Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
01 ноября ’2012
01:34
Просмотров:
13714
Социоэкология
Лекций – 18 часов
Семинаров – 18 часов
Самостоятельная работа – 18 часов
1. Социоэкология как наука.
Характеристика социоэкологии как интегральной междисциплинарной науки. Определение социоэкологии. Особенности социоэкологии. Предмет социоэкологии. Теоретический и прикладной направления в социоэкологии. Причины возникновения социоэкологии. Эволюция представлений о взаимодействии общества и природы. Возникновение и развитие социоэкологии. Человек и окружающий мир в первобытном обществе. Представление о природе и человеке в античное время. Средневековое восприятие природы. Пантеизм XV – XVII столетия. Идея подчинения природы. Идея единства природы и человека. Проблема взаимодействия природы и общества в немецкой классической философии. Идея единства общества и природы в XIX ст. инваронментальная социология. разница между экологией и социоэкологией. Социоэкосистемы как объект изучения социоэкологии. Понятие системы и социоэкосистемы. Особенности и типы социоэкосистем. Структура социоэкосистем. Формирование глобальной земной социоэкосистемы. Статус социоэкологии. Структура и функции социоэкологии. Цель и задача социоэкологии. Связь социоэкологии с иными науками. Роль социоэкологии в развитии социоэкологической культуры.
2. Философские аспекты взаимодействия общества и природы. «Космический» путь научно-философской мысли.
Философские основы социоэкологии. «Космическое» направление научно-философской мысли. Русский космизм. Космоцентрическое направление в русской православной философии. Направления в российском космизме. Общая характеристика. Природно-научный (стиентистский) космизм. Экзистенциально-эсхатологическое направление. Мистический и художественно-эстетический космизм. Человек в философии русского космизма. Идея божественной коммуникации. Метафизика В. Соловьева. Учение об Абсолюте как «всеобщности». Космология: учение о «душе мира», Софию. Антропологическое учение В. Соловьева. Доктрина Богочеловечности. Концепция Богочеловечности в творчестве М. Бердяева. Учение о человеке как микрокосм. Космичность человека. Человек как целостная «малая Вселенная». Божественное и человеческое в природе человека. Метафизический антропоцентризм М.Ф. Федорова. Философия «Общего дела». Идея регуляции природы. Объединенное «братское» человечество.
3. Ноосферная концепция Тейяр де Шардена.
Идея человеческой истории как цепи космической эволюции. Человек как ось и вершина эволюции. Эволюционная теория. Понятие эволюции. Стадии эволюции. Учение о биосфере. Биосфера как биота. Превращение биосферы в ноосферу. Конвергенция. Общественная жизнь как ускоренный вариант биологического процесса. Принцип любви в философии Тейяра де Шардена.
4. Учение В. Вернадского о биосфере и ноосфере.
Теория биосферы В.И. Вернадского. Биосфера как единая планетарная система. Земля как единый живой организм. Законы биосферы: закон биогенной миграции атомов, закон константности, закон физико-химического единства живого вещества. Определение биосферы. Структура биосферы. Основные компоненты биосферы. Типы вещества в биосфере. Биогеохимические циклы в биосфере. Функции биосферы. Человеческая цивилизация как новый фактор в существовании биосферы. Понятие ноосферы. Превращающее влияние на жизнь умственной деятельности человека. Переход биосферы в ноосферу. Ноосферогенез. Ноосфера как синтез природных и исторических процессов. Роль человеческого труда и разума в формировании ноосферы. Наука как главный фактор ноосферы. Идея автотрофности человечества. Понятие автотрофности человек как социально-автотрофное существо. Социально-моральные аспекты учения В.И. Вернадского. Этические условия социального поведения человечества в превращении биосферы. Идея государственного объединения человечества. Проблема «личной этики» представителя науки.
5. Географические, биологические, геологические, почвоведческие и гидрологические аспекты взаимодействия общества и природы.
Географическая среда. Социокультурная среда. Географическая оболочка Земли как сфера взаимодействия общества и природы. Отличие понятий «географическая оболочка Земли» и «биосфера». Этапы становления географической оболочки Земли. Структура и закономерности географической оболочки Земли. Геоэкология как отраслевой раздел социоэкологии и географии. Биологические аспекты взаимодействия общества и природы. Строение Земли и геологические процессы в литосфере. Общая характеристика. Геологическая среда и взаимодействие с ней человеческого общества. Почвоведческие аспекты взаимодействия общества и природы. Почва и педосфера. Влияние на почву хозяйственной деятельности. Оптимизация сельскохозяйственных социоэкосистем. Охрана и рациональное использование почв. Гидрологические и гидрогеологические аспекты взаимодействия общества и природы. Гидросфера Земли и ее значение для человеческого общества. Антропогенное влияние на гидросферу и его негативные последствия. Охрана и рациональное использование наземных и подземных вод.
