16+
Лайт-версия сайта

ФАКЕЛЫ "СВОБОДЫ"

Литература / Очерки / ФАКЕЛЫ "СВОБОДЫ"
Просмотр работы:
04 января ’2010   21:41
Просмотров: 26869

Константин Ковтун


ФАКЕЛЫ "СВОБОДЫ»


Очерки

Одесса 2006
ПРЕДИСЛОВИЕ
Очерки носят в некоторой степени публицистический характер, вряд ли можно их читать как развлекательные рассказы, все подряд. Одному интересен взгляд на далекие страны, другому интересно поразмышлять о процессах в них.
Сегодня мы являемся свидетелями лишь начальной стадии нового передела мира, на этот раз включая и арктические континенты, и космос. Этот передел сопровождается стремительным смещением экономических и силовых центров в недавние слаборазвитые регионы. Сегодня более влиятельным оказывается не просто материальный ресурс, а инновационная политика, новые общественные регу-ляторы, примером служат Китай, Индия и др. Грядущий передел—вопрос выживания многих народов. Эта стадия имеет пока черты послевоенного передела мира, завершившегося распадом «соцлагеря» вместе с системой «зон влияния» 1950-80 годов по всему миру.
В очерках на тему деколонизации и неоколонизации в эти годы автор, наряду с фактическим материалом при посещении разных стран, дает известное, также свое собственное видение событий, происходивших в странах Азии, Африки, Америки. Стремится подчеркнуть сопричастность своих сограждан, украинцев, показывая аналогии прошлых событий с сегодняшними, с т.н. «цветными революциями», проводя мысль о том, что чем раньше Украина выйдет из дурмана майданов, тем лучшее положение будет у нее среди соседей.
Отмечены формальные, как бы официальные, черты недавних событий в Украине: организация демонстраций на «майданах», будто-бы выборы президента, и с другой стороны—хорошо опробованные неформальные черты фактических событий: государственный переворот с давлением одной части населения на другую под патронажем иностранных служб, незаконный третий тур выборов президента, смена правящей элиты путем захвата власти националис- тическими кругами, насильственные меры в отношении большей части украинцев–это черты внутреннего колониализма, который до сих пор властями официально не признан. В итоге, Украина раздвоена, придавлена самими украинцами, в угоду тем, кто заплатил и определил: Украина – рынок сбыта, и только !
Автор старался вести разговор в доверительном тоне, не претендуя на завершенность мнений с сознанием того, что завтра они могут поменяться и быть уровнем выше.

Набирающий обороты новый передел будет более длительным, всеобъемлющим для нескольких поколений людей на Земле, никто не останется в стороне от спадов и подъемов, ни одна страна не будет в безопасности, если не сможет защитить себя.

ГРЯДУЩИЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА – ВОПРОС
ВЫЖИВАНИЯ МНОГИХ НАРОДОВ
Блоки и союзы не будут гарантией для всех входящих в них стран. Карта мира претерпит значительные изменения. В ко-нечной стадии передела обозначится переход к новой логике, наметится движение догм религий к живой единой философии, к представлению о мире, свободному от ханжества и нетерпимо-сти «мудрецов», перетащивших в христианство страх перед жизнью на Земле, рабство перед Богом, чувство вины человека в этом мире. Страх им понадобился как оплот против других ре-лигий, помещенный ими вместо смысла человеческой жизни--приобщения к Высшему разуму, Богу --по живой с древней-ших времен философии (еще вернемся к ней в очерках об Ин-дии, Китае). Т.е., сказанное не должно приниматься как некое предсказание – нет, оно является закономерным по древней живой философии. Этому будет сопутствовать утверждение социально гуманных отношений (не советского образца, конечно) в обществе социальной справедливости -- как единственно логичный и естественный результат эволюции человека, а в конце острой стадии передела --уменьшение агрессивного потенциала в общественном сознании.
Разумеется, новое обустройство–вопрос даже не десятилетий, сейчас можно говорить лишь о предвестниках следующей эры, например о таких, как смещение силовых центров (без завое-вания чужих территорий !), неизбежное новое геополитическое конструирование, намерения использовать космос как ресурс Земли. Да, это лишь предвестники. А ее признаки, только признаки, возможно будут уже видимы сегодняшним юношам на склоне их лет.
С другой стороны, если верить, что прошлое также бесконечно, как и будущее, то это прошлое привлекательно тем, что, оглянувшись, невозможно не подумать о завтрашнем дне. История, как известно, не роман. Зато история и занимает ум, и питает чувства – в этом может состоять оправдание перед читателем за стремление наложить сегодняшние события на прошлые. Читаем историю, потому что думаем о жизни и о своей стране, хотя порой с болью и горечью. Один из осно-воположников историзма, итальянский историк 18-го века Д. Вико считал, что всем народам суждено пережить одинаковые состояния, рано или поздно, и что именно эти состояния дос-тойны внимания. В одном из таких состояний находились многие народы в послевоенное время, во времена деколони-зации и неоколонизации. Целый ряд из них не вышел из это-го состояния до сих пор. Посмотрев на те прошлые события, яснее видишь сегодняшний день.
Еще до тех событий политики разделили все страны на два типа: страны с так называемым «историческим статусом», и страны – «объекты действия». Можно с уверенностью сказать, что сегодня наша страна Украина в полной мере относится ко второму типу.

УКРАИНА ВО «ВНУТРЕННЕМ КОЛОНИАЛИЗМЕ»
Лучше называть вещи своими именами, тогда не будут возникать вопросы, на которые невозможно ответить.
Да, Украина является объектом действия через свой собственный, домашнего «разлива» колониализм, который позволил США и Западу овладеть рычагами влияния без особых усилий – ибо привлечь отставленную раннее элиту типа министров, мэров, депутатов и т.п., подготовить и организовать в стране «майдан», заблокировать действующую власть силами подготовленних местных отрядов--для натренированных в по-слевоенной колонизации западных спецслужб не составило труда.
США и Запад, эти декларативные борцы за «свободу и демократию» всех и вся, использовали для организации противостояния внутри страны готовое деструктивное мышление населения бывших галицких районов в Украине и мощной украинской диаспоры в США, Канаде, отчасти и в Латинской Америке. Оно формировалось как протестное еще в независимой Галичине, затем крепло в течение шести столетий зависимости Галичины от Польши, Австрии, России и др. Разумеется, русины Прикарпатской Руси не относятся к сказанному ни в коей мере.
Деструктивность этого мышления заключается в тотальном протесте, который, как известно, всегда разрушителен, вначале для объекта протеста, затем непременно и для протестующего субъекта. Деструктивность направлена на противостояние как таковое во всех направлениях: против поляков и австрийцев как их бывших хозяев, откровенно презиравших и угнетавших их – но которые в то же время внушали галичанам последние полтора столетия, что они САМОБЫТНЫ по отношению к рус-ским и украинцам —и действительно добились того, что население этих районов поверило в свою избранность, в «титульность» и право представлять всю «украинскую культуру», к которой, именно к культуре, они имеют совсем второстепенное отношение в историческом разрезе; против русских, выходца-ми из которых они сами безусловно и являются еще со времен Галицкого княжества, как и со времен последнего раздела Польши; против всех остальных украинцев, которых галичане зачислили в «несвидомые» (несознательные) за то, что последние не согласны с националистической идеологией галичан. Через их показную гордыню просматривается скрытая обида.
Пора бы им уже вспомнить пословицу: «На обиженных воду возят». Это же , несомненно, случится с ними и в этот раз.
Что касается УКРАИНСКОЙ ДИАСПОРЫ за границей, то сам факт независимого украинского государства благоприятно отражается сегодня на их моральном и общественном статусе. Эта диаспора всегда отрицательно относилась ко всем бывшим их соседям – будь-то поляки, русские, австрийцы, венгры, в зависимости от того, под чьим управлением были украин-ские земли до их эмиграции. Для них Украина сегодня – это чистый идеализм, сама ИДЕЯ государственности, языка, в большей части увлечение типа хобби. В отличие от диаспоры других восточноевропейских народов, которая образовалась в основном во второй половине прошлого века, история украинской диаспоры насчитывает уже несколько столетий, и она предлагает Украине те ценности, которые мало применимы или совершенно неприемлемы сегодня.
Это поняла даже группировка В. Ющенко, и возможно, также его жена – представительница этой диаспоры и Госдепартамента США, которая безусловно сыграла значительную роль в том положении, в котором мы оказались. А жить в Украине они вообще не желают и не собираются никогда, даже в случае успешного сценария развития страны – поверьте свидетелю многочисленных встреч с бывшими соотечественниками. Подразделялись они на две основные группы: меньшая часть хочет видеть Украину постсоветской, большая часть – антисоветской. Но подавляющее большинство обеих частей не являются русофобами в том виде, в котором можно наблюдать это в Галицких районах – последнее, безусловно, «заслуга» столетий под Польшей.
Создать буферную нацию, украинскую, с прицелом на буферное государство между Россией и Польшей задумали поляки еще полтора столетия тому, после их очередного разгрома, позже продолжили эту политику австрийцы. Пристегнуть всю Украину к галицкому народу – это спят и видят поляки. Галицкий менталитет—это менталитет чужой, поэтому неприродный для украинцев. Добросовестные и независимые историки говорят об этом как об известном факте. Польша исполь-зовала психологическое оружие, в результате галицкий менталитет приобрел схожие черты с польским в плане чувства меры, отсутствие которого уже приводило поляков к трем разделам Польши в новой истории, да и сегодня Польша—это опять головная боль для старой Европы. Понятно, осознать свое влияние на всех украинцев было бы полякам лестно. Но дело в том, что это невозможно в принципе.

ВНУТРЕННИЙ КОЛОНИАЛИЗМ – разрушитель нации.
Это самый жестокий вид колониализма, его отличительной чертой является угнетение большинства населения страны меньшинством, присвоившим себе эксклюзивное право представлять нацию. Это приводит к межэтническим распрям, сла-бости и неэффективности власти, развалу экономики, разрушению страны, и самое тяжелое – к разрушению гражданского общества, а там, где его нет, как в Украине, то и к разрушению нации.
Наша сложность состоит в том, что украинской нации еще нет (есть украинская национальность). Это разные понятия. Потому что сформировавшаяся нация должна обладать свободой как внешней (без прямой внешней зависимости ), так и внутренней (без зависимости от разного видения своей страны). Нам надо признать, что ни того, ни другого у нас пока нет. Также такие неотъемлемые ценности любой нации, как солидарность и социальная справедливость -- они должны быть видимы нацией в одной подзорной трубе, а не в раздвоенном разбитом бинокле.
Итак, свобода внешняя, внутренняя, также солидарность и социальная справедливость. Мы пока находимся в круге ином.


ФАКЕЛЫ СВОБОДЫ
Так в странах соцлагеря называли помощь СССР новым развивающимся странам в те годы.
Если жизнь – театр, а люди – актеры в нем, то крупные политики, очевидно -- великие актеры, они играют по сценарию, творимого ими каждый день, задыхаясь и возносясь от види-мых результатов. Неважно, хороши результаты или плохи, для них важны только их масштабы и кажущаяся значимость сегодня. Это особенно заметно во времена перемен.
Простому же человеку пафос освобождения всегда светит ярко и, как рефлектор, отражает те чувства, от которых захватывает дух, и когда обычному человеку на улице вроде неуместно задумываться, что будет после, и чем это закончится. Есть только уверенность, что сейчас хорошо, а будет еще лучше. В воздухе царит добродетель, и не допускается про- тивоположное, непременно затем выходящее наружу. Позже...
Сразу после войны СССР, естественно, в первую очередь обеспечивал становление молодого соцлагеря у своих западных и восточных границ. В то же время многие колонии становились на путь обновления.
Это был звездный час для СССР : мировая общественность приветствовала официальную деколонизацию зависимых стран, как противовес глобальным империалистическим и еще свежим нацистким идеям. Это благоприятствовало популяризации доктрины коммунистических партий о международном освободительном движении. Разумеется, СССР видел большие перспективы в расширении и укреплении соцлагеря. Эти перспективы были реальными и требовали действий, и новая внешняя политика в плане расширения и углубления своего влияния в мире, начиная с 50-х годов, стала приоритетной поистине в глобальных масштабах для обеих противостоящих политических и цивилизационных систем.
Даже сегодня можно уверенно сказать, что было бы странным, если бы СССР поступал в то время иначе. Сейчас можно задаться лишь одним вопросом -- не подвело ли чувство меры обе противостоящие силы?
То время подтверждало мысль, что великие события вовлекают все глобальные силы, какими бы железными занавесами ни оборудовались границы стран соцлагеря в то время. В эти годы к этому процессу оказались привлеченными не только политики и военные, но и многие люди мирных профессий: инженеры, строители, врачи, агрономы, преподаватели, ученые, управленцы, рабочие, трудившиеся в разных странах Азии, Африки, Латинской Америки. К этой категории специалистов принадлежали и мы, транспортники, т.е. к категории не очень посвященных, но участвующих.

Обе тогдашние противостоящие политические (или точнее – цивилизационные) системы 1950-х годов, как и каждая в отдельности метрополия, понимали процесс деколонизации по-своему, пытаясь добиться от нее желаемых для себя результов. Другими словами, обе стороны, говоря о деколонизации, фактически имели в виду новую зависимость, другими словами – колонизацию в новом ее проявлении, т.е. НЕОКОЛОНИЗАЦИЮ. Монополии естественно стремились сохранить свои доходы от колоний, для этого им нужно было сохранить административное,а значит и сильное политическое влияние. Новые колонизаторы, в свою очередь, добивались такого же влияния для себя.

Вот за это и шла борьба.
Наши соперники оказались в непростом положении. Предлагая социалистический путь развития, СССР и отчасти новые соцстраны оказывали разностороннюю, в большей части безвозмездную помощь: финансовую, военную, техническую, материальную, кадровую. На таких условиях тот социалистический путь развития, в его советском варианте, казался приемлемым для многих освобождающихся стран, потому что благодаря коммунистической риторике представлялся простым и надежным, не ущемляющим самоопределение и независимость, во всяком случае на первом ее этапе. Существенную роль в пользу СССР играло три фактора: недоверие колоний к метрополиям, военная мощь тогдашнего СССР и популярность во всем мире социалистических идей, которая совпадала с другими всплесками авангарда того времени (как-бы моды).
Словом, обе стороны ставили перед собой одинаковую по cути цель: предоставляя независимость или помогая обрести ее -- сохранить влияние в бывших колониях, или внедриться в освобождающиеся страны, и таким образом не позволить конкурентам обойти себя в новых странах. В тот переходный период их называли “зонами влияния”.

Это был НОВЫЙ ПЕРЕДЕЛ МИРА. Прямое общее противостояние двух лагерей переросло в многочисленные региональные битвы по всему миру, вдали от своих границ, и соответственно, стимулировало новую гонку вооружений. Ибо это противостояние называлось обеими сторонами „борьбой за мир”, против угрозы ядерной войны.
С другой стороны, перед влиятельными национальными кругами колоний, кланами, племенами стояла по-своему непростая задача: в противостоянии с метрополиями и с внутренними конкурентами добыть побольше власти и материальных ресурсов.Этот приоритет часто отодвигал идею сохранения целостности страны на второй план, и возникали, уже после официального провозглашения независимости, “национальные фронты освобождения”, старающиеся освобо- диться от действующих национальных фронтов, но уже поддерживаемые другой внешней стороной. В ряде стран Африки этот процесс до сих пор незакончен.Нередко соперничающие партии или кланы делали ставки одновременно как на своих бывших хозяев, так и на новых «добрых дядей», порой на нескольких сразу. Были такие, кто выбирал крупный капитал Запада или США, другие -- помощь соцстран. Третьи -- тех и других, и реально таких было немало.

После войны мир менялся стремительно: соцлагерь пополнился один-надцатью странами, мир стал состоять из трех сил: развитые капиталистические, социалистические и развивающиеся страны – бывшие колонии. Далее, после появления новых видов ору-жия очень скоро стала вырисовываться явная биполярность мира, и борьба за расширение сфер влияния развернулась, в основном, между двумя супердержавами: СССР и США.

ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ ВОЙНА ПРОИЗОШЛА (?)
Сегодня такое утверждение нередко можно слышать от политиков и историков. Разумеется, не ядерная -- но и не «холод-ная», по их мнению. На самом деле границы СССР и Запада - США сошлись в Азии, Африке, Латинской Америке. Военные действия велись силами местных соединений или посредников, в них участвовали мощные регулярные армии и другие воинские подразделения всех бывших колоний Африки, Азии и отчасти Латинской Америки, как и самих мировых держав в ряде регионов. По оценкам таких исследователей, в боевых действиях в 1950-70 гг. погибло около 20 млн. человек (т.е. примерно столько же, сколько в Первую мировую), и это без учета жертв многочисленных локальных военных возмущений. В то время в сознании людей была заложена «угроза ядерной войны», вполне реальная угроза, и военные действия на трех континентах трактовались, повторимся, как «борьба за мир» против угрозы ядерной войны, т.е., за равновесие сил в мире. В данных очерках приведены лишь те страны, в которых военные действия велись длительное время, с определен-ным позиционированием противостоящих сил.
* *
*
Попытаемся применить метафору В. Набокова, состоящую в том, что если вспомнить прошлое –-получится запоздалый рассказ, а если рассказать о том, чему не придавалось значение, о как бы затененном – т.е., вспомнить забытое, получается набор беспорядочных нитей типа обратной стороны ковра, присмотревшись к которому можно представить и сам орнамент. Результат поражает ясностью, отчего не получился тот орнамент, будто бы ради которого задумывался сам ковер.
Сейчас можно ответить просто, типа “все течет...”. Но стоит ли так обеднять себя, отказываясь присмотреться к тому, из чего возникает рисунок, доселе малознакомый.
Ведь говорят, весь смысл жизни состоит именно в том, чтобы за набором жизненных нитей увидеть сам рисунок.



А З И Я

Название произошло от древнесемитского «acu» -- восход солнца, восток. Это, вероятно, наиболее древняя, наряду с африканской, более-менее известная нам колыбель человеческой цивилизации.
Известно, что значительные перемены в сознании происходили в одно и тоже время у разных народов и культур, которые ничем не были связаны в то время, и не оказывали влияния друг на друга. Индия, Китай (Дальний Восток), Ближний и Средний Восток вместе с Африканским рогом, представляют собой самостоятельные культурные целостности. Как пример, именно в 6-м – 5 -м веках до н.э. возникли цельные философские воззрения, которые, согласно легендам, принадлежат к одной и той же эпохе, и которые живы и сегодня: в Китае Лао Цзы и Конфуций, в Европе Фалес из Милета, Платон, Сократ, в Индии Будда, на Среднем Востоке Зороастр, Мойсей. В 15-м веке корабли европейских мореплавателей появились на неизвестных до того землях и материках тоже не случайно, и не просто потому, что в Европе появились мануфактуры, а на кораблях пушки, а потому, что образовались цельные воззрения и новые отношения.

Как только турки захватили Константинополь (1453), о древнем торговом пути по суше из Европы в Китай не мог-ло быть и речи. Растущая капитализация Европы требовала выхода, и вскоре португалец Васко да Гама обогнул Африку и достиг Индии, за ним испанец Магеллан пересек Тихий океан и попал в Азию. Пришедшие за ними европейцы, бывавшие до этого только на Ближнем, Среднем Востоке и в Китае, увидели феодальную деспотию восточного типа, а там, где она еще не наступила – многочисленные племена кочевников, периодически сметающих все на своем пути. Разница менталитетов европейцев и азиатов не дает шанса говорить о схожем понимании ими системы ценностей, и азиат-скую гармонию европейцы понимали не как единство многообразия, а всего лишь как унификацию (процессов).
В общем, феодальные устои Азии напоминали европейские пятью-шестью столетиями раньше, хотя в Азии они возникли намного раньше европейских (в Китае задолго до новой эры).
Второе, что удивило европейцев – неравномерность развития разных стран, порой несопоставимые уровни. Третье – покорность людей, их религии: буддизм, индуизм, восточные концепции христианства и ислама -- все обожествляли монарха и освячивали верховную власть и ее собственность. Европейцы в то время уже понимали, что эта верховная власть хорошо устроилась, и они, конечно, видели для себя хорошие, если не отличные перспективы.

РОССИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ активизировала свои усилия в ов-ладении и освоении сопредельных со своим государством тер-риторий позже, начиная со времен Ивана Грозного, затем Петра Первого, и продолжая их в течение следующих двух столетий. В острой борьбе с Севером, Османской империей и Ираном, в непрерывном соперничестве с Англией были под-чинены своему влиянию или включены в свой состав зна-чительные территории Сибири, Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Дальнего Востока.
Отличием российского влияния являлось территориальное единство с новыми землями, государственное управление на принципах предложения лучшего на то время устройства для многих неведомых народностей Сибири. Можно сказать словами Н. Карамзина, справедливыми и сегодня, что русский народ «... смелостью и мужеством снискал господство над девятою частью мира, новые страны внес в географию и историю, ... без насилия, злодейств, употребленных другими ревнителями христианства в Европе и Америке, ... но единственно примером лучшего».
В первой половине 19-го столетия США заявили о своих интересах в отношении всех стран Латинской Америки, в Африке купили землю и образовали собственное поселение Либерию, с Японией установили что-то вроде партнерских отношений с целью широкой экспансии в Китае и на Дальнем Востоке.
Не все было осуществлено, как хотелось крепнущему мировому капиталу. Но многое удалось.



ИНДОНЕЗИЯ – наибольший островной
мир на земле

1964 год, Джакарта, остров Ява. К этому времени Индонезия уже семь лет строила социализм советского образца. Именно в это время ООН предложила ей помощь, но Президент Сукарно заявил: «Мы не нуждаемся в помощи ООН, которая оказывается слаборазвитым странам».

Мы ехали по столице в машине наших советников. В полуденной жаре воздух, казалось, расплавился и дрожал как паутина. С некоторой завистью смотрели на множество плескавшихся людей, от мала до велика, в речке Чилитанг, пересекающей весь город. Там же стирали, мыли посуду, брали воду для пищи. Целые семьи, все больше многодетные, расположились под куцой тенью высоких заборов жилых кварталов. Противоположная сторона, залитая солнцем, была пуста. Оказалось, они кочуют за тенью с одной стороны на другую. Прибыли из провинций, и неизвестно, откуда они, чем занимаются, и сколько их в городе. Но они везде, по всему городу, и количество их огромно. И так же обстоит дело во всех городах ввиду того, что в провинциях, на островах занятость людей уменьшилась, и процесс прогрессирует. В прежние времена голландцы широко культивировали выращивание каучуконосов, сахарного тростника, индигоносных растений, составлявших большую долю экспорта. Они требуют квалифицированного ухода. После голландцев их плантации пришли в упадок. Кое где встречались небольшие группы белых людей, оказалось-- потомков голландских колонистов из тех, которые пытались вписаться в новый режим. Называли их «мадурцами».
Никакая сила в стране не заботится на деле о производстве, занятости людей, везде идут споры между разными силами, представленными в Конгрессе, о путях и методах развития. Нас просветили в этом наши представители, постоянно находя-щиеся в стране.
Положение армии было весьма привилегированным в Правительстве. Наглядно убедиться в привилегиях можно было прямо на улице, где правила дорожного движения практически состояли лишь в том, чтобы во-время уступить дорогу военной машине, ибо военные не снисходили до соблюдения правил движения, как и всех других.
Где же следы того, что остров Ява является одним из центров формирования человеческого биологического вида и циви-лизации, и что первые развитые государства возникли здесь еще в начале эры? В университете и двух историко-археологических музеях хранятся каменные орудия первобытных людей, живших здесь около двух миллионов лет тому. В шестом веке н.э. здесь образовались две могущественные им-перии с развитой торговлей и земледелием. До настоящего времени страну населяют 150 народов, говорящих на более чем тысяче языках и наречиях. Они находятся на несравни-мо разных стадиях развития: от университетского уровня до общинно-родовых отношений многих племен внутри страны и на островах. Эти познания помогли нам в дальнейшем.


ВИД НА ВУЛКАН КРАКАТАУ С ОСТРОВА ЯВА


СПРАВКА. Это наибольший островной мир на Земле протяженностью более пяти тысяч километров, своей середи-ной как бы «подвешенный» к экватору. В сознании современного европейца заложено понятие, что европейцы несли в колонии более высокую культуру. С точки зрения народов Центральной и Восточной Азии, особенно Китая, Индии, Вьетнама и Японии, Европа конца 15-го столетия была в сравнении с ними примитивным, бедным и исторически от-сталым обществом. Объективно именно так и было. На Востоке убеждены, что Запад -- это умные, они знают; а Восток – это мудрые, они понимают то, что знают. Но не может вызывать сомнений, что к концу 15-го века капиталистическое производство Европы дало возможность европейцам совершенствовать кораблестроение, освоить дальние плавания, продвинуться в артиллерийском деле. Этим начали поражать дальние страны. К таким странам относилась в то время и Индонезия.

«УПРАВЛЯЕМАЯ ДЕМОКРАТИЯ»
Сразу после окончания Второй мировой войны Индонезия провозгласила свою независимость, после 350 - летней голландской колонизации. Четыре года Голландия пыталась удержать свои позиции, но в 1949 году ООН с помощью США и СССР вынудили голландцев признать независимость Индонезии. Под эгидой ООН ряд стран: США, СССР, Франция, Австралия, Канада приняли участие в развитии самостоятельного азиатского государства. За семь лет были достаточно успешно решены ряд территориальных, социальных задач, установлены отношения со многими страна-ми.
Но в политике наблюдался рост спектра многочисленных партий самого разного толка, с патриотическими программами, все «за народ и страну» и ожесточенной борьбой за власть. Индонезийцы никогда не жили при демократии западного образца. Интересно заметить, что политикой всех колонизаторов, и голландцев тоже, было поддерживать в течение столетий все местные султанаты и княжества, их вековые монархические традиции, удерживать их на прежнем уровне, не пытаясь ассимилировать их культуру, языки. По-этому многочисленные островные общества (исламские султанаты, начиная с 16-го века) не претерпели существенных изменений к моменту обретения независимости.
Президент Сукарно, основываясь на слабости многопартийного правительства и спаде развития, объявил в 1957 году, что они не могут в дальнейшем «ездить на треногом коне», начал вводить «управляемую демократию индонезийского образца» (практически копия такой «демократии» введена президентом, с его собственной вертикалью региональной власти, у нас в Украине), и окончательно принял просоветскую ориентацию. Усилилась роль прокоммунистических партий. СССР, Северный Вьетнам, Северная Корея, Китай оказались основными партнерами в дальнейшем развитии. Далеко не все силы внутри страны и вне поддерживали эту политику Президента. Оппозиция, поддерживаемая извне США и другими странами, организовывала массовые митинги противостояния, схожие с нашим недавними «майданами», но до определенного времени не предпринимала радикальных акций по блокированию власти и правительственному перевороту. Компартия Индонезии имела весьма радикальную силовую программу завоевания соседних территорий, позже она жестоко поплатилась за эту свою политику. Но в то время позиции Индонезийской национальной партии и ее лидера – Президента казались еще достаточно сильными.

Итак, к этому времени (1964 год) СССР был для Индонезии «маяком» уже семь лет. В морском порту и на городских улицах скопилось очень большое количество нашей металло-продукции, техники, оборудования, тракторов, и даже автомобилей (это нас поражало более всего-–у нас дома их было не густо). Все склады и причалы были уже заполнены, и прилегающая к порту обширная территория была также буквально завалена, весьма беспорядочно, такими же грузами. По их запыленному, заржавелому, распакованному состоянию можно было судить, что они находились здесь годами.
В том же порту выгружался рис в мешках с одного нашего теплохода. Весь причал был покрыт слоем риса. Грузчики делали короткий перерыв каждые 2 часа. Из-за складов высыпали десятки женщин и детей с метелками, и торопливо сметали рис в сумки. К концу этой операции из-за того же склада появлялся солдат на велосипеде, вскидывал карабин, стрелял один раз в воздух. Вся ватага быстро скрывалась за складом, солдат перекидывал карабин за спину и спокойно удалялся за тот же склад. Это напоминало нашу историю о “пяти колосках”, за которые в послевоенное время садили взрослых в тюрьму, а детей со-вестливый сторож гнал с поля, придерживая лошадь, и стрелял солью в воздух.
К тому времени наши спецы в Индонезии начали испытывать затруднения с продовольствием. Задачей нашей, транспортников, было доставить, сдать и убыть. Потому они всречали нас с нашими личными запасами как Деда-мороза. Забирали все виды тушенок и пр., взамен потчевали нас лягушечьими лапками с огненными специями и другими местными яствами. Наши запасы раскрывались во всей полноте на пикнике на близлежащем “обезъяньем острове”, одном из многих необитаемых. А „хозяев” острова было большое колличество. Это были в основном макаки. Крики „хозяев” раздавались уже на подходе к острову, переростали в сплошной разноликий шум и гам при высадке на берег, дань отдавалась сразу по прибытию, их агрессивность уменьшалась, затем они напоминали о себе отдельными резкими бросками плодов в нашу сторону. Никакого ощущения необитаемости не было. Посещение таких островов принято и сейчас, ведь страна расположена на более чем тринадцяти тысячах островов, половина из них не заселена. Правда, сейчас это небезопасно из-за разбоя и пиратства на некоторых из них.
Интересна современная трактовка этих местных особенностей. Борьбу с пиратством ведут не только местные, но и международные организации. По их данным, организационно пиратство можно погасить на этих островах. Но в данном случае преобладающим является менталитет и психологи- ческий фактор ввиду того, что немало народностей и племен находятся на общинных стадиях развития (по оценкам, около 10% населения). Именно они ходят в бойцах этих групп, и совершенно уверены в правомерности своих занятий на том основании, что эти занятия дают им пищу. Это единственнное основание, которое расценивается ими как достойное, и полностью оправдывает, по их мнению, смысл жизни... Да, это еще даже не „Чингачгуки”, хотя их количество, как уже сказано, остается небольшим.
Ворота стадиона, построенного нам по проекту “Лужников”, оказались распахнутыми, футбольное поле заросло высокой травой, на нем паслись несколько коз. Впечатление было такое, что стадион без присмотра.
В первые годы нашего влияния был осуществлен ряд проектов помощи по нефтегазоразведке, энергетике, добыче иско-паемых, по индустриализации экономики. Вероятно, позднее стало ясно и нашему руководству, что надо было бы все же учитывать национальные и местные особенности, а не осуществлять плановое строительство, как на своей «целине», не-смотря ни на что. Т.е., учесть готовность государства и лю-дей к этому, не оставлять без внимания текущее бедственное положение большинства народа, строящего “светлое будущее”, также как и политическую борьбу внутри и вне. Ведь и тогда были известны оценки ООН и Всемирного банка о том, что Индонезия в 1961-1965 г.г. относилась к беднейшим странам мира, и что 60% населения жили в нищете.
Но, как говорится, задним умом все мы...

КОМНАТА КРИВЫХ ЗЕРКАЛ
Полученные за неделю впечатления оставили неприятный осадок, как будто попал в комнату кривых зеркал, в какую-то условную среду, где слышишь одно, а видишь другое. Впечатление было такое, что освободительное движение у них должно только начинаться, его надо еще вести. Но как-то не приходило на ум –- от кого, или от чего им надо освобождаться? Сейчас можно сказать, что такие мысли не приходили и на самом верху, и очень трудно было поверить, что там было меньше информации, чем у нас, рядовых людей. В то время это было как бы загадкой – могло ли быть именно так?... Последующие события показали, что так оно и было.
Когда говорят, что будущее непредсказуемо, то это нормально воспринимается. Но если говорить о непред- сказуемости прошлого, груды которого мы пытаемся разбирать в последние десятилетия, то возникает неловкость от искажений очевидных процессов, правда о которых зависела напрямую от санкций власть имущих. Наверху далеко не всегда обладают достоверной, вернее добросовестной информацией, по вине того же „верха”. Официальная версия состояла в том, что правительство и народ ведет борьбу за объединение всей страны, развитие всех национальностей, укрепление власти.

Вскоре произошли события, подтвердившие справедливость наших сомнений.
Через несколько месяцев (1965 год), находясь во втором по величине городе Сурабая, в пять часов утра мы были извещены нашим представителем о военном перевороте той ночью, и о том , что фактическая власть перешла к генералу Сухарто, Президент находится под домашним арестом в загородной резиденции, его сторонники арестованы или бежали вглубь острова в джунгли, и что наши представители и специалисты готовятся к отправке. Мы в тот же день убыли на советском теплоходе.
На этом закончился 20-летний поиск Индонезией своего пути

Дальнейшие события известны. Жизнь Президенту Сукарно была сохранена, вскоре он был официально лишен всех властных полномочий, компартия Индонезии была разгромлена и поголовно уничтожена без арестов, суда и следствия, остальные партии просто разогнаны, в течение двух последующих лет в стране правил военный режим, затем Конгресс официально избрал Президента (генерала Сухарто), но ведущая роль после и до настоящего времени принадлежит армии.
В Индонезии, как и во всех других новых странах , в которых наше присутствие было желанным или возможным, находились, наряду с аккредитованными дипломатами также советники по всем видам промышленности, по сельскому хозяйству, военному строительству и обороне, по общественным связям, другие представители разных специальных служб, также просто наемные специалисты и рабочие тех профессий, которые требовались по роду оказываемой помощи.
Никогда и никакой военный или правительственный переворот во времена неоколонизации не происходил (и, безусловно, не происходит сейчас) без согласования с иностранной стороной, которая поддерживала или сама инициировала такой переворот. Конечно, Индонезия не являлась исключением. Разумеется, внешним силам было понятно, что при полной бесхозяйственности и очевидной бедности народа следовало какое-то время всеми средствами поддерживать непримиримую дискуссию и борьбу за власть между несколькими политическими группами, зная, к чему это неизбежно приведет. Во всех новых странах, в которых складывалась похожая политическая и экономическая ситуация, последствия были такими же или похожими, и события происходили по примерно одинаковому сценарию.
Заметим, что в этой стране, несмотря на наше влияние, национализация промышленных объектов и земли не была проведена – это так называемый „восточный социализм”. Новая военная власть провела реорганизацию экономики, управления, продолжила развитие промышленности и сельского хозяйства, разработку богатых месторождений нефти и газа. Конечно, в полной мере был использован наш немалый вклад, По статусу ООН страна была причислена к “новым индустриальным странам”.
Основными торговыми партнерами стали: США, Сингапур, Голландия.
Заметим, что в процессах деколонизации и неоколонизации середины прошлого века разные религии новых стран не являлись доминирующим мотивом событий того времени, поэтому не будем сосредотачивать на этом внимание, имея ввиду, что межрелигиозные распри имели место и в этот период, но они не были определяющими в этих процессах.

* *
*

ПОЗВОЛИМ СЕБЕ ЗАГЛЯНУТЬ НЕМНОГО ВПЕРЕД
-- и отметить черты, характерные и для нашего времени. По Индонезии и по многим другим странам, далее упомянутым и не упомянутым здесь, получившим независимость в последние 50 лет -– практика показала, что искусственная „демократия”, даже в ее восточном варианте, не могла быть этак „построенной” в странах, которые объективно НЕ БЫЛИ ГОТОВЫ к этому экономически и социально -- на основании лишь того, что так захотелось какой-то внешней силе, или потому, что какой-либо внутренней силе, ради власти, понадобилось обманывать своих сограждан. Точно также обстоит дело и с сегодняшней искусственной „демократизацией” таких неготовых обществ. Сегодня никто не может уверенно сказать, что перспективы Евросоюза, принявшего в свой состав страны Восточной Европы, четко очерчены его идеологами и исполнителями. Дело обстоит как раз наоборот. Тревогу их ответственных политиков уже можно видеть. Потому что прием этих стран в ЕС пока является чисто политическим процессом.
НЕТРУДНО ВИДЕТЬ АНАЛОГИЮ наших украиских событий с указанными событиями в Индонезии в 1950 – 60 гг.
Первое: наши три политические силы („треногий конь”) не дают никакой надежды на их полезное для страны единство в обозримом будущем. Нужна их трансформация, но нет пока общенациональной базовой политической силы, т.к. нет пока гражданского общества.
Второе: мы видим у себя ту же, так называемую «управляемую демократию», исходящую только от президентской ветви власти, которая не снисходит до согласования своих шагов не только с регионами, но даже с другими ветвями центральной власти, что гасит усилия тех и других.
Третье: та же бесправность народа, который вынужден идти на выборы и избирать власть по спискам политических партий, в большей части ничего не зная ни о внесенных в списки кандидатах, ни об истинных целях данной политической силы (за исключением ее стремления к власти, разумеется). Отсутствует обратная связь, подотчетность избираемой власти, т.е. избиратель фактически лишен возможности отозвать депутата, полностью лишен возможности влиять на политику всех ветвей власти.
Четвертое: образ врага, созданный внешними заинтересованными силами, раскол населения по признаку отношения к этому образу. В Индонезии таким образом служила Малайзия ввиду территориальных споров, у нас на Украине – родствен-ная с нами российская история и культура.
Во всех без исключения остальных колониях также создавались на национальной или религиозной основе противостоя-щие друг другу «фронты» (например, в последних югославских событиях – это сербы и албанцы, в иракских -- сунниты и шииты).
Пятое:Иностранные силы влияния в Украине действуют также, как они действовали в бывших колониях: они инициируют цветные „майданы”, поощряя наших лидеров «орденами» и аплодисментами как борцов за демократию (только в Африке такое позволялось, да и то не везде). Они требуют от президентской власти так называемой „государственной поддержки” тех мер, которые углубляют раскол между двумя неидентичными украинскими этносами. Наряду с типичными спецоперациями через «фонды», они поощряют влияние на нашу президентскую власть мощной украинской диаспоры в Канаде, США через родственные и другие связи в том плане, чтобы насильственно, с помощью государственных рычагов переписать историю Украины, веками сложившиеся исторические традиции и культуру. Разумеется, заокеанских политиков мало беспокоит чья-то история и культура, они используют эту диаспору как посредника своего влияния чисто в своих политических целях – лишить Украину состоятельности, возможности маневра, в данном случае-- сделать ее своим оплотом противодействия России.
Шестое: страна влияния (объект действия) не должна быть конкурентом на международном рынке. Она должна лишиться такого потенциала, если он есть. По Индонезии об этом уже сказано выше. Украина пока имеет такой потенциал в части: технология авиастроения (тяжелый АН), производство и продажа оружия (третье--четвертое место в мире), бесшовных труб и металлопродукции. Страна обязательно будет лишена этих возможностей, здесь интересы США и Европы совпадают, им не нужен такой конкурент. Для этого в стране должно быть марионеточное правительство, в нашем случае «оранжевое», которому американские спецслужбы, наряду с прямыми денежными вливаниями на государственный переворот 2004 года, пока «прощают» оранжевым лидерам их финансовые махинации (через иностранные банки -- США имеют развитый механизм отслеживания таких операций), начиная от Единых энергетических систем Украины (Ю.Тимошенко) и банка «Украина» (В. Ющенко, когда «эти руки ничего не крали», а 1,8 млрд полностью исчезли). На таких крючках США держали не только наших «лидеров». Не выполни переворота в 2004 году, они бы заняли места рядом с П. Лазаренко. Не потому, конечно, что американцы настолько стремятся к гуманности и честности в делах—они везде использовали такие крючки. Страна влияния должна быть покладистым рынком сбыта для нестандартной продукции западных или транснациональных компаний, с пониженными требованиями к условиям и качеству импорта в данную страну. Именно это и происходит, а прием Украины в ВТО придает этому процессу легитимность.
Выше уже было упомянуто, чем фактически является помощь МВФ, МБ, ВТО в современном мире.

НЕ БРОСАЙСЯ КАМНЯМИ В СТЕКЛЯННОМ ДОМЕ (английская пословица)
Почему США так старается втолкнуть Украину (Грузию) в НАТО? Да, прежде всего – геополитическое значение. Но это значение будет действенным только тогда, когда страна будет зависимой от США и Запада экономически. При вступлении в НАТО в Украине произойдет следующее: полная остановка военно-промышленного комплекса – Россия, конечно, остановит сотрудничество с ВПК Украины, США это выгодно-- не нужен лишний конкурент, Украина; товарооборот с Россией будет сведен на нет (он сегодня самый значимый для Украины), украинский рынок сбыта освободится для импорта на условиях, которые продиктуют США и Запад, появится огромная местная дешевая рабочая сила. При сегодняшнем внешнем долге, устаревшем промышленном оборудовании и технологиях, при отсутствии экспортных энергоресурсов -– это уже экономическая зависимость. США и Запад удерживает возле себя Украину еще по одной сушественной причине – они уверены, что в Украине будет снят мораторий на продажу земли сельскохозяйственного назначения – тогда через украинские фирмы иностранцы смогут стать фактическими владельцами этих земель, и использовать их только для выгодных им рынков. Для этого им надо иметь «свое» правительство в Украине. Это будет полная экономическая зависимость. Поэтому надолго заморозится нестабильность экономики. К 2030 году людской потенциал страны в 25 млн. жителей запланирован всемирным «круглым столом» (главенствует там «дядя Сэм» пока), ему вторит Комитет ООН по координации развития (2001-2002гг). Так планирует бизнес-сообщество. Все остальное для него – политика, это не его дело, для нее он нанимает политиков: бизнес мало интересует, скажем, внутренний раскол страны по языку, идентичности, даже по надуманной украинскими политиками территориальной угрозе, ибо они знают, что экономически страна никуда от них ни денется. А если нанятые ими политики не справятся с планами бизнессообществ–- сменят политиков.
Почему же украинские власти будто бы рвутся сейчас в ЕС и НАТО, а Запад пока их будто бы притормаживает? Потому что эти украинские власти уже зависимы от США, они не вольны, как уже отмечено, в своих действиях, и поистине бросаются камнями в стеклянном доме.

Особенно заинтересованы в этих „цветных движениях” США--они стремятся убить сразу двух зайцев: ограничить политическое усиление России, и, разумеется, ослабить Евросоюз как свой противовес в Европе и в мире, вталкивая в него постсоветские неструктурированные экономики. Поэтому политикум США будет еще какое-то время настойчиво поддерживать „цветные” движения под девизами „демократии, свободы”и т.п., и будто бы активно, в основном политически, поддерживать Украину, Грузию и т.п. в их евростремлениях, показывая свои будто бы усилия повлиять на Евросоюз. Довольно потирает руки, конечно, их крупный бизнес – баснословно вздутые рынки, биржевые, финансовые и т.п.
Но, как известно, политика будет жизнеспособной и долговечной до тех пор, пока она будет полезной или хотя бы не вредной соответствующему большому капиталу. Как только интересы разойдутся, поменяется политика -– не капитал же, конечно!... Еще вернемся к этой теме в конце.




И Н Д И Я: единство многообразия

Узкая колониальная тема послевоенной истории не позволяет затронуть древнейшую индийскую цивилизацию ввиду ее несравненной емкости и глубины. Но уклониться полностью невозможно, т.к. именно особенности индийского самосознания(его составляющие –«не нарушение космического равновесия», «покорность карме и дхарме») позволили европейским колонизаторам внедриться в страну с 15-го века, и затем полностью колонизировать ее без действенного сопротивления.
Феномен индийского cознания состоит не в самом богатстве философских систем и направлений, а в том, что в основе всех этих учений лежит одно и то же представление о мире, а именно: ЕДИНСТВО МНОГООБРАЗИЯ, сложившееся еще в третьем тысячелетии до н.э., и дающее способность к самым высоким обобщениям. Во– вторых, оно до сих пор остается на-столько совершенным и самодостаточным, что все последующие учения и религии, зарождались ли они внутри индийской культуры, как буддизм, или привносились извне, как христианство, мусульманство, перекрывались ним как «огромной шапкой», отторгались как уже известные, или переваривались в рядовые частности этого единого и неделимого учения. Его корни идут из древнеиндийской живой философии, древне-индийского эпоса (веды, около 7-8 тыс. до н.э.). Знакомясь с древней философией, наш историк В.Бычков сказал: «Все время кажется, что это были инопланетяне».
История этого мировоззрения в развитии такая: «мир совершенен и менять его не надо», 3-е тыс. до н.э.; «человек несовершенен и обязан меняться», начало 2-го тыс. до н.э.; «изменения – залог спасения», 3-й век до н.э. В этом учении нет догмы о страхе Господнем, о рабстве человека перед Высшей силой. Смысл жизни человека в познании этой Силы, приобщении к ней. Многие современные философы считают, что мы живем сегодня в начале переходного периода, и в течение предстоящих двух столетий следует ожидать четвертую часть этого учения, которая отразит дух новых времен в плане того, что общественное и индивидуальное сознание людей перестанет воспринимать те учения и религии, которые построены на основе лишь аллегорий, и принявшие за основу своего учения страх перед земной жизнью, рабство человека перед Богом: «Начало премудрости – страх господень», эти основы иудаизма странным образом переползли в итоге в христианство. Была цель: ввести веру, что духовную историю человечества будто-бы породил Израиль, а средством достижения послужил фанатизм и невежество ранних христиан, а позже – крестовые походы. Мысль освободится , воплотится цель земной жизни - приоб-щение к Богу, к Высшему Разуму—вместо вины перед ним.

Космонавты говорят, что из космоса ИНДИЯ НАПОМИНАЕТ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ СЕРДЦЕ .
Кому приходилось соприкасаться с глубокой древней культурой Индии, тот непременно отметил, что индусы живут поистине духовной жизнью, и бедность не служит основанием для неуважения, а тем более для презрения. И в этой духов-ной жизни они счастливы. Например, даже в ежегодном индийском карнавале они не ищут веселья, а ощущают радость от общения и от древних божественных обрядов.
Корни древней индийской культуры присутствуют во многих современных азиатских (в т.ч.и в китайской, Дзен-буддизм), европейских и славянских культурах. В Индии до наших дней сохранилось соблюдение кастовых различий по религиозно – общинному признаку. Эта общинно-кастовая социальная структура освящена индуизмом. В Индии говорят: если навстречу идет бедный брамин (дравид) -- дай ему дорогу. Имущественный ценз, богатство или бедность в данном случае не имеют значения. Сигхи, самая воинственная народность Индии, со своей культурой, стоит также особняком среди прочих. Другими распространенными кастами считаются кшатрии, вайши, шудры. Есть и другие, в разных регионах страны, но они почитаются меньше, чем древние сословия. Кастовые различия не закреплены формально, и сегодня в ус-ловиях бурно развивающейся экономики страны они менее заметны.
Распространенные религии: индуизм, буддизм. В 12-м веке в северные районы Индии пришел ислам, в 16-м веке здесь бы-ла образована исламская империя Великих Моголов, которая распалась в процессе колонизации Индии. Она протекала по традиционной для того времени европейской методике: вначале размещение капитала – через Ост-Индские компании, затем военное присутствие и административное подчинение.

МАССОВОЕ НЕПОВИНОВЕНИЕ – метод борьбы
К середине 19-го века англичане, после двухсотлетних воен с португальцами, голландцами, французами и с местными племенами, закончили колонизацию всей страны, превратив ее в источник своих основных доходов и в главный бастион своего влияния на весь регион от Суэцкого канала до Индокитая. Но к концу 19-го века усилились индийские монополии, воз-никло мощное антиколониальное общественное движение, наиболее ярким из которых было движение Махатма Ганди. Следуя своей упомянутой религии, индусы не брали в руки оружие, а боролись с англичанами поистине массовым непо-виновением английской администрации. Все же в заключительной стадии, после военных действий между индийскими и английскими войсками, в 1947 г. англичане вынуждены были предоставить стране независимость. Но ввиду острой религиозно-общинной розни между исламским севером и остальной частью страны англичанам удалось разделить страну на два доминиона: Индийский Союз и ПАКИСТАН. В 1950 году Индийский Союз провозгласил себя независимой Республикой ИНДИЕЙ. Это лишь некоторые черты длительной борь-бы Индии за независимость в новейшей истории.


ПОЗИТИВНЫЙ НЕЙТРАЛИТЕТ
Далеко не все складывалось однозначно для Индии и после обретения независимости. Влияние в Индии означало и влия-ние в соседнем Непале, и вцелом в Гималаях. США не со-мневались, что именно они имеют право на замещение англичан в Индии. СССР имел такое же намерение, поддерживал и рассчитывал на усиление роли Компартии Индии, на раз-витие событий по сценарию, схожим с китайским. Но к чести индийской Компартии, она не пошла на обострение внутри-политической борьбы, и поддержала правительство Индии, которое было главным инициатором «Движения неприсое-динения» (1955) к политическим блокам. Это движение осу-дило колониализм в любой его форме, сыграло важную роль в поисках путей становления молодых государств Азии и Аф-рики. «Позитивный нейтралитет» -- так называли это движение. Этот уникальный для того времени (именно вре-мени очередного передела мира) опыт придется вспомнить некоторым современным новым странам, рано или поздно. Но сегодня в агонии «цветных» переворотов лидеры этих стран, похоже, еще не в состоянии осмыслить именно ту исто-рическую роль, которая предназначена их народам. А у этих на-родов, включая и нас, очевидно, отсутствует пока в сознании то «единство многообразия», которое присуще индийскому сознанию.
Несмотря на столкновения разных общинно-кастовых и этнических групп внутри страны, Индия не утратила своего потенциала единой демократической республики.

