Пред.
|
Просмотр работы: |
След.
|
11 июля ’2024
08:31
Просмотров:
1097
10 июля 2024 года. Прекрасный день. На голубом небосклоне сияет солнце! Ветер замер! Температура плюс 25 с утра.
Мои друзья пригласили меня в Смоленск. С радостью согласилась! В машине за счет системы климат контроль комфортные температурные условия, и мы с подругой не превратились в рыб, выброшенных на берег! Дышали нормально, улыбались, весело щебетали и наслаждались поездкой! Муж подруги смотрел на нас в зеркало и улыбался!
Куда полетели ? Конечно, в «Культурно-выставочный центр имени Тенишевых» на новую выставку японской живописи «Иллюзии Страны восходящего солнца».
Афиша поманила интригующими подзаголовками:«Объемный взгляд на плоскую живопись», «Лентикулярные картины», «Волшебство бинокулярного зрения».
К сожалению, не могу себя причислить к знатокам японской живописи….
При упоминании слова «Япония» возникают ассоциации с образами сакуры, самурая, и, конечно, гейши. Признаюсь, что в глубокой юности, «гейша» в моём представлении носила негативный характер…
Но ведь заманчиво? Очень! Японский стиль изображений считается образцом глубины и романтики! Вот и посмотрю это сама!
Концепция выставки состояла в том, чтобы предложить посетителям взглянуть на плоскую живопись в объеме. Это картины в уникальной технике лентикулярной печати - создаются объемные изображения, которые могут изменяться или двигаться при изменении угла зрения.
Знаем что это? Конечно! Еще с СССР! Помните детские значки, называвшиеся «переливашками» и стерео открытки отпечатанные таким способом, на которых объемный портрет подмигивал при небольшом наклоне отпечатка! Все идет с детства, в общем!
Изобретен метод в начале XX века, французским физиком, лауреатом Нобелевской премии по физике Габриэлем Липпманом.
Основой лентикулярной технологии является использование прозрачной пластины, одна поверхность которой плоская, вторая рельефная в форме большого числа параллельных цилиндрических линз и специальный способ кодирования изображений.
Вот так беседуя, незаметно прибыли на место. Купили билеты. Для пенсионеров и для других льготников – 250 руб., для всех остальных посетителей - 300 руб. Мы пенсионеры с подругой! Экономия 100 руб. на двоих! Пустячок? А приятно!
На выставке работает аудиогид. Отсканировали Qr-код. Еще никогда и никому он не мешал, а вот помогал всем. И пошли в выставочный зал.
Начали просмотр с картин в стиле «суми-э́», что в переводе означает «живопись тушью». Этот художественный метод появился в Японии еще в период раннего Средневековья, но вершина его развития приходится на XIV - XV века. Учение проповедовало особый философский подход к изображению действительности. Монахи становились художниками. Самым прославленным мастером суми-э того времени считается Тойо Ода Сессю, репродукции картин которого выставлены на выставке.
Картины монохронные, выполнены тушью. Один росчерк кисти и несколько оттенков. На некоторых мазки цветных красок. Главные сюжеты картин - водные потоки и природа, как напоминание о том, что мир текуч и в нем нет ничего постоянного.
По легенде, монахи в процессе медитации должны были увидеть глубину изображений. Именно этот факт побудил автора объемных цифровых ремейков Валерия Кругова - талантливого дизайнера, коллекционера, проживающего в городе Ставрополе к созданию объемных картин.
В экспозиции представлена плоская картина и объемная. В плоских картинах я глубину не почувствовала. В монахи не гожусь! Но объемные порадовали. Когда смотришь на них, кажется, что ты попал в водный поток и тебя несет течение, или в лесную чащу и не можешь ориентироваться, куда идти дальше. Очень интересно!
