Написать эту статью, меня подтолкнул комментарий прочитанный на сайте «Однако»:
Станислав Пестерев-Пермский. 13 ноября 2014 08:27, Perm
«Молодежь не вся разложилась.Несмотря на то, что ей пришлось пройти немыслимое и вернуться оттуда, откуда почти нет возврата, потеряв близких, друзей и родственников. Я прекрасно помню все эти "америкэн бой", "вот новый поворот и мотор ревёт", "мы ждем перемен", "вот так, вот так живут америка с европой". И все эти шакальи завывания времён шатаюшегося СССР. Я помню всех кто ждал его обрушения. Я помню всё дерьмо в котором пытались нас утопить. Но нихрена в итоге на вышло. Мне 35 лет. Я хапнул горя на улицах Перми в 90-е и начале нулевых столько, что если рассказать то большинство на "Однако" будет за сердце хвататься. Это лирика. Но я ничего не забыл. Я всё так же помню советский стих "Что такое хорошо. И что такое плохо". Ну а перечитав труды Сталина я навсегда сделал для себя вывод что такое хорошо и что такое плохо. Мои сверстники иногда не понимают меня,Дескать живи и наслаждайся, "нахрен тебя эти думки и политика", "ты стал на старика похож в рассуждениях", главное нам чтоб комфортно жилось". А я так не могу. Мы не все разложились и стали тварями. Очень много в могилах. Но не все. И мы еще ухмыльнёмся на похоронах тех кто считает что советская молодёжь сдохла.»
Перепечатываю эту статью, потому что настало время обдумывать и анализировать те процессы, которые происходили в СССР – России на рубеже веков, которые привели к развалу Советского Союза и победе прозападного стиля жизни. Это важно ещё и потому, что не разобравшись в причинах развала Союза, сама Россия может повторить похожий путь!
Статья получилась дёрганой, перескакивающей с темы на тему, но это отражает моё тогдашнее эмоциональное состояние, возникшее после чтения ниже цитированных статей!
…В российском медиа пространстве, захваченном образованцами, со времён Акуджавы, Аксёнова и Макаревича, появились талантливые писатели и телевизионщики в лице Максима Кантора, Константина Сёмина и других, пока менее известных широкой публике.
Эти талантливые публицисты, наперекор российской образованщине, начали искать свой путь понимания всего произошедшего с Советским Союзом, и происходящего с Российской Федерацией. Во многом, их можно назвать учениками интересного мыслителя и русского человека Александра Зиновьева...
Для начала несколько цитат, отчасти раскрывающих причины и смысл произошедшего в те недавние времена…
Константин Сёмин, автор документалного фильма «Биохимия предательства»
Из статьи «Роклоботомия»:
«Глядя на могилы на солдатских кладбищах или на «аллеях бандитской славы», или даже вглядываясь во вполне благополучные, но полные какой-то животной, скотской тоски лица моих бывших коллег по русскому року, я понимаю теперь, зачем мы им понадобились. И. Кормильцев
…Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека не через пластинки фирмы «Мелодия», не через распространявшиеся спекулянтами кассеты и бобины, не через ксерокопии журнала Rolling Stone, не через джинсы и кожаные куртки, не через фильмы антисистемных режиссёров с фигой в кармане, не через макаревичей-гребенщиковых. Нет. Рок-музыка пришла в дом каждого советского человека через Центральное Телевидение. До тех пор подавляющему большинству советских людей было абсолютно параллельно, что там творилось в клубе одиноких сердец сержанта Пеппера. Рано утром граждане самой большой в мире страны собирались на работу, отправляли детей в садики и школы, днём работали на работе, а вечером, возвращаясь с работы, посвящали себя домашним делам, просмотру программы «Время», чтению книг, в общем, чему угодно, только не прослушиванию последнего альбома Black Sabbath. Были, конечно, и те, кто жил иной жизнью. Но, как и сегодня, такие — «продвинутые» — чаще встречались в столицах, чем, скажем, в Новокузнецке или Красноярске. В общем, массовым интерес к рок/поп-музыке до середины, если не до конца, 80-х не был...”
А это, из статьи Максима Кантора «Гуляй поле»:
«Двадцать три года государственности - это очень большой срок.
