Выморочные души – это те, которые ушли из жизни. Так, в селе Хотетово Яковлевской волости, бывшие Оловенниковых, общине, установившей наличную развёрстку ещё при выходе на волю, до сих пор (1894г) как только в семье умирает лицо муж-ского поля, с этой семьи снимают один надел и отдают его в ту семью, где оказываются не получавшие ранее земли подростки.
При этом если домохозяин, у которого отбирают надел, ос-танется только в одним наделом, ему дают несколько более, чем другим, усадебной. То же было и в другой общине этого же села (бывшей Дмитровской), но лет 7 тому назад крестьянское прису-стствие, по одному возбуждённому из-за этого дела, постановило воспретить такой переход.
Авторы отметили, что постепенно укрепляется взгляд на надел, как на наследственное владение, и такая перекладка душ исчезает. Выморочные души служили больше общине-обществу, чем отдельным семьям.
А вот среди государственных душевых авторы отметили лишь один пример, когда душа переходила к родственникам, причём те должны были благодарить общество. Так, в с. Срете-нье, хуторах Рудном и Нижний Лавровской волости души «уволь-нившихся» из общества остались за родственниками, которые платили за это обществу водкою, молебнами и т.п.
Пользовались выморочными душами и по жребию, в аренду с торгов, развёрстка на всех. Село Каменское-Сабурово Альшанской волости, бывшее Лопухиной (не принадлежало ли это село родственникам первой жены Петра Первого Лопухиной?
Это возможно, так как Лопухиной принадлежало село Николь-ское, ныне Свердловского района): раньше выморочные души отдавали малоземельным, а теперь сдают их в аренду.
Уступали наделы хозяева, переселявшиеся в города, хо-зяева из обессилевших бедняков и старики, не могущие уже вести хозяйства; последние иногда вместо денежной платы обя-зывали приобретающего надел «докормить их до смерти». Пере-даточная цена надела колебалась от 60 рублей до 150р.
Жеребьёвка пашни. Это общие (не коренные) переделы, при которых количественных изменений в распределении земли между членами общины не бывает, а происходит лишь обмен земельными паями, вызванный желанием по возможности, уравнять пользование землёю по качеству.
Такие переделы но-сили название жеребьёвок или перевёрсток.
Задача общинной формы: равномерное количественное распределение земли соответственно потребностям в ней. При жеребьёвке это не затрагивается, а подвергается всё поле или часть его.
Так называемый навозник в жеребьёвке не участву-ет, крестьяне села Яковлева Яковлевской волости называли на-возники своею землёю, собственной.
Это, в какой-то степени, способствовало переходу крестьян к подворному владению землёй.
К сожалению, очень мало авторы дали примеров по По-кровской волости, хотя в целом по государственным душевым крестьянам мы имеем, благодаря их трудам, какое-то представ-ление. Безусловно, каждая семья жила по-своему «уставу».
У ко-го-то и земля была получше, и мужиков в семье было побольше, а кто-то больше лежал на печи. Однако крестьянский труд был не из лёгких. К тому же нужно учесть, что Орловский уезд лежал в зоне рискованного земледелия. Поэтому были и такие крестья-не, кто уходил на юга на заработки.