А шутку не могу придумать я другую,
Как только отослать Толстого к хую.
А.С.Пушкин.
«Мат – народный язык, он вырабо- тался в условиях крепостной России, это форма протеста, наш нормальный язык, надо его легализовать».
В.В.Жириновский.
Ода мату
Эту оду я задумал написать, вспомнив один рассказ одного моего знакомого. Но поскольку тема эта неисчерпаемая, придется сопроводить её некоторыми рассуждениями.
Точное определение мата дает энциклопедия : «Мат (матерщина, матерный язык) — разно -видность ненормативной лексики в русском и других славянских языках». Как дальше указы- вает энциклопедия « к славянским относится большая группа родственных языков индоевро -пейской семьи; распространенных на территории Европы и Азии. Общее число говорящих около 400—500 млн. человек. Из других индоевропейских языков к славянским ближе всего балтийские языки». Не могу отвечать за все 500 млн. человек, но про балтийские, и в частности литовский язык могу с энциклопедией поспорить.
Я родился в бывшем городе Тильзите, ныне Советске нынешней Калининградской области. Географически город интересен тем, что стоит на левом берегу реки Неман, а правый берег этой реки относится уже к гордому и независимому государству Литва, ранее Литовской ССР в составе СССР. Поскольку во времена моей юности государство было одно, то мы часто перехо- дили через Неман по знаменитому мосту королевы Луизы (тогда он был длинным, но расхля- банным деревянным мостом) и посещали литовские рынки, славившиеся вкусным черным хле- бом и отменными молочными продуктами. Так вот, самыми грубыми словами у литовцев были «рагина» и «рапужа» - в переводе ведьма и жаба соответственно. Поскольку литовцам этого явно не хватало, то ,ничтоже сумняшеся, они заимствовали наши, любимые народом слова, которые русское ухо отчетливо вылавливало в их непонятной литовской речи. Тогда мне, воспитан -ному в интеллигентской врачебной среде, а также в пионерской и комсомольской организациях, эти слова «ухо резали». И «резали» всё чаще и чаще. Как справедливо информирует энциклопедия дальше «однако в настоящее время употребление мата не редкость во всех слоях и половозрастных группах российского общества. В современной литературе он также широко распространен». Тут также не могу не высказать своё мнение.
В классической русской литературе матерные слова и выражения встречались даже у таких корифеев, как Александр Пушкин, Апполон Григорьев, Николай Некрасов, Владимир Маяков- ский, Алексей Добряков и другие. Однако гении гениальны во всем, даже в применении матер- ных выражений, что у них было к месту и с юмором. В современном нашем государстве вопросы культуры вообще, и культуры языка в частности, перестали заботить государственных мужей, в результате чего культура опустилась до уровня плебса, который и стал основным её потребителем. При уродливом нашем капитализме, основным мерилом всего стали деньги и получаемые за них блага, а основным критерием успешности литературы, радио и телевидения – Его Величество Рейтинг. Для достижения таких успехов культуру сознательно понизили до приемлемого для плебса уровня, и тут уж без мата не обойтись.
Уже тогда, когда мат стал раздаваться всё чаще и чаще, из уст и женщин и детей, я подумал, что бороться с ним можно только одним способом – сделать мат общеупотребимым. Через значительное время в любимой мной газете «Аргументы и факты» я нашел подтверждение этой своей мысли в высказывании депутата Государственной Думы В.В.Жириновского (см.эпи- граф). Находить подтверждение своих мыслей у других приятно, но в данном случае ещё и очень грустно. А русский мат слышится теперь в России везде, потому что им не ругаются, им – разговаривают. Но вернемся к причине написания этой оды.
Меня пригласили на работу в Российский центр хирургии, по-первых потому, что один из его сотрудников знал, что я защитил кандидатскую диссертацию по рентгенологии и работал рент-генологом давно и в разных учреждениях, во-вторых потому, что их собственный рентгенолог Леонид Константинович Пеньков, по старости и очень слабому здоровью уже не мог исполнять свои обязанности. Было ему уже 75 лет, и давний диабет, с которым он почти никак не боролся, поразил кровеносные сосуды сетчатки глаз, ног, и многие другие. К тому времени ,когда меня привели в рентгенологический кабинет, он уже лишился пальцев на ноге, плохо видел, да и со- ображал уже плохо, однако формально не уволенный, ещё пытался работать и скрыть ото всех, что он почти слепой из-за диабетической ретинопатии. Надо думать, что была у него и энцефа- лопатия ( поражение головного мозга), потому что поведение его становилось «детским», он мог заснуть посреди разговора. Естественно такое свое состояние он скрыть не мог, поэтому ему запретили исследовать больных, но, учитывая его огромный стаж работы и прошлые заслу ги, а когда-то он был замечательным рентгенологом, ему позволили ещё полтора года ходить на работу. Я придумал ему должность –«консультант», и с этим Булгаковским наименованием он сидел рядом со мной и мешал работать своими разговорами, а поговорить он любил. Что у него, в полном соответствии с теорией склероза, осталось в полной сохранности, так это память на прошедшие давно события, и многие его воспоминания были интересны. Одно такое воспомина ние, по моему мнению, заслуживает быть увековеченным.