1974 год. Бомбей, Калькутта. Этническое разнообразие страны столь высокое и контрастное, что не всегда даже местные власти владеют данными о народностях или этнических группах, проживающих в их регионе. Однажды, следуя на катере вдоль юго-восточного побережья вблизи Кулькутты, на-ша небольшая группе из 5 человек решила отдохнуть на привлекательном песчаном пляже одного небольшого острова, невдалеке от берега. Поднявшись на песчаный холм, обнаружи-ли небольшое поселение из примитивных шалашей, покрытых пальмовыми листьями, в нем десятка три женщин и детей в набедренных повязках, и ни одного мужчины. Вскоре мы их увидели за холмом, тащившими длинную рыбацкую сеть вдоль берега. Нас вначале удивил их бедный улов мелкой рыбешки, поместившийся в небольшой банке, в то время как их небольшие джонки покачивались у берега, а в сотне мет-ров от берега ловилась рыба покрупнее. Позже мы узнали, что хотя джонки есть, но техникой лова сетью они еще не владеют. Затем удивление переросло в недоумение, когда че-ловек двадцать окружили нас и потребовали дать им пищу, которой у нас не было. Наши попытки объясниться или дать им денег не воспринимались, в их глазах появилась злость, какую видишь у агрессивного голодного пса. Никакой язык они не понимали. Так прошло около получаса, их агрессивность возросла до неприятного, и они уже пытались отделить одного из нас (самого упитанного, позже мы шутили по этому поводу, может и зря шутили), когда их лидер понял наши жесты о том, что мы уже связались по рации со своими людьми, и что им уже везут пищу на другом катере. Получив ее, сразу освободили нас. Таким образом, побывав в кратковременном плену, мы узнали, что на южных остро-вах и в глубине материка проживает много мелких этнических групп с неизвестными происхождением, языком, культурой, верой, многие из которых находятся на общинном уровне развития. Они нигде не зарегистрированы, и не находятся в правовом поле.
Но древняя индийская традиция: весь мир людской -- одно общество -- не ослабела за многие тысячелетия, а единство многообразия –- для Индии не пустые слова.
По индийской традиции, многие и сейчас зарабатывают на жизнь на улицах, на рынках, чем могут, в том числе традиционными индийскими аттракционами. Однажды, проходя мимо уличного йога, седого крепкого индуса на «традиционно» очень тонких ногах, расхаживавшего у огня и энергично размахивавшего руками, мы услышали выразительный русский мат, который он вставлял в свою экспрессивную речь, произносимую перед десятком зрителей, прежде чем стать голыми ногами на красные раскаленные угли. После сеанса, заплатив как должно по местным обычаям (индусы благодарны за сам факт оплаты, они никогда не попросят больше), мы спросили его, какую роль играют русские слова в его йоговской «препарации». Искренне радуясь и улыбаясь, ничуть не смутившись, йог рассказал, что раньше у него были ученики, в том числе из советской Средней Азии, и которым эти русские слова очень помогали успешно войти в состояние йога. Помогают они и ему, их значения он не знает, но он не раз убеждался, что речь с этими русскими словами лучше действует на зрителей, чем речь без этих слов. Мы согласились с ним, что эти слова до-бавляют экспрессии, и продолжили свой путь, гордясь своим «великим и могучим».

ЗЕЛЕНАЯ И БЕЛАЯ РЕВОЛЮЦИИ
В течение трех десятилетий после объявления независимости уровень жизни большинства населения был еще низким, многочисленные бездомные, безработные люди, казалось, оккупировали все города. Было похоже, что Афанасий Никитин сказал только вчера: «А люди здесь голы…».
Среди этих бездомных людей было очень много беженцев из приграничных районов с Пакистаном, позже из Бангладеш. Спящие в мешках на тротуарах люди были обычной картиной по всему городу. Лишь на центральных улицах и в местах, посещаемых туристами, их было незаметно. Обретя независимость с 500 -миллионным населением, две трети которого практически жило за чертой бедности, правительство провело так называемые «зеленую» и «белую» революции-–нет, не на «майданах», а по широкому освоению агрокультуры и разви-тию животноводства, по формированию госсектора в энергетической, добывающей и военно-промышленных отраслях, по широкому введению рыночных механизмов во всех остальных отраслях.
Эти и подобные меры, т.е. понятная открытая политика правительства, позволили привлечь колоссальные иностранные инвестиции. Индия к концу 20-го века добилась для своего возросшего до миллиарда населения достаточной занятости, вполне приемлемых условий жизни, хотя по официальным данным ООН, сегодня около трети населения живет еще бедно.

Но изменения за последние всего лишь два-три десятилетия ошеломляют: от многомиллионных поселений бездомных, нищих и голодных людей на улицах городов, в пригоро-дах и в деревне страна перешла к состоянию занятости населения, динамичного развития в городе и в деревне, она признана ООН как «новая индустриальная страна», приоритетом которой сегодня является развитие новейших высокотехнологичных производств. Политическое влияние Индии в регионе и в мире также возросло и динамично увеличивается. Индия сотрудничает с развитыми странами Запада, Россией, США, Китаем, Японией и другими.
Индия тесно сотрудничала с СССР и соцлагерем в процессе обретения независимости и становления государства. Это было взаимовыгодное сотрудничество, а безвозмездная помощь оказывалась лишь в определенных направлениях. В об-щем, можно сказать, что на то время «в нашем полку прибыло», а у соперников, соответственно, убыло. Но под влиянием соперников оставался Пакистан.

Возникновение новой страны БАНГЛАДЕШ
Антиколониальные войны в классическом смысле -– это войны колоний против метрополий. Зачастую их продолжением в 20-м веке являлись гражданские войны за власть внутри ко-лоний. Индия избежала гражданской войны, но особенностью независимости Индии явились межгосударственные войны с Пакистаном. Напомним о них, ибо споры еще не закончены. Первая возникла в 1965 году из-за спора о принадлежности северных пограничных провинций Кашмир и Кач. Развились полномасштабные боевые действия. Совет Безопасности ООН предложил перемирие, обе стороны приняли его, провинция Кач отошла к Пакистану, Кашмир остался в составе Индии. Через шесть лет боевые действия возобнови-лись.
Пакистан в то время состоял из двух частей: Западной и Восточной (провинция Восточная Бенгалия), которые не имели общей границы, были географически разделены индийской территорией. Уровень жизни в Восточной части был на более низком уровне, это вызывало недовольство населения, возникло движение за независимость «Лига Аван».
Но главной причиной этого движения, даже при общей религии, было существенное различие населения этих двух частей по цивилизационному признаку. Бенгальцы на востоке и пенджабцы на западе весьма отличались менталитетом, культурой, приоритетом ценностей. Были проведены всеобщие выборы, восточная «Лига Аван» получила большинство голосов, западное правительство не признало результаты выборов. Начались боевые действия с войсками «Лиги». «Лига» обратилась за помощью к Индии, которая была встревожена возросшим до 20 миллионов потоком беженцев на ее территорию, и стремилась навести порядок в соседней провинции. Через две недели западные пакистанские войска сдались. «Лига Аван» объявила о независимости Восточной Бенгалии и об образовании нового государства БАНГЛАДЕШ.
В течение года его признали 93 государства ООН, в том числе все большие мировые державы. Это -- дружественное Индии государство. Беженцы возвращались в страну, и к кон-цу года на территории Индии их оставалось всего 9 миллионов. Бангладеш относится пока к развивающимся странам, но прогресс отмечается во всех областях жизни.

Вооруженное противостояние Индии и Пакистана продолжается уже около полувека. Индия контролирует две трети спорной территории Джамму и Кашмир. Обе страны обладают ядерным оружием, развивают свою ядерную программу.
Индия–-второе в мире по численности населения государство. По прогнозам международных экономических институтов, при сохранении темпов к 2020 году Индия войдет в десятку, а к 2030-му – в тройку самых развитых стран мира. Сегодня -- это ядерная и космическая держава, крупнейший производитель и экспортер программного обеспечения, проводит современную инновационную политику.
Секрета этих успехов нет – это ориентированная экономика, отсутствие грабительских влиятельных кланов у власти, умеренные последовательные политические силы, отсутствие экстремиз-ма во внутренней политике и крайностей типа «прыжков» в экономике, что в сочетании обеспечивает заинтересованность солидных инвесторов.

Но как бы ни выросла Индия, не верится, что индийские традиции исчезнут: сидящий в йоге на улице брамин, ищущий смысл жизни, или йог на красных углях, или смертельная схватка мангусты с коброй.



Прод. следует

Константин Ковтун
Одесса, 2006






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи


© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft