16+
Лайт-версия сайта

Жизнь коротка - искусство вечно. Мария Башкирцева.

Литература / Пьесы / Жизнь коротка - искусство вечно. Мария Башкирцева.
Просмотр работы:
22 июня ’2024   17:18
Просмотров: 688

ВЫСТАВКА В ДОМЕ РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ В МОСКВЕ:
https://www.domrz.ru/exhibition/55847_iskusstvo_vozvyshaet_dushu_k_165_letiyu_so_dnya_rozhdeniya_marii_bashkirtsevoy_/?ysclid=lxq6p0pu5m882918972

Галина Мягкова

Мария Башкирцева: жизнь коротка, искусство вечно.

(Монтажные листы по изд. «Дневник Марии Башкирцевой». М., Молодая гвардия, 1991.)

Действующие лица:

Мария Башкирцева ( первая- реальная, вторая – рассказчица)
Г – н Жулиан (художник)
Серж
Алиса
Мадам Башкирцева (мать М.Б.)
Мадам Гавини ( знакомая М.Б.)
Можно использовать видеопроекцию на экран.

Сцена 1

Рассказчица: Я – аристократка. Наконец, я нашла то, что искала, сама того не сознавая: жизнь – это Париж, Париж – это жизнь. Как счастлив тот, кто знает, чего желает. В 13 лет я начала учиться рисовать. Жизнь коротка, нужно смеяться, сколько можешь. Слез не избежать, они сами приходят. Есть горести, которых нельзя отвратить: это смерть и разлука. Но портить себе жизнь мелочами – никогда!
Мария Башкирцева: Я кашляю так сильно, как только возможно, но каким-то чудом я от этого не подурнела. Я снова принимаюсь за работу. Я недостаточно работала, я теряла время, я отдыхала, я…, одним словом – я не готова!
Г-н Жулиан: А выставка в Салоне приближается.
Мария Башкирцева: Доктор предполагает, что мой кашель чисто нервный. Я бы хотела всегда делать так, как сегодня: работать от восьми до полудня и от двух часов до пяти. В пять часов приносят лампу и я рисую до половины восьмого. До восьми одеваюсь, в восемь обед, потом читаю и засыпаю в 11 часов.
Г-н Жулиан: Вы недостаточно сильны. Чтобы выполнить портрет мужчины, но в состоянии выполнить лицо и нагое тело, что кажется мне заманчивым, как всем, чувствующим свою силу. Я хочу, чтобы вы сразу выдвинулись из ряда.
Мария Башкирцева: Теперь мне не следует выезжать по вечерам. Остается только 16 дней.


Сцена 2

Тони: Ведь, в сущности, это в первый раз вы применяете свои знания?
Мария Б.: Разумеется.
Тони: Ну так знаете ли, это совсем не дурно.
Мария Б.: Я могу сделать лучше.
Тони: Это законченно, хорошо задумано, хорошо построено, гармонично, элегантно, грациозно.
Мария Б.: О! Да, да, но я не довольна! Это мазня! Уверяю вас, мне дорого стоит выставить вещь, которая не нравится мне по исполнению, которая так не похожа на мои обыкновенные работы. Проклятая скромность! Вышиною моя картина 1 метр 70 сантиметров вместе с рамой!
Рассказчица: Молодая женщина сидит около плюшевого стола, стол цвета увядшей зелени, прекрасного оттенка. Она оперлась локтем правой руки и читает книгу, около которой лежит букет фиалок. Белизна книги, оттенок плюша, цветы около голой руки производят хорошее впечатление. Женщина в утреннем светло-голубом шелковом костюме и в косынке из белой кисеи с старинными кружевами. Левая рука упала на колени и едва удерживает разрезной ножик.

Сцена 3

Мадам Гавини: Я подумала, что надо посмотреть картину прежде, чем ее увезут. Ведь это отъезд первенца.
Рассказчица: Гавини в карете проводила меня во дворец Промышленности, и два человека понесли холст. Меня бросало то в жар, то в холод и мне было страшно, словно на похоронах. Потом эти большие залы, огромные залы со скульптурой, эти лестницы – все это заставляет биться сердце…
Мария Б.: Это мой первый дебют, независимый, публичный поступок! Чувствуешь себя одинокой, словно на возвышении, окруженном водою. Я подписываюсь «Мадемуазель Мари – Константен Рюс». Моя картина будет плохо поставлена или пройдет незамеченной или скажут, что это претенциозно, слабо и не знаю что еще.
Рассказчица: В 1873 году в Вене, во время самой сильной холеры, я была под защитой следующих стихов из псалма ХС, которые я привожу здесь:
«Крылами своими осенит тебя, и под крылами Его укроешься. Истина Его есть щит и ограждение. Не убоишься ужасов ночи, стрелы, летящей днем.
Язвы, ходящей во мраке, заразы, опустошающей в полдень. Близ тебя падет тысяча, и тьма по правую руку твою, но тебя не коснется». Я и не предвидела, что они пригодятся мне сегодня. Сделала свое завещание и положила в конверт со следующим адресом: « Господину П. Башкирцеву. В Полтаву. В собственные руки, В Россию».


Сцена 4

Мария Б.: Сегодня утром я ездила в Салон. Я села с лорнетом против Моро и изучала его. Эта картина доставила мне наиболее полное удовольствие в жизни: все натурально и ничем не напоминает ужасной и условной академической красоты. Вы женитесь, Серж?
Серж: пожимает плечами.
Мария Б.: Вы женитесь, Серж?
Серж: пожимает плечами.
Мария Б.: Вы женитесь, Серж?
Серж: пожимает плечами.
Мария Б.: Мне хотелось бы ехать в деревню, где нет никого, но и этого мало. Истинным счастьем была бы возможность удаляться время от времени в необитаемую страну. Совсем одной встречать восход солнца. И в этом полном уединении я не хотела бы видеть даже любимого человека
Серж: пожимает плечами.
Рассказчица: Кто возвратит мне мою молодость, растраченную, разбитую, потерянную? Мне еще нет двадцати лет, а между тем недавно я нашла у себя три седых волоса. Если бы не мое детское лицо, я казалась бы старухой. Разве в мои годы это естественно?
Серж: пожимает плечами.


Сцена 5

Мария Б.: Искреннее негодование делает человека красноречивым. Мужчина, негодующий или воображающий, что он негодует на толпу, входит на трибуну и составляет себе известность. Женщина не имеет в своем распоряжении никакой трибуны, кроме того, ее осаждают отец, свекор, мать, свекровь, все тому подобные, которые изводят ее целый день. Она негодует, она красноречива перед своим ночным столиком, в результате – нуль!
Когда говорят тихо – я не слышу. Я боюсь навсегда потерять блестящие качества, необходимые для женщины. К чему жить, мама?
Мадам Б.: Мы в ужасе.
Мария Б.: Что я здесь делаю? Что у меня есть? Ни славы, ни счастья, ни даже мира!
Мадам Б.: Доктор признался, что он не ожидал, что это так серьезно.
Мария Б.: Я никогда уже не буду слышать так хорошо, как прежде. Я была поражена как громом. Это ужасно. Иногда в разговоре многое ускользает от меня. Я не слышу тиканья моего будильника. Это действительно несчастье.
Я много плакала с сегодняшнего утра. Я понимаю теперь, что любят не за красоту.

Сцена 6

Мария Б.: Случалось ли вам начать говорить или писать, что вы больше не верите чему-нибудь, чему прежде верили? В одну из таких минут я и сделала эскиз картины… В ожидании художника модель сидит верхом на стуле и курит папироску, глядя на скелет, в зубы которого он воткнул трубку. Один чулок на полу, другой висит еще на ноге. Это очень хорошо выходит красками.
Г-н Жулиан: Это положительно то, что следует, но грубо и отталкивающе.
Мария Б.: Да, это отталкивает, и именно поэтому-то это хорошо, это сама природа.
Г-н Жулиан: Только вы не можете подписаться под этим. Это произвело бы скандал. Эта картина заставит кричать – особенно, если узнают, что это женщина – живописец, да еще молодая девушка!
Мария Б.: Передо мной портреты матери и отца, когда они были женихом и невестой. Я повесила эти портреты на стену, как документы. Я родилась от замечательно красивой матери, молодой здоровой, с темными волосами. Отец же мой был белокур и бледен, слабого сложения. Болезненный отец сделался здоровым и сильным, а мать, которая цвела здоровьем и молодостью, сделалась слабой и нервной. Тони продолжает быть довольным мною и советует мне писать. Я в восторге. Мама называла меня Мусей.

Сцена 7

Рассказчица: Вот очень нежное письмо от мамы: Харьков. Мой обожаемый ангел, дорогое дитя мое Муся, если бы ты знала, как я несчастна без тебя, как беспокоюсь за твое здоровье и как я хотела бы поскорее уехать! Ты моя гордость, моя слава, мое счастье, моя радость!!!
Мария Б.: Уже десять дней я все вижу во сне дедушку, маму, моих. Я никогда не сплю без снов. Я очень больна, Я сильно кашляю. Кажется это называется горловой чахоткой. Живопись – хорошая вещь! Знаете, в тяжелые минуты никогда не бываешь слишком несчастен, если есть светлая точка на горизонте. Я говорила себе: подождем немного, живопись спасет нас. Теперь я сомневаюсь во всем… Я не верю ни Тони, ни Жулиану.

Сцена 8

Мария Б.: Мне было нужно это большое путешествие: равнина, равнина, равнина, равнина со всех сторон. Это красиво, я в восторге от степей, как от чего-то нового. Это что-то почти бесконечное… Россия.
М-ль Алиса: Мама привезла все журналы, где говорится о тебе.
Мария Б.: Мне вредит то, что я отдаю себе отчет в малейших движениях моей души. Я пересмотрела свои картины, по ним можно проследить мои успехи шаг за шагом.
М-ль Алиса: Или нужно делиться мыслями по-парижски, делая вид, что на все смотришь с точки зрения своей специальности, чтобы не казаться слишком поэтичной…
Мария Б.: Мне кажется, что можно серьезно говорить о чем-нибудь, глубоко трогающим вас, с кем вы имеете полное духовное общение. Я могу по-человечески говорить с Жулианом. Когда я работала в музее в Мадриде и копировала руку Веласкеса, пришли двое пожилых людей. Один из них – господин Солдатенков - московский миллионер, который много путешествует и обожает искусство и художников. Старик Солдатенков спросил меня, продаю ли я свои картины. И я имела глупость сказать, что нет.
М-ль Алиса: А фабрика сигар и папирос в Севилье!
Мария Б.: И если бы это был один табак! Это сборище женщин с голыми руками и шеями, девочек и детей! Испанки обладают грацией, какой нет у других женщин. Какие у них шеи! Это победительницы сердец и существа поистине изумительные! Я провела целый день у гитан.
М-ль Алиса: Жулиан советует тебе делать ежедневно эскизы всего того, что тебя поражает.
Мария Б.: Что же меня поражает? Что могу я найти в той среде, в которой живу?
М-ль Алиса: Итак, ты жалуешься на богатство?
Мария Б.: Нет, но я утверждаю, что благосостояние машает артистическому развитию и что среда, в которой живешь составляет половину человека. Квартал, где живу я, так чист, однообразен, что не видишь ни бедности, ни неподстриженного деревца, ни кривой улицы. Я начинаю чувствовать настоящую страсть к моей живописи.

Сцена 9

Мария Б.: Говорить серьезно о моей смерти – очень интересно, и это меня занимает. И очень жаль, что неудобно, чтобы об этом знал кто-нибудь, кроме Жулиана, моего духовного отца.
Рассказчица: Со вчерашнего дня я работала в Академии, возвратившись к полной простоте, не заботясь ни о выборе модели, ни о ее красоте, оставив всякие притязания. Шесть месяцев такой работы, говорит Жулиан, и вы сделаете все, что захотите. Я никогда не вылечусь. Чувствуете ли вы. Сколько в этом отчаянного, несправедливого, ужасного? Я чувствую себя способной на все. Только одно… я могу захворать. Я каждый день буду просить Бога , чтобы этого не случилось. Как может моя рука неспособной выполнить то, что хочет выразить моя душа?
Мария Б.:Пусть мне дадут не более десяти лет, но в эти десять лет – славу и любовь. И я умру в тридцать лет довольная. Если бы было с кем, я заключила условие: умереть в тридцать лет, но только пожив.
Рассказчица: Только что получила следующую записку: Дворец Елисейских полей. Общество французских художников, устроителей ежегодных выставок изящных искусств. Пишу вам, не выходя из залы жюри, чтобы сообщить вам, что ваша головка – пастель имела истинный успех. От души вас с этим приветствую. Нечего и говорить, что ваши работы были приняты прекрасно. На этот раз – это уж настоящий успех, и я очень этим счастлив. Тони.
Мария Б.: И так хорошо жить этой жизнью… в ожидании будущей славы.
Говорят, что у меня был роман с Сержем и что поэтому я и не выхожу замуж. Иначе не могут объяснить себе, как это я – имея хорошее приданое – не сделалась до сих пор ни графиней, ни маркизой. Дурачье. Но в конце концов надо-таки будет выйти замуж, только – за человека, который серьезно любил бы меня, иначе я была бы несчастнейшей из женщин. Но нужно также, чтобы этот человек сколько –нибудь подходил ко мне. Нет, я никогда не была влюблена.

Сцена 10

(полулежит в кресле )

Мария Б.: Говорят, что у всякого артиста всегда бывает какой-нибудь конек. Мой конек – это все мои неудачи и горести, вновь и вновь приводящие меня к подножию искусства, составляющего единственный смысл и двигатель моей жизни. О. стать знаменитостью! Когда я представляю себе в воображении, что я знаменита – это точно какая-то молния. Точно электрический ток!
Г-н Жулиан: Вы имеете вид осеннего пейзажа, покинутой аллеи, окутанной мглой грустно наступающей зимы…
Мария Б.: Это как раз то, что я только что написала. Посмотрите.
Г-н Жулиан: «Русская Всемирная иллюстрация» напечатала на первой странице снимок с вашей картины «Жан и Жак».
Мария Б.: Это самый большой из русских иллюстрированных журналов, и я в нем разместилась, как дома!
Рассказчица: Я чувствую в себе такой подъем духа, такие порывы к великому, что ноги мои уже не касаются земли. Что меня постоянно преследует, так это боязнь, что я не успею выполнить всего задуманного. Это состояние утомительное, хотя чувствуешь себя счастливой. Ведь я не проживу долго…знаете… дети слишком умные…
Мария Б.: Мне кажется, что никто не любит всего так, как я люблю: искусство, живопись, музыку, книги, свет, платья, роскошь, шум, тишину, смех, грусть, тоску, шутки, любовь, холод, солнце, все времена года, всякую погоду, спокойные равнины России и горы вокруг Неаполя, снег зимою, дождь осенью, весну с ее тревогой, спокойные летние дни и прекрасные ночи со сверкающими звездами… я все люблю до обожания. Вот уже два дня, как постель моя в большой гостиной, но она разгорожена ширмами, табуретами, роялем… Мне слишком трудно подниматься по лестнице…
(засыпает в кресле).
Г-н Жулиан: Слово «гений» обладает тем же свойством, что и слово «любовь».

Финал
2006 г.






























Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

ВПЕРЁД ИДУЩЕМУ.. Проект Сергей morezip

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft