В конце лета 1917 года неспособность Временного правительства управлять Россией стала очевидна многим. На край-них частях политического спектра стали готовить его свержение – большевики занимались конспирацией, накачивали числен-ность партии, создавали отряды Красной Гвардии и прибирали к рукам Советы. Справа же к Временному правительству подби-рались генералы во главе с Лавром Корниловым, на тот момент – Верховным Главнокомандующим.
С момента назначения на этот пост в середине июля, Корнилов, не гнушаясь и расстрелов, восстановил боеспособ-ность разлагавшейся армии и удержал фронт.
фото
Генерал Корнилов; Скоблин, Николай Владимирович.
25 августа Корнилов направил в Петроград эшелоны 3-го конного корпуса с целью сместить Временное правительство и установить военную диктатуру. Пробольшевисткими железнодо-рожниками и агитаторами корпус был остановлен. Корнилов был объявлен мятежником, арестован генералом Алексеевым (предыдущим Верховным главнокомандующим) и с группой сторонников был отправлен в Быховскую тюрьму…
На Дону атаман Каледин провозгласил независимую от центральной власти Донскую республику. Именно там Алексеев начал создавать т.н. «Алексеевскую офицерскую организацию». 6 декабря в Новочеркасск прибыли Корнилов, Деникин и Мар-ков, бежавшие из Быхова ввиду угрозы расстрела большеви-ками. 25 декабря 1917 Алексеевская организация получила наименование «Добровольческая армия». Алексеев сохранил за собой Верховное руководство, Корнилов был назначен Главно-командующим, Деникин – начдивом.
фото
Марков, Деникин и Алексеев
Тем временем по стране прокатилось «Триумфальное ше-ствие Советской власти», контрреволюция почти на всей терри-тории России потерпела сокрушительное поражение. Даже ка-заки на Дону отказали белым в поддержке – Каледин застрелил-ся, и Добровольческой армии в феврале 1918 пришлось высту-пить на Кубань, где у белого движения ещё сохранялись какие-то шансы. Вся «армия» на тот момент насчитывала примерно 250 старших офицеров, 2000 офицеров, 1100 рядовых (вклю-чая юнкеров и кадетов), 650 добровольцев – т.е. около 4000 человек.
В станице Ольгинская армия была реорганизована в три полка – Сводно-Офицерский, Ударный и Партизанский.
При штурме Екатеринодара погиб генерал Корнилов, и армия отступила обратно в область Войска Донского, попол-нившись кубанскими добровольцами. За три месяца армия с непрерывными боями прошла около 1100 километров, потеря-ла до 2000 убитыми и ранеными, но выросла за счёт добро-вольцев до 5000 человек.
В Новочеркасске в Добрармию влил-ся 3-тысячный отряд полковника Дроздовского, пришедший с Румынского фронта. Именно первопоходники и дроздовцы ста-ли костяком офицерского состава Добрармии и её наиболее боеспособных частей – «цветных полков». Довоенное офицерст-во было в ходе 1 Мировой Войны выбито на 80%, и основу доб-ровольцев составляли т.н. «офицеры военного времени», в большинстве своём выходцы совсем не из правящих классов.
Начало Гражданской войны и создание Красной армии
Зимой и весной 1918 года большинство населения, крестьяне и рабочие, были за Советы. Но большевики сумели наломать дров: в январе разогнали Учредительное Собрание, в котором 50% принадлежало социалистам-революционерам – выразителям интересов крестьянства; заключили позорный Брестский мир с немцами, что привело большому недовольству в обществе и к разладу большевиков с левыми эсерами, входившими в «правящую коалицию» в Советах.
Предпринятая зимой 1917-18гг «красногвардейская ата-ка на капитал», т.е. стремительная национализация и установление на заводах «правильных» большевистских порядков, не способствовала росту производства. В мае 1918 года ВЦИК принял декрет об организации продразвёрстки – насильствен-ного изъятия «излишков» хлеба у крестьян. И начался обвал.
В июле 1918 года даже левые эсеры подняли мятеж против большевиков в Москве, Вологде, Ярославле и т.д. Рабочие от большевиков тоже были не в восторге – самым ярким примером стало Ижевско-Воткинское восстание в защиту разогнанного большевиками местного Совета. Участники восстания сража-лись под красными флагами, а после поражения восстания уш-ли в армию Колчака, где сформировали два полка, прославив-шихся стойкостью – Ижевский и Воткинский.
В общем, с весны 1918 года начала разворачиваться т.н. «демократическая контрреволюция», во главе которой стали эсеры, кадеты, которую поддержали рабочие и крестьяне, не говоря уж о более «традиционной» контрреволюции. И к лету-осени 1918 года Советская республика успешно загнала себя в «кольцо фронтов», из которого начала пробиваться посредством новосозданной Красной Армии. Во главе Реввоенсовета и на-родного комиссариата по военным делам встал Лев Троцкий.
Опираясь на промышленные центральные губернии Рос-сии, большевики начали формировать Красную Армию – сначала на добровольной основе, а затем и по мобилизации.
Троцкий организовал и мобилизацию бывших царских офицеров (всего было призвано их около 50 тысяч). В Красной Армии служил и ряд генералов, в т.ч. и командовавшие фронта-ми и флотами на Мировой войне, Брусилов, Бонч-Бруевич. Гел-лер… Большевики сохранили ряд боеспособных частей старой армии, мобилизовали партийцев и красногвардейцев.
Но даже многочисленные красные отряды, не спаянные дисциплиной и организацией, потерпели в 1918 и, в особенно-сти, в начале 1919 года, ряд серьёзных поражений. Троцкий стал карать за неисполнение приказов командиров, восстано-вил расстрел за дезертирство, отменил выборность комсостава. Ввёл институт комиссаров, которые контролировали не только офицеров-военспецов, а и всех командиров Красной армии.