16+
Лайт-версия сайта

54. В.И. Агошков. Орельские места. Перун.

Литература / Очерки / 54. В.И. Агошков. Орельские места. Перун.
Просмотр работы:
09 февраля ’2013   00:06
Просмотров: 21770

54. В.И. Агошков. Орельские места.

Перун.


Курское, краска (?), дающая жёлтый, либо розовый цвет. Орловка, ярославское, небольшое грузовое судно; от села Орловки. Орли’ть – клеймить казённым клеймом.

Итак, если птица ОРЁЛ – царь птиц, то и р.Орёл должна была в древности многое значить для наших предков: она поила, кормила рыбой, защищала от врагов, давала пищу для философских размышлений. В засуху из р.Орёл поливали посевы. Реки в древности были для наших предков живыми существами, им поклонялись, им доверяли свои сокровенные чувства.



ОРЁЛ ОРЛА ПЛОДИТ… Город Ливны (от лив – жизнь) стоит на реке Ливенка, которая образована двумя, почти равными речками – Ливна Лесная и Ливна Полевая. Река Орёл во многом напоминает по своей форме реку Ливенку. Если библейский Адам создал Еву из «ребра», то и речной Орёл не остался без «подружки» – речки Орлицы. А там, где мужчина и женщина, возникает любовь! О любви можно говорить вечно. А начнём мы наш разговор с Перуна.



ПЕРУН. В.В. Иванов и В.Н. Топоров – прекрасные знатоки древности. О Перуне они написали (словарь «Мифология»):
– Древнерусское Перун, общеславянское *Perunъ, в славянской мифологии бог грозы (грома). Общеславянский культ Перуна восходит к культу бога грозы (грома) в индоевропейской мифологии и имеет много общих черт с аналогичным культом Перкунаса в балтийской мифологии…

В связи с этим мы напомним о том, что Г.П. Смолицкая (см. наш выпуск №1, стр. 4) об Орле написала следующее: «В.Н. Торопов считает этот гидроним балтийским». Не следует ли из этого, что в наших местах когда-то жили балты, которые и поименовали реку Орёл. Тогда наши рассуждения о том, что ливы назвали реку Ливну – Ливенкой, верны.
К сожалению, мы не имеем под руками сочинений В.Н. Торопова, в которых он высказал данную мысль.

«Бог грозы уже в индоевропейской традиции связывался с военной функцией, продолжают В.В. Иванов и В.Н. Торопов, и соответственно считался покровителем военной дружины и её предводителя (у славян – князя), особенно на Руси. Особое мифологическое значение имела борода громовержца, что косвенно отразилось в русских фольклорных формулах, относящихся к «бороде Ильи», образ которого заменил Перуна в эпоху двоеверия».
Попутно заметим, что чуть западнее истока реки Орлицы находится село Девять Дубов, где, согласно легенде, бился Илья Муромец с Соловьём-разбойником… «Борода Ильи» = брада: символ рати – рети?! Брань – битва.

– Главным оружием Перуна были камни и стрелы, а также топоры, являвшиеся, как и стрелы, предметами языческого культа… Перун в образе всадника на коне или на колеснице… поражает своим оружием змеевидного врага… Волоса-Велеса, позднее – Змиулана. После победы Перуна над врагом освобождаются воды (скот, женщина, похищенная противником и пр.).

Интерпретацией мифа о Перуне является его истолкование как этнологического мифа о происхождении грома, грозы, плодородного дождя…. Эти ритуалы вызывания дождя включают обливание женщины, возможно, первоначально связанной с жертвами Перуну. Характерной чертой мифов и ритуалов, связанных с Перуном, является их соотнесение с дубами и с дубовыми рощами и с возвышенностями, на которых ставили в древности идолы Перуну и его святилища.



ДУБ И ДОБ. Самое время дать наш комментарий. Сейчас в Орловской области насчитывается около 30 названий только населённых пунктов с корнем ДУБ-. Это и Дубки, Дубовая, Дубовик, и Дубовое, Дубрава, Дубровка, и Дубы, Дубровский и пр.

Самое известное название – село Девять Дубов – в Хотынецком районе. У истоков реки Орлицы расположились топонимы: Дубрава, Дубочки. На современных картах мы видим топонимы только с основой ДУБ-. У Пушкина читаем: ДОбровы! Наши бабушки и дедушки тоже говорят: добровы. Кто-то уверяет, что ДУБ и ДОБ – одно и то же. У Даля есть слово ДОБА: украинское, белорусское, смоленское, костромское – пора, час, время, сутки, година. Ночной добой.

Он будет в свою добу, в твою пору, лета. От этого: удобный, подобный, надобный и пр. Как видим, ДУБ и ДОБ – это разные понятия. Село Девять Дубов названо так, на наш взгляд, не из-за росших здесь 9 дубов, а потому, что населённый пункт находился на расстоянии ДЕВЯТИ СУТОК езды на лошади от города Киева: Девять Дубов – это Девять Добов, т.е. Девять Суток. Деревня Добрынь Кромского района когда-то находилась на Большой дороге Орёл-Курск, в сутках езды от Орла на лошадке, т.е. на расстоянии ОДНОЙ ДОБЫ.

В своё время здесь был постоялый двор. В ДОБНОМ-УДОБНОМ месте возник город БРЯНСК, а посему он ДОБРЯНСК, т.е. добрый. Город не белка, чтобы поселяться в «дебрях».


Орёл и Орлица. Выпуск №5.
Топонимические очерки: факты, гипотезы.
Технический редактор и корректор – автор.
Компьютерный набор – Ю.В. Третьяков.

(С) В.И. Агошков, 2003г.





© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2013
Свидетельство о публикации №213020802380






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 09 февраля ’2013   04:45
     

Оставлен: 09 февраля ’2013   13:45
Ваши мысли оригинальны и бесподобны!!!С уважением Виктор.             


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

237
ПРИНЦ. муз. А.Бухман Ждём вас, друзья!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft