Пятьдесят девять лет назад, летом, на Орловской земле шла война. Со-ветские войска, отразив натиск немецко-фашистских войск, 12 июля пере-шли в наступление. Дорогою ценою досталась эта победа. Моя мать, скры-вавшаяся в то лето с младшими сёстрами от бомбёжек в Волниковских ов-рагах (ныне - село Калинино Орловского района), рассказывала, что всё поле от деревни Редькино до села Луплено было усеяно трупами красноармейцев.
Трудно доставались высоты и в других местах. Орловский выступ был немцами сильно укреплён. Настолько сильно, что даже танковой армии Ры-балко не пришлось где-либо с ходу прорвать оборону гитлеровцев и выйти на оперативный простор. Приходилось шаг за шагом выталкивать врага с заня-той ими территории. Все народы СССР сражались с фашистами. В верховьях Оки оказались и дагестанцы, а вернее, представители небольшого народа - рутульцы. Есть и сейчас в Дагестане Рутульский район...
Об этом я узнал от своего коллеги, писателя-краеведа Фазила Забудино-вича Дашлая. 8 мая 2012 года он писал на мою страницу в "Неизвестном гении" следующее:
«Уважаемый коллега. Я - журналист. Как и Вы, я занимаюсь историей Великой Отечественной войны. Убедительно прошу Вас помочь. На сайте «ОБД Мемориал» недавно нашёл данные по одному бойцу, погибшему в Ор-ловской области, Троснянском районе, селе Красное Знамя. Мажитов Рогим, 1920 года рождения. Погиб в 1943 году, 01.08. Он считался без вести про-павшим все эти годы. Дело в том, что данные его были указаны неправиль-но. Прошу Вас помочь, так как Вы проживаете в Орловской области и имее-те доступ к местным музеям больше, чем я. Мы можем пообщаться с Вами также и на сайте «Проза.Ру. Мой ник - Дашлай Фазил».
Я, конечно же, не мог остаться в стороне от поиска места захоронения погибшего воина. Для меня это был уже не первый поиск. В письме я отме-тил, что в Троснянском районе Орловской области нет села Красное Знамя. «То, что боец погиб 1 августа 1943 года говорит о том, что он мог погибнуть в соседнем, Кромском, районе, или на границе Троснянского и Кромского района, поскольку Тросну освободили по официальным данным 19 июля, по моим - 24 июля 1943 года, а Кромы освободили 6 августа».
Фазил Дашлай не теряет надежды и пытается мне помочь: «Если есть возможность, посмотрите по картотеке Кромского района. Данные его, Ма-житова Рогима, могут быть написаны и следующим образом: Мажитов Ра-гим, Меджидов Рагим, Можитов или Могитов. По той причине, что основная масса бойцов из Дагестана не умели писать по-русски. И записать их могли как угодно. С огромнейшим уважением к Вам».
9 Мая 2012 года, до митинга в пгт. Кромы,, я разговаривал на эту тему с райвоенкомом, А.В. Богачёвым. Тот пообещал оказать мне содействие и по-казать карточки на воинов. Оказалось, что есть у них и списки воинов, кото-рые выбиты на плитах (на памятниках). Так что если Рогим Мажитов попал в списки, он должен числиться. В 1943 году Троснянский район был в составе Курской области, а Кромской - Орловской. Наши войска освобождали снача-ла Троснянский район, а потом - Кромской. Поэтому писарь и мог подумать, что они ещё в Троснянском районе.
Смотрю справочник по Орловской области. Нахожу несколько населён-ных пунктов по имени Красное Знамя. Посёлок Краснознаменский красует-ся в Ретяжском сельском поселении Кромского района. Скорее всего, именно здесь и погиб рутулец. Ещё один посёлок Краснознаменский нахо-дится в 20-30 км от Орла в сторону города Брянска, но его освободили явно не 1 августа, так как Орёл вновь стал советским 5 августа. Три посёлка и од-на деревня Красное Знамя числятся в Знаменском, Покровском, Дмитров-ском и Болховском районах. Размышлял так: Покровский район не берём в расчёт, так как он освобождён ранее 1 августа, а остальные 3 района могли быть в зоне действия советских войск, освобождавших Орловщину на стыке июля-начале августа 1943 года.
Ф.Дашлай присылает дополнительные данные: «Вам поможет следую-щее: В тот день, 01.08 1943 года, в посёлке Красное Знамя Троснянского района, как записано в документе из ОБД мемориал, вместе с Мажитовым Рогимом числятся следующие фамилии бойцов 6-й батареи: Шатских Иван Алексеевич, Умурзаков Ишимбек, Айтобаев Алибай, Огрогимов Билия, Пен-кин Алексей Романович».
10 мая в Кромском райвоенкомате не сразу обнаружили нужную папку, а просмотрев её, и фамилию Мажитова. Бывает. Только после повторного, более тщательного просмотра было обнаружено нужное имя. Это я пишу не для того, чтобы похвалить себя, а к тому, что не нужно терять надежду. Нико-му и никогда! При поиске таких имён надо быть предельно внимательным.
«Уважаемый Дашлай Фазил! Спешу Вас обрадовать: Рагим Мажитов (так записан) числится по селу Ретяжи, Ретяжского сельского поселения Кром-ского района Орловской области. Видимо, его прах был перенесён из посёл-ка Краснознаменский. Что может подтвердить сказанное мною? В Списках есть такие данные: №16, рядовой, пп (полевая почта) 03580, Мажитов Ра-гим, 1919 (?) года рождения, погиб 1 августа 1943 года. Сын - Габил, село Нацма, Раульский район, Дагестанская область. Из того списка, что Вы мне дали, числятся вместе с Мажитовым - Ишимбек Умурзаков и Алексей Рома-нович Пенкин. Остальных нет. М.б., в другом списке, не смотрел».
Дал я коллеге-журналисту адрес райвоенкомата, телефоны и приписал: «Я сейчас делаю Альманах "КромА" №6. Хотелось бы, чтобы Вы прислали мне фото Рагима Мажитова (если есть) или фото его детей и родственников; Ваше фото, кто Вы и откуда, чем занимаетесь, хотя бы небольшую свою биографию и биографию Р. Мажитова. Может быть, сохранились его письма, что-то ещё (газеты тех времён и прочее). В общем, нужен очерк или зари-совка о вашем земляке, как попал в Кромской район. Почему Вы занялись его поисками. Это будет хороший материал для памяти воина и воспитания подрастающего поколения на примере мужества и героизма старшего поко-ления. И что никто не забыт и ничто не забыто! Желаю Вам и всему Дагеста-ну мира, добра и благоденствия, всем здоровья, терпения и процветания!»
Фазил Дашлай тут же ответил: «Я не знаю, как и выразить Вам свою бла-годарность, уважаемый Василий Иванович. Да, это он! Все сходится: сын Га-бил, уроженец села Нацма, Рутульского района. Вы представляете, какая для меня - это радость. Ведь он (Мажитов) столько числился пропавшим без вес-ти. Еще раз огромнейшее Вам спасибо!!!»
Из дальнейшей нашей переписки оказалось, что Фазил Дашлай живёт сейчас в Ростовской области, но связь, как видим, с родиной поддерживает.
После разговора с Главою Ретяжского сельского поселения Сергеем Владимировичем Барановым, выяснилось, что имя и фамилия Мажитова на памятнике в Ретяжах есть! Нужно было самому побывать в Ретяжах и сфото-графировать братское захоронение. Вместе с сыном, Александром Василье-вичем, преподавателем основ безопасной жизнедеятельности Кромской средней школы, едем в село. Была суббота, в Ретяжской церкви только что закончилась служба. Отец Владимир Николаевич Патин. со своими помощ-никами, согласился, по нашей просьбе, отслужить панихиду по убиенным воинам на местном кладбище, в том числе, и по убиенному Мажитову.
Да, были разговоры: а как быть, если Мажитов – мусульманин?! Реши-ли, что это не противоречит здравому смыслу: солдат защищал общую От-чизну – СССР, и покоится вместе с погибшими христианами, возможно, с представителями других религий.
Фазил поддержал нас в этом направлении: «Доброго дня, уважаемый Василий Иванович. Получил сообщение. Вы сделали очень важное дело. Не важно, какой веры был Мажитов, главное, что все мы – дети Всевышнего. Забытый давно на своей Родине, защитник Отечества, кровь и жизнь от-давший за наше с Вами будущее, заслуживает того, чтобы его помнили – и панихида по нему – угодное Богу, Аллаху, словом, Всевышнему деяния. Хра-ни Вас Бог! С уважением Фазил».
* *
Прислал Фазил Дашлай мне и свою биографию, и рассказ о Мажитове.
Дашлай Фазил Забудинович родился 10. 01. 1966 года в семье учителя русского языка и литературы. С самого детства увлекался литературой и рус-ским языком. Любовь к творчеству привил ему отец, Забудин Якубович. (Пе-дагог. Учитель с 1964 года. Писать начал ещё со школы. Ранним увлечением были стихи. Мечтал поступить в литературный институт в Москве).
В 1990 году Фазил поступил на факультет филологии и журналистики (от-деление «журналистика») в Ростовский государственный университет. Начал увлекаться прозой и публицистикой. После университета остался работать в РГУ (ныне ЮФУ – Южный федеральный университет.) Публиковался на сайте факультета (релга.ру). Затем начал публиковаться на кавказских сайтах: «Алазан.инфо», «Лезгияр», «Кири Буба» и т.д. На армянских сайтах «Воскана-пат. инфо», «Антитуран». А также на сайте «Проза.Ру», в журнале «Голос эпохи» и т.д. В издательстве «Традиция» готовится к публикации книга «Лики Кавка-за». Темой Великой Отечественной войны интересовался с самого детства.
Ф.Дашлай пишет: «Мои дедушки: как со стороны отца, так и со стороны матери сражались на фронтах ВОВ. Дед со стороны отца был награждён ме-далями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Та страшная война не обошла сто-роной мою родню. Два брата моей бабушки (со стороны отца) и два брата деда (со стороны матери) не вернулись с войны. Не было на них и похоро-нок. Считаются и поныне пропавшими без вести.
Помню с детства, как моя бабушка часто вспоминала и оплакивала своих братьев. Мать часто говорила о своих родных дядях. Самое главное, что я помню, это их мечта, найти хотя бы место, где они (не вернувшиеся с войны) похоронены.
Это и стало моей мечтой. В настоящее время, к сожалению, нет в живых моей бабушки и моей матери. Но мне хочется найти братьев моей бабушки Темировых Алимурада и Нурутдина, а также дядей моей матери Ахмедовых Магомедсаида и Магомедшафи, ради светлой памяти моей матери и бабуш-ки. За время поисков нашел и установил точное место гибели многих своих земляков. которые считались без вести пропавшими.
В республиканской газете «Дагестанская правда» была опубликована моя работа «Долгий путь домой».
«Герой нынешнего поиска, продолжает Фазил Дашлай, Мажитов Рагим, 1920 года рождения, уроженец ныне не существующего селения Нацма, по национальности рутулец. (На сайте «Односельчане» опубликована моя работа об этом селе.) Со слов и ныне здравствующей родственницы Мажитова Ра-гима – Мысаниет нин (бабушка), биография данного героя такая:
Родители Рагима: отец Мажитов Абил, мать Бабалаева Гюлушан. Рагим рано осиротел. Отец умер, когда мальчику было всего пять лет. Воспитывался отчимом. Роста был высокого. Характер добродушный. До войны работал полеводческим бригадиром в колхозе имени 18 партсъезда.
Первая его жена – Суна, умерла во время родов. Сын, названный в честь отца Абилом, умер в 2011 году. Жил в Кизлярском районе.
От второго брака, жена – Зарбиче, родилась дочь Джериет. Но ещё до рождения дочери Рагима забрали на войну. Ныне Джериет живет в Ставро-польском крае.
Первое время, как рассказывает Мысаниет нин, родичи получали пись-ма с фронта. Затем письма прекратились. Когда стало ясно, что ждать Раги-ма нет никакой надежды, уже после Победы, его жену Зарбиче, выдали за-муж, как велит обычай, за младшего брата (двоюродного) Рагима. Он и вы-растил детей Рагима: сына Абила и дочь Джериет.
В честь деда назван старший сын Абила. В настоящее время потомки, внуки правнуки Рагима проживают в Кизляре и Ставропольском крае».
Объяснил Дашлай Фазил Забудинович и то, в чём заключается трудность при поиске погибших воинов. «Рутульцы, как и практически все народности Дагестана, не умели писать и говорить на русском языке, то есть процент тех, кто владел этим языком, был очень низкий. Письма в основном писали на азербайджанском языке. Труднопроизносимые для русского языка на-звания сёл, района, а также имён и фамилии людей (солдат) записывали на слух. Как услышал писарь, так и записал. Например, дядю моей матери Ах-медова Магомедшафи записали, как Ахмедов Шафе. Вместо Дагестанской АССР указали – Махачкалинская область.
В случае с Мажитовым трудность заключалась в том, что по разным сводкам он был записан как: Мажитов, Магатов, Магитов и т.д. Имя его было записано как: Рагим, Радим, Рогим, Расим и т.д. Вместо Рутульский РВК – Ротульский, Ротулавский и т.д. Только лишь сопоставив все эти документы, сверив их, удалось найти предположительный район его гибели – Орловская область. Но и это не всё. Место захоронения также по разным документам было записано как: Орловская область, Троснянский район, посёлок Красное Знамя, Столбовский район Орловской области, посёлок Красное Знамя и т.д.»
Только теперь и я узнал со слов своего коллеги, Ф.Дашлая, что рутульцы и ныне немногочисленный народ. Но к началу Великой Отечественной вой-ны рутульцев было, по самым оптимистическим прогнозам, не более десяти тысячи человек. (Рутульцев тогда в силу некоторых причин записывали как лезгин и азербайджанцев). На фронтах той Великой войны сражались более тысячи рутульцев. Больше половины не вернулось с войны. Более трёхсот че-ловек были награждены орденами и медалями. А уроженец села Хнов, руту-лец Гасрат Алиев удостоен звания Героя Советского Союза.
Среди особо отличившихся рутульцев можно выделить рутульца, уро-женца села Лучек Махмудова Шафи. (О нём написано в работе Ф.Дашлая «Описание села Лучек», на сайте «Односельчане».)
Ф.Дашлай просит журналистов «Орловской правды» опубликовать и эту информацию, которая, может быть, поможет ему найти своих родственни-ков: «С Мюхрекского сельсовета, куда относилось и селение Нацма, с войны из 150 мобилизованных человек, не вернулось домой более семидесяти че-ловек. Больше половины из них и поныне считаются пропавшими без вести.
На многих бойцов вообще нет никаких данных. Например, нет никаких данных, за исключением «Книги памяти» Дагестана, где со слов районного комиссариата записано скупо: «Пропал без вести», на брата моей бабушки Темирова Алимурада. Известно со слов очевидцев, земляков с соседнего се-ла, что Темиров был десантником. Самолёт с десантниками, среди которых был и Темиров А. осенью 1941 года, предположительно где-то возле Волхова был подбит немцами и сгорел в небе. Обломки машины рухнули на террито-рию занятую немцами. Вряд ли когда-нибудь удастся найти хоть какую-то информацию о пропавшем без вести Темирове. Свидетелей, тех, которые рассказали бабушке о смерти брата, давно нет в живых. Осталась только память о нём. И всё же я не теряю надежды хоть на какую-то весточку о нём.
Другой брат бабушки – Темиров Нурутдин – погиб в мае–апреле 1945 года. Также со слов очевидцев известно, что он погиб от пули в наступлении. На сайте ОБД Мемориал нашёл лишь фамилию Тамиров: похоронен в брат-ской могиле в Потсдаме. Может быть, это и есть разыскиваемый мною Ну-рутдин Темиров. И уж большой удачей было то, что, наконец, нашёл со сто-процентной уверенностью брата моего деда Ахмедова Магомедшафи. При-чиной того, что так долго Ахмедов числился среди пропавших без вести, была ошибка в донесении: вместо Дагестанской АССР записано – Махачкалин-ская область. Таких случаев много.
Не меньше десятка считавшихся пропавшими без вести рутульцев, уроженцев Мюхрекского сельсовета удалось мне отыскать. Самой главной находкой, считаю, установление даты смерти и места захоронения уроженца села Фартма, Мюхрекского сельсовета Джелилова Агаширина...
И если хоть половину из тех, кто считается пропавшими без вести, уда-стся найти и установить их место захоронения, считаю, что я что-то сделал в знак благодарности тем, кто отдал жизнь свою за наше будущее. Низкий, до земли вам поклон дорогие наши дедушки и спасибо вам за Победу!»
А мы, в свою очередь, выражаем благодарность и пожелания здоровья и счастья неравнодушному человеку, писателю Фазилу Дашлаю! Низкий Вам поклон за всё то хорошее, что вы делаете по увековечиванию памяти своих односельчан и многих дагестанцев!
Приедут ли родственники Р.Мажитова в село Ретяжи, пока не знаем. Но мы постараемся быть в курсе этих событий.
На снимках:
1. Батюшка Воскресенского храма села Ретяжи отец Владимир Патин отслужил панихиду по убиенным воинам и покоящимся в местном братском кладбище.
2. Надпись на мемориальной плите имени и фамилии Р.Мажитова.
3. Фазил Забудинович Дашлай. Фото из архива автора.
4. Виды Дагестана (Рутульский район). Фото из архива Ф.Дашлая.
Подготовил в печать:
Василий Иванович АГОШКОВ,
Журналист, Член Московской городской организации Союза писателей России с апреля 1996 года. Собкор «ОП» в 1988-1999 годы.