16+
Лайт-версия сайта

169. ВИ.Агошков. Становой Колодезь. АИ.Тиняков, часть 2

Литература / Очерки / 169. ВИ.Агошков. Становой Колодезь. АИ.Тиняков, часть 2
Просмотр работы:
15 августа ’2012   23:48
Просмотров: 23148

169. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.

АИ.Тиняков

часть 2

В 1912г символистским издательством «Гриф» был издан первый сборник Тинякова «Navis nigra. Стихи 1905-1912 гг.». Многие из них публиковались впервые. Сборник вызвал отклики К.Бальмонта, В.Гиппиуса и др. Собранные вместе стихи под-черкнули, по мнению некоторых критиков, узкий круг тем авто-ра. В конце 1900-х годов явно обозначился кризис символизма.

Крупнейшие символисты (В. Брюсов, А.Блок) обращаются к постановке больших общественных проблем. Поэзия же Тиня-кова была отражением уже изживаемого. В ней господствуют воспевания порока, мотивы одиночества, смерти, эротики. Среди персонажей его стихотворений – алкоголики, самоубийцы, проститутки, мертвецы и т.д.

Один из разделов сборника – «Цветочки с пустыря» был посвящён тени героя Ф.Достоевского – Ф. Карамазову. В пер-вом сборнике и в периодической печати были всё же опублико-ваны стихи, говорившие о том, что автор их обладал способно-стью по-своему увидеть русскую, Орловскую природу («Осенняя литургия», «В златые саваны деревья облеклись...»), по-своему выражать свои чувства («Любовь-нищенка»).

В стихотворении «Мой прадед», вспоминая о крестьянине, идущем за сохою, Тиняков писал:

Вот почему порой не ладит
Мой дух с весельем городским:
Во мне живёт мой старый прадед
И манит к нивам золотым.

С начала 1910-х годов Тиняков живёт в Петербурге. Он бывает у Ф.Сологуба, А.Ремизова, Мережковских, А.Блока. Ему, как и ранее, трудно живётся, литературный заработок скуден. Это главным образом работа критика и рецензента в газетах и журналах («День», «Речь» и др.). Стихи появляются в печати ред-ко, а для авторского издания сборника стихов у него нет денег. Всё это влечёт за собою мрачные настроения.

Тиняков обладал изумительной памятью, много читал, но не сумел полно выразить себя. В исповедальном письме к А. Ремизову от 14 мая 1916г он говорит:


«Мне дано природой не мало, а скорее – много, но средств для выражения всего этого мне не дано, отчего и проистекают все мои: 1) неудачи, а 2) в зависимости от неудач (озлобление) – «падение».
Таким падением, писала критик К.Д. Муратова, было появ-ление статей Тинякова в органе крайне правых депутатов Гос-думы «Земщине». Это вызвало разрыв большинства литератур-ных связей поэта. Особенно тяжёл был для него разрыв с 3.Н. Гиппиус (Мережковской); «я не перенёс прекращения знакомства с Зинаидой Николаевной, и душа моя умерла», – писал Ти-няков Ремизову 26.09.1916г.

После Октября Тиняков сотрудничал в Советской печати. Некоторое время он жил в Казани и Орле, где выступал на стра-ницах «Орловских известий» (1918) и Орловского журнала «Сво-бода, знание и труд» (1919). В Казани и Орле изданы две книги критических статей Тинякова. В первой из них «Пролетарская революция и буржуазная культура» он резко осудил Бальмонта, Мережковских и других писателей, покинувших родину.

Во второй книге «Русская литература и революция» так же, как и в первой, по мнению К.Д. Муратовой, были высказаны примитивные вульгарно- социологические взгляды на литерату-ру XVIII-XIX вв. В 1922г появилась книга Тинякова «Треуголь-ник»; в неё вошли стихи 1912-1921 гг. В 1924г вышла третья, последняя поэтическая книга Еgo sum qui sum («Аз есмь су-щий»)», включившая стихи 1921-1922 гг.
В стихотворении «Слава будням» (1914) поэт выявил как бы своё кредо, заявив, что его душа

Поёт, ликует и – молясь,
Благословляет всё земное:
Прохладу ветра, ярость зноя,
Любовь и грусть, цветы и грязь!

Изображение грязи в названных книгах преобладало. Ху-дожественное мастерство выросло, но сборники отразили ду-шевную опустошённость автора: старые темы у него иссякли, а новые не возникли. Тиняков был членом Всероссийского союза поэтов. Он писал в стихотворении 1914г, что при виде машин «Тревогу я в себе не в силах побороть. //И тяжкий, тёмный страх я перед ними чую». В неопубликованных стихотворениях 20-х годов выражалось неприятие механизации деревни и всё тот же интерес к обнажённой нищей душе. Работа над новыми заду-манными книгами не была закончена.

В 1926г Тиняков бросает литературную работу и становит-ся нищим, заявляя о своём желании написать «Песенки нище-го». Он сильно пьёт. Однако нищенсмтво» это было своеобраз-ным. В 1928г Тиняков женится на М.Н. Левиной; жизнь его упо-рядочивается, но вскоре он вновь возвращается к нищенству. Умер А.И.Тиняков в Ленинграде в 1934г.

//Использованы материалы К.Д. Муратовой. «Писатели Орловского края».// Вот так писали о поэте при Советской власти. Думаем, что сейчас пора снять с Тинякова, если не все, то многие, грязные клише.

И в Интернете видим исследования о творчестве и жизни А.И. Тинякова. Это радует, ибо не всегда нужно жить по схемам Политбюро…


см 3


© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204110843






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 16 августа ’2012   14:57
Труден путь талантливых людей,но без них зачала бы нива жизни...Спасибо!!!Виктор.     


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Рождество, Елка, Волшебная зима

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Последняя любовь.
В, Бекк, Злата Лазарева
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/pop/2622182.html


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2025 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft