«O tempora,o mores!»
О морали и музыке
Дожив к началу 21 века до 56 лет, я вдруг почувствовал, что перестал понимать вроде бы простые вещи.
Когда-то в школе, на уроках литературы, мы «проходили» произведения классиков русской литературы. Какое жалкое, но, к сожалению, точное слово – «проходили», конечно мы про -шли мимо гениальных произведений, полностью понять глубокое содержание которых, или насладиться стилем изложения великих писателей, мы не могли по причине младости лет и отсутствии какого-либо жизненного опыта, без которого этих классиков понять невозможно.
Но основные посылы классиков всё - же были понятны. Катерину Островского или Анну Каренину Толстого обманули и предали мужчины, чего стерпеть бедные женщины не смогли и покончили жизнь самоубийством.
Многие ( хотелось бы надеяться, что многие, но факты говорят об обратном ) потом, во взрослой жизни, возвращались к этим произведениям, и теперь становились понятны неко торые детали – Анна, женщина экзальтированная, требовала от Вронского слишком многого, в её воспаленном уме явь мешалась с фантазиями, кроме того, она не смогла пережить рас ставание с сыном. И вот тут в дело вступает мой ум, который не хочет смириться с такой реаль ностью. Ну почему Анна Каренина не подала в суд на мужа, как скажем Кристина Орбакайте, не отсудила сына и половину имущества, не развесила всё свое «грязное белье» на всеобщее обозрение? А Катерина Измайлова вообще пошла на убийство. Зачем самой-то ? Наверное денег не было заказать мужика ?
А всё потому, что им, воспитанным в правилах морали 19 века, такое даже в голову прийти не могло, да и телевидения, и наемных киллеров, тогда ещё не было. Таким образом, читая произведения классиков, нужно кроме постижения информации, которую они дают, пере нестись мысленно в эпоху описываемых событий , потому что мораль той эпохи коренным образом отличается от современной морали. А это требует мозговый усилий. Кто-то скажет, что моральные ценности нетленны, и будет прав, только восприятие этих ценностей сейчас совершенно другое. Да и ценности ли они, если сейчас попираются с такой легкостью боль шинством людей во всех странах? Может быть поэтому современные люди в России так мало читают вообще и классиков в частности ?
А уж любимые нашим народом современные телевизионные ток-шоу, где всё и вся выстав ляется на публику! Какая-то мораль у нас стала публичная, как публичная женщина.
Искусство по-разному воздействует на человека. Литература, театр, кино сначала должны постигаться умом, и уж потом воздействовать на чувства ( если конечно дойдут до чувств). Живопись ближе к чувственному восприятию, но всё- таки содержание картины тоже нужно сначала понять. И только музыка воздействует непосредственно на чувства человека, минуя ненужный при этом ум. Музыка – самое отвлеченное, самое абстрактное искусство, её просто любишь или не любишь. Поэтому наверное даже музыка, написанная в Китайскую эпоху Цынь понятна и доставляет наслаждение. Хотя один профессиональный музыкант сказал недавно, что классическая музыка тоже имеет свой язык, который нужно научиться понимать.
А вот современная «попса» наслаждение ну никак не доставляет. Даже если абстрагиро ваться от слов современных песен ( а слушать эти слова вообще вредно для человеческого организма, такая это тупость и пошлость) эта музыка типа «умца-умца» отдается где-то в районе живота и ни до каких чувств не доходит. Классическая музыка, по сравнению с этими убожеством, всё равно, что пиршество гурмана по сравнению с сиротским чёрствым хлебуш ком.
Умница и певец Александр Градский когда-то очень просто объяснил появление этих песен- ных уродцев. Оказывается, они появились тогда, когда исполнителям песен надоело платить деньги настоящим поэтам и композиторам, и они занялись «тачанием сапог» сами. О пропа щие времена, о меркантильные нравы!
Кстати, слова песен самого Градского тоже неоднозначны, он он хоть петь умеет, сказывает ся консерваторское образование. Но всё-таки в машине, по дороге на работу и с работы, я слушаю только классическую музыку.
11.11.09. Дементьев Е.З.