Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
22 февраля ’2013
23:46
Просмотров:
21922
82. В.Агошков. Домагощь.
Богиня Макошь.
КРЕПОСТЬ МОГОЩЬ. Мы готовы во многом поверить легенде о городе Могов. Поскольку в летописи указывается город ДОМОГОЩЬ, то не исключено, что крепость называлась всё-таки не Могов, а МОГОЩЬ, напоминая слово МОГУЩЕСТВЕННЫЙ. Князья шли ДО МОГОЩИ. Нужно иметь в виду, что раньше текст писали сплошняком, т.е. без разбивок слов, поэтому и не ясно, как нужно правильно считать: до МОГОЩЬ, или ДОМОГОЩЬ.
В прекрасной книге «Археологическая карта России. Орловская область» (Москва, 1992г.) автор и составитель Г.К. Патрик пишет следующее: «Из бесспорных городов под 1146г упомянуты Мценск (Мъченськ, Мценеск) и Болдыж, под 1147г – Кром (Кромы) и Домагощь, под 1155г – Новосиль».
И далее: «Остатки древнерусских Мценска, Крома и Новосиля находятся на территории одноимённых районных центров области. Домагощь связывается с городищем у села Городище в Болховском районе (Зайцев А.К.), Болдыж – с городищем у д. Слободка в Шаблыкинском районе (Никольская Т.Н.). В который раз приходится писать: к сожалению, нет под руками статьи А.К. Зайцева, чью точку зрения на то, что летописный г.Домагощь находился недалеко от слияния Оки и Зуши, приняли большинство исследователей. Может быть, прочитав наши выводы, они всё-таки посчитают городом Домогощью (до Могощью) городище Моговка на реке Мог!
Сейчас в Интернете сообщают о том, что под 1147г летописи упоминают Кром, Домагощь и Спашь. Местонахождение Домагоща спорно. Возможно, он находился у дер. Маговки в Шаблыкинском районе (впервые об этом было сказано нами.-В.А.). Или же, как утверждает известный археолог А.К. Зайцев, у с. Городища, неподалеку от Мценска, на левом берегу Оки, напротив устья Зуши. Согласно писцовым книгам Белёвского уезда 1628-31 гг., там существовало городище Домагашевское:
«Против с.Городище Домагашевского – три озерка». «Неподалёку от Мценска» – это, на мой взгляд, километра 2-3. На самом же деле, село Городище находится от Мценска примерно в 25 километрах, почти на самой границе Орловской и Тульской областей, у слияния рек Зуша и Ока.
ЯЗЫЧЕСКАЯ БОГИНЯ МАКОШЬ.
МАГОВКА – МАКОВКА. В Толковом словаре русского языка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой так объясняется слово МАКОВКА («г» и «к» близки при звучании): 1. Плод мака … 2. Конфета из мака … 3. Купол церкви … 4. То же, что макушка … Деревня Маговка стоит на большаке Карачев – Кромы, а значит – на возвышении.
На запад от Маговки текут ручьи Навлинского бассейна, на восток – бассейна реки Цон. Рядом с Маговкой находится высота 220. Остальные высоты в округе – ниже: 216 – Кремль, 215 – Прудки и 213 – Молодовое. Так что Маговка вполне может считаться макушкой данной местности. Местность – благодатная для проживания.
БОГИНЯ МАКОШЬ – «МАТЬ КОША». А.Баженова в книге «Мифы древних славян» (1993) писала о том, что Макошь – одна из главных богинь восточных славян. Мы вспомнили о ней не случайно: наша дер. Маговка и богиня Макошь почти похожи при произношении. Имя Макошь автор составляет из двух частей: «ма» – мать, и «кошь» – кошёлка, корзина, кошара.
Макошь – мать наполненных кошей, мать хорошего урожая. Это не богиня плодородия, подчеркивает учёная, а именно богиня итогов сельскохозяйственного года, богиня урожая, подательница благ. Это мнение в пользу того, что Домагощь – склад! Деревня Маговка, безусловно, могла быть «матерью хорошего урожая», поскольку всё для этого есть: и пашня – на север, и лес – с трёх сторон. Не забудем и про дороги, идущие во все края, что давало простор торговым отношениям. Отсюда и родство со словом «могучий, сильный».
МАКОШЬ – БОГИНЯ СУДЬБЫ И СЧАСТЬЯ. Почитали Макошь ещё и как богиню судьбы, изображая с рогом изобилия в руке. Она покровительствовала домашнему очагу, стригла овец, наказывала нерадивых, способствовала семейному счастью. В русском православии Макошь перевоплотилась в Праскеву Пятницу. А пятница на Руси – торговый день.
Не говорит ли это о том, что в Маговке была когда-то ярмарка, ведь находилась деревня на пересечении дорог! Праскева Пятница ведала всеми плодами земными, распределяла продукты, сырьё, предметы ремесленного производства.
Важно подчеркнуть, что по белорусскому поверью: негоже оставлять на ночь кудель, а то «Макоша опряде». Это ещё один довод в пользу того, что на территории нынешнего Шаблыкинского района в д. Маговке могли проживать радимичи – «братья» вятичей. Предводитель радими-чей – Радим сел на реке Сожи(е), которая сейчас протекает по востоку Белоруссии. Прибывая на ярмарку, люди надеялись на то, что выгодно продадут и купят и что в этом им поможет Макошь – богиня судьбы, которая каждому человеку пряла нить судьбы. Одному - нить потолще, и судьба – посчастливее, другому – потоньше, а третьему – и совсем худую нить: вот-вот оборвётся…
(С) В.И. Агошков.
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213022100801
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи