываясь. Хорошая сказка, живая.
|
VESTA5840
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор