БУДУЩИЙ МИТРОПОЛИТ Киевский и Галицкий Филарет
в слободе ПОДМОНАСТЫРНОЙ, или Подмонастырской
Выдающейся личностью, имевшей отношение к слободе Монастырной, был митрополит Киевский и Галицкий Филарет (Амфитеатров) (1779–1857), также причисленный к лику святых под именем Феодосий, принятым им в схиме.
Писатель-краевед, учёная Елена Николаевна Ашихмина пишет, что местопребыванием Орловских епископов был Архиерейский дом, как бы включённый в комплекс церквей древнего Успенского монастыря, переведённого в 1819 году во Мценск.
Монастырь появился на Взвозной горе в 1684 году после перенесения его со Стрелки, находящейся в месте слияния рек Оки и Орлик. В XVIII веке на монастырской территории работало Орловское духовное училище. Около монастыря стала вырастать Подмонастырская слободка, она же Монастырская слобода.
На её территории проживали лица самых разных сословий, в том числе однодворцы, чьи предки числились в сословии детей боярских городовых, с XVI века охранявших русское пограничье. Здесь у них были земли — поля и огороды.
Большая подгородняя слобода в Орле по-свойски называлась Монастыркой.
Е.Н. Ашихмина перечислила улицы, возникшие на территории бывшей слободы Подмонастырная.
До революции они назывались так: Верхне-Монастырская (продолжение современной ул. Максима Горького), Средняя Монастырская (Пожарная ули-ца), Нижне-Монастырская (Береговая улица), Монастырская набережная (Левый берег реки Оки), Садово-Монастырская (ныне улица 8 Марта) и Монастырская Огородная (современная Кол-пакчи). Лишь переулок 2-й Огородный сохранил своё прежнее имя, став Огородной улицей. Переулок же 1-й Огородный теперь именутся Кинопрокатным.
В одном из домов на Нижней Монастырской слободе у однодворца Селихова стоял на квартире ученик Орловского духовного училища мальчик Фёдор Амфитеатров из Кромского села Высокое, будущий, столь тепло описанный Н.С. Лесковым во «Владычном суде» и «Мелочах архиерейской жизни», митрополит Филарет. Нижняя часть Монастырской слободы располагалась у реки. В XVIII веке это было уже достаточно застроенное место.
Автор сообщает, что весной жители Подмонастырской слододы с левого берега смотрели ледоход. А в апреле-мае оттуда же, с горы, всей слободой наблюдали великий выход орловского торгового флота в дальнее плавание к Москве и к Нижнему Новгороду.
Плыли низко сидящие в воде барки, плыли струги под белым флагом (знак благополучия в пути, если же на судне что-то случалось, поднимали флаг чёрный), махали им вслед с обоих берегов Оки — и с Монастырской Береговой улицы, и со Струкового переулка, что ныне называется улицей Герцена. Серьёзными были стоящие на стругах капитаны (многие из них жили на Капитанской улице, ныне Фомина). Вместе со всеми провожал орловскую флотилию мальчик Федя Амфитеатров.
Окончив училище и Севскую духовную семинарию, в которой как лучший из лучших он был оставлен учителем, а через год (1797) Фёдор принял монашеский постриг под именем Филарет. С этим именем он войдет в родную историю как ректор Орлов-ской духовной семинарии, его стараниями переведённой из Севска в любимый Орёл.
В мае 1842 года Филарет прибыл в Орёл, где присутствовал при закладке алтаря Успенской единоверческой церкви. Тогда митрополит посетил и Петропавловский кафедральный собор, где, благословив присутствовавших, сказал горожанам очень теплые слова: «Здравствуйте, православные, здравствуйте, мои земляки! Ведь я сам орловский уроженец. Вот здесь, где теперь архиерейский дом, прежде было уездное училище: в нём я учился мальчиком. А там, на Нижней слободке Монастырской, я квартировал. Был тут однодворец Селихов: что, жив ли он? Небось, уж стар стал?».
А Селихов после таких слов сразу подошёл к митрополиту. Филарет приветствовал его: «Ну, здравствуй, хозяин! Уж какой ты старый стал? А помнишь, как мы, бывало, снопы с тобой вози-ли?» Всё помнил Селихов и заплакал от радости, что Филарет его не забыл...
Владыка пообещал прийти к нему домой, и в самом деле пришел, и посидел, и сколько проговорили…
Е.Н. Ашихмина спрашивает, где именно могли жить те Селиховы, которые приютили когда-то будущего митрополита. Сам Филарет обозначил это место, как Нижняя Монастырская слободка. Эта часть Монастырки начинается с улицы Монастырской Огородной (современная Колпакчи).
Итак. Вот священник Покровской церкви села Высокое Георгий Никитич Амфитеатров определяет своего Федю в училище. Вот отец с сыном спрашивает, где здесь берут на квартиру, и вот они уже выходят на дорогу, ведущую от монастыря, где находилось духовное училище, в слободу, то есть прямо на улицу Монастырскую- Огородную!
…Стало понятно, что свои дома Селиховы ставили на своей, давным-давно имевшейся у них земле. Вероятнее всего, территория её тянулась от улицы Монастырской Огородной в сторону реки: раньше у однодворцев были значительные земельные наделы.
Мы видели из Статистических сведений, что особых, значительных земельных наделов у подмонастырцев не было – в среднем на семью приходилась 1 десятина земли. 1 десятина равнялась нынешнему 1 гектару земли, чуть больше. У моего деда в хуторе Редькин было 7 десятин, т.е. около 7,7 га.
Михаил Селихов, предполагает Елена Николаевна, также поставил свой дом рядом со старым. Вероятно, новое его строение возводилось на месте прежнего родового гнезда — дом стоит на «красной линии» улицы, невероятно, чтобы она в прошлом не была застроена.
Вот где-то здесь и жил у Селиховых Фёдор Амфитеатров. Современная Монастырка стремительно меняется. Скоро новая застройка сметёт с карты города все остатки старины. Пусть от неё останется хотя бы добрая память. (В сокращении).