В 1912г символистским издательством «Гриф» был издан первый сборник Тинякова «Navis nigra. Стихи 1905-1912 гг.». Многие из них публиковались впервые. Сборник вызвал отклики К.Бальмонта, В.Гиппиуса и др. Собранные вместе стихи под-черкнули, по мнению некоторых критиков, узкий круг тем авто-ра. В конце 1900-х годов явно обозначился кризис символизма.
Крупнейшие символисты (В. Брюсов, А.Блок) обращаются к постановке больших общественных проблем. Поэзия же Тиня-кова была отражением уже изживаемого. В ней господствуют воспевания порока, мотивы одиночества, смерти, эротики. Среди персонажей его стихотворений – алкоголики, самоубийцы, проститутки, мертвецы и т.д.
Один из разделов сборника – «Цветочки с пустыря» был посвящён тени героя Ф.Достоевского – Ф. Карамазову. В пер-вом сборнике и в периодической печати были всё же опублико-ваны стихи, говорившие о том, что автор их обладал способно-стью по-своему увидеть русскую, Орловскую природу («Осенняя литургия», «В златые саваны деревья облеклись...»), по-своему выражать свои чувства («Любовь-нищенка»).
В стихотворении «Мой прадед», вспоминая о крестьянине, идущем за сохою, Тиняков писал:
Вот почему порой не ладит
Мой дух с весельем городским:
Во мне живёт мой старый прадед
И манит к нивам золотым.
С начала 1910-х годов Тиняков живёт в Петербурге. Он бывает у Ф.Сологуба, А.Ремизова, Мережковских, А.Блока. Ему, как и ранее, трудно живётся, литературный заработок скуден. Это главным образом работа критика и рецензента в газетах и журналах («День», «Речь» и др.). Стихи появляются в печати ред-ко, а для авторского издания сборника стихов у него нет денег. Всё это влечёт за собою мрачные настроения.
Тиняков обладал изумительной памятью, много читал, но не сумел полно выразить себя. В исповедальном письме к А. Ремизову от 14 мая 1916г он говорит:
«Мне дано природой не мало, а скорее – много, но средств для выражения всего этого мне не дано, отчего и проистекают все мои: 1) неудачи, а 2) в зависимости от неудач (озлобление) – «падение».
Таким падением, писала критик К.Д. Муратова, было появ-ление статей Тинякова в органе крайне правых депутатов Гос-думы «Земщине». Это вызвало разрыв большинства литератур-ных связей поэта. Особенно тяжёл был для него разрыв с 3.Н. Гиппиус (Мережковской); «я не перенёс прекращения знакомства с Зинаидой Николаевной, и душа моя умерла», – писал Ти-няков Ремизову 26.09.1916г.
После Октября Тиняков сотрудничал в Советской печати. Некоторое время он жил в Казани и Орле, где выступал на стра-ницах «Орловских известий» (1918) и Орловского журнала «Сво-бода, знание и труд» (1919). В Казани и Орле изданы две книги критических статей Тинякова. В первой из них «Пролетарская революция и буржуазная культура» он резко осудил Бальмонта, Мережковских и других писателей, покинувших родину.
Во второй книге «Русская литература и революция» так же, как и в первой, по мнению К.Д. Муратовой, были высказаны примитивные вульгарно- социологические взгляды на литерату-ру XVIII-XIX вв. В 1922г появилась книга Тинякова «Треуголь-ник»; в неё вошли стихи 1912-1921 гг. В 1924г вышла третья, последняя поэтическая книга Еgo sum qui sum («Аз есмь су-щий»)», включившая стихи 1921-1922 гг.
В стихотворении «Слава будням» (1914) поэт выявил как бы своё кредо, заявив, что его душа
Поёт, ликует и – молясь,
Благословляет всё земное:
Прохладу ветра, ярость зноя,
Любовь и грусть, цветы и грязь!
Изображение грязи в названных книгах преобладало. Ху-дожественное мастерство выросло, но сборники отразили ду-шевную опустошённость автора: старые темы у него иссякли, а новые не возникли. Тиняков был членом Всероссийского союза поэтов. Он писал в стихотворении 1914г, что при виде машин «Тревогу я в себе не в силах побороть. //И тяжкий, тёмный страх я перед ними чую». В неопубликованных стихотворениях 20-х годов выражалось неприятие механизации деревни и всё тот же интерес к обнажённой нищей душе. Работа над новыми заду-манными книгами не была закончена.
В 1926г Тиняков бросает литературную работу и становит-ся нищим, заявляя о своём желании написать «Песенки нище-го». Он сильно пьёт. Однако нищенсмтво» это было своеобраз-ным. В 1928г Тиняков женится на М.Н. Левиной; жизнь его упо-рядочивается, но вскоре он вновь возвращается к нищенству. Умер А.И.Тиняков в Ленинграде в 1934г.
//Использованы материалы К.Д. Муратовой. «Писатели Орловского края».// Вот так писали о поэте при Советской власти. Думаем, что сейчас пора снять с Тинякова, если не все, то многие, грязные клише.
И в Интернете видим исследования о творчестве и жизни А.И. Тинякова. Это радует, ибо не всегда нужно жить по схемам Политбюро…