6. Правовые аспекты социоэкологии.
Правовые аспекты взаимодействия общества и природы. Понятие и система социоэкологического права. Исторические этапы правового регулирования общественных отношений в сфере взаимодействия общества и природы. Возникновение социоэкологического права. Главные источники социоэкологического права в отечестве. Законы. Экологическая экспертиза. Экономический механизм охраны внешней среды. Правовая охрана земельных, водных ресурсов, атмосферы, недр, лесов и животного мира. Участие отечества в международном сотрудничестве в отрасли охраны внешней среды.
7. Медицинские аспекты взаимодействия общества и природы.
Экология человека. Основные задачи экологии человека. Система «человек-внешняя среда» (антропоэкосистема). Внутреннее и внешняя среда человека, их взаимодействие. Связь здоровья человека с внешней средой. Гомеостаз. Механизм приспособления человеческого организма к внешней среде: адаптация, акклиматизация, иммунитет. Гигиена как медицинская дисциплина. Профилактика заболеваний. Негативное влияние на человечество антропогенных нарушений биосферы Земли. Урбанизация и ее негативные последствия. Эниовалеология – наука об охране индивидуального здоровья с энергоинформационных позиций. Принципы и методические основы эниовалеологии. Здоровье. Уровни здоровья. Здоровый способ жизни. Валеософия. Философские аспекты здоровья человека. Человек как целостная система. Структура человека. Компоненты живой системы и человека. Космическая сущность человека. Концепция информационной сущности человека. Понятие голограммы. Уровни (планы) человеческой жизни. Теория Причинности. Виды причинных действий на человека и ее здоровье. Внешняя и внутренняя сторона здоровья. Духовные аспекты здоровья. Сотворчество природы и человека. «Духовное питание» человека.
Курс: Управление городом.
Задача курса: дать слушателям теоретические знания и практические умения по вопросам управления развитием городов, базирующиеся на фундаменте новых методов управления, учитывающие международный опыт в отрасли муниципального управления и современную законодательную базу отечества;
Ознакомить слушателей с современной законодательной базой отечества, основами городских финансов и бюджета, механизмом принятия управленческих решений;
Овладение слушателями основными положениями, категориальным аппаратом муниципального управления.
Факультативные модули
Название модуля:
Общетеоретические и правовые основы осуществления управления городом.
Количество часов – 24
Самостоятельная работа – 6
Задача модуля:
Дать слушателям совокупность теоретических и практических знаний о понятии, сути и задачах государственного управления городом;
Место и роль местного управления;
На базе системного подхода ознакомить слушателей с историей возникновения городов, современными проблемами их развития.
Форма контроля знаний: тестовые испытания в форме письменного реферата.
Тематический план
1. Понятие и содержание управления городом.
Цели, функции и общая цель управления городом. Конституционно-правовые основы осуществления управления городом. Местное самоуправление: понятие и сущность. Общие представления муниципального управления – опыт иных стран.
2. Системный подход к изучению города как составной социально-экономической системы.
История развития городов и современные проблемы урбанизации. Составные элементы города, их взаимодействие. Актуальные проблемы развития городов отечества в условиях рыночных отношений.
3. Место и роль городских органов власти и управления в системе управления городом.
Организация представительной и исполнительной власти в городах. Органы местного самоуправления и организация их деятельности. Общая характеристика функций и компетенций городских органов власти в сфере управления городом. Структура исполнительных органов власти на местах. Взаимоотношение органов местного самоуправления с органами государственной власти в сфере управления городом.
4. Управление коммунальной собственностью и развитие городского хозяйства.
Понятие и состав коммунальной собственности. Полномочия городских советов и их исполнительных органов в сфере управления и распоряжения коммунальной собственностью. Понятие местного хозяйства. Координация городскими советами деятельности предприятий местного хозяйства. Отношение городских советов с предприятиями, принадлежащими к коммунальной собственности.
5. Зарубежный опыт управления городом.
Основные функции и цели управления городом в иностранных странах. Распределение полномочий между органами местного самоуправления и государством в сфере развития города. Модели и типичные характеристики управления городом. Статуты городов. Европейская хартия местного самоуправления.
Название модуля:
Государственное управление и местное самоуправление.
Количество часов – 54
Лекций – 20
Практических – 4
Самостоятельная работа – 30
Форма контроля: письменная работа
Цель модуля:
Знать основные модели местного самоуправления;
Осуществлять сравнительный анализ моделей местного самоуправления.
Тематический план.
1. Местное самоуправление и государственное управление: их соотношение, взаимосвязь.
Исторический опыт самоуправления в отечестве. Система местного самоуправления отечества и Европейская хартия о местном самоуправлении. Реализация местного самоуправления в условиях распределения власти. Основные модели местного самоуправления. Местное самоуправление – необходимый показатель гражданского общества.
2. Местное управление и самоуправление в иностранных государствах.
Общая характеристика местного управления и самоуправления за границей. Органы центральной власти и муниципалитеты (формы взаимодействия и контроля). Муниципальные системы на примере США, Великобритании, Франции. Сравнительная характеристика осуществления местного самоуправления в иностранных государствах и в отечестве.
3. Содержание и сущность местного самоуправления.
Понятие местного самоуправления. Эволюция местного самоуправления. Специфика объективных основ и субъективного фактора местного самоуправления в трансформационный период. Основные модели местного самоуправления.
4. Функции местного самоуправления.
Объединение местных и общегосударственных интересов. Основные функции местного самоуправления. Специфические функции местного самоуправления.
5. Основные задачи местного самоуправления.
Конституционно-правовые основы местного самоуправления в отечестве. Принципы осуществления местного самоуправления. Характеристика элементов системы местного самоуправления. Сфера компетенции местного самоуправления. Условия осуществления полномочий на местном уровне. Контроль за деятельностью органов местного самоуправления.
6. Организационно-правовые основы местного самоуправления.
Правовая защита местного самоуправления. Формирование и организация работы органов и должностных лиц местного самоуправления. Порядок формирования советов. Основные формы работы органов местного самоуправления. Полномочия советов. Права и обязательства должностных лиц. Акты органов и должностных лиц местного самоуправления. Виды и процедуры юридической ответственности в местном самоуправлении.
7. Территориальная организация власти и местное самоуправление.
Местное самоуправление в контексте формирования государственной, территориальной организации власти. Особенности территориальной организации власти в отечестве. Современная модель. Развитие местного самоуправления отечественный опыт и ситуация в мире.
8. Финансово-экономическая основа местного самоуправления.
Финансовые ресурсы и местные фонды, направляющиеся на развитие территорий. Право коммунальной собственности органов местного самоуправления. Сущность местных финансов. Бюджетный процесс. Структура доходов местных бюджетов.
9. Гарантии и ответственность местного самоуправления.
Гарантии органов и должностных лиц. Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления.
Название модуля:
Социология города и села.
Количество часов – 54
Лекций – 20
Практических – 4
Самостоятельная работа – 30
Форма контроля: письменная работа
Цель модуля:
Разработать социологическую программу исследования социальной реструктуризации населения города;
Разработать социологическую программу исследования социальной реструктуризации населения села;
Исследовать миграционные процессы;
Определить приоритетные направления формирования «среднего класса» в регионе.
Тематический план
1. Понятие «социального качества населения».
Принципы группирования экономико-активного населения. Функциональное распределение экономико-активного населения: производственная и непроизводственная сферы. Социальный анализ качества состава «средней прослойки населения». Социологический анализ количественного и качественного состава «средней прослойки».
2. Социальная мобильность населения в контексте прогностической модели формирования «среднего собственника».
Социальная динамика формирования нового «среднего класса»: структурный, функциональный, структурно-функциональный и прогностический подходы. Социальная мобильность структурированного населения в зависимости от смены форм собственности. Социальная структура отношений собственности на предмет мобильности собственника. Становление «среднего собственника» в процессе приватизации. Социологический мониторинг основных тенденций формирования «среднего собственника» в агропромышленном комплексе (АПК).
3. Миграция населения и трудовых ресурсов в регионе: социально-групповой анализ.
Динамика занятости и социальная модель мобильности трудовых ресурсов региона (социологическое измерение социодинамики роста).
Курс: Информационные технологии.
Задача курса:
Иметь навыки коммуникации и координации всевозможными сюжетами в рамках инфотехнологий и управления геоинформатики;
Овладение основами геоинформатики;
Создание целостного обоснования модельной политики в теории и практике принятия индивидом оптимальных решений:
Овладение практическим навыкам пользования презентационными отчетными протоколами, которые могут включать данные в виде компонентов и фрагментов всевозможной тематики, содержания, формы и нюансов информации (тексты, электронные таблицы, данные, объекты, геоинформация, графика, звук, слайды и т.д.);
Вместе с иными курсами создать личностную модель мира и четко представлять главные проблемы, стоящие перед государством, регионом, отраслю, предприятием, банком, компанией, их состояние и перспективы оптимального решения;
Хотеть занять лидирующее место в науке и практике государственного управления.
Основные модули.
Название модуля:
Информационные технологии.
Количество часов – 54
Лекций – 4
Практических – 20
Самостоятельная работа – 30
Задача курса:
Иметь навыки коммуникации и координации всевозможными сюжетами в рамках инфотехнологий и управления геоинформатики;
Овладение основами геоинформатики;
Создание целостного обоснования модельной политики в теории и практике принятия индивидом оптимальных решений:
Овладение практическим навыкам пользования презентационными отчетными протоколами, которые могут включать данные в виде компонентов и фрагментов всевозможной тематики, содержания, формы и нюансов информации (тексты, электронные таблицы, данные, объекты, геоинформация, графика, звук, слайды и т.д.);
Вместе с иными курсами создать личностную модель мира и четко представлять главные проблемы, стоящие перед государством, регионом, отраслю, предприятием, банком, компанией, их состояние и перспективы оптимального решения;
Хотеть занять лидирующее место в науке и практике государственного управления.
Основные модули.
Название модуля:
Информационные технологии.
Количество часов – 54
Лекций – 4
Практических – 20
Самостоятельная работа – 30
Задача модуля:
Усвоение информационных технологий для моделирования и проектирования систем и форм организации государственной службы.
Форма контроля: контрольные задачи и индивидуальное тестирование.
Тематический план
1. Использование текстового редактора Microsoft Word.
2. Обработка данных при помощи электронных таблиц Microsoft Excel.
3. Статистическая обработка данных при помощи специализированных пакетов SPSS, Statistica.
4. Использование сети Интернет.
Название модуля:
Количественные методы анализа.
Количество часов – 54
Лекций – 24
Практических – 16
Самостоятельная работа – 14
Задача модуля:
Знать:
Методы анализа выборочной совокупности;
Коэффициент зависимости между двумя показателями;
Методику проверки статистических гипотез, парной и множественной регрессии, множественно измерительные методы статистики.
Уметь:
Применять статистические методы для анализа эмпирических данных;
Использование компьютерной технологии для анализа эмпирических данных и моделирование реальных явлений.
Форма контроля знаний:
Контрольная работа
План
1. Измерение в социальных науках, статистическое распределение.
Классификация признаков по уровням измерения. Статистическое распределение (вариационный и интервальный ряды, частота, относительная частота, частотность). Графические методы представления статистических распределений (полигон частот, кумулята частот, гистограмма).
2. Числовые характеристики выборки.
Меры центральной тенденции вариативного и интервального рядов (среднее, мода, медиана). Меры вариации (дисперсия, среднее квадратичное отклонение, коэффициент вариации, стандартная ошибка). Использование квантилов для оценки среднего значения и рассеивания.
3. Функциональная и статистическая зависимость.
Коэффициент корреляции Пирсона. Критерии Пирсона Xi-квадрат. Коэффициенты для таблицы К х L (коэффициент среднеквадратической сопряженности Пирсона, коэффициенты Чупрова, Крамера). Коэффициенты для таблицы 2 х 2 (коэффициент ассоциации и контингенции). Коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Коэффициент ранговой корреляции Кендалла. Корреляционное соотношение. Прямая линия регрессии. Коэффициент детерминации.
4. Выборочный метод в статистике.
Точечное оценивание среднего значения и дисперсии генеральной совокупности. Интервальное оценивание среднего значения генеральной совокупности. Проверка статистических гипотез. Проверка значения коэффициента корреляции Пирсона. Критерии Стьюдента и Фишера.
5. Множественно измерительные методы статистики.
Метод множественной регрессии. Многофакторный анализ. Факторный анализ. Дискраминантный анализ. Кластерный анализ.
Название модуля:
Информационные системы в государственном управлении.
Количество часов – 54
Лекций – 4
Практических – 20
Самостоятельная работа – 30
Задача модуля:
Овладение государственными служащими стратегией клиент-сервер и основами геоинформатики.
Форма контроля знаний:
Индивидуальное тестирование.
Тематический план
Локальные и глобальные сети. Стратегия клиент-сервер, соединение компьютеров объективная необходимость, физический и программный уровень соединения компьютеров, локальные сети. Сервер рабочая станция. Ведомственные и глобальные сети, шлюз, мост, репитер. Протоколы обмена данных, семиуровневая модель протокола. Обмен данными в системе клиент-сервер, принципы функционирования, перспективы. Вступление в ГИС-технологии, математическая и геодезическая основа карт, аэрокосмические методы, сферы применения ГИС. Формы данных, растровое и векторное представление данных, ввод и обработка картографической и аэрокосмической информации. Цифровые и электронные карты. Осмотр и сравнительные характеристики существующих и перспективных ГИС. Введение в ГИС продукт фирмы ERSI. Овладение основами Arc/View-2.
УДАЧ!)
Голосование:
Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи