16+
Лайт-версия сайта

Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до43 – х лет.

Литература / Очерки / Комедия честолюбия, или жизнь Игнатия Лойолы до43 – х лет.
Просмотр работы:
05 сентября ’2009   22:08
Просмотров: 26507

О том, как Игнатий был баловнем судьбы.


Я стремлюсь к своей цели, я иду своей дорогой;
Через медлительных и нерадивых перепрыгну я.
Пусть будет моя поступь их гибелью!
Ницше.



Игнатий Лойола родился в 1491 году, но и по сей день год его рождения остается под вопросом. Как и многое в его жизни. По крайне мере именно этот год фигурирует во всех энциклопедиях. Наш герой появился на свет в родовом замке, в одной из баскских провинций. Он был последним, 13 (!) ребенком в своей большой семье. Быть младшим в многодетной и очень бедной семье, пусть даже и дворянской, сулило незавидную долю. Игнатий рано понял, чтобы тебя заметили, надо быть всегда и везде первым, выделиться любым способом, локтями проталкиваться к желанной цели. Детские годы стали для него нелегким испытанием. И как бы в дальнейшем Игнатий не проклинал бы судьбу, особенно в черный год своей жизни, вопреки всему, она была благосклонна к нему. Когда Лойоле приходилось переживать большие несчастья и суровые испытания, то это только было на пользу ему и его карьере. Вы спросите, в чем же проявлялась благосклонность судьбы? Например, в том, что Игнатий родился все-таки не в нищей и безродной семье, его фамилия в Испании была очень древней, а потому пользовалась большими привилегиями. Именно это обстоятельство и помогло, маленькому честолюбивому мальчику, стать пажом при дворе Фердинанда Католического. Именно это обстоятельство и подарило Истории - Игнатия Лойолу.
И еще одна милость судьбы присутствовала в его жизни. Он родился в удивительное время, в эпоху Великих географических открытий, подвигов и свершений. Старая Европа открыла для себя новые цивилизации, культуру и народы. При королевском дворе появились странные люди, которых называли индейцами. Тысячи испанцев устремились в Америку, в поисках лучшей жизни. Золотой дождь пролился над Испанией, сделав из слабой и нищей страны, могучую и богатую державу. Безродные пираты становились богатыми и знатными господами. Великие умы совершали великие открытия. И в этом, звездном часе человечества, каждый мальчишка верил в свою особую судьбу и миссию, которую она на него возложила. И даже мечты были особыми, про открытие новых земель, новых народов, про свой собственный флот, дворцы. И было это все так близко, казалось, протяни руку – и бери.
Что почувствовал маленький мальчик, живший впроголодь и в нужде, впервые увидев королевский дворец; широкие, светлые просторные комнаты с дорогой мебелью, королевские экипажи, наряды, богатства? Что мог почувствовать мальчик, живший среди вечного и серого однообразия, впервые увидев Толедо, яркую и легкомысленную столичную жизнь? Зависть, как у всех честолюбцев. Жгучее желание попасть на праздник жизни, стать частью «золотой молодежи». Честолюбие, помноженное на природный ум – гремучая смесь. И горе тому, кто решит встать поперек дороги ведущей к славе и богатству самовольно избранной для себя Игнатием. Он понимает, чтобы пробиться на вершину жизни, надо быть первым во всем. Задача не из легких, даже для самых дерзких и наглых. Ведь таких, как Игнатий, при дворе было пруд пруди. Правда, был еще один способ - женский. Брак на принцессе или просто очень богатой дворянке. Женщине всегда проще разбогатеть нежели мужчине, при условии, если это женщина красива, или очень хитра. Постельный способ добывания богатств для мужчин, мягко скажем немного унизителен, хотя… Наш герой не мог позволить себе брезговать чем-либо. Целеустремленный, настырный, нетерпеливый Игнатий готов был использовать все средства, лишь бы попасть в этот узкий круг богачей и иметь столько денег, что бы вообще забыть об их существовании. Замечал ли кто-то в этом мальчике, с упоением читавшего рыцарские романы, сочинявшего религиозные романсы в честь святого Петра, расчетливого и прагматичного политика, властную и сильную натуру, вряд ли. Об этих своих качествах даже он не догадывался. Все знали, что Игнатий обожает рыцарский роман «Амадис Галльский», что он «охотится» за принцессами, что он очень легкомыслен и безумно храбр. Одним словом, он вполне освоился и прижился при дворе. Не имея образования, но, обладая острым умом и красноречием, Игнатий быстро входит в среду «золотой молодежи», но остается чужим, для статуса «своего» не хватало богатого приданного. Зато за ним закрепляется репутация задиры, и он, пытаясь не отстать от молодых богатых франтов, превращает свою жизнь в легкомысленный и бессмысленный праздник. Впустую прожигает годы, в этой пустоте пытаясь схватить удачу за хвост. Беспутная, веселая, легкая молодость, как эхо тяжелого детства, в котором он был лишен почти всех радостей жизни. Как-то, на одном из многочисленных карнавалов, Игнатий уж слишком разошелся, его поведение было настолько дерзким и вопиющим, что его пришлось даже арестовать. На тот момент у Игнатия уже была должность клирика, что не мешало ему вести беспутный образ жизни, поэтому у него были все шансы остаться под снисходительным церковным трибуналом. Но церковный судья отдает его под королевский суд. Жалкая попытка образумить зарвавшегося выскочку. Наказание не было суровым, и Игнатий с еще большей силой пускается в прожигание жизни. Это история произошла с ним в марте 1515 года, когда ему было без малого 24 года.
В 1516 году, умирает Фердинанд Арагонский, король, давший ему место пажа при своем дворе. На престол вступает внук Фердинанда, Карл I, мечтающий о создании «всемирной христианской монархии». В то время, мелкие мечты, были признаком, чуть ли не дурного тона. Уж если повезло родиться королем, так почему бы ни властвовать над всем миром. Через три года, Карл I добивается своего избрания на престол Священной Римской империи и становиться императором Карлом V. И начинаются военные кампании, которые коренным образом изменят жизнь нашего героя, а в будущем и жизнь всего католического мира. Вот такие взаимосвязи бывают в этом лучшем из миров.
Пора первой молодости проходила, а наш герой был славен своей драчливостью, грубостью, наглостью. Будто бы предчувствуя, что эти счастливые, беззаботные годы уже никогда не повторятся, он все никак не мог насытиться, найти свою меру, успокоиться и просто остепениться. В его жизни нет препятствий и трудностей, ему ничего не приходится преодолевать, а потому, о многих чертах своего характера он даже не догадывается. Он не изучает себя и не изучает мир вокруг. Как же хочется быть всегда в празднике! Но он боится пресытиться этой праздной жизнью, а потому веселье у него сменяется полем боя, кровью, смертью. Ему нужны контрасты, острые ощущения. Он проверяет судьбу на войне. Он чувствует, что его ждет что-то особое, но в туманной дымке будущего ничего не видит.
Одиночество, кровь, вечный праздник, бессмысленный карнавал судьбы, ему уже тридцать, а принцесса так и не нашлась для него, богатство так и не свалилось на голову, карьера так и не сложилась. Вечные кутежи, пьянки - а на пороге 30 лет. На поле боя он превращается в организованного и дисциплинированного солдата, но, приходя в мирную жизнь, его как будто подменяют: грубый, наглый, задиристый, он нарывается на скандалы, лезет в любые драки и, бежит без оглядки от своей неудачно складывающейся жизни.
Две жизни, два человека. Годы проходили бесполезно, бессмысленно. Он все брал, брал, брал от жизни. Жадно, взахлеб и никак не мог насытиться. Он как призрак, метущийся от бездействия и загнавший сам себя в тупик.
Тот Игнатий Лойола, который войдет в историю и во все энциклопедии, тот Игнатий Лойола, который потрясет современников своим умом и фантастическим взлетом, все еще спит.
Игнатий даже не подозревал, что его первые тридцать лет жизни – бесценная милость судьбы. Ибо, как и все таланты, он был ее баловнем. И, как и всем своим любимцам, она и для него приготовила сюрприз.

О том, как Игнатий стал верить в Бога.


Одинокий, ты идешь дорогою к самому себе!
И твоя дорога идет впереди тебя самого и твоих семи дьяволов!
Ницше.


Шли годы, точнее пролетали. На пороге уже четвертый десяток, но Игнатий не собирался менять свою жизнь на размеренный семейный быт.
Наступил май 1522 года. Сколько же нехорошего связано с этим месяцем. И жениться нельзя, – маяться будешь и, родившихся в этот месяц, большие несчастья постигнут, и нового дела лучше не начинать, и вообще от этого месяца лучше держаться как можно дальше. Вообщем судьба была слишком близка, чтобы не смочь ее почувствовать.
Карл V ведет военную кампанию против Франции. Он гонится за своей мечтой о мировом господстве, не заботясь о том, что в этой гонке ломает тысячи жизней. Цель превыше всего, она оправдывает все. Конечно же, император и понятия не имел о том, что в его империи живет человек, который скоро поставит перед собой те же задачи.
Итак, в мае, Игнатий возглавляет (!) гарнизон в Пампелуне, задача которого – защищать от французов город.
На поле боя, он неукротимый, бешеный. Именно здесь он становится настоящим, злым, коварным, хитрым, он безумно любит жизнь и борется за нее изо всех сил. Но тот день был особым. День коренного перелома судьбы. И все то, что Игнатию давалось легко и, казалось бы, просто так, было отнято в одно мгновение и навсегда.
В бою его ранило в обе ноги. Ранение было серьезным. Но даже такой, он дрался, словно ничего не произошло. И тут начинается сказка. Отчаянное мужество Игнатия настолько поразило его противника (о котором, кстати, не известно ничего), что тот его пощадил и… отпустил. Странная милость судьбы.
Игнатия отправляют на лечение в отцовский замок, в котором он не был уже много лет. После первой операции он надеется, что самое страшное позади. Два, три месяца поваляться в постели и, вновь прежняя жизнь. То есть военная служба, единственное, что придавало его жизни хоть какой-то смысл. Но предчувствие не обмануло – судьба была уже в его тени.
Стук в дверь, Игнатий поворачивает голову, он все еще надеется увидеть, кого-нибудь из своих старых друзей, но входит врач. После обычных вопросов, он переходит к главному – одна кость срослась криво. Вот он, самый главный момент всей его жизни - смириться или бороться, смиренно принять несчастье, как должное или восстать. Что чувствовал этот несчастный человек, какой сумбур творился в его голове, в его душе? Приговор врача был началом конца его только начавшейся военной карьеры, легкомысленной, беззаботной жизни. Да и вообще, кого сможет заинтересовать тридцатилетний колченогий? Тяжело и страшно переживать разваливающуюся, разламывающуюся жизнь. Человек и горе, большое, безнадежное, черное. В горе и отчаянии человек способен на многое, если не на все. Вот так сюрприз преподнесла судьба!
Игнатий становится сосредоточенным, целенаправленным и целеустремленным. Надо себя спасать! Он приказывает снова ломать себе кость. С каким мужеством и стойкостью он переносит эту болезненную операцию! Лишь в его широко открытых глазах светилась та мучительная боль, что раз и навсегда прикипела к его душе. Но и в этот раз, кость срослась не правильно. И вновь была операция, уже третья. Он все выдерживает, он упорен и настойчив, он готов на все муки ада.
Когда Игнатию сообщают, что и в третий раз все напрасно, он не верит, в это действительно невозможно поверить после стольких усилий и боли! Но нет, он не сломается, он не даст себя победить! Он настоящий воин, он будет бороться! Игнатий придумывает особый ворот, которым ему вытягивали ногу. И эту добровольную пытку он терпит изо дня в день! Он держится на силе воли. На своей могучей, несгибаемой силе воли. Вот где в полную мощь раскрывается его характер, вот он истинный Игнатий Лойола! Вот она победа силы духа, над непреодолимым воздействием не менее могучей силы обстоятельств! Но…
Изуродованная нога должна остаться короткой на всю жизнь. О, нет, он не может вот так сдаться! Часами он пытает себя воротом, но, где - то в глубине души, уже начинает проступать холодный оскал отчаяния. И в какой-то момент Игнатий больше не может справиться со своей болью, со своей бедой.
Его все - таки победили.
Пришло время ночи.
Он целыми днями лежит в постели. Никуда не выходит. К нему никто не приходит. Игнатий понимает, что все друзья предали его. И ни кому до него нет дела. Он больше не верит в людей, он замыкается в себе, становится скрытным и молчаливым.
В одночасье рухнула вся жизнь, мгновение – и все кончилось, карьера, мечты, надежды. Еще миг, и стало понятно, что друзей- то у него никогда и не было. Что за 31 год жизни, он так ничего хорошего и постоянного не нажил. И вокруг пустота. Черная дыра, сжирающая его душу и сердце.
Мысли меняют людей и меняют всю их жизнь.
Так начиналось его одиночество и безысходность.
Так начинался черный год.
Рождался новый Игнатий Лойола. Озлобленный, упрямый, своенравный, и волевой. О, нет, это не было мгновенным превращением, это было медленным перевоплощением. Он сам себя грыз, не понимая, куда теперь девать свою бешеную энергию, и вообще, как теперь жить?
Одиночество, однообразие, обыденность. Что может быть ужасней для человека, привыкшего к действию, нежели к бездействию? Четыре стены, ограниченное пространство, ограниченные возможности, теперь это его настоящее. День сменяла ночь, шли месяцы, зеленый ковер деревьев, сначала оделся в багрянец, затем сменил свой наряд на белоснежное холодное покрывало.
Его душу раздирали бури и тысячи вопросов. Впервые в жизни ему хочется найти ответы. От безделья, он перечитывает свои любимые рыцарские романы, и однажды в его руки попадает «Жития святых». Однажды… Как будто бы случайно… Но во всем есть своя закономерность. И именно с этого и начинается его фантастическая история. «Жития» производят на него, угрюмого, озлобленного, отчаявшегося и одинокого, колоссальное впечатление. Они, как эффект разорвавшейся бомбы. Так вот он – выход! Вот она возможность, начать все сначала!
Тот, кто относиться к книгам, как к макулатуре – остерегайтесь! В книге заложена великая сила, и лучше с этой силой не шутить. Если мне не верите, спросите у Игнатия Лойолы, он подтвердит.
Его кровоточащая душа, снедаемая внутренней болью, перерождалась, оттачивался характер, из белесого тумана начала проступать цель, замелькали смутные видения и, он понял, чего хочет. Впервые в жизни Игнатий понял, чего хочет по настоящему – власти!
Его считают фанатиком, а он просто однажды увлекся детскими мечтами, он позволил себя увлечь. Ибо был страстным и одержимым. Ха-ха, они думают, что ему, калеке, никогда не начать жизнь сначала! Вранье! Он будет несметно богат, он будет купаться в роскоши и славе! К черту принцесс, которые как собаки на сене и сами не знают, чего хотят. Теперь он – духовный воин Христа, что ему земная слава, если земные страдания принесут ему славу небесную! Что ему земные богатства, если он будет одарен богатствами небесными! Он уже не тот беззаботный гуляка, каким был прежде, в нем появляется жесткость, граничащая с жестокостью. Он беспощаден к себе и к другим. Он больше не тот наивный дурачок, который бесцельно болтался по жизни. У него есть великая цель, а понимая человеческую суть, он еще и знает, как ее достичь. Игнатий решает рискнуть.
Мефистофелевское превращение, достойное пера великого Гете.


О том, как Игнатий заставил поверить в себя весь мир.

Спокойна глубина моего моря;
кто бы угадал, что она скрывает шутливых чудовищ!
Ницше.

В марте 1522 года Игнатий отправляется на богомолье в Монсеррат, где хранился чудотворный образ Богородицы, которую он выбирает своей покровительницей. По дороге он соблюдает посты и занимается самобичеванием (к чему, как показала его самостоятельная попытка вылечить свою ногу, он был предрасположен). Дойдя до часовни, он всю ночь стоит перед образом Богородицы с оружием в руках. На следующий день, снимает с себя офицерский мундир, навсегда. Оставляет в часовне свой меч и кинжал, самых верных друзей его прошлой военной жизни, тоже навсегда. Надевает на себя рубище и, решает идти в Палестину, обращать неверных в христианство. Один.
Грубый, заносчивый, драчливый Лойола, смиренно стоящий перед образом Богородицы? Не торопитесь ему верить, ибо наш герой не так уж прост и, в его жизни тоже все не случайно. Цель этого спектакля одна – заставить о себе говорить. И о нем заговорили, правда, как о сумасшедшем. Но первая ступенька великого замысла была преодолена.
Мусульманский мир от Лойолы спасает чума, которая задерживает его отъезд в Палестину. Игнатий решает переждать неблагополучное время в небольшом городке Каталонии, Манрезе. Здесь он поселяется в пещере и ведет отшельнический образ жизни, питаясь хлебом и водой, по семь часов стоя на коленях. Добровольное одиночество, так необходимое для обдумывания дальнейших действий, для интуитивного поиска нового пути, новому осознанию самого себя. Ведь он действительно был уже другим человеком, пережитое им психическое потрясение не могло пройти бесследно. Этим «следом» явилось его легкое психическое расстройство, проявившееся в видениях, открывших ему космос и гармонию мироздания. Его душевное настроение было настолько беспокойным и неуравновешенным, что собственные сны он воспринимал, как реальность. Он стоял на перепутье, между темным и светлым и - выбирал. Одинокий среди ангелов, одинокий среди демонов, одинокий среди людей. Он ощущает себя избранным на избранном из многих путей. Именно в этой пещере, Игнатий и пишет «Духовные упражнения». Его первое обращение к человечеству, его первое воззвание к современникам.
Когда опасность чумы миновала, Игнатий покидает пещеру, место своих первых откровений, и отправляется спасать неверных. В сентябре 1523 года, прибыв в Иерусалим, наш герой сразу же направляется в представительство ордена францисканцев. На тот момент самый могущественный и богатый орден, упивающийся своей победой над доминиканцами. Конечно же, Игнатия поднимают на смех, над ним беззастенчиво издеваются, называя его идею - спасение неверных - глупой и сумасбродной. Ведь присутствие христианского ордена на Востоке исполняло больше политическую миссию, нежели религиозную. Игнатий не дает сбить себя с толку и бесстрашно вступает в спор с учеными мужами и… понимает, что окончательно проиграл. Ведь уметь читать и писать, еще не значит уметь вести сложные теософские диспуты. Вот оно его слабое место – необразованность. Да и что можно было ждать от вояки! И еще, Игнатий запомнит это унижение, когда его собственный орден займет доминирующее место во всем христианском мире, от францисканского ордена останутся рожки да ножки.
Возвращение домой было горьким, но полученные уроки полезными. Игнатий обдумывает дальнейший план действий. Он был не из тех, кто легко отказывается от цели или кого пугают трудности. Он просто понял, что Восток, это не его поприще (ведь не зря же была задержка из-за чумы, это был знак!), но ведь есть еще Запад! И еще, Игнатий окончательно понимает, что ни один из христианских орденов его не поддержит, значит надо создать свой. И пора искать богатых друзей, для ордена надо много денег.
Вернувшись в Барселону, он два года изучает латынь, философию и богословие. Кропотливый тяжелый труд, особенно для человека, которому уже 35 лет и, который никогда никаких «университетов» не кончал. Два года… Потом терпение кончается. Полученных знаний вполне хватает для того, чтобы в подлиннике читать теософскую литературу. Он штудирует толстые и сложные учебники, трактаты, тезисы, учит, запоминает их, и все это самостоятельно! Игнатий серьезно готовится к борьбе, ему нужно место под солнцем, а не жалкие крохи с господского стола. Затем он едет в Алкалу, где поступает в университет, но, не доучившись, бросает. То же самое было с Саламанкой, потом неудачная попытка поступления в Сорбонну. Эти метания не случайны. Хороший оратор, блестящий организатор он вращается среди университетской молодежи, ища себе сторонников и, откровенно высмеивая францисканцев. Поэтому и был три раза арестован инквизицией именно в тех городах, где учился и, все три раза его отпускали. И это тоже не случайно, его уже начинают побаиваться. Умный и расчетливый он знал на что надо давить и, как правильно играть, чтобы выпутаться из этой беды и оставить в «дураках» инквизицию. Он решил играть самую выгодную в его случае роль – роль фанатика. Но наивно было бы думать, что в эту игру можно играть вечно. В 1528 году инквизиция высылает Игнатия из Испании. Как когда-то на карнавале его арестовали за непристойное и дерзкое поведение, так и сейчас ему указали на дверь, опять же за поведение. Игнатий направляется в Париж.
Именно в Париже, удача поворачивается к нему и, из темной полосы жизни он вступает в светлую. На чужой земле, среди чужого народа Игнатий добивается того, к чему стремился всю жизнь. Среди чужих он становится своим. А вообще жизнь любила над ним иронизировать. Его первыми последователями, конечно же, стали испанцы, но только для этого ему пришлось уехать во Францию - Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья, Родригец. Именно на французской земле он находит души и сердца, верящие ему с полуслова и готовые идти за ним против неверных. Шесть лет Игнатий ведет, как бы мы сейчас сказали, пропагандистскую работу среди университетской молодежи Сорбонны. Да и не только среди молодежи, появляются и богатые друзья и друзья среди кардиналов, нашептывающие Папе о славном и верном католике Лойоле, готового отдать жизнь за веру и, главное беспрекословно служить Папе и защищать его интересы. Именно последний аргумент и стал решающим. В эпоху Реформации, когда положение Церкви пошатнулось, идеи Лойолы были очень своевременны, правда, для той же Церкви.
15 августа 1534 года, Игнатий преодолевает еще одну ступень своего замысла. Он собирает своих последователей на Монмартре и в церкви святой Марии, они дают обет целомудрия и бедности, и беспрекословного повиновения Папе. Так неофициально начинает существовать орден, точнее его тень. Ибо последователей было шестеро (это за 9 лет!) – Лефевр, Ксаверий, Лайнеза, Сальмерона, Бобадилья (именно он разработал тезис – цель оправдывает средства), и Родригец.
В этом обете бедность и целомудрие фигурируют не случайно. Игнатий и не думал бедствовать, но и «колоть глаза» своим богатством, которое он наживет будучи генералом ордена, тоже не собирался. Это были первые шаги ритуала посвящения, это были первые уроки тому, кто стремясь получить от жизни все (а другие люди в Ордене, Игнатию были и не нужны), должен научиться чем-то жертвовать. Так просто ничего не бывает, этому и будет учить Игнатий, сам съевший в своей жизни не один пуд соли.
Семеро смелых стоящих у истоков самой мощной и могущественной организации в христианском мире, но это все в будущем. А в ту августовскую ночь 1534 года, Игнатий прекрасно понимал, что он всего лишь в самом начале пути. То, через что он уже прошел и пережил – капля в море, по сравнению с тем, что еще предстояло свершить. И капля эта вместила в себя без малого 43 года жизни.


Вместо эпилога.


В июне 1537 года Лойолу и его последователей посвящают в священнический сан. Лойола добивается свидания с Папой Павлом III, для того чтобы представить проект своего ордена, и у него есть целый час, чтобы убедить того поверить в себя. Целый час, где ты пан или пропал. Всего лишь один час, к которому Игнатий шел 14 лет. Важный, волнительный момент жизни, у Лойолы и сомнения нет в своей победе, ведь победа не любит сомневающихся. Да и цели Ордена, изложенные в этом проекте, достаточно скромные. Всего лишь мировое господство Ордена в христианском мире. Взамен, иезуиты становились проводниками папской политики, в независимости от того, какой бы глупой и не целесообразной она ни была. Обязывались распространять католицизм в самых трудных уголках христианского мира: в Северной и Южной Америке, Африке, Азии; под свою ответственность брали борьбу с ересями, и влияние над всеми монархами Европы, которые должны были стать послушными исполнителями политики Ордена и папства. Игнатий разделил мир на сферы влияния и провинции, играя судьбами миллионов людей, словно игрушкой. В этом весь Игнатий Лойола – мыслить и действовать широко, вселенски.
То, что не удалось Карлу V, мечтавшему о мировом господстве, взялся осуществить никому не известный хромой, списанный с воинской службы. Нет, не просто так они жили в одно время, и действия одного, оказали влияние на другого, ибо то, о чем мечтал один, осуществил другой. Они даже умерли в один год, Игнатий на вершине могущества, а император, отрекшись от всего, покорно отдал себя в руки Истории.
Думается, такая дерзость, произвела должное впечатление на Павла III, так как Игнатий ни на минуту не забывал подчеркивать его превосходство над собой и полную зависимость Ордена от папы.
Аудиенция окончена, Игнатий возвращается в Париж, теперь ему надо набраться терпения. Лишь в 1540 году устав ордена Иисуса Христа был утвержден папской буллой, а Игнатий Лойола становится первым генералом ордена иезуитов. Но это уже совсем другая история.









Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft