-- : --
Зарегистрировано — 124 068Зрителей: 67 119
Авторов: 56 949
On-line — 6 949Зрителей: 1346
Авторов: 5603
Загружено работ — 2 134 425
«Неизвестный Гений»
141. ВИ.Агошков. Становой Колодезь. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОВАЛЕНСКИЙ И ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА в селе ХОТЕТОВО
Литература / Очерки / 141. ВИ.Агошков. Становой Колодезь. МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОВАЛЕНСКИЙ И ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА в селе ХОТЕТОВО
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
26 июля ’2012 00:14
Просмотров: 22869
141. ВИ.Агошков. Становой Колодезь.
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОВАЛЕНСКИЙ
И ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА
в селе ХОТЕТОВО
МИХАИЛ КОВАЛЕН-КИЙ. Одним из хотетовских помещи-ков был Михаил Коваленский. Фамилия эта подаётся авторами в двух вариантах: то Коваленский, то Ковалинский. Мы не зна-ем, какой вариант пра-вильный, поэтому будем писать с «е»: так нам при-вычнее. Но при цитирова-нии данной фамилии из дру-гих источников исправлять «и» (Ковалинский) на «е» не станем.
А сейчас предлагаем читателям сведения о М.И. Коваленском из Словаря Брокгауза и Ефрона, ХIХв.: «Коваленский М.И. – друг и биограф украинского фило-софа Г.С.Сковороды, поме-щик Харьковской губернии, отлично образованный, путешество-вавший за границей. Его «Житие Г.С. Сковороды» – любопытный литературный и бытовой памятник конца прошлого века.
Ещё в рукописи пользовались этим сочи-нением Снегирёв в «Отечественных Записках» 1823г, архиман-дрит Гавриил в «Истории русской философии» 1840г, Аскочен-ский в «Киевских Губернских Ведомостях», 1855г, и Г.П. Дани-левский, в жизнеописании Сковороды. «Житие» издано в «Киев-ской старине» 1886г и вторично, в 1894г, харьковским истори-ко-филологическим обществом, при собрании сочинений Г.С.Сковороды. Стиль К. – лёгкий, ясный. В «Житии» много ис-кренности, задушевности и доброжелательства. Н.С-в.».
К сожалению, мы не увидели развёрнутой биографии хо-тетовского помещика, но главное сказано: М.И.Коваленский – автор книги «Житие Г.С.Сковороды», созданной в конце 18 века. И Коваленский, и Сковорода прекрасно были осведомлены друг о друге. А началась их дружба в начале 1761г. Это было время дворцовых переворотов: в следующем, 1762г, придёт к власти Екатерина II. Передовые люди России искали ответы на требо-вание времени: как жить дальше?! Всё большую силу набирало крепостничество.
ЮРИЙ ЛОШИЦ – автор книги «Сковорода» (Москва, 1972) так изобразил первую встречу Сковороды и Коваленского:
«Среди новых знакомых, которые появились у него в эти месяцы, был некто отец Пётр, протоирей. Однажды… собесед-ник… прибавил… что и он о жизни училищной (в Харькове) не-сколько осведомлён, поскольку там теперь проходит курс наук его племянник, отрок Михаил.
Сковорода вскоре не удержался всё-таки от удовольствия повидаться с харьковским прияте-лем»… «Григорий Саввич спросил у ребят, а нет ли случайно в их куче мале Коваленского Михаила… И стали выталкивать вперёд застенчивого подростка… Сковорода улыбнулся. Какое весёлое, открытое, чистое лицо! Через тридцать четыре года, вспоминая прожитое, Михаил Иванович Коваленский так описал эту неза-бываемую для него минуту: «Сковорода, посмотря на него, воз-любил его, и возлюбил до самой смерти».
СКОВОРОДА И КОВАЛЕНСКИЙ стали писать друг другу письма. 77 писем Сковороды к М.Коваленскому сохранились от времени их совместного пребывания в Харьковском училище. Эти письма утешали Коваленского в трудные дни и минуты. И вместе с тем, подросток «и не смел мыслить, чтоб мог быть дос-тойным дружбы его». Известно, что человек рождён для счастья, как птица для пол;та. Одни говорили, что счастье – это иметь во вс;м избыток, деньги. Другие счастье видели в семье.
Сковорода же был уч;н, но почти нищ. …Он ещ; и доволен своей нищетой, тем, что получает ничтожное жалование и сни-мает угол в накренившейся мазанке. Этого Михаил понять не мог, о ч;м и сказал Сковороде. Тот ответил бурной речью:
«Истинное счастье – это не многоядие, а добровольное и радостное отвержение земных прихотей, желаний и удовольст-вий во имя высшего и совершенного блага».
В письме Сковорода спрашивал: «Что же грыз;т тебя? Может, то, что ты не участвуешь в шумных застольях бражников. Или то, что в пышных дворцах не играешь в кости? Что не ска-чешь под музыку? Что не щеголяешь в военном мундире с п;стрыми бляшками?
Если все эти ничтожные вещи тебя при-манивают, то ты ещ; в скопище черни, а не среди мудрецов. Если ожидаешь благ извне, то о блаженстве тво;м можно лишь сожалеть. Не то, не так! Собери внутри себя все свои мысли и там, в самом себе, ищи истинных благ».
см 2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204081118
МИХАИЛ ИВАНОВИЧ КОВАЛЕНСКИЙ
И ГРИГОРИЙ САВВИЧ СКОВОРОДА
в селе ХОТЕТОВО
МИХАИЛ КОВАЛЕН-КИЙ. Одним из хотетовских помещи-ков был Михаил Коваленский. Фамилия эта подаётся авторами в двух вариантах: то Коваленский, то Ковалинский. Мы не зна-ем, какой вариант пра-вильный, поэтому будем писать с «е»: так нам при-вычнее. Но при цитирова-нии данной фамилии из дру-гих источников исправлять «и» (Ковалинский) на «е» не станем.
А сейчас предлагаем читателям сведения о М.И. Коваленском из Словаря Брокгауза и Ефрона, ХIХв.: «Коваленский М.И. – друг и биограф украинского фило-софа Г.С.Сковороды, поме-щик Харьковской губернии, отлично образованный, путешество-вавший за границей. Его «Житие Г.С. Сковороды» – любопытный литературный и бытовой памятник конца прошлого века.
Ещё в рукописи пользовались этим сочи-нением Снегирёв в «Отечественных Записках» 1823г, архиман-дрит Гавриил в «Истории русской философии» 1840г, Аскочен-ский в «Киевских Губернских Ведомостях», 1855г, и Г.П. Дани-левский, в жизнеописании Сковороды. «Житие» издано в «Киев-ской старине» 1886г и вторично, в 1894г, харьковским истори-ко-филологическим обществом, при собрании сочинений Г.С.Сковороды. Стиль К. – лёгкий, ясный. В «Житии» много ис-кренности, задушевности и доброжелательства. Н.С-в.».
К сожалению, мы не увидели развёрнутой биографии хо-тетовского помещика, но главное сказано: М.И.Коваленский – автор книги «Житие Г.С.Сковороды», созданной в конце 18 века. И Коваленский, и Сковорода прекрасно были осведомлены друг о друге. А началась их дружба в начале 1761г. Это было время дворцовых переворотов: в следующем, 1762г, придёт к власти Екатерина II. Передовые люди России искали ответы на требо-вание времени: как жить дальше?! Всё большую силу набирало крепостничество.
ЮРИЙ ЛОШИЦ – автор книги «Сковорода» (Москва, 1972) так изобразил первую встречу Сковороды и Коваленского:
«Среди новых знакомых, которые появились у него в эти месяцы, был некто отец Пётр, протоирей. Однажды… собесед-ник… прибавил… что и он о жизни училищной (в Харькове) не-сколько осведомлён, поскольку там теперь проходит курс наук его племянник, отрок Михаил.
Сковорода вскоре не удержался всё-таки от удовольствия повидаться с харьковским прияте-лем»… «Григорий Саввич спросил у ребят, а нет ли случайно в их куче мале Коваленского Михаила… И стали выталкивать вперёд застенчивого подростка… Сковорода улыбнулся. Какое весёлое, открытое, чистое лицо! Через тридцать четыре года, вспоминая прожитое, Михаил Иванович Коваленский так описал эту неза-бываемую для него минуту: «Сковорода, посмотря на него, воз-любил его, и возлюбил до самой смерти».
СКОВОРОДА И КОВАЛЕНСКИЙ стали писать друг другу письма. 77 писем Сковороды к М.Коваленскому сохранились от времени их совместного пребывания в Харьковском училище. Эти письма утешали Коваленского в трудные дни и минуты. И вместе с тем, подросток «и не смел мыслить, чтоб мог быть дос-тойным дружбы его». Известно, что человек рождён для счастья, как птица для пол;та. Одни говорили, что счастье – это иметь во вс;м избыток, деньги. Другие счастье видели в семье.
Сковорода же был уч;н, но почти нищ. …Он ещ; и доволен своей нищетой, тем, что получает ничтожное жалование и сни-мает угол в накренившейся мазанке. Этого Михаил понять не мог, о ч;м и сказал Сковороде. Тот ответил бурной речью:
«Истинное счастье – это не многоядие, а добровольное и радостное отвержение земных прихотей, желаний и удовольст-вий во имя высшего и совершенного блага».
В письме Сковорода спрашивал: «Что же грыз;т тебя? Может, то, что ты не участвуешь в шумных застольях бражников. Или то, что в пышных дворцах не играешь в кости? Что не ска-чешь под музыку? Что не щеголяешь в военном мундире с п;стрыми бляшками?
Если все эти ничтожные вещи тебя при-манивают, то ты ещ; в скопище черни, а не среди мудрецов. Если ожидаешь благ извне, то о блаженстве тво;м можно лишь сожалеть. Не то, не так! Собери внутри себя все свои мысли и там, в самом себе, ищи истинных благ».
см 2
© Copyright: Василий Иванович Агошков, 2012
Свидетельство о публикации №21204081118
Голосование:
Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 2
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 26 июля ’2012 10:36
ЗАМЕЧАТЕЛЬНО!!!
|
averjanov125
|
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор