16+
Лайт-версия сайта

МОЙ ПУШКИН

Литература / Очерки / МОЙ ПУШКИН
Просмотр работы:
11 декабря ’2010   10:45
Просмотров: 27137

Мой Пушкин начинается с того момента, когда мой папа решил меня познакомить с творчеством А.С.Пушкина, а мне тогда было годика 4-5. Папа хотел, чтобы я знала стихи Пушкина наизусть. Он читал мне из необыкновенной книги с цветными иллюстрациями и лучшими произведениями Александра Сергеевича для детей. Вот первые стихи (из "Руслан и Людмила"), которые я услышала и запомнила навсегда:

У лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Всё ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Там чудеса: там леший бродит,
Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках
Следы невиданных зверей;
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны;
Там о заре прихлынут волны
На брег песчаный и пустой,
И тридцать витязей прекрасных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской;
...
У нас был кот Мурчик и я все всматривалась после этого в его расширенные зрачки глаз и прислушивалась к интонациям его голоска, желая услышать сказки и необыкновенные истории, рожденные в этой маленькой пушистой головке. Но, увы, Мурчик ничего не рассказывал мне, или я просто не понимала его. Тогда я решила, что у Александра Пушкина был волшебный кот. Избушка на курьих ножках была мне знакома еще из других русских народных сказок, но вот Русалка на ветвях и страшный леший (я думала, что это одетый в звериные шкуры человек)вызывали у меня особый страх. Приходя на море с папой и мамой, я ожидала выхода 30 витязей прекрасных из морской пены, особенно в часы шторма.
Сколько раз я просила, чтобы мне почитали, а потом я и сама перечитывала мои любимые пушкинские сказки: "Сказка о рыбаке и рыбке", "Сказка о золотом петушке", "Сказка о мертвой царевне и семи богатырях", "Сказка о царе Салтане".
Потом была школьная программа. По литературе мы изучали творчество великого русского поэта, гордости России - А.С. Пушкина. В школе, в которой я училась, программа по литературе распределялась между учителями особо влюбленными в творчество того или иного писателя или поэта, которого мы изучали. Так что Пушкина нам преподавала молодая учительница, знавшая досконально все произведения его, просто влюбленная в А.С.Пушкина. Это благодаря ей, мы много читали пушкинские произведения по внеклассному чтению, рассуждали,выучивали наизусть то, что каждому из нас было наиболее близко, а потом озвучивали перед всем классом. После окончания школы у меня сложилось вполне определенное отношение к поэту: это было не просто уважение, но его творчество, как бы стало составляющей моих знаний о поэзии, культуре, истории государства Российского, взаимоотношений между людьми, между царем и поданными, между друзьями и возлюбленными, любви к природе и к своей родине, т.е целый мир знаний, основанный на творчестве поистине народного поэта.
Его отношения с декабристами, сосланными в Сибирь после декабрьского восстания, стало для меня символом истинной дружбы, стремлением к свободе и веры в победу добра над злом:

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

Несчастью верная сестра,
Надежда в мрачном подземелье
Разбудит бодрость и веселье,
Придет желанная пора:
Любовь и дружество до вас
Дойдут сквозь мрачные затворы,
Как в ваши каторжные норы
Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,
Темницы рухнут — и свобода
Вас примет радостно у входа,
И братья меч вам отдадут.


За вольнодумство и злую эпиграмму на Аракчеева, второго человека после царя в империи, Пушкин был сослан на юг России, сначала на Кавказ, потом в Кишинев, а после в Одессу.
Когда я училась в политехническом институте на 2-ом курсе, я случайно в книжном магазине приобрела «Гаврилиаду» А.С. Пушкина. И не могла поверить своим глазам, читая это произведение. И хотя я выросла в семье, в которой не упоминалось ни об Евангелии, ни о Библии, для меня было открытием, что Пушкин позволил себе высмеивать святыни, иронизировать над Библейским текстом. Это разрушило в некоторой степени мое особое к нему отношение. Много позже я узнала следующую историю «Гаврилиады». Только через восемьдесят один год после смерти Пушкина вышла "Гаврилиада", отпечатанная в России, без сокращений и пропусков. Она была под запретом, и читали ее полностью лишь немногие, кому удавалось достать экземпляр одного из заграничных изданий поэмы. В музейных библиотеках она выдавалась "по особому разрешению". Огромному большинству читателей она была почти неизвестна. Написанная, когда поэту было 19 -22 года, поэма до сих пор вызывает сомнения в ее авторстве. Многие предполагают, что Пушкин либо писал ее совместно с кем-то из друзей, либо сам писал, но не для публикации. Кишиневский период в жизни Пушкина особенный. Здесь, как бы является другой Пушкин, член петербуржского кружка "Зеленой Лампы", неугомонный поклонник Вакха и Киприды; для такого Пушкина Кишинев, с его шумом, пирушками, проказами, дуэлями и всем прочим, - представлял обширное и веселое поле деятельности. Возможно, что под таким впечатлением молодой Пушкин мог и написать "Гаврилиаду". Поклоняясь в своих прелестных стихах языческим богам, молодой Пушкин, может быть, сам на тот момент времени не осознавая, вселял в сердца многочисленных своих почитателей нечистоту и блуд, ибо он так жил и так поступал. Вся его жизнь была открыта, и свои чувства он не скрывал и перед читателем не лицемерил.
Однако, не зная, всего, что было впереди, не зная о покаянии поэта, многие сегодня, ссылаясь на поэму «Гаврилиада», говорят, что, если великий Пушкин не верил в Бога, то почему я должен верить в Него.
Но вот, что пишет в своих записках сам Александр Сергеевич о том периоде жизни:
"Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени... Многое желал бы я уничтожить, как недостойное даже и моего дарования, каково бы оно не было. Иное тяготеет как упрёк на совести моей, но по крайней мере не должен отвечать я за перепечатывание грехов моего отрочества, а тем паче за чужие грехи..." , "...г-н А.П. и другие не имели права располагать моими стихами, поправлять их по своему усмотрению и печатать их, мои стихи преданные забвению или написанные мною не для печати, или которые простительно мне было написать на 19-м году, но непростительно признать публично в возрасте более зрелом и степенном...". Я думаю здесь говорится также и о «Гаврилиаде».

Об утехах юности безумной Пушкин позже писал:
...
Когда на память мне невольно
Придет внушенный ими стих,
Я так и вспыхну, сердцу больно:
К чему, несчастный, я стремился?
Пред кем унизил гордый ум?
Кого восторгом чистых дум
Боготворить не устыдился?
Ах, лира, лира! Что же ты
Мое безумство разгласила?
Ах, если б Лета поглотила
мои летучие мечты.

Шли годы. Многое изменилось в моей личной жизни. После смерти родителей, в поисках смысла жизни, я пришла к познанию божественных истин, пришла к Богу. Господь открыл во мне поэтическое дар, скорее, я бы сказала - особое отношение к поэзии. И опять в мою жизнь вошло творчество Пушкина, его стихи, проза.
Пушкин вплотную занялся прозой только после 1830 г. Но с самого начала он твердо решил, какой эта проза должна быть. В 1822 г. он писал в записной книжке: ”Вольтер может почесться лучшим образцом благоразумного слога... Точность и краткость — вот первые достоинства прозы. Она требует мыслей и мыслей — без них блестящие выражения ни к чему не служат. Стихи дело другое...”. Сначала русское общество было разочаровано прозой Пушкина, и только после смерти поэта их стали считать Пушкинскими шедеврами.
Для меня лично его романы «Капитанская дочка» (1836), и «История Пугачевского бунта»
(1832 г) снова высоко вознесли его имя в моем сердце.
В 1834 г. в своих записках о походе 1829г на Кавказ "Путешествие в Арзерум" Александр Сергеевич написал о проповеди Евангелия на Кавказе так:«Есть средство более сильное, более нравственное, более сообразное с просвещением нашего века: проповедь Евангелия. (...) Разве истина дана для того, чтобы скрывать под спудом? Так ли мы исполняем долг христианина? Кто из нас, муж веры и смирения, уподобился святым старцам, скитающимся по пустыням Африки, Азии и Америки, в рубищах, часто без обуви, крова и пищи, но оживленных теплом усердия? (...) Мы умеем спокойно в великолепных храмах блистать велеречием (...) Кавказ ожидает христианских миссионеров». Никто в России даже из духовных лиц так возвышенно не писал о христианском миссионерстве!
Мое уважительное отношение к А.С. Пушкину еще более укрепилось, когда недавно я прочла стихотворение-молитву, исповедь, известное мне еще с юности, но тогда непонятое мною:

Отцы пустынники и жены непорочны,
Чтоб сердцем возлетать во области заочны,
Чтоб укреплять его средь дольних бурь и битв,
Сложили множество божественных молитв;
Но ни одна из них меня не умиляет,
Как та, которую священник повторяет
Во дни печальные Великого поста;
Всех чаще мне она приходит на уста
И падшего крепит неведомою силой:
Владыко дней моих! дух праздности унылой,
Любоначалия, змеи сокрытой сей,
И празднословия не дай душе моей.
Но дай мне зреть мои, о Боже, прегрешенья,
Да брат мой от меня не примет осужденья,
И дух смирения, терпения, любви
И целомудрия мне в сердце оживи.

Когда я читала обличительную притчу И.Крылова «Сочинитель и Разбойник», я не могла остановить слезы, настолько сильно это коснулось меня, хотя, как пишут, эта притча была о Вольтере, мне кажется, что Крылов писал о многих сочинителях прошлого и нашего времени тоже. Не думаю, что Пушкин, почитавший и уважавший Крылова и его произведения, не читал этой притчи. А вот выдержка из статьи, написанная А.С.Пушкиным о Библии:
"Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено к всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, – и такова ее вечно-новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению, и погружаемся духом в ее божественное красноречие" (из статьи "Об обязанностях человека"). "Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Библия всемирна, она содержит всю жизнь человеческую... Вот единственная книга в мире, – в ней есть все". Пушкин высоко ценил Библию. Он называл ее "ключом живой воды".
А.С. Пушкин снова стал моим Пушкиным.
27 января 1837 г. на Черной речке состоялась дуэль поэта с Дантесом, спровоцировавшим эту дуэль, запрещенную царским Указом. Поэт был смертельно ранен и через два дня скончался, исповедавшись перед смертью в своих грехах и причастившись Святых Тайн.
В записке Александру Сергеевичу Император, который высоко ценил Пушкина, как самого замечательного человека России, написал: «Если Бог не велит нам уже свидеться на здешнем свете, посылаю тебе мое прощение и мой последний совет умереть христианином. О жене и детях не беспокойся, я беру их на свои руки».
Жуковский, привезший утешительный ответ Государя, писал потом, что Пушкин просил его: «Скажи Государю, что я желаю ему долгого, долгого царствования, что я желаю ему счастия в его сыне, что я желаю ему счастия в его России».
Исповедь Пушкина принимал священник, приглашенный поспешно из ближайшего храма – протоиерей Петр Песоцкий, который во время Отечественной войны 1812 г. был священником С.-Петербургского народного ополчения. Он сказал после исповеди: «Я стар, мне уже не долго жить, на что мне обманывать? Вы можете мне не верить, когда я скажу, что я для себя самого желаю такого конца, какой он имел». Этой исповедью была снята проблема его христианского погребения, которое поначалу не разрешили церковные власти. Ведь смерть на дуэли приравнивалась к самоубийству, а самоубийц лишали церковного отпевания. Похоронен был Пушкин в Святогорском монастыре близ Михайловского.
Я всегда радуюсь, когда 6 июня в день рождения великого поэта во всех странах, и в том числе, в моем городе, мои земляки собираются у памятника А.С. Пушкина, отдать дань любви и памяти, и пока это происходит, Пушкин жив, жив в сердцах людей и в моем сердце.
Мой Пушкин – это прежде всего человек с открытой всему миру душой, честный,легкоранимый, гениальный поэт, смелый и вольнолюбивый, большой труженик, вдумчивый(мудрый), большой мечтатель и фантазер, порой веселый и бесшабашный, саркастичный и ироничный, а больше все-таки страдающий, нашедший в себе силы прийти с публичным покаянием к Богу в своих стихах-исповедях и в молитвах. Он был и есть настолько близок сердцу каждого русскоязычного человека, что и спустя 220 лет, его знают и помнят, выучивают его стихи наизусть и взрослые, и дети. Слава Богу и за то, что Он сохранил для нас и грядущих поколений имя А.С. Пушкина и его замечательное творчество.
В заключение мне хочется привести вот такие строки из стихотворения «Пророк», близкие мне по духу:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, —
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился. …
Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».

*) иллюстрация И.Айвазовского "Пушкин на берегу моря" (1887 г.) 7 г.)






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 11 декабря ’2010   10:53
Замечательная статья!!!
Я своей дочке читал Лукоморье, когда ей было две недели, и в два года она его отбарабанила так, что мы все приземлились на пятую точку!


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft