В античности, чтобы привлечь зрителей к театру и поднять его зрелищность, актёры умирали прямо на сцене.
В Древнем Риме строго запрещалось добровольно уходить на тот свет, не получив разрешения у Сената. Поэтому проситель обязан был указать в своём обращении к парламенту причины такого поступка. В случае, если Сенат посчитает мотив обоснованным, то просителю бесплатно выдавался бутылёк с ядом, чтобы облегчить его участь.
Глава 14. БУМЕРАНГ
Юная невеста царя Филиппа Клеопатра с большим энтузиазмом изучала амбарную книгу со стопкой рукописей, выделяя пером тех, кто меньше всего платил налоги. Она была без ума не только от короля, но и от казны. Этому её научил дядя Аттал и природная жадность. Если её сердце частично принадлежало царю, то голова всецело богатству. Она была царицей людей, но рабыней денег. Хотя во все времена царит лишь одно правило - пока бедные ищут еду, богатые никак не могут нажраться.
Однако, её любимую работу с налогами от поданных, нарушила беременная жена Аттала, которая с шумом забежала в покои Клеопатры.
- Ты что себе позволяешь, бестыжая путана! - кричала она. - Убеди царя не отправлять моего мужа и твоего дядю в Малую Азию на войну с персами.
Услышав это, Клеопатра пришла в ярость. Она закрыла амбарную книгу, вышла из-за стола и, подойдя к жене Аттала, что есть сил ударила ей в пузо. Та тут же загнулась от боли, держась за свой беременный живот.
- Как ты разговариваешь с царицей! - жёстко сказала Клеопатра. - Совсем страх потеряла!
Затем она грубо схватила супругу Аттала за волосы и, повернув её взгляд на себя, произнесла:
- Я сброшу тебя к акулам, а они уже сами решат гостья ты или их обед!
Жена Аттала от страха слегка кивнула головой, показывая своё подчинение юному дьяволу в царской юбке. Та немного растаяла и отпустила её волосы.
- Если проболтаешься моему дяде об этом, то я отправлю тебя торговать телом! - пригрозила Клеопатра. - Разве он не делает это с другими?
В этот самый момент неожиданно открылась дверь и в проёме показался Филипп с Атталом. Заметив странное выражение лиц женщин, царь поинтересовался:
- Что-то случилось, дорогая?
Клеопатра не растерялась и тут же ехидно улыбнулась.
- Всё замечательно! - отвечала юная невеста Филиппа, поглаживая свой животик. - Моя дорогая тётя давала мне пару советов по уходу за постояльцем моего живота. Правда, тётушка?
Жена Аттала поправила волосы и, фальшиво улыбнувшись, подтвердила:
- Всё верно, царь.
Филипп протянул руку своей юной невесте, приглашая её пройти вместе с ним.
- Ты сегодня неотразима! - сказал царь своей половинке. - Как же я рад, что вино, которое я пью старше невесты, с которой я сплю.
Услышав шутку, Клеопатра и Аттал улыбнулись.
- Сегодня нас ждёт зрелище! - сказал царь и затем, показывая рукой на Аттала добавил, - А его автор скромно стоит перед вами.
АТТАЛ, заметив друга царевича Гефестиона, тут же поспешил к нему.
- Ты не хотел бы сделать сюрприз Александру? - спросил Аттал.
- Если глупый начинает решать проблему, то проблем становится две, - немного поразмыслив, ответил Гефестион. - Чтож, я согласен, чтобы вместо меня не взяли дурака.
А чуть позже напротив королевского дворца собралась толпа, которая с интересом наблюдала за театральной постановкой. В царской ложе разместились Филипп с Клеопатрой, а позади Аттал и мать Александра Олимпиада. Сам же царевич вместе с друзьями Птолемеем, Неархом и Весельчаком расположились в другой ложе напротив.
- А где Гефестион? - поинтересовался Александр.
- Он сказал, что сегодня будет блистать на сцене! - крикнул Весельчак, аплодируя актёрам, которые начали появляться на помосте. Один актёр в царском одеянии был похож на короля Филиппа, а другой на Аттала.