Все высокое Возрождение уложилось, вообще-то, именно в 23 года. Флорентийское Кватроченто, то есть, время правления Лоренцо Великолепного и Платоновская академия Марсилио Фичино, и Микеланджело и Боттичелли, и Пико делла Мирандолла, и Полициано, и даже фра Саванарола - это все произошло за двадцать три года. И музеи мира наполнены отчетами о том времени.
И время Бисмарка - это двадцать три года. От княжеств к единой стальной Пруссии; вот за это время собрал, скрепил, сжал идеей.
А Наполеон уложился в шестнадцать лет. И кодекс Наполеона даже написал, им до сих пор пользуются.
С революции 1917 до начала Второй мировой прошло двадцать три года - от разоренной монархии до социалистической страны и единого народа, который оказалось невозможно поработить - прошло именно двадцать три года. За эти годы чего только не было - и коллективизация, и индустриализация, и лагеря, и раскулачивание, и гражданская война, и доносы - но было не только это. Строили заводы и школы, больницы и дома, люди учились не только доносить и врать, как иногда теперь считают, люди приучились к мысли что они образуют одно общество - и у этого общества есть цель. В результате - возникло государство, в результате этих двадцати трех лет поднялась страна. И когда сказали: "Вставай, страна огромная", страна встала…»
Продолжая анализировать постепенный развал социалистического идеала и советского общества изнутри, Семин пишет:
«И вот на этот неподготовленный, но отлично впитывающий холст в 1987–1991 выливаются кубометры безумных, незнакомых, провокационных красок и смыслов. Параллельно происходит ещё одна революция — технологическая. В СССР получают массовое распространение видеомагнитофоны VHS (S-VHS). До сих пор мало кто осознаёт, какую роль (наравне с рок-музыкой) видеомагнитофоны сыграли в дроблении и уничтожении советского массового сознания. По сути дела, была уничтожена монополия Центрального Телевидения на воспроизведение контента. Это раньше любимого фильма дожидались, вычитав в газете время показа и спланировав свои дела так, чтобы не отвлекаться ни на что. С приходом «видиков» каждый превращался в «сам себе Центральное Телевидение». Между прочим, ситуация 1 к 1 напоминает приход в Россию широкополосного интернета, соцсетей, ютуба и прочих прелестей цивилизации. Поставьте тут галочку, и вернёмся к клипам.
…А мне вспомнились шестидесятые годы и появление магнитофонов в быту советской интеллигенции.
Мои знакомые дети директора школы в одном из городов Сибири, вдруг стали восхищаться Окуджавой, Галичем и Высоцким. Высоцкий мне нравился и я, подпевал своим дружкам, когда в лесном походе, на всю таёжную ширь мы запевали нарочито хриплыми голосами - «В суету городов и в потоки машин, возвращаемся мы, просто некуда деться...»
Восхищение Окуджавой я не понимал, а его «Из окон корочкой несёт поджаристой, за занавесками весёлый шум...» и вообще, не воспринимал как поэзию.
Прошло время и народ заслушался и сам запел Высоцкого, а мои приятели слушали и подпевали Окуджава, Юлию Киму и другим критикам «советской реальности».
Уже тогда началось расслоение советского общества на «успевших» и «лузеров» и постепенно советская интеллигенция стала превращаться в образованщину. Кто-то, ревностно прислуживая власти, у себя на кухне показывая фигу в кармане, а кто-то ударился в диссидентство, в надежде, со временем выделиться в особый «верхний класс» общества. Их взяли на содержание «наши американские партнёры», о чём сегодня русские либералы говорят не стесняясь. Об этой операции, говорят в интересном фильме Семина «Империя Добра», который можно найти на Ютюб...
Закончилось всё тем, что духовные «дети и внуки» Окуджавы, сплыли в Европу и Америку. Сам Окуджава умер во Франции, и узнав об этом, я с горечью подумал: «Где у человека сокровища, там он и умирает...». Мне было искренне жаль его.
Трудно представить, что Высоцкий умер бы в Англии. Может быть поэтому, в сегодняшней «элите», о Высоцком не вспоминают, а об Окуджава — пожалуйста! Окуджава, новой образованческой «элите» не противоречит, так как Высоцкий...
Помню, как мать моего друга, директриса школы, которой не нравилось, что её сын водится со мной, сыном строителя и домохозяйки, выговаривала мне, шестнадцатилетнему, наивному пареньку, верящему в братство и справедливость, нисколько не стесняясь: «Ты кто такой? Мои дети учатся в университете, а в твоей семье хоть кто-то закончил семь классов?!»
И я нисколько не обидевшись, но приняв к сведению её попытки представиться «элитой», почти издевательски ответил: - Мой старший брат закончил техникум и сам я в нём учусь...»
На наши отношения с её сыном, этот разговор никак не отразился. Он сказал мне: «Не обращай внимания. Она иногда с катушек соскакивает!»
…Вот ещё одна цитата из К. Сёмина, иллюстрирующая не только образование образованцев, но и идеалы «новых русских»:
«И вот к концу 80-х по телевизору друг за другом идут клипы, клипы, клипы. В целом процесс соответствовал горбачёвскому курсу на слив СССР и вступлению в интимные отношения с «международными партнёрами». Однако в какой-то момент уже трудно было понять — это горбачёвщина перекраивает массовое сознание, или массовое сознание заставляет горбачёвщину сливать страну ещё быстрее? К примеру, когда в 1988 в утреннем эфире на всю страну раз за разом заряжают You're in the Army Now — это связано или не связано с предстоящей в 1989 эвакуацией СА из Афганистана?
«Тебе говорят — стреляй по всему, что движется,
Палец на курке, но ты понимаешь — это всё неправильно…»
Какая разница, что «Статус Кво» вроде бы обращаются к американскому солдату? Кто в Союзе (да и сегодня в России) разбирает слова иностранных песен? Шизгара! Главное, что тебя — уникальную, неповторимую личность — заставляют воевать, а ты-то хочешь жить, ты-то желаешь мира! Требуй мира! Вали из Афганистана! Вали из Германии! Семена этого статусквошного пацифизма оплодотворят сознание целого поколения русских рокеров. Один будет петь про «не стреляй», другой про «шар цвета хаки», третий про солдатскую грусть:
«Так нет, найдём же, блин, куда ввести войска,
Вражьи кости нам — как снег под каблуком!
А по лесам бродят санитары,
Они нас будут подбирать.
Эгегей, сестра, лезь ко мне на нары,
И будем воевать, будем воевать…»
Они не понимают, что иногда, если не стреляешь ты — стреляют в тебя…»
…Но повторяю тезис, который хочу обосновать в этой статье — разделение на плохих и хороших, успевших и отставших, богатых и бедных, служивших в армии и спрятавшихся от неё, началось уже тогда, в период правления Хрущёва и его критики «культа личности» Сталина.
Позже выяснилось, что всё это было звеньями одной цепи, которая и послужила орудием самоубийства не только КПСС, всего соцлагеря, но и могучего государства рабочих и крестьян — СССР!
И ещё я уверен — СССР развалился, во многом из-за национализма чиновной верхушки и если народ в России, обманутый младо реформаторами, имея за собой тысячелетнюю историю государственности и имперской независимости, в конце концов переборол национализм «реформаторов» и олигархов, то в других республиках бывшего Союза, такого возврата «мультикультурализма» не получилось!
…Вновь цитата из «Гуляй поля» Кантора:
«За двадцать три года в Украине не было сделано ничего. Страну делили воры и пройдохи. И ни единого политического мыслителя. Ни одного.
В России тоже воров хватало - но за искомый период страну сперва разворовали, потом собрали; сказались традиции государственности. Это не значит, что Россия лучше или что России повезло; просто Россия страна государственная, а Украина - нет. Это не плохо и не хорошо, просто так вот устроено.
В Украине единственной стабильной формой организации оказалось Гуляй поле; а защищать Гуляй поле от внешнего произвола - занятие бесперспективное.
Украинский народ исключительно жалко. Как и всегда в истории Украины, народу предъявляют в виде политических мыслителей то Скоропадского, то Махно, то Бандеру. В Украине нет никакого фашизма - и быть не может, по определению. Фашизм есть государственный национализм, фашизм - это ретро-империя построенная на основании установленного неравенства. Фашизм это иерархия и порядок империи. Но государства в Украине нет и не будет никогда, и даже фашизма не будет - ему просто негде разместиться.
Будет одно сплошное Гуляй-поле. Если государство не сложилось за 23 года, оно не сложится никогда.
И с этим надо смириться; звучит обидно, но свобода как государственная идея не существует.
Население следует спасать от произвола псевдо-государственной власти...»
Здесь, я не во всём согласен с Кантором, однако прислушаться к его словам не мешает.
А Константин Семин, анализирует тенденции самопредательства и развала в стране, исходя из тех мелочей, которые и определяют рутину повседневного быта. Казалось бы — ну что особенного, если народ полюбил западную попсу?! Но, так бывает, когда своя культура в загоне и «везде хорошо, где нас нет».
Мне ведь тоже нравились «Битлы» и Спрингстин. Я хвалил их раскованность и умение говорить своим языком. Но у меня не было времени «наслаждаться» этим, как, впрочем и «поделками, советской и российской эстрады - надо было жить, а иногда — выживать.
А когда появилось немного свободного времени, я урывками слушал бардовскую музыку и русскую классику, особенно Чайковского и Рахманинова.
А у многих было много времени, вот они и купились на эти «заморские» погремушки. Советский народ тогда был невинен, как индейцы, которые продавали свои земли белым пришельцам за пару топоров и несколько связок бус.
Заключительная цитата из статьи Сёмина:
«...Впрочем, всплеск пацифизма и любви ко всему без исключения человечеству (вытеснившей советскую любовь к трудящемуся человечеству) — это лишь частный, но не единственный пример того, как в 80-е работала кофемолка массового сознания. ЦТ продолжало накачивать беззащитную обывательскую подкорку разрушительными мемами и смыслами. Помните харизматичного Бобби МакФеррина, который с 1988 года напевает «Не парься, будь счастлив!». Это Don't Worry Be Happy ведь точно такой же гимн 90-х, как и какой-нибудь «Бухгалтер» Алёны Апиной. Только кто из советских граждан хотя бы раз вдумался в смысл боббиного Don't worry? Кто в 1989 мог представить, что миллионам подражающих МакФеррину советских людей придётся почувствовать себя в шкуре его лирического героя?
Тебе негде переночевать?
Кто-то занял твою кровать?
Не парься, будь счастлив!
Лэнлорд сказал, ты просрочил платёж?
За неуплату в суд пойдёшь?
Не парься, будь счастлив!
Помню, что в 90-е по телевизору без конца крутили песню Б. Спрингстина «Улицы Филадельфии» (из фильма «Филадельфия»). Клип, очевидно, воспринимался аудиторией как слепок американской жизни, в которой разноцветные дети играют в салочки, а взрослые мило машут руками друг другу и проходящему мимо рокеру. Между тем, Брюс Спрингстин в этом клипе поёт буквально о следующем:
Я был избит до полусмерти
Я не мог узнать себя
И своё отражение в окнах
Брат, неужели ты оставишь меня умирать на улицах Филадельфии?”
…Сегодня сменившая Контрреволюцию Реставрация, начинает разрушаться. Просто, исходя из логики исторического развития, в российском обществе появляются не только критики «либерального капитализма», но и аналитики того, что совсем недавно происходило с Советским Союзом, а сегодня с Новой Россией.
А раз так, то можно ожидать появления новых поколений талантливых и самостоятельно мыслящих людей, которые смогут объективно анализировать не только то, что произошли в форме мировой катастрофы с СССР, но и то, что сегодня происходит в России.
А с появлением честных и талантливых публицистов, является возможность разобраться с тем, что произошло не только с СССР, но и с тем, что происходит в сегодняшней Россией...
Любая Контрреволюция, и следующая за ней Реставрация, подавляет нравственные, христианские основы общежития, и тем самым уничтожает интеллект и энергию масс, пытаясь возвратиться всех в «сословное государство».
Поэтому, я выступаю за слом Реставрации, как промежуточной формы Контрреволюции, и за движение вперёд, в ещё неизведанное, непредсказуемое будущее. Главное сделать качественный анализ, понять причины упадка в недавнем прошлом, чтобы не повторять эти ошибки, в настоящем!
И остаётся надежда на то, что через череду малых научно-технических и религиозно-нравственных революций, Россия и мир вновь поймут всеобщность и действенность в человеческой истории коммунистически-христианских принципов жизни биологического вида «хомо сапиенс — сапиенс» и в его будущем!