Но прежде нужно оговориться, что Леонид Константинович был матершинником. А было это в те времена, когда, в отличие от наших времен, матерные выражения были под запретом. Тогда существовала государственная цензура, рьяно следившая за уровнем нравственности советско- го народа, и ни в книгах, ни в кинофильмах, ни с театральной сцены матерные слова не печата- лись и не произносились. Даже в полные собрания сочинений вышеупомянутых классиков, вышеупомянутые стихи с матом не входили, что лишало классиков некоторой доли их гениаль- ности. Больше того, в обществе на матершинников смотрели с неодобрением, особенно матеря-щихся при женщинах и детях, так что можно сказать, что с матом мы боролись всей страной, в тоже время всей страной его употребляя. Но такие парадоксы были свойственны нам в тот пери од не только в отношении мата.
Леонид Констинтинович матерился прилюдно, невзирая на гендерный состав аудитории, и в тайне гордился этим своим фрондерством. Все в центре это знали и прощали, но, по опять же тогдашней традиции, всё же доложили руководству.
И вот Леонида Константиновича вызывают «на ковер» к директору центра. Бледный и вспо- тевший, дождался он приглашения в руководящий кабинет, и зайдя, побледнел ещё больше, потому что за длинным столом сидели все руководители отделов, парторг , естественно под пред водительством директора центра академика Бориса Васильевича Петровского. Директор приступил к делу прямо - « Леонид Константинович, мы знаем вас, как хорошего специалиста и претензий к вашей работе у нас нет. Но вот мне доложили, что вы прилюдно ругаетесь матом, это правда?» Леонид Константинович сделал невинные глаза и ответил –« Борис Васильевич, это неправда». И не переводя духа продолжил – «А какая блядь вам на меня напиздела?». Все присутствующие,едва сдерживая хохот, переглянулись. Всем стало ясно, что это стихия, с кото- рой бороться бесполезно, и Леонид Константинович был отпущен восвояси без всяких «оргвы- водов».
P.S. Культура – это основа выживания нации. Для нормального функционирования государства нужно два условия – трудолюбие и законопослушание его населения. И, естественно, нормаль- ные законы, которые это стимулируют. И это, и нравственность населения, религиозная или нерелигиозная, исходят из уровня культуры людей. Несчастье нашей Октябрьской революции было и в том, что некультурную массу населения возглавили некультурные вожди, которые, хоть и пытались потом внедрить в сознание людей «Моральный кодекс строителей коммунизма», но делали это так топорно, с такими явными двойными стандартами –одна мораль вам, другая – нам, что заменить этим религию с её высоконравственными устоями не смогли. А уж сталинские времена, с культом насилия, стукачества и предательства, нанесли огромный урон в воспитании культурного поколения. При этом удивительно, что это поколение потом проявило чудеса патриотизма, героизма и самопожертвования годы Великой отечественной войны. Наверное такая неоднозначность, сосуществование высокого духовного и низкого житейского свойственно менталитету русской нации.
Таким образом, существование Российского государства, в конечном итоге зависит от того, сморкаются или нет наши сограждане на тротуары, «разговаривают» матом, или всё же норма- льным русским языком.
7.05.09.
Интересно. А как вы относитесь к мату в семье? Недавно была на какой-то вечеринке у знакомых, где родители с воодушевлением пели какую-то песню с обилием матерщины вместе с 12-14-летними детьми(мальчиками).
У меня за стенкой живут татары, а дом старый, стены тонкие. Когда они ругаются у меня вечер смеха. Звучит это так - килдыр мардыр сука, килдыр малдыр на х..й и так далее. Причём мат они говорят, нет выкрикивают, с большим выражением, чем всё остальное.
Силён русский язык!!!