Второй известный японский художник, чьи работы представлены в экспозиции - Китагава Утамаро (1753 - 1806). Это один из крупнейших мастеров стиля укиё-э (в переводе - картины изменчивого мира). На выставке можно увидеть оттиски с гравюр Утамаро, отпечатанные в экспериментальной типографии в Москве в 1958 году. Они посвящены знаменитым гейшам и прославленным красавицам. Идеальный тип женского лица, грациозность и изящество. …
А вот гравюра «Большая волна в Канагаве» японского художника Кацусика Хокусай. Она выполнена в технике айдзури-э - «синие картины». Эта гравюра считается самым известным за пределами Японии произведением искусства этой страны.
Историческую часть выставки дополняют какэмоно - вертикальные свитки из бумаги или шелка. Они содержат рисунок или иероглифы. Были популярны в Японии в XI - XVI веках и служили иллюстрациями к романам, повестям и буддийским сутрам. На представленных свитках изображены репродукции работ Сессю, Утамаро и Хуан Цюаня.
Современное японское искусство представлено творчеством художника Казуки Такамацу. Работает в жанре отображение глубины. Использует многочисленные, почти прозрачные слои гуаши. Картины имитируют 3D технологии отображения объема. Издалека кажется, что это компьютерная графика. На его многослойных изображениях кукольные фигуры расположены в философско-культурологическом пространстве, наполненном фантазийной символикой.
Просмотр закончен. Что осталось в памяти? Японские красавицы! Захотелось побыть гейшей!
Надеть яркий костюм, сделать прическу, нанести грим, обуться в деревянные сабо, а потом взять в руки музыкальный инструмент и увлечь собеседника приятной музыкой или танцами!
Понравились очень и картины с эффектом анимации. При разных ракурсах на тебя смотрят ожившие гейши, у которых - то меняется цвет заколок, то появляются или пропадают порхающие вокруг них бабочки. Это же удивительно!
Всего в экспозиции 55 оригинальных экспонатов.
Выставка работает до 19 августа. Мой совет - посетить! Выставка интересная и познавательная. Уверена, вы будете наполнены впечатлениями, и они не забудутся никогда!
Перешли во второй зал, в котором выставка живописи народного художника РФ Вячеслава Федоровича Самарина «До будущей весны…».
Москвич по рождению, он всю свою жизнь прожил в Смоленске, куда попал по распределению института и был одним из организаторов художественно-графического факультета в педагогическом институте, который в этом году заканчивает мой внук.
Известный в стране живописец ушел из жизни в ноябре 2023 года.
Так вышло, что выставка, запланированная как юбилейная к 85 летию, стала мемориальной.
Подготовку ее взяла на себя супруга Вячеслава Федоровича заслуженный художник РФ, известный российский график, мастер цветного офорта и рисунка, профессор Вера Евгеньевна Самарина.
Открывает экспозицию мемориальной выставки картина «Поморы». Это дипломная работа. С помором Иваном Бронниковым Самарин познакомился ещё во времена студенчества в одной из своих первых северных экспедиций. И образ этого сурового, но по-русски добродушного человека настолько запал в душу художника, что тот не раз использовал его в своих работах: «Поморы», «Помор Иван Митрич Бронников», складень «Храм», «Документальный портрет», «Будем здоровы».
Нельзя пройти мимо и никого не оставит равнодушным фигура старика Бронникова! В его изборождённом морщинами лице, узловатых пальцах рук, спокойном взгляде выцветших глаз такая вековая сила и мудрость народа, привыкшего противостоять суровым условиям жизни на побережье Белого моря.
Полиптих «Дым отечества». Состоит из 4 частей. Картин и некоторых предметов и фотографий. От этих картин мурашки по коже. А главная мысль, бог всегда с Россией!
Напротив входа в экспозиционное пространство сразу привлекают внимание работы «Мои» и «Дом, которого нет», которые Вячеслав Фёдорович объединил в диптих «Родное и близкое».
Его произведения очень разные. В них много юмора и даже элегантного хулиганства. Но главное – в них есть глубокое понимание духовной жизни человека, способности сострадать действительно тяжёлой истории нашей страны.
В творчестве Самарина нет ничего придуманного – всё реально: конкретные люди, избы, пейзажи. И какие бы эмоции ни читались в глазах его героев: боль, тоска, грусть, радость, усталость, – всё это пережито самим автором, а потому передано с особой достоверностью.
Представлены на выставке и его широко известные работы более позднего времени: «Васильевна. Утренний свет», «Рядовой Мухин с войны не вернулся», работы последних десятилетий.
Вячеслав Федорович писал: «Я благодарен судьбе, что она направила нас в Смоленск. Я много по России поездил, но более многострадальной земли, чем Смоленщина, не видел. Поэтому здесь живут особенные люди. Здесь много замечательных людей. Я познакомился со смоленской деревней Лавенкой. И персонажи моих картин: рядовой Мухин, Васильевна – тоже из этой убитой деревни. Её не буквально расстреляли – убило время. Пули, попавшие в мужиков, пробивали их дома. Так постепенно уходила из деревни жизнь, пока совсем не ушла. Слава богу, я успел написать, и теперь и эта деревня, и дом самого Мухина только на картинах и остались».
После просмотра экспозиции выставки у меня появилось чувство гордости, что жил такой великий, правдивый и талантливый художник Вячеслав Федорович Самарин на земле Смоленской и живут в России мудрые, терпеливые, горячо любящие Родину люди.
И грусти... картины мрачные. В них нет яркости цвета и праздника, в отличии от первой выставки.
С портретов смотрят на нас усталые, серьезные люди, но таким пронзительным взглядом, что мурашки бегут по коже. Ясно понимаешь, какая у них была сложная жизнь и в то же время чувствуешь их веру в лучшее. Во взгляде нет злобы.Молча тянут свою ношу. Но если придет беда, то не пожалеют своей жизни для защиты своей Родины. Вот на таких людях и держится земля русская.
В настоящее время в экспозиционных залах центра открыты выставки со свободным входом.
Фотовыставка «Музейно-храмовый комплекс Вооруженных Сил Российской Федерации Министерства обороны Российской Федерации».
Музейно-храмовый комплекс — это уникальный архитектурный ансамбль в Центральном парке «Патриот». Сердцем комплекса и величественным символом победы является Собор Воскресения Христова — это Главный храм Вооруженных Сил России.
На выставке представлено более 20 фоторабот, об истории строительства и символизме в размерах и очертаниях Храма, а также демонстрируют внутреннее убранство, иконостас и иконы.
Выставка «Мир детства» из фондов музея-заповедника «Прохоровское поле».
В экспозицию выставки вошли игрушки самых разных эпох и стилей. Выставка получилась теплой, милой, привлекающей к себе внимание не только детей, но и взрослых людей! Ведь каждый из нас в душе ребёнок.
Дополняет выставку раздел, посвященный детству советского ребенка.
Первый Международный художественно-педагогический форум "Источник вдохновения», представляет выставку "Россия начинается здесь…»
Есть среди участников и работы нашей землячки Натальи Роот. Педагоги-художники выезжали на пленэры в Свято-Троицкий Болдин монастырь и историко-архитектурный комплекс «Теремок».
Наталья Роот рассказывала: «В Болдинском монастыре нас с радостью встретили, и мы полтора дня писали этюды. Выходили с четырех часов утра и очень хорошо поработали. Даже удалось подняться на колокольню. Это одухотворенная местность, где много объектов для изображения. Рисуя во Фленово возле храма Святого Духа, я ощутила космическое состояние души. Художник - это человек мира, который транслирует красивые образы, чувства. А вдохновение мы черпаем от своей земли, на которой родились, от природы».
Выставка работ учащихся Детской художественной школы имени М.К. Тенишевой «Семья. Детский взгляд».
На выставке представлено 24 работы, выполненные с использованием гуаши и акварели. Среди участников победители международных и всероссийских конкурсов, многократные лауреаты премии Марии Тенишевой.
И последняя выставка, куда мы заглянули, это «Яблоко Ньютона».
Выставка предлагает погрузиться в удивительный мир открытий и достижений, познать тайны природных и физических явлений.
Я благодарю Нину и Дмитрия Щекиных за приглашение и замечательную поездку, которая помогла мне шире открыть дверь в удивительный мир живописцев.
Свидетельство о публикации №467082 от 12 июля 2024 года
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи