Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
27 июля ’2012
01:25
Просмотров:
23333
146. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
АС.Пушкин
часть 2
А. С. Пушкин и Орловская губерния. В замечательной кни-ге писателя-краеведа А. Бенедиктова «России сердце не забу-дет» гово-рится о том, что предки Пушкина по материнской ли-нии были из Болховского края. Широко известно также, что в трагедии «Борис Годунов» упоминается г.Кромы, где не раз ре-шалась судьба государства.
Были и здесь предки Пушкина, вла-дели землями, расположенными на стыке Кромско-го и Орловского уездов, в ко-торых находились ны-нешние сёла Та-гино, Подолянь – Глазунов-ского и пос. Бобрик – Троснянского районов. Любопытно, что в окрестностях села Чернь Троснян-ского района были земли, которыми распоряжался Геккерн – тот самый, который усыновил Дантеса, убий-цу Пушкина.
Соседом жены поэ-та – Натали Гончаровой – был С.С. Хлю-стин. Напом-ним, что усадьба Гонча-ровых располагалась в Ка-лужской губернии. А в Кромском уезде, в Тросенской и Муравль-ской волостях, также находились земли Хлю-стиных. Один из Хлю-стиных, Антон Семёно-вич, соорудил в XVIIIв в Тросне дере-вянный храм. Не мог ли Пушкин побывать и на Троснянской земле в поисках родственников, которые могли бы повлиять на родителей Натали?!
Связи Пушкиных с Орловщиной шли из глубины веков. Так, в 1648г Мценский воевода Пётр Михайлович Пушкин (Жел-тоух) имел большую вотчину в Орловском уезде — село Тагино, которое потом перешло к родственникам поэта – Чернышовым. Александрина Муравьёва-Чернышова отвезла стихот-ворение Пушкина «Во глубине сибирских руд» в Сибирь декаб-ристам.
В 1606г под Кромами погибли Афанасий Пушкин и его дя-дя, Леонтий Михайлович. Среди создателей в 1795г троснянско-го храма в с.Пенное значится генерал Квашнин-Самарин. П.Ф. Квашнин-Самарин доводился бабушке Пушкина – Марии Алек-сеевне Пушкиной (Ганнибал) двоюродным братом. Были и дру-гие родственники. В журнале «Русская старина» за май 1890г была помещена статья В.В. Птицына «Пушкин в Малоархангель-ском уезде в 1830г».
Здесь местные чиновники приняли поэта за ревизора, и потому поспешили рано утром к нему на приём. На что Пушкин сказал, якобы: «Гони их в шею!..» Этот эпизод послужил для Н.В. Гоголя основой для написания комедии «Реви-зор». Чтобы попасть из Орла в город Мало-Архангельск, нужно было пересечь дер. Большую Куликовку (Становой Колодезь), существовавшую уже по состоянию на 28 июня 1814 года!
Были и другие тракты. Один из них, на Ливны, проходил недалеко от Станового Колодезя через хутор …Ильинский! Одна-ко, в этом случае, Пушкин в г.Малоархангельске мог и не быть, так как дорога пересекала нынешние пгт. Змиёвку и Покров-ское. Если допустить, что поэт выехал из дер. Лукьянчиково – имения Ермолова и следовал в Ливны по старой Курской дороге (Мценск-Золотарёво-Сорочьи Кусты, минуя г.Орёл), то тогда Александр Сергее-евич в Становой Коло-дезь тоже не попадал.
Но это всё предположения. Любой современный водитель мА-шины старается добраться до незнакомого определённого пункта – по центральной трассе, а не по каким-то её ответвле-ниям, порой плохо оборудованным. Так и Пушкин: вряд ли он искал окольные пути, а следовал в Елец по центральной, Боль-шой Курской дороге, а значит, находился в дер. Становой Коло-дезь= Большая Куликовка тожь! И следовал поэт из города Ор-ла, где и жил известный Ермолов.
//Читайте мою книгу «Малоархангельские истоки», Орёл, 1999г//.
МАЛОАРХАНГЕЛЬСК.
6 мая 2008 года
В очередной день рождения Великого поэта у памятника А.С. Пушкина собрались его почитатели. Местный скульптор Иван Алексеевич Семеновский в 80-е годы ХХв говорил мне, что его скульптурное изображение Александра Сергеевича (первое – на Орловщине!) подразумевает строчку из стихотво-рения «Здравствуй, племя младое, незнакомое!» Этот мой фото-снимок и есть непроизвольный ответ на пожелание скульптора.
Во 2-м ряду мы видим членов Союза писателей России – поэта Виктора Садовского (с баяном) и прозаика, чья мать жи-ла в Малоархангельске, – Леонарда Золотарёва. Крайний слева – художник из пгт. Кромы Николай Егорович Швецов.
Выше в книге – фото скульптуры И.А. Семеновского – «Натали Пушкина». Я вижу её светлый, красивый, гордый, рас-крепощённый образ, в момент подготовки полуобнажённой женщины на царский бал. Распущенные пышные волосы как бы защищают её внутренний мир от посторонних взглядов и домыслов. Тем не менее, тень ниже подбородка в виде сердеч-ка, лучистые глаза и едва открытая нижняя губа выдают ду-шевные муки Натали и, может быть, её грешные мысли. Но пу-чок волос сзади головы ведёт её ввысь.
Иван Алексеевич выполнил скульптурный портрет, у нас почти не оценённый по заслугам, а, на мой взгляд, наполнен-ный драматической душевной борьбой супруги великого поэта за себя, за мужа, за чистое имя. Мой отец говаривал: «В чужом дому не поймёшь, кто кому, а в своём – тем более!» Так что бу-дем полагаться на гений А.С. Пушкина и его видение…
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204092144
Голосование:
Суммарный балл: 40
Проголосовало пользователей: 4
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи