В журнале «Российские медицинские вести», №4, то XIV, 2009 год (главный редактор В.Т. Ивашкин) напечатана статья Е.Н. Ашихминой «Доктор Пущин» под рубрикой «Из истории ме-дицины». В ней автор рассказывает о судьбе врача и общест-венного деятеля Ивана Николаевича Пущина (1849-1923). Был он сыном известного декабриста, друга А.С. Пушкина – Ивана Пущина. Отчество «Николаевич» у него от его усыновителя – Николая Кюхельбекера, брата ещё одного декабриста.
Врач Иван Пущин имел сына Лаврентия (1874-1929).
В 1917 году семья Лаврентия Ивановича Пущина покинула город Орёл, где у них был выстроен хороший дом, и поселилась в эмиграфии, за рубежом. Любопытно то, что женою Лаврентия Пущина была Александра Фёдоровна (по отцу – Татаринова). Ф.В. Татаринов являлся депутатом 1 и 2 Государственных Дум России, о чём мы уже сообщали.
В семье Лаврентия Пущина были дети: Мария, Варвара, Наталья, Иван (видимо, названный в честь деда), Екатерина.
Е.Н. Ашихмина не сообщает, в какую страну уехали Пу-щины. Возможно, как и Ф.В. Татаринов, в Болгарию, а потом – во Францию. Автор называет внучку Ивана Николаевича Пущина – Марию Лаврентьевну Пущину-Уильямс.
Врач И.Н. Пущин уезжать из Орла отказался…
Как кадет Ф.В. Татаринов предлагал национализировать часть земель у помещиков, чтобы таким образом отдать их крестьянам. Большевики пошли дальше: они истребили класс помещиков и прослойку кулаков, заставив того же Татаринова вместе со своими детьми бежать из России, куда глаза глядят…
Каков же вывод: не выпускай джинна из бутылки?!
В.В. ВОСТРИКОВА
О ФЁДОРЕ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ТАТАРИНОВЕ (1860-1933)
В издательстве «Орлик» (владелец – Александр Владимирович Воробьёв) в 2010 году была выпущена книга «Орловские либералы: люди, события, эпоха». В ней напечатана статья В.В. Востриковой о Татаринове «…Строить здание народной свобо-ды». Автор рассказывает, что Фёдор Васильевич был одарённый блестящими особенностьями, знал историю, литературу, мог цитировать не только стихи, но и большие отрывки из про-изведений Толстого, Тургенева.
Татаринов родился 9 мая 1860 года в Санкт-Петербурге. Учился в историко-филологическом факультете Московского университета. С 1883 года – в Орле, на родине родителей. Был избран мировым судьёй по Орловскому уезду, то есть мирил и моих предков с властью. В 1891 году стал судьёй города Орла.
Семья Фёдора Васильевича состояла «из на редкость красивой жены» М.А. Типаловой и четверых, по другим данным, троих детей. В.В. Вострикова пишет, что Ф.В. Татаринов был крупным помещиком села Хотетово Болховского уезда, имел 1950 десятин земли. По моим предположениям, район села Хотетово, скорее всего, назван неверно: не Болховский район, а вернее, уезд, а Орловский уезд, с.Хотетово, ныне Свердловский район.
До 1796 года – село Хотетово входило в состав Мценского уезда, который обнимая бывшую, Старую Большую Курскую дорогу, доходил до сегодняшнего Глазуновского района. В свою очередь, Орловский уезд простирался до Поныровского уезда Курской губернии.
В имении Татаринова хозяйничали приказчики, а сами помещики, как считает автор, поздно вставали и лишь прини-мали от приказчиков доклады. Потому имение было нерента-бельным и приносило мало дохода. Татариновы проживали в деревне летом.
В Орловской квартире Татариновых давно не было ремонта, как вспоминал Оболенский, диваны были потер-тые, с торчащими волосами. На рваных креслах всегда сидели гости, остававшиеся ещё и ужинать… Но зато в доме всегда было весело и шумно, играла музыка, звучали философские споры, молодёжь проводила время за играми…
В 1899 году либералы – Татаринов вместе с братьями Стаховичами (Александром и Михаилом) – вступили в неле-гальный кружок «Беседа», который был в Москве. 2 декабря 1904 года Фёдор Васильевич выступил на политическом «бан-кетном» мероприятии, где высказал мысль о том, что нужно ис-пользовать общественный подъём народа для давления на власть с целью проведения либеральных реформ.
Затем Орловские кадеты во главе с Татариновым стали делать упор на решение социальных проблем в селе. Фёдор Ва-сильевич знал о деревне не понаслышке, в 90-х годах он вёл статистические исследования по линии земства. Проект аграр-ной реформы Орловских кадетов отличался от официальной ли-нии партии.
Расхождения касались условий принудительного отчуждения помещичьих земель. Это, по мысли Татаринова, должно было способствовать разрешению вопроса крестьян-ского малоземелья и снижению накала борьбы в деревне.
Для помещиков чернозёмной полосы Татаринов предлагал оставить 150 десятин земли. Это в три раза меньше, чем предлагалось официально. Татаринов, таким образом, наставивал на частичной конфискации помещичьих земель.
Эта позиция говорила, по словам автора, об обществен-но-политической зрелости Ф.В. Татаринова, почему ему пору-чачли представлять Орловскую губернию в 1-й и 2-й Государст-венных Думах. Депутатская карьера Фёдора Васильевича пре-кратилась 3 июня 1907 года после роспуска Второй Гос. Думы.
События 1917 года были восприняты Татариновым как национальная катастрофа. С началом гражданской войны он вместе с семьёй уезжает сначала в Крым, потом в Болгарию. Ещё раз перевозит заболевшую раком жену во Францию. Они поселились под Парижем, в Кламаре. Там Фёдор Васильевич «поправел» в своих политических взглядах и потерял интерес к общественной работе. Со своими знакомыми не виделся.
В 1930 году похоронил жену, а сам ушёл из жизни через три года, в 1933. Как мне сообщила моя учительница по гео-графии Антонина Сергеевна Белохвостова, кто-то из Татарино-вых, ныне живущих в Болгарии, связывался со своими родст-венниками как в селе Хотетово, так и в Становом Колодезе. Вожди Великой Октябрьской социалистической революции счи-тали, что история начинается с них, и потому были вычеркнуты из памяти многие поколения, жившие до 1917 года. И хорошо, что сейчас мы начинаем находить свои корни!
Вывод напрашивается один: в такой большой стране, как Россия, а тогда она включала в себя также территории Польши и Финляндии, не нужно было даже думать о том, чтобы отбирать части земель у помещимков, чтобы отдать по кусочку крестья-нам. Езжайте в Сибирь, берите землю, обрабатывайте, корми-теся и плодитеся!
Нет, нужно было идти «революционным путём - отбирать, оставлять помещикам на «прокорм» 150 десятин или больше. Нельзя переступать нравственный закон – поку-шаться на чужое. Как только такое произошло – хаос и бардак неизбежен. Конечно, обвинять одного Татаринова мы не соби-раемся, в то время каждый вносил свой «вклад» в развал Рос-сии. Что ж, благими намерениями выстилается дорога в ад…