- У моего сына Александра огромный талант! - сказал актёр, который пародировал царя.
- И какой же? - поинтересовался у него актёр, который пародировал Аттала.
- Расстраивать своего отца!
Услышав это, публика тут же рассмеялась, а друзья хлопали царевича по плечу, умирая с хохота.
- Актёры смеются над тобой, Александр! - крикнул Весельчак.
- И у них это получается, - растроенно ответил царевич друзьям, глядя на веселящуюся толпу.
- Ваш сын Александр встречается с замужней женщиной! Какой стыд! - сказал актёр, пародировавший Аттала.
В этот момент толпа недовольно загудела. Ведь общество презирало не только изменниц, но и их воздыхателей. Теперь Александру стало ясно, что Аттал и его отец специально устроили этот публичный спектакль, чтобы унизить его связь с любимой Афродитой. Они как-то узнали об их встрече в тюрьме и хотят отомстить ему. Ведь его отец планировал поженить его с персидским врагом, чтобы он стал другом. Но тогда это был бы не союз двух сердец, а союз двух нервных систем. У каждой половины свои тараканы в голове. Александр никак не мог понять, как можно влюбиться в человека разумом, а не сердцем?! Царевич должен жениться, исходя из чувств, а не чувства долга.
Царь Филипп с Атталом постоянно оглядывались на Александра, пытаясь поймать его реакцию на спектакль. По мрачному лицу царевича было видно, что им удалось растоптать его самолюбие. Он был публично оскорблён и подавлен. Это чувствовали друзья и его мать Олимпиада. В конце концов Александр не выдержал и собрался уже уходить, как вдруг неожиданно на сцене появился его друг Гефестион. Он стоял на стуле на импровизированном эшафоте с петлёй на шее и связанными позади руками.
- Это друг Александра, Гефестион! - громко сказал актёр, породировавший Аттала. - Этот предатель рассказал царевичу где находится его любовь Афродита и рассказал Олимпиаде о Вашем романе с Клеопатрой.
Публика недовольно загудела.
- Предатель! - скандировали люди. - Убить! Смерть собаке!
Гефестион в ужасе взглянул сначала на толпу, а затем на царя. Теперь только до него дошло, что хитрый Аттал обманул его, пригласив сыграть в его спектакле. Он использовал его, чтобы публично унизить его с Александром. Это сильно задело царевича и поэтому он бросил грозный взгляд на отца, показывая своё презрение к нему. На лице же царя Филиппа появилась ухмылка. В этот самый момент актёр, пародировавший царя Филиппа, немного задумался, а потом громко произнёс:
- Казнить!
В этот самый миг толпа взорвалась овациями. По реакции людей было видно, что это решение короля совпадает с мнением толпы.
Актёр, который пародировал Аттала, поднял руку и шум тут же исчез. Затем он подошёл к Гефестиону, улыбнулся и выбил стул из под его ног. Петля тут же сжалась вокруг шеи, а Гефестион начал болтаться на верёвке. Только сейчас до Александра дошло, что это был вовсе не спектакль, а публичная казнь его друга, спрятанная под театральное действие. В античные времена, чтобы придать зрелишность театру, актёры иногда умирали на сцене. Эту роль умирающего актёра сыграл его друг Гефестион. Отец сполна отомстил Александру за его связь с замужней нищебродкой, а Аттал помог ему в этом.
Александр сначала оцепенел в ужасе, но потом быстро собрался и что есть сил побежал через трибуны в сторону помоста. За ним тут же рванули и его друзья. Они с трудом прорывались сквозь толпу, а несчастный Гефестион уже перестал сопротивляться смерти и просто висел в петле. Наконец, Александр, добравшись до него, быстро срезал верёвку и обхватил бездыханное тело его друга Гефестиона. Он аккуратно положил его на помост, а затем обнял, в надежде, что тот очнётся и начнёт дышать. Но его друг, к сожалению, уже больше не подавал признаков жизни.
Глава 14, из книги "Александр Македонский", автор Орымбетов Ержан Абдраимович, 15.